Анализ должностной инструкции режиссера постановщика. Второй режиссер

Режиссер - это человек, который занимается постановкой фильма, руководит съемочным процессом или репетициями, если речь идет о театре. Если точнее, режиссеров на съемочной площадке несколько : главный режиссер называется режиссером-постановщиком , его ближайшие помощники - просто режиссерами . И в том, и в другом случае, основу его работы составляет .

Сегодня многие мечтают стать режиссерами, ведь профессия становится все более и более престижной. Известные мастера своего дела получают награды и премии, выходят на красную ковровую дорожку, дают интервью, общаются с лучшими актерами и актрисами. Однако, работа режиссера не всегда была таковой. В начале, на этапе зарождения профессии, режиссер занимался разработкой сценария, проводил работу с актерами, руководил съемочным процессом. Но времена изменялись и накладывали все новые и новые обязанности, которые делают профессию интересной и сложной одновременно.

Чем занимается режиссер

Теперь, чтобы стать успешным в своем деле, режиссер, должен отличаться тонким чутьем на качественные идеи, на потрясающие сценарии, время выхода картины, потребности публики. Он ищет средства, интересует инвесторов и продюсеров, подбирает актеров и съемочную группу, руководит процессом создания и монтажа фильма. Для постепенно становится все меньше и меньше преград и ограничений, поскольку спектр обязанностей режиссера растет.

Отечественные специалисты во многом отличаются от западных, поскольку голливудские режиссеры не признают тех, кто ставит себя выше остальных. Поэтому они выполняют максимум работы, прикладывают все свои усилия для того, чтобы картина была качественной и успешной.

Отечественные режиссеры нередко после первого же успеха становятся заносчивыми, отказываются выполнять некоторые обязанности, вследствие чего быстро теряют популярность. Лишь избранные трудоголики и истинные таланты по-прежнему интересны зрителям.

Рабочие права и обязанности режиссера

В обязанности режиссера входит координирование всего процесса создания фильма, потому именно он получает награды или терпит полнейший крах в случае провала своей картины. Работа режиссера предполагает полную самоотдачу, поскольку специалист не только тщательно отбирает сценарий, адаптирует его под свое видение и мироощущение, то есть создает , подбирает оптимальный актерский состав, который станет идеальным воплощением тех или иных образов, находит к каждому из них подход.

После окончания съемочного процесса, работа режиссера не заканчивается, поскольку он обязан контролировать монтаж, наложение звука и спецэффектов. Последние часто играют решающую роль в качестве и популярности картины. Только посоле того, как все работы завершены и фильм вышел в прокат, режиссер может считать свою работу выполненной и ждать похвалы или критики со стороны специалистов и рядовых зрителей.

Типичная должностная инструкция режиссера включает права и обязанности, обычно она содержит еще пункт об ответственности сторон контракта. К должностным обязанностям режиссера театра, например, относят разработку репертуара, постановку спектаклей, организацию учебной работы. Составление расходной сметы и плана поступлений денежных средств также зачастую поручают режиссеру.

Вообще, функции режиссера представляют собой набор обязанностей хорошего управляющего, а режиссура как профессия подразумевает соответствующее мышление и отличные организаторские способности.

Замысел и реализация

Замысел и реализация – вот два кита, на которых стоит современная режиссура. Многие режиссеры очень подробно описывают свои задумки, некоторые напротив, считают, что импровизация – это главный козырь практической режиссуры. Конечно, глупо недооценивать важность подготовительного этапа, однако история режиссуры говорит, что наиболее важные рабочие моменты все же проходят на площадке. Это может быть театральная сцена или съемочный павильон. Несомненно, без актеров реализовать все богатство режиссерской фантазии было бы невозможно.

К основным функциям режиссера относят и работу с актерами. Конечно, в идеале творческое понимание режиссера и актеров должно полностью совпадать. Однако на практике чаще можно наблюдать ситуацию, когда они либо стремятся навстречу друг к другу, либо то, что делает режиссер нельзя назвать иначе, чем активное насаждение единственное правильной точки зрения.

Порой даже именитые мастера не считают нужным слышать мнение исполнителя своей «светлейшей» воли. Но то, чем занимается режиссер – это и сотворение персонажей. Оно не может осуществляться, минуя душу и творческий потенциал актера.

В соответствии с классическими принципами режиссуры выделяют следующие составляющие замысла (основы режиссуры):

  • творческая интерпретация сценария;
  • описание персонажей;
  • определение особенностей актерской игры;
  • ритмы и темпы во временном аспекте произведения;
  • пространственное решение (т. н. пространство режиссуры);
  • декоративное и звуковое оформление.

В заключение нужно отметить, что своевременное и тщательное выполнение обязанностей режиссера сделает настоящего мастера из старательного новичка.

Профессия режиссера относится к разряду творческих, и ее суть заключается в руководстве творческим процессом по созданию произведения — фильма, спектакля, циркового представления, эстрадного шоу и т.д.

Представитель этой профессии отвечает только за творческую сторону создания произведения. Этим режиссер отличается от продюсера , который добывает деньги на проект, решает финансовые, технические, организационные вопросы. Однако есть мастера, совмещающие обе роли и избегающие возможных конфликтов интересов (коммерции и творчества).

Какие бывают режиссеры

Режиссер-постановщик

Режиссер-постановщик — это главное лицо, которое отвечает за все происходящее на съемочной площадке или на сцене. Ему подчиняются актеры, операторы, звукорежиссеры , сценаристы , декораторы и прочие специалисты — он их организует и отвечает за конечный результат. Потому слово «постановщик» в его отношении употребляется не всегда.

Режиссер театра

В задачи режиссера театра входит организация и проведение всех мероприятий по постановке спектакля — от работы над текстом пьесы, подбора исполнителей и декораций до постановки произведения, синхронизации действий актеров и их соответствия и сюжетной линии, и художественному замыслу (причем как автору пьесу, так и своему).

Режиссер монтажа

Профессия режиссера монтажа (или киномонтажа) скрывает под собой обычного монтажера, который куски съемки сводит в одно произведение (фильм, телепередачу, рекламный ролик, клип). Конечно, это не обычный техник, который нажимает кнопки на компьютере, а специалист, работающий бок о бок с режиссером, знающий все тонкости и нюансы будущей картины и помимо этого умеющий выполнять все технические функции.

Главная задача режиссера монтажа сделать на выходе то, что ожидает главный режиссер.

Места работы

Должность режиссера предусмотрена во многих организациях, производящих зрелищно-развлекательную продукцию:

  • в кинокомпаниях и киностудиях;
  • в театрах и цирках;
  • в крупных рекламных агентствах.

И некоторых других организациях.

История профессии

До появления кино, профессия режиссера относилась к театральной сфере. Во все времена существовали люди, которые ставили пьесы, спектакли и различные шоу. Это могли быть драматурги, актеры или кто-то еще, но именно они были прародителями будущих режиссеров.

Популярность театра, более сложные постановки примерно во второй половине XIX века родили на свет профессию режиссера. Местом ее рождения можно считать Мейнингенский театр, которым руководил Людвиг Кронек.

В кино режиссеры появились почти сразу с его возникновением: в документальном жанре — сами изобретатели кинематографа братья Люмьер, в игровом — Жорж Мельес, в анимационном — Эмиль Рейно.

Со временем это занятие стало разнообразнее, появились не только режиссеры кино и театра, но и режиссеры цирка, организаторы крупных общественных мероприятиях и т.п.

Обязанности режиссера

Перечень и объем конкретных задач и обязанностей режиссера может серьезно различаться в зависимости от направления и специфики деятельности. Например, режиссер кино занимается следующими вещами:

  • пишет или подбирает сценарий;
  • определяет общий художественный стиль картины;
  • подбирает актёров и руководит ими;
  • руководит работой декораторов, художников по костюмам, сценаристов, операторов, монтажеров, ассистентов и других специалистов;
  • руководит процедурой монтажа (иногда участвует в ней).

Для сравнения опишем некоторые функции режиссера телевидения, создающего программы и передачи:

  • создает сценарии;
  • принимает готовые сюжетов и программы;
  • участвует в монтаже телепередач и рекламных видеоматериалов;
  • работает в прямом эфире.

Требования к режиссеру

Основные требования к режиссеру просты:

  • высшее профильное образование;
  • опыт работы в определенной сфере режиссуры: в кино, театре, на телевидении и т.д.

При этом от «профильных» специалистов (режиссеров по монтажу, звукорежиссеров и пр.) порой требуется знание соответствующей аппаратуры и программного обеспечения.

Как стать режиссером

Стать режиссером, тем более высокого уровня, не так уж просто. Для этого необходимо получить высшее образование по специальности «режиссер» — например, закончить режиссерский факультет ВГИКа, театральную академию, институт культуры или иной профильный вуз.

Причем выбирать учебное заведение желательно сразу по желаемой специальности: переквалифицироваться, например, из театрального режиссера в кинорежиссера в ходе карьеры удается совсем немногим.

Зарплата режиссера

Сколько зарабатывает режиссер — это большой вопрос. Известные мастера делают миллионы, но всегда рискуют тем, что их очередное творение провалится и они окажутся в минусе.

Помимо известных режиссеров есть еще масса специалистов без имени. Их доходы, как правило, не очень высоки. Зарплата режиссера может колебаться от 30 до 250 тысяч рублей в месяц (в зависимости от работодателя и уровня проектов).

ДОЛЖНОСТНАЯ ИНСТРУКЦИЯ РЕЖИССЕРА МОНТАЖА

I. Общие положения

  1. Режиссер монтажа относится к категории специалистов и подчиняется непосредственно начальнику отдела.
  2. На должность режиссера монтажа принимается лицо, имеющее высшее или среднее профессиональное образование без предъявления требований к стажу работы.
  3. Прием на работу и увольнение производится приказом генерального директора.
  4. Режиссер монтажа должен знать:
    - Методические и нормативные материалы по вопросам выполняемой работы.
    - Перспективы технического развития особенности деятельности предприятия.
    - Принципы эксплуатации телевидео оборудования, способы и методы монтажа.
    - Правила и условия выполнения работ.
    - Основные требования, предъявляемые к технической документации.
    - Правила эксплуатации вверенной ему техники.
    - Правила и нормы охраны труда.
    - Правила внутреннего трудового распорядка.
  5. В своей работе режиссер монтажа руководствуется настоящей должностной инструкцией.
  6. На время отсутствия режиссера монтажа (болезнь, отпуск, командировка, пр.) его обязанности исполняет лицо, назначенное в установленном порядке. Данное лицо приобретает соответствующие права и несет ответственность за надлежащее исполнение возложенных на него обязанностей.
  7. _________________________________________________________________.

II. Должностные обязанности

  1. Осуществляет под руководством автора программы выполнение всего комплекса работ по монтажу телевизионных программ.
  2. Обеспечивает художественное и техническое качество монтажа.
  3. Соблюдает действующие технические нормативы, а также сроки, предусмотренные календарно-постановочным планом для проведения монтажных работ.
  4. Обеспечивает выполнение плановых заданий.
  5. Проверяет наличие всех представленных материалов, выявляет дефекты отдельных дублей.
  6. Принимает меры для улучшения художественно-технического качества программ.
  7. Обеспечивает по ходу монтажа оперативную готовность каждого сюжета.
  8. При необходимости подготавливает программу к перезаписи и осуществляет ее перезапись.
  9. Выдает программу в живом эфире.
  10. Просматривает окончательный вариант смонтированной программы и информирует руководство о всех дефектах смонтированных сюжетов.
  11. Самостоятельно осуществляет процесс подготовки и монтажа несложных телевизионных программ.
  12. Осуществляет монтаж всех звуковых материалов (музыки, реплик, шумов).
  13. Работает на сложной монтажной технике, компьютере.
  14. Выполняет другие работы в соответствие с требованиями по данной специальности.
  15. _________________________________________________________________.
  16. _________________________________________________________________.

III. Права


Режиссер монтажа имеет право:
  1. Знакомиться с проектами решений руководства предприятия, касающихся его деятельности.
  2. Участвовать в обсуждении вопросов, касающихся исполняемых им должностных обязанностей.
  3. Осуществлять взаимодействие с руководителями всех (отдельных) структурных подразделений организации по вопросам предоставления необходимой информации.
  4. В пределах своей компетенции сообщать непосредственному руководителю о всех недостатках, выявленных в процессе исполнения своих должностных обязанностей и вносить предложения по их устранению.
  5. _________________________________________________________________.
  6. _________________________________________________________________.

IV. Ответственность


Режиссер монтажа несет ответственность:
  1. За ненадлежащее исполнение или неисполнение своих должностных обязанностей, предусмотренных настоящей должностной инструкцией, - в пределах, определенных действующим трудовым законодательством Украины.
  2. За правонарушения, совершенные в процессе осуществления своей деятельности, - в пределах, определенных действующим административным, уголовным и гражданским законодательством Украины.
  3. За причинение материального ущерба - в пределах, определенных действующим трудовым и гражданским законодательством Украины.
  4. _________________________________________________________________.
  5. _________________________________________________________________.

Кто заводит механизм работы на съемочной площадке и подкручивает винтики, если они разболтались? Всеведущий второй режиссер.

На фото: Два режиссера фильма «Бандитки». Эспен Сандберг и Хоаким Роннинг

Кто этот загадочный человек, имени которого (в большом кино) часто не знают даже заядлые киноманы? Чем он занимается, и вообще, зачем нужен? Если объяснять самыми общими словами: территория режиссера – драматургическая часть картины, территория его ассистента, или второго режиссера, – съемочный процесс. Чтобы поближе познакомиться с его деятельностью, “ТвоеКино” предлагает окунуться в “киношные” дела и разобрать их по косточкам.

Должностные обязанности: что, где, когда

Как только сценарий утвержден, он отправляется ко второму режиссеру, чтобы из литературного превратиться в режиссерский, а из текста – в таблицу, где к каждой сцене подобраны локации, актеры, реквизит, техническое оснащение, запрошены все необходимые специалисты.

Таблица служит основанием плана съемок, ведь фильм (особенно художественный) невозможно снять в хронологическом порядке, съемочный процесс здесь зависит от максимального удобства и эффективности. И это снова задача второго режиссера: составить расписание для конкретных локаций с точными указаниями для каждого участника съемок, от “хлопушки” до главного героя.

Здесь вырисовываются задачи уровня “маг”: совместить удобство расписания для всех участников, отснять нужное количество страниц сценария в день, учесть время суток, рассчитать время съемок…

Если вы не знаете, что превращение сценария в съемку – это как запуск ракеты, то у нас для вас новости. Здесь все должно быть в предельной готовности, а кто обязан ее организовать, вы наверняка догадались. Итак, топ дополнительных обязанностей второго режиссера.

“Я тучи разведу руками”

Таблицы с четким распределением обязанностей для каждого члена съемочной группы составлены, локации подготовлены, реквизит рассортирован, операторы, технические работники, режиссеры, гримеры, специалисты по безопасности, каскадеры и проч. и проч. вписали время и дату съемок в чистый лист органайзера. И вдруг выясняется, что страничка органайзера актера, запланированного на конкретный день, уже исписана: он занят в другом проекте именно в этот момент. Звезды не сошлись, а разрешать ситуацию приходится второму режиссеру.

Но этот человек всегда знает, ответ на любой вопрос, у него есть секретные кнопочки и рычаги, которые позволяют повернуть ситуацию в плюс. Нестандартное мышление – это второе имя второго режиссера. Он, например, знает, каким образом обычно падают солнечные лучи, и понимает, какой специалист и реквизит необходимы, чтобы, к примеру, технически создать иллюзию ясного дня, когда небо затянуло тучами.

В общем, решать проблемы примерно такого рода – серые будни ассистента режиссера.

Режим: “Все включено”

То есть включены все человеческие функции до предела. У одного человека, ну, вы поняли. Потому что съемочный процесс начат. Казалось бы, можно выдохнуть и следовать сценарию, но это большая иллюзия: начинается самое сложное.

В заданное время съемочная группа должна выдавать определенное количество кадров, то есть реализованного сценария. Второй режиссер здесь словно дирижер, но даже лучше.

Съемки начинаются с переклички, и не только людей, но и предметов (- пять надувных фламинго? – есть; – тринадцать воздушных шаров? – последний надуваем), процессов (- Маша с Вероникой закончила? – да, все синяки на месте (и это о гриме)), оснащения (- фоновый свет готов? а рисующий? – готов) и проч. и проч.

Кстати, другая сторона медали: на площадке должно быть все необходимое, в то же время, должно отсутствовать все ненужное (- летающий мусорный пакет входит в сценарий? – нет. – ловим!).

Перекличка завершена, площадка готова, а значит: “Камера, мотор!” – но только не время расслабляться и наслаждаться игрой актеров.

Съемочный процесс – это концентрированная жизнь, а значит, и концентрированная опасность. Список телефонов ближайших больниц, огнетушитель в доступном месте, аптечка под рукой, глаза – настороже, – опять же задача сами-знаете-кого.

Конечно, в команде обязательно есть отдельный человек, ответственный за безопасность, однако это не снимает данной задачи со второго режиссера. Потому что он должен разрешить все потенциально опасные ситуации еще до их возникновения.

Быть важным – приятно, но быть приятным – важнее

При всей напряженности и многозадачности профессии, второй режиссер должен быть идеальным коммуникатором.

Он – связующее звено для всех членов съемочной группы. Он – главный мотиватор команды. Он – палочка-выручалочка во всех неожиданных ситуациях.

Проверить готовность, контролировать процесс, отслеживать результат, при этом оставаясь адекватным собеседником, уравновешенным руководителем и хорошим человеком – задача для супермена. Но вторые режиссеры, обычно справляются, а если нет – страдает не только команда, но и фильм.

Наверное, все вышесказанное создает впечатление, что второй режиссер, соглашаясь на эту должность, подписывает добровольное согласие на персональный мини-ад. Это не так. Он получает не только стрессы, обязанности и зарплату.

Он получает нечто большее – незабываемые минуты, когда самая сложная сцена идет, как по маслу, доверие каждого профессионала и всей команды в целом, идеальный фильм, снятый с первого дубля.