Аврора крейсер модель из картона. Крейсер "Аврора" изнутри

25 октября (7 ноября) 1917 года в 21 час 10 минут выстрел бакового орудия крейсера «Аврора» послужил сигналом к штурму Зимнего дворца - последнего онлота Временного правительства. Матросы крейсера в этот день участвовали в захвате Зимнего дворца и Центральной телефонной станции, охраняли штаб пролетарской революции - Смольный.
Легендарный крейсер, вовесшвшнй всему Миру начало новой эры - эры социализма, сохранился до наших дней. Он стоит v гранитной набережной Невы как бессмертный памяшнк Великому Октябрю. Здесь открыт музей.
Трудно найти в нашей стране пионера, который не видел бы нэобрзження исторического корабля. Но еще интереснее увидеть своими глазами, если не настоящую «Аврору», то хогя бы ее модель.
11 юные техники 1 хспехом строят такие модели тля ленинских комнат и муэеев школ, домов тюнеров
Сделанге н вы модель крейсера «Аврора» Это будет ваш подарок 50-летию Великого Октября н 100-летню со дня рождения В. И. Ленина Конечно, придется немало поработать, зато ваш школьный музей обогатится новым, ценным экспонатом.
Прежде чем дать описание модели, мы расскажем, когла и гае построен крейсер, каким бы то его вооружение, каково боевое н революционное прошлое ею команды. (...)
Аврору» включили в состав учебных кораблей. Совершая заграничные плавания, матросы крейсера установили связь с русскими эмигрантами - социал-демократами, получали от них нелегальную литературу. На крейсере был тайный кружок, оснивная цель которого состояла в подготовке вооруженного восстания против царизма. Кружок раскрыли, с моряками жестоко расправились.
Во время первой мировой воины крейсер «Аврора» Псе дозорною службу в Балтннском море.
С ноября 1910 года «Аврора» была поставлена на капитальный ремонт к заводскому причалу. Общение с рабочими подготовило команду крейсера к активным революционным действиям. За день до свержения царского нравнгельсша, 26 февраля 1917 года, авроровцы захватили крейсер н свои руки и подняли красное знамя. В октяоре 1917 года экипаж крейсера принял активное участие в штурме Зимнего дворца, в завоевании советской власти.
После Октября. В день Красной Армии 23 февраля 1923 года «Аврора» снова вошла в состав учебных кораблей Балтийского флота. 2 ноября 1927 г., в десятую годовщину революции, крейсер был награжден орденом Красного Знамени за проявленным героизм в дни Октября.
В годы Великой Отечественной воины орудия главною калибра сняли с «Авроры» и установили их на подступах к Ленинграду. А уже 24 августа 1944 года было принято решение установить навечно Краснознаменный крейсер «Аврора» у Пыроградскоп набережном на Большой Невке. Корабль был сильно поврежден вражескими снарядами и осколками. Все восстановительные работы рабочне-судостроители проводили по субботам н воскресеньям, каждый считал за честь принять учасше в восстановлении этой реликвии русского народа.
7 ноября 1947 года в день XXX годовщины Советской власти у моста лейтенанта Шындга завяла свое место возрожденная «Аврора».
Корабль-памятник «Аврора» - не музейный экспонат. Эю корабль Военно-Морского Флота СССР. Ежедневно в 8 часов утра на палубе выстраивается весь личным состав. Звучит команда дежурного по крейсеру: «На флаг и гюйс - смирно», и затем: «Флаг н гюнс - равняйсь». На кормовом флагшюке медленно поднимаемся военно-морской флаг, а на гюнештоке - гюнс. Для команды и курсантов Нахимовского училища, если они находя1си в это время на кирабле, начинается день службы п учебы.
На корабле в 1956 г. создай филиал Центрального Военно-морского музея, в нем собраны документы н всевозможные материалы, рассказывающие о событиях октября 1917 г., о славной истории крейсера. нa баке корабля стоит 6-дюймивое (152 мм) орудие.
(...)
Основные детали корабля (рис. 1)
1 - таран - выступающая под водой часть форштевня, используемая для нанесения удара; 2 - носовой торпедный аппарат (труба с крышкон) - предназначен для выпуска торпед по вражеским судам; 3 - клюз - овальное отпереше в борту корабля для пропускания якорной цени; 4 - швартовным клюз - отверстие в верхней части борта для пропускания троса при швартовке корабля; 5 - гюйсшток - стержень, служащий для подъема на носу флага, называемого гюйсом; 6 - кнехты - парные тумбы для закрепления швартовных или буксирных тросов; 7 - леерное ограждение - устройство, состоящее из стоек и тросов для предупреждения падения матросов за борт; 8 - форштагн - тросы, удерживающие фок-мачту спереди; 9 - баковое (носовое) орудие главного калибра, бак - носовая часть палубы корабля до фок-мачты; 10 - нижиии мостнк - площадка для наблюдения; 11 - рубка - закрытое бронированное помещение на ерхнен палубе, в котором находятся приборы управлчтпя кораблем и располагается командный пункт; 12 -главный Компас на верхнем ходовом мостике; 13 - Штурманская рубка н каюта командира; 14 - дальномер 15 - прожекторная площадка; 10 - топовый огонь - елый огонь на фюк-мачте, который несут корабли на -.оду: 17 - буксирные 01 нн - белые огни, которые несет;орабль, если он буксирует какое-либо судно; 18 - ваггы - тросы стоячего такелажа, укрепляющие мачты С) бортам; 19 - фор-стеньга - продолжение фок-.мачи; 20 - клотиковый сигнальный огонь - прибор, состоящий из красной и бслин ламп, устанавливаемый в зерхней части стеньги - топе; 21 - красный флаг, 2 - фор-.марса-рен - прикрепленный к фок-мачте горн онтально палубе по-лын металлический стержень, слукащнй для поднятия на нем сигналов; 23 - енгнальньц фалы - снасти, тонине тросы - лннн, для Подъема и спуска флажных, предметных и световых сигналов; 24 - фока-реи - первым снизу рей; 25 - фок-мачта - средняя мачта; 26 - дымовая труба; 27 - паровоздушная труба - служит для выпуска излишнего пара; 28 - труб-штагн - тросы, крепящие дымовые трубы; 29 - дефлекторы котельного отделения - устройства в виде тр.б, используемые для обмена воздуха в помещениях; 30 - шлюп-балка - устройство, служащее для спуска на воду н подъема на палубу шлюпок; 31 - napouo1 катер - разъездной каюр для связи с берегом; 32 - тросовая вьюшка - барабан с боковинками, в виде отушки для наматывания буксирных н других 1pocot 33 - носовом световой люк - устройство для доступа света и воздуха в подпалу Оные корабельные помещения; 34 - ял - корабельная шлюпка, в зависимости от числа весел называется восьмерка, шестерка и т. д. 35 - переходной мостнк - служит для сообщения мехду площадками, находящимися на одном уровне; 36 - дефлектор - раструб вентиляции машинного отделения; 37 - площадка для кормового (запасного) маюнтниго компаса; 38 - компас; 39 - кормовой командный мостнк, используемый в случае повреждения носового; 40 - анеины радиостанции; 41 - ввод радиоантенны в радиорубку; 42 - вымпел; 43 - грот-стеиьга - продолжение грот-мачты (второй мачты); 44 - грот-марса-рей - в орой снизу рей на грот:яачте; 45 - верхний толовьм огонь; 46 - грота-рей - первый снизу рей на грот-мачте; 47 - грот-марс - площадка на верхней части грот-мачты для наблюдения; 48 - гафель - рей, укрепленный наклонно в верхней части мачты н поднимаемый вверх, служит для подъема флага; 49 - верхним хнльватериый огонь - служит ночью для правильного следования судов при движении в кильватер (в струе от гребного винта) впереди идущему кораблю; 50 - кормовой дальномер; 51 - кирмовая боевая рубка (резервная); 52 - зенитное 70-мм орудие; 53 - кормовая надстройка - расположенная на корме; 54 - кормовой якорный шниль - машина с вертикальным валом, служащая для выбирания якорного каната, натягивания троов при швартовке; 55 - разъездная шлюпка; 56 - кнехты; 57 - кормо-_ вое орудие главного калибра 151-мм; 58 - спасательный круг; -
75 - верп - вспомогательный (эагозной) якорь, употребляется при снятии корабля с мели, перетягивания корабля на другое место, для подтягивания кормы, когда ее закидывает в сторону; 76 - кожух кормового котельного отделения - устройство, обеспечивающее тепловую изоляцию; 77 - нллюмииа оры - круглые окна герметически закрывающиеся; 78 - мусорный рукав - труба, через которую выбрасываю ся за борт корабельные отходы н мусор; 79 - боков й киль; 80 - кожух носового котельного отделения; 8 - ростры для шлюпок; 82 - шестиадцатиаесельиый (аркас - самые большие шлюпки (бывают до 22 весел) на кораблях Военно-Морского Флота, могут выходить в море в любую погоду; 83 - шлюпочные выстрелы - трубчатая балка, прикрепленная к борту корабля нa шарнире, служит для спуска н подъема шлюпок; 8 - диенадцатнвесельный катер - корабельная шлюпки более легкая, чем баркас, может ходить под парусом; 85 - бортовое орудие главного калибра в броневсм щите; 86 - скоб-
трап - вертикальная лестница нз скоб, прикрепляемых к борту, стенкам надстроек, дымовых труб н т. п.; 87 - барбет бортового орудия главного калибра - выступ на борту корабля для удобства обслуживания орудия; 88 - носовой срез; 89 - входной люк - отверстие в палубе корабля дли схода в нижележащие помещения н выхода из них; 90 - становой (основной) нкорь.
Постройка модели. Ознакомившись с устронством н назначением отдельных детален модели можно приступить к изготовлению корпуса.
Самой простейшей моделью является силуэтный макет кренсера.
С помощью копировальной бумаги переведите на хорошо отшкуренную нелокоробленную фанеру толщиною 2 - 3 мм чертеж, приведенный на рис. 2 - вид сбоку. Затем лобзиком выпилите силуэт корабля по ватерлинии с припуском 2 - 3 мм. Потом переведите на дощечку толщиною 6 - 8 мм другой чертеж - вид сверху (рис. 2). Это будет основание макета - контур палубы. Эти две детали нашего макета тщательно отшкурьте н подправьте острым ножом отдельные неточности выпиловки. В основании макета по диаметральной линии сделайте прорезь глубиною 2 - 3 мм. Силуэт - вид сбоку, вставьте о эту прорезь. Когда все будет готово, покрасьте силуэт светло-серой краской, палубу - светло-желтой, а основание - красном. Вырежьте из бумаги флаги и установите нх на флагштоках и на мачтах. Такой макет может сделать каждын, умеющий держать в руках лобзнк н ножик.
Сделать объемню модель крейсера значительно сложнее. Во-первых, надо выбрать масштаб. Если модель будет настольной, то можно взять масштаб 1:300. В этом масштабе дан теоретический чертеж (рнс. 3). Длина модели будет 412 мм. Для изготовления корпуса потребуется сухой сосновым, березовый нлн липовый брус, по возможности без сучков. Если не удастся найти подходящего бруса, придется склеить его из 2-3 досок. Брус надо хорошо обстругать и выпилить нз него правильный параллелепипед размером 450 X 60 X 60. Затем брус надо разметить. Прочертите острым шилом диаметральную линию, которая разделит брус вдоль на две симметричные части. Затем перпендикулярными линиями разделите брус по числу шпангоутов на 10 равных частей. Расстояние от нулевого шпангоута до линии первого шпангоута разделите пополам, а первую половину - еще раз пополам. Это будут половинный и четвертной шпангоуты. (...)
Если вы хотите сделать модель самоходной, то надо выбрать дерево внутри корпуса н установить там электрический нлн резиновый двнгвтель, аккумуляторы или алектрнчсскне батареи. Выбрать дерево можно сверлом и полукруглыми стамесками. Работа эта трудоемкая, а если стрпнть модель в масштабе 1: 100, то н просто тяжелая. Модель крейсера можно сделать радиоуправляемой. Для радиоаппаратуры и батарей потребуется много места внутри модели. Поэтому корпус в этом случае надо делать обязательно наборным.
Так как корпус теоретического чертежа дан в масштабе 1:3U0, его придется унеличить в три раза. Эю можно сделать при помощи фотоаппарата. Сначала сфотографируйте чертеж н изготовьте негатив. Следите прн этом за тем, чтобы плоскость чертежа была параллельна плоскости фотопленки. В противном случае прн последующем увеличении чертеж исказится.
Затем заготовьте шаблон - полоску плотной бумаги длиною 168 мм. Прн печати увеличьте ширину корпуса, данную на теоретическом чертеже на отметке грузовой ватерлинии - ГВЛ, приложив к ней полоску-шаблон. Проэкспоннруйте, проявите, аккуратно накатайте отпечаток па стекло, а когда просохнет, получите нужный вам чертеж, по которому будете строить корпус в масштабе 1: 100. Выкронкн для шпангоутов надо делать нз плотной чертежной бумаги. Каждую ветвь шпангоута переводите на лист бумаги, сложенный пополам так,
что гпб совпадает с диаметральной линией на корпусе теоретического чертежа. При постройке наборного корпуса надо учесть, что толщина реек увеличит ширину модеш. Чтобы этого не произошло, проведите, отступя на 5 мм к днаметралн, линию, повторяющую обвод шпаигсута, н вырежьте шаблон по этой второй линии. Затем сделайте вырезы для киля, бортовых стрингеров и лршальных брусьев. Вырезанный шаблон наложите на фанеру толщиною 3 - 4 мм н обведите его по контуру стрым шилом или карандашом н выпилите лобзиком. В носовом и кормовом шпангоутах вырезов внутри не делают, в остальных сделайте вырезы. При вынимании шпангоутов рекомендуется располагать их так, чобы диаметральная плоскость чередовалась то с продольными, то с поперечными волокнами на фанере. В дальнейшем при сборке корпуса это обеспечит болыш ю жесткость всей конструкции. Когда выпилите и прошюрнте шпангоуты стеклянной бумагой, пронумеруйте их. Затем сделайте носовую и кормовые колобашки (рис. 6). Для обшивки корпуса напилите рейки из сухой сосны или елки, можно, конечно, использовать и другие породы дерева. Сечение реек примерно 8-10 лм, ширина 5-6.
Kopпyc модели собирайте иа доске, которая немного длиннее модели. Проведите на доске диаметральную линию. Затем установите н закрепите носовую колобашку и го порядку - шпангоуты. Следите за тем, чтобы расстошня между шпангоутами были равными и чтобы при остановке кормовой колобашки длина корпуса
по грузовой ватерлинии была равной 1237 мм. Когда все части набора установлены и закреплены, приступайте к обшивке корпуса рейками. Рейки ставьте на клею и прикрепляйте тонкими гвоздями с прокладкой из картона, чтобы, когда клей высохнет, можно было удалить гвозди, не повредив реек. Схема изготовления наборного корпуса модели приведена иа рис. 6. Все неровности зачистите отделочным рубанком и стеклянной шкуркой. Трещины зашпаклюйте. Добивайтесь плавности линий н гладкости поверхности. Когда корпус будет готов, снимите его со стапеля. Из фанеры вырежьте палубу. Для изготовления надстроек: рубок, мостиков, дымовых труб, дефлекторов, орудийных щитов и других детален используются авиационная фанера, электротехнический картон, пластмассы, металлические трубочки. Стволы орудий, дальномеры, оси различных механизмов сделайте из стальной или медной проволоки. Для антенн н такелажа потребуется капроновая инть разной толщины. Чтобы сделать все нужные детали, необходимы аккуратность, настойчивость и время. Поэтому модель в масштабе 1: 100 лучше строить коллективно, под руководством опытного моделиста. По мере изготовления детале" оязателыю ведите учет, чтобы знать, все ли...ино. Когда будут сделаны все детали, пристутйт к монтажу на палубе всего «корабельного оборудования», «механизмов», «устройств» Окраска корпуса модели и ее отдельных частей - весьма ответственная часть работы. Лучше всего красить модель ннтроэ.малевыми красками с помощью пульверизатора. Можно использовать и масляные краски в тюбиках, применяемые в живописи. После первого покрытия дайте краске хорошенько просохнуть. На это требуются сутки, а то н двое. Затем окрашенную поверхность обработайте полировальной пастой и покрасьте вновь. Получится гладкая зеркальная поверхность. Надводную часть корпуса покрасьте светло-серой краской, подводную - красной или черном-, ватерлинию белой; надстройки, находящиеся на мостиках, приборы и рангоут - светло-серой, дельные вещи - швартовные устройства, киповые планки, клюзы, якоря, кнехты, тросовые вьюшки и прочее - черной; такелаж, леерные стойки и сами леера - белой. Палубу, если она сделана из фанеры, покройте бесцветным лаком.
Двигатели для модели. Начинающим моделистам, построившим силуэт-макет, рекомендуем использовать резиновый двигатель н двухлопастный гребной виит, вырезанный из кусочка латуин толщиною 0,5-0,7 мм, можно и из жести. Для модели, построенной в масштабе 1: 100 могут быть использованы редукторы для понижения числа оборотов, выпускаемые московским школьным заводом «Чайка». Питание этих двигателей осуществляется электрическими батареями КБСЛ-0,5, применяемыми для карманных фонарей, а также аккумуляторами. Размещение и установка электродвигателей не вызывает особых трудностей. Они просты по конструкции и удобны в эксплуатации. Единственным нх недостатком является сравнительно малая мощность, поэтому обеспечить высокую скорость модели не всегда удается. Достичь более высоких скоростей можно только с помощью более мошиых двигателей внутреннего сгорания.
Отечественная промышленность выпускает много различных микродвигателей внутреннего сгорания. Однако не любой нз них годится для моделей судов. Подойдут следующие двигатели. Условный индекс МД-2.5М «Метеор». МД - значит микродвигатель, 2,5 - объем его цилиндра не более 2,5 кубических сантиметров, буква М указывает, что он предназначен для морских молелен. Пес двигателя 150 г, мощность 0,35 л. с. Число оборотов не менее 10000 в минуту.
Более мощным является другой микродвигатель - МД-5М «Комета». Его вес 225 г, мощность 0,5 л. с., число оборотов 1G000 в мни.
При каждом двигателе имеется подробное описание конструкции, дан чертеж с указ; ем всех его детален,
а также инструкция но установке н эксплуатации. Рекомендуются также наиболее подходящие рецепты топлива. Однако лучше все-таки обратиться к руководителю кружка или опытному моделисту с просьбой рассказать о конструкции особенностях н правилах пуска двигателя. Только тогда вы можете быть уверены в безопасности пользования двигателем н его сохранности. (...)

КРЕЙСЕР "АВРОРА"

ДОРОГИЕ РЕБЯТА!

Крейсеру "Аврора" выпала особая миссия - выполнить волю восставшего трудового народа, дать сигнал к штурму старого мира.
25 октября 1917 года с крейсера был произведён орудийный выстрел холостым зарядом, и по этому сигналу красногвардейцы, моряки и солдаты начали штурм Зимнего дворца. Среди моряков крейсера "Аврора" было много белорусов.
В 1927 году, в день празднования десятилетия Великой Октябрьской социалистической революции, председатель ВЦИК СССР М. И. Калинин, награждая крейсер "Аврора" орденом Красного Знамени, назвал его первым кораблём революции.
Мы предлагаем вам, ребята, собрать и склеить модель легендарного крейсера.
Для сборки модели вам понадобятся ножницы, острый нож, картон и клей. Все детали сначала надо вырезать, а затем склеить в определённой последовательности (см. схемы).
Желаем вам успеха!

ИНСТРУКЦИЯ ПО СБОРКЕ МОДЕЛИ

Корпус (дет. 1,1 в, 1 г, 1 д, 1 п, 2 п, 3 п, 1 л, 2 л, 3 л, 1 а, 1 б, 2 а, 2 б, 4, 5, 6, 7 п, 8 п, 9 п, 7л, 8л, 9л, 10, 11, 12 п, 13 п, 14 п, 12л, 13л, 14л).
Детали 1 г, 1 в, 1 п, 2 п, 3 п, 1 л, 2 л, 3 л, 4, 5, 6, 1 а, 1 б, 2 а, 2 б наклеить на картон. Детали 1 п и 1 л соединить между собой с помощью детали 10. К верхним торцам деталей 1 п и 1 л наклеить соединительные элементы 7 п, 7л. Затем приклеить палубу (дет. 4) и соединительную стенку (дет. 1 а). Остальные детали корпуса собрать согласно схеме 1.
Примечание . В деталях 3 л, 3 п вырезать прямоугольные отверстия для крепления торпедных ниш, в детали 6 - отверстие для крепления мачты (обозначено чёрным кружком).
Носовая надстройка (дет. 1 5, 16, 17, 17 а, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26).
Детали 15, 17, 17 а, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 26 наклеить на картон. Сборка носовой надстройки показана на рисунках 1, 2, 3 (лист 8).
Центральная надстройка (дет. 27, 27 а, 27 б, 28, 28 а).
Детали 27 а, 27 б, 28 а наклеить на картон. Детали 27, 28 согнуть по линиям сгиба и приклеить к палубе (место крепления обозначено).
Кормовой командный мостик (дет. 29, 30, 31, 32, 33).
Детали 29, 31, 32 наклеить на картон. Сборка мостика показана на рисунке 3 (лист 8).
Кормовая боевая рубка (дет. 34, 35, 36, 37, 38, 39).
Деталь 34 наклеить на картон. Сборку рубки см. на рисунке 4 (лист 8).
Трубы и вентиляционные головки (дет. 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48). Детали 40, 41, 42, 44, 45, 46, 47, 48 свернуть в трубку. Детали 44 свернуть чёрной стороной внутрь и вклеить в детали 40, 41, 42. Детали 43 наклеить на картон и приклеить к нижнему торцу трубы (дет. 40, 41, 42). Вентиляционные головки собираются согласно рисунку 8 (лист 8). После сборки трубы и вентиляционные головки устанавливаются на обозначенные места на центральной надстройке.
Световые люки (дет. 49, 50, 51, 52).
Согнуть детали по линиям сгиба и установить на обозначенные места на палубе.
Орудийные башни (дет. 53, 54).
Детали 53 наклеить на картон. Детали 54 согнуть по линиям сгиба, склеить, а затем к основанию приклеить детали 53. Стволы пушек изготавливаются из спичек. Длина ствола в миллиметрах показана на рисунке 8 (лист 8).
Шлюпки и паровые катера (дет. 55, 56, 57, 58, 59, 59 а, 59 6, 59 в, 60, 60 а, 60 6, 60 в).
Деталь 59 в наклеить на картон. Сборка шлюпок и паровых катеров показана на рисунке 7 (лист 8).
Детали крепления шлюпок (шлюпбалки) (дет. 61, 62, 63, 64, 65, 66).
Все детали вначале наклеить на картон. Детали 61, 62, 63 разрезать на узкие полоски, концы полосок загнуть по радиусу и закрепить на бортах в обозначенных местах.
Размеры в миллиметрах и строение мачт указаны на схеме 2. Детали 67 наклеить на картон и приклеить к мачтам.
Примечание . Размещение шлюпок, крепление и расположение растяжек такелажа и прочих деталей показаны на обложке. Мачты изготавливаются из тонких реек. Детали, не имеющие элементов крепления, склеиваются встык. Буквы после цифр обозначают порядок склеивания деталей и их левые и правые половины.


ВЫКРОЙКИ ДЕТАЛЕЙ:

Я попытаюсь просуммировать то, что я знаю по теме. Выводы – а когда нибудь выводы были однозначными?

В 1900 году на верфях Санкт Петербурга были спущены на воду (либо введены в строй) три крейсера, три систершипа. Их так и назвали в честь древнегреческих богинь: Паллада, Диана и Аврора. Ничего особенного, середнячки. бронепалубники, шестидюймовые орудия, максимальный ход 20 узлов. Например у Варяга было 23. Но для количества и в составе эскадры – почему бы и нет.

В 1905 году все три крейсера попали в Цусимскую мясорубку. Паллада героически затонула а Диана с Авророй нахватав попаданий сумели таки удрать. За ними особо не гнались – в тот день добычей стали русские линкоры.

Первая мировая. Диана и Аврора уже настолько морально устарели, что в 1916 году (прямо в разгар войны) их обеих загоняют на завод изготовитель, для модернизации. Ну, хотя бы зенитки установить, для защиты от немецких аэропланов. Планам на модернизацию помешала Февральская революция, а затем и Октябрьская. В Октябре семнадцатого Аврору вытянули с территории завода, чтоб дать один залп из носового орудия по Зимнему. Потом загнали обратно на завод. Вот такой флагман Революции, ничего особенного. Можно было любую пушку подтащить.

В 1918 году в России началось примерно то-же, что и в 1992 (и то же, что на Украине сейчас). Впрочем, не то же самое. Покупателей на крейсер по цене металлолома не нашлось, в противном случае история Авроры тогда бы и закончилась. Охотников за цветметом в революционном Петрограде тоже не водилось. Вандалы….ну завод, в принципе охранялся. Может не ради стоявших на его территории кораблей а ради суточного пайка охранявших его красноармейцев. Короче, до конца Гражданской войны крейсера дожили неразграбленными.

В 1923-ем году молодая Советская республика, доказавшая свое право на существование, начинает оглядываться и производить ревизию обломков. Глядь – а на территории Петроградского Судоремонтного стоят у стенки два бронепалубника. Предположим, из заводских рабочих вернулся с войны каждый пятый. Нашлась парочка недорасстрелянных инженеров. И вот вердикт: из двух крейсеров можно собрать один боеспособный, если второй пустить на запчасти. Реанимировать решили Аврору, а Диану разукомплектовали. 1925-ый год – Крейсер Аврора, первый и единственный советский крейсер, отправляется в дальний поход с целью демонстрации флага. Да, говоря, что Дианна и Аврора остались неразграбленными я все-же покривил душой. Артиллерию с них сняли в 1918-ом и отправили на фронт, где она и сгинула. Но в 1923-ем демобилизованных пушек у Советского Союза хватает, и обновленный крейсер комплектуют гаубицами, приблизительно подходящими по размеру. Эти орудия безусловно могут выстрелить и даже послать боевой снаряд на дистанцию в пятнадцать километров. Вот с меткостью дела обстоят похуже. Особенно, когда цель – активно маневрирующий корабли противника, а гаубица сама находится на качающейся палубе, идущего полным ходом крейсера. Но участие Авроры в реальном морском бою не предполагалось – только демонстрация. А сухопутные щиты на Авроровских орудиях с тех самых пор.

Шли годы. Крепла мощь Советского Союза. Сходили со стапелей и вступали в строй новейшие корабли. Цусимский ветеран перестал быть единственным, перестал быть самым лучшим а в скором времени потерял и статус боевого. А учебные корабли и снабжаются как учебные. В том числе и запчастями. Авроровские узлы и механизмы выходили из строя один за другим, из за банального физического износа, а заменить их было нечем (снято с производства). К 1935-му учебный корабль объявили несамоходной учебной базой. То есть зиму корабль стоял у стенки а на лето его буксировали в залив, чтоб курсанты могли пройти практику как-бы в автономном плавании. А в 1940-вом Аврору и вовсе исключили из состава флота и поставили в очередь на разделку. Не такая уж плохая судьба для корабля.

Но грянула великая отечественная. Стало не до металлолома. Фронт приблизился вплотную к Ораниенбауму, где на тот момент стоял крейсер. Пушки, времен первой мировой были сняты и усилили собой оборону Ленинграда. Первый-же фашистский авианалет превратил Аврору в подобие друшлака. Корабль сел на грунт. Дальше был город фронт, была блокада. Корабль представлял из себя полузатопленную коробку. Котлы не работали, ни тепла ни электричества на корабле не было. На верхней палубе стояло несколько зениток, а под палубой зенитчики оборудовали себе караулку. Утеплили помещение, как могли. Поставили буржуйку. Понемногу пускали на дрова все деревянное, что могли найти на корабле. Потом это назовут героическим участием в Великой Отечественной.
Начало пятидесятых. Отношение к Великой Октябрьской Социалистической, как сейчас к Великой Отечественной. Сподвижники Сталина все казнены. Свидетели в большинстве своем погибли в войну, а народу нужна святыня, что-б на нее молиться. В Москве такая святыня есть – лежит в мавзолее. А в Ленинграде на роль святыни выбирают революционный крейсер. Почему именно Аврору, а не, например Смольный – понятия не имею. Но раз изображение появилось на весьма престижном ордене

то следует приказ: Поднять вот этот, торчащий из воды ржавый корпус и отреставрировать не жалея средств. И началась у крейсера новая жизнь – жизнь народного символа.

Аврору завели в док, откачали воду и аккуратно заделали все пробоины от снарядов. Заполнили док водой, вывели крейсер в акваторию и он начал тонуть, набирая воду сквозь все клепанные швы. А почему? Да потому, что проржавел до состояния консервной банки. Круизеру «Коста Конкордия» года на мели хватило, чтоб сгнить, а Аврора всю войну на брюхе просидела. Да и до того была не очень, ее в царские времена на двадцать лет рассчитывали. И что делать? Задание партии выполнять то надо. А все очень просто. Завод судоремонтный, Аврора – корабль. А для грузовых пароходов с начала двадцатого века применяется довольно простой способ продлить ресурс корпуса лет на двадцать. Дело в том, что стальной корпус пароходов выполняется двойным: внутренняя обшивка, внешняя, между ними – силовой набор из шпангоутов и стрингеров. Вот этот промежуток между обшивками и залили бетоном. Бетон схватился, пустили воду – не протекает. Но возникла новая напасть. Аврора – боевой а не торговый корабль. Резерва грузоподъемности нет. А бетона – 1000 тонн. Значит нужно срочно разгружать корабль. Первым делом вырезали броневую палубу. Она толстая и размером с весь корабль. Следом за бронепалубой настала очередь котлов. У крейсера по изначальному проекту 24 котла, скомпонованных в три котельных отделения, соответственно под тремя трубами. После ревизии и обследования удалось набрать исправных запчастей на четыре котла. Все остальное – металлолом, который был извлечен из корабля и утилизован. После котлов сделали ревизию машинам. У Авроры машин три, как у Титаника. По одной на винт. Но, в отличие от Титаника все три машины унифицированы по запчастям. Сделано это, чтоб моряки могли ремонтироваться своими силами прямо в море. Итак, из трех машин собирают одну, кормовую. Восстанавливают верхнюю часть крейсера, Отсутствующую артиллерию заменяют макетами и выпускают Флагман Революции с судоремонтного.
Итак, в пятидесятые годы забетонированный крейсер способен самостоятельно двигаться. Ну, теоретически, во всяком случае. Его четыре котла в состоянии держать пары под штатным давлением и обеспечивать нормальную работу кормовой паровой машины (пусть и не на полную мощность). Что не менее важно – пар от котлов приводит в действие корабельный генератор. В помещениях Авроры есть свет, из кранов льется вода, а зимой котлы обеспечивают тепло в корабельных каютах. В принципе, не так все это надо. Корабль стоит на вечной стоянке на Петроградской набережной, присоединенный к городским коммуникациям. Но, как минимум одна функция периодически используется: от топки номер один зажигают вечный огонь, на многочисленных могилах неизвестного солдата.

Как я написал выше, бетон может продлить ресурс торгового корабля лет на двадцать. Аврора в походы не ходила, стояла на реке, у стенки, и продержалась тридцать. В 1982 году течи сквозь бетон стали нестерпимыми и ветерана снова затянули на судоремонтный завод. А чинить то уже и нечего. Вся подводная часть похоронена в собственном бетоне. Что можно с этим сделать? Ну, вариант первый – бетонному кораблю бетонное море. Можно вытащить крейсер на берег, окончательно превратив его в памятник. Так японцы законсервировали ровесника и врага Авроры –линкор Микаса. Цусимский победитель торчит из набережной по пояс. Можно обойти вокруг..

Но у Микасы и Авроры разный статус. Микаса – памятник славному прошлому. Памятник может быть бетонным. Аврора – действующий флагман мировой революции и она должна плавать. А у русского крейсера вместо подводной части гнилые останки, да и те похоронены в бетоне. И судоремонтникам не остается ничего другого, кроме как заново изготовить элементы, которые уже не спасти.
Шпангоуты аккуратно разрезают по линии их выхода из бетона, и достраивают по старым чертежам. Где граница между реставрацией и новоделом? В том, что изготовили несколько новых ребер по старым чертежам? В том, что скрепили их сваркой, а не заклепками? В том, что от коррозии защитили современными методами? (В оригинале были слои дерева и меди, а у обновленной обшивки – правильная сталь и соответствующая краска) По мнению определенных активистов вина корабелов в том, что бетонную глыбу не отломали по частям а отделили сразу целиком. Пустили воду – плавает. Этакая бетонная ванна, с обводами крейсера. Надо ли было поставить ее на постамент и написать: «В этом бетоне захоронены подлинные шпангоуты крейсера Аврора. Они еще целые, но обязательно будут разрушены при попытке извлечения»? Что важнее для истории: Шпангоуты или деревянные панели в кают-компании? Или носовое орудие? Так носовое орудие сгинуло еще в гражданскую, там сейчас макет. А дерево в кают-компании – вы что-ж, серьезно верите, что эти панели подлинные?

Как минимум – даже если предположить, что никто ничего не разграблял – крейсер пережил две холодные зимовки. 1918-1923 и 1941-1945. Отсутствие отопления. Влажность. Периодическое замерзание и оттаивание попавшей в трещины воды… подлинная деревянная обшивка интерьера сгнила.

Итак, я не обвиняю ремонтников 1982-года в замене днища Авроры. Очевидно новое в точности повторяет ампутированное. Форштевень и ахтерштевень оригинальные, бронзовые. Единственное, что удалось выколупать из бетона. В ахтерштевне отверстие для выхода дейдвудного вала. Закрыто крышкой, закреплено болтами. Выходы для боковых винтов – ну впринципе видно, где они должны быть. И видно, что там их никогда не было. Но вот уничтожение остававшихся у крейсера котлов – это другое дело. Вошел в док самоходный корабль а вышел – буксируемый. В котельном отделении два макета, задний винт отсутствует. Куда, кстати его дели? В музее ВМФ, на стрелке я авроровского винта не видел. Собственной котельной нет, существовать корабль может только присоединенным к городским коммуникациям (как одно из городских зданий).

Что касается современного ремонта, то я слышал о предложениях снова сделать Аврору самоходной. Это несложно – после ампутации котлов и бортовых паровых машин должны были остаться огромные пустые залы. Есть, где расположить пару ходовых дизелей. Ну, или один дизель и два электромотора на дейдвудных валах. А в корме можно параллельно с этим оживить столетнюю паровую машину. Заказать десяток котлов по оригинальным чертежам. Изготовить есть, где. Некоторые крупные современные корабли ходят на паровой тяге а не на дизелях. Ну, например, проданный индусам Адмирал Горшков. Так что котлы изготовить не особо дорого. Можно будет войти своим ходом в Москву-реку. Или сплавать двадцатиузловым к Статуе Свободы в гости.

Итак, вывод: А что вывод. Аврора – военный корабль. Судьба военного корабля – быть построенным, чтобы через пяток лет героически погибнуть в бою. Или, если в том героическом бою удалось победить, лет через двадцать быть разрезанным на металлолом. В единичных случаях – оказаться на постаменте, как Микаса. Хотя как правило, на постаментах оказывается что-то маленькое, типа танка. От целого крейсера предпочитают сохранять один якорь. Либо одну пушку. Либо, если речь о подлодке – рубку. Долго живут коммерческие суда. И одно такое сейчас стоит в доке, рядом с Авророй. Почти ровесник. Ледокол «Красин». Тоже, кстати, легендарный.

Красин. Построен еще до революции, чтобы водить коммерческие караваны по северному морскому пути – колоть арктический лед. Ну до революции ледоколу поработать не удалось, и после не сразу – не было у Советского Союза столько кораблей, чтоб плавать через Арктику. Но во второй половине двадцатых Красин таки вышел на линию.

В двадцатых годах Красин водил караваны – колол арктический лед.
В тридцатых годах Красин водил караваны – колол арктический лед.
В сороковых годах Красин водил караваны – колол арктический лед. За ним гонялся по Северному ледовитому фашистский линкор – но Посейдон смилостивился, не нашел.

В пятидесятых годах старый ледокол прошел капремонт. Немецкие корабелы научили котлы «Красина» потреблять мазут вместо угля. Две высоких трубы сменились одной широкой. Мачты спилили за ненадобностью, а над главной палубой возвели многоэтажную жилую надстройку. Пароход стал похож на своих дизель-электрических наследников. Тем не менее корабль остался все тем-же «Красиным» и после ремонта вернулся обратно в полярные льды – водить караваны.

В пятидесятых годах Красин водил караваны – колол арктический лед.
В шестидесятых годах Красин водил караваны – колол арктический лед.
В семидесятых годах Красин водил караваны – колол арктический лед.

Ладно, к семидесятым выросло поколение атомных ледоколов. Для Красина не осталось работы, как для линейного ледокола. Следующие тридцать лет корабль проработал в качестве геологоразведочного. Бурил Арктический шельф, искал нефть. Ну или газ. Пока корабль может заработать на мазут для своих котлов, на текущий ремонт и на зарплату своей команде, он живет. В 90-е работы не стало ни для кого. Уходили по цене металлолома новейшие корабли, разрезались самолеты, квалифицированные работники переучивались в продавцов. Красина тоже едва не разрезали, но Посейдон вновь смилостивился. Сработали возраст и заслуги, корабль встал на вечную стоянку и распахнул двери в качестве музея.
Вот он, стоит рядышком с Авророй. Из трех винтов два отсутствуют, очевидно и паровые машины ампутированы.

Но главная машина на месте, паровые котлы – тоже. Может ли заслуженный корабль пойти в круиз своим ходом? Ну, наверное для этого нужен ремонт. Хотя-бы положить свежую смазку во все подшипники. Но во всяком случае, ни у кого не вызывает сомнения подлинность парохода, в свое время спасшего Нобиле из Арктики. И даже надстройка, превращающая столетний ледокол почти в современный смотрится не как новодел а как награда и признание заслуг корабля.

Крейсер "Аврора", легендарное сочетание слов. В нашей стране еще лет 15 назад эти слова знал почти любой человек, сегодня уже не уверен, время однако идет... Из тех кто знал или слышал эти слова примерно половина людей достаточно точно представляла себе о чем идет речь, другая половина только догадывалась. И совсем небольшая часть людей знала и помнила об этом корабле правду. Для меня этот корабль все-таки корабль воин в первую очередь. Вся его легендарность была навеяна мифами идеологических войн и совсем не соответствовала действительности и как любые мифы была совсем далека от правды. Ну да ладно, сейчас не об этом, сейчас я хочу написать о том, что лично для меня значит крейсер "Аврора".
По настоящему для меня славен тот боевой корабль, который был в сражениях и смог сделать все от него зависящее, смог если не победить то выстоять, не потерять лица и флага. "Аврора" была в действительно одном из самых больших морских сражений новейшей истории и проявила там все свои качества и лучшие и не очень. Конечно не вина корабля и команды, что адмиралы распорядились кораблем не лучшим образом, а в итоге и вообще мягко скажем ушли из боя, однако и корабль и команда не подвели в главном - поставленные задачи они выполняли честно и достойно.
А еще "Аврора" - это тот редкий случай, когда я как моделист могу не только представлять корабль в своем воображении и мысленно переноситься на его мостики, палубы, кубрики, трюмы... Я, и вы вместе со мной, мы вместе можем встать на его палубу, пройтись по мостикам, прикоснуться к металлу, который помнит и то великое и скорбное для нашей родины сражение. В моделизме такой счастливый случай большая удача и неоценимая помощь в процессе постройки модели.
И так, по традиции немного истории создания и технических характеристик крейсера. Заложен в 1897 году, спущен на воду в 1900, прошел сдаточные испытания в 1902. Строили конечно долго, с большим количеством переделок и изменений в проекте, в итоге сильно пострадало и качество и сама идея построить дальний разведчик и как тогда говорили океанский истребитель торговли, позднее появился термин рейдер. "Аврора" не сильно соответствовала этим определениям, поскольку имела для крейсера первого ранга соответствующим только водоизмещение в 6700 тонн, а вот все остальное было далеко от совершенства и требований времени в котором ей пришлось служить и воевать.
Главным недостатком конечно же была скорость - всего 19 с небольшим узлов. Это при том, что броненосцы Англии, Франции и конечно же Японии давали до 18 узлов включительно. Броненосные крейсеры Японии, которые весили 8 000 - 10 000 тысяч тонн давали уже до 21 узла! Так что крейсерствовать с 19 узлами было крайне сложно, можно было запросто вовремя не уйти и получить серьезные повреждения, поскольку крейсер был только бронепалубным и бортовой брони у него не было никакой. И вместе с тем одноклассники "Авроры", такие как "Варяг", "Аскольд", "Богатырь", правда все они были импортной постройки но показывали скорость в 23 узла.
Второй печальный момент это вооружение. Всего 8 орудий главного калибра 6" скорострельные пушки системы Канэ. Это в то время, когда другие крейсеры подобного класса, все те же "Варяг" или "Аскольд" несли по 12 орудий того же калибра и той же системы. При этом и бортовой залп у них был соответственно сильнее, поскольку у "Авроры" в бортовом залпе могли участвовать только 5 орудий. За то конструкторы на "Авроре" разместили несчетное количество стволов среднего калибра, аж 24 орудия 3"! Как не вспомнить тут известную фразу одного политического деятеля "Лучше меньше, да лучше".
Третья причина неудовлетворительных боевых и вообще практических характеристик "Авроры" это конструктивные просчеты при ее проектировании и строительстве. Их в целом было не мало, но одним из самых "выдающихся" был тот, что в итоге на крейсере из 24 котлов как минимум 2 были вообще лишними! Их работа была совершенно бесполезна и не вносила никаких изменений в скорость корабля. Таким образом "Аврора" таскала постоянно на себе лишний и довольно дорогостоящий груз.
Тем не менее, не смотря на все недочеты и просчеты "Аврора" прошла с Второй Тихоокеанской эскадрой адмирала З.П. Рожественского полмира и, едва не погибнув по дороге в Гульском инциденте, прибыла в Цусимский пролив весной 1905 года, где и приняла бой с императорским японским объединенным флотом. По тем событиям написано не мало книг, сломано множество копий научных и совсем не научный исследователей, как тогда в 1900-х годах 20-го века, так и ныне... Поэтому я описывать те события не стану, а перейду уже к рассказу о постройке самой модели.

Модель крейсера в любимом мной 350-ом масштабе от фирмы "Комбриг", - значит смола. И Комбриг и я мы совпали в пристрастиях - фирма выпустила модель как раз на период начала цусимского похода, то есть на осень - зиму 1904 года. Надо сказать сразу, что внешний вид крейсера на обозначенный временной период достаточно сильно отличался от того, что многие из нас привыкли видеть и живьем и на различных картинках, рисунках, открытках и пр. Поэтому прошу не удивляться:).

Модель оказалась достаточно крепко и добротно сделана, с большой степенью подробности и солидным количеством мелких деталей. По традиции смоляных моделей не малую долю деталей предлагается сделать моделисту самостоятельно или найти у сторонних производителей автемаркета. Что понравилось, так это точность и проработка всех даже очень мелких деталей на корпусе модели, высочайшее качество отливок мелочевки, при чем некоторые особенно хрупкие детали были даны с запасом, что редкость и особо ценно. Штатное травление по качеству изготовления было в целом на высоте, хотя и не без промашек. Его изготавливала видимо по спецзаказу Комбрига известная фирма "NordStarModels".
В месте с тем были и проблемы. На травлении был допущен брак и детали не имели полу-травленых элементов, хотя на чертежах в документации они были обозначены. Это усложняло сборку травления в части сгибов и просто портило внешний вид.
Главная проблема обозначилась на корпусе модели, фальшборт был кардинально провален по высоте, что в итоге повлияло на трудности с установкой артиллерии среднего калибра, она банально не лезла в амбразуры, кормовой мостик пришлось поднимать, путем наращивания высоты фальшборта под ним, а так же изготавливать ряд недостающих по палубе помещений. На кожухах котельных отделений, вместо непонятных выемок пришлось ставить положенные по штату двери из подходящего кита дверей от "NordStarModels", предварительно все зашпаклевав. Была изначально не верная форма вторых по счету от полубака спонсонов, что вылечилось достаточно легко, но как говорится осадок остался, ну и пр. мелочевки, которые все и не упомнишь, да и писать о них смысла нету.
Еще из крупных проблем - это в моем наборе отсутствовали напрочь баркасы. Нет, по документации они числились, но в наличии их не было. Пришлось обратиться к обычной схеме, ограбить остатки пластикового набора от фирмы "Звезда", набор Крейсер "Варяг". Из него я взял два баркаса и один рабочий катер. Я из прилично подработал, установил деревянные рыбины на днище от оставшихся от других моделей кусочков деревянных палуб, банки подрезал ножом по толщине и ширине, добавил рули, весла, рустерные решетки. От оригинального набора я взял один рабочий катер и два паровых. Вельботы и ялы установил от "Комплект ЗИП", поскольку оригинальные мне совсем не понравились ни по размерам, ни по обводам. Шлюпбалки для них ставил травленые от "Wake Models", поскольку родные смоляные настолько хлипкие, что я маяться не стал.
Артиллерию всю пришлось доделывать. У ГК заменил стволы на точеные, остальное казенник, станок и щит - родные, добавил только привода и маховички к ним. С СК пришлось повозиться. Традиционно у "Комбриг" тонкие элементы почему то сильно заужены, вот и стволы 3" орудий ну никак не подходили по толщине. А у вполне приличных 3" орудий от "Комплект ЗИП" форма тумбы станка Меллера была неверная для Авроры. Вот и пришлось, станки брать родные, а ствол и казенник от Комплект ЗИП. Добавил плечевой упор из проволоки и привод вертикальной наводки с маховичком. Артиллерия 37-мм на крыльях мостиков - опять от Комплект ЗИП, родные на них только плечевые упоры.
Мачты, стеньги, реи, гафель, флагшток и гюйсшток, грузовые стрелы - самодельные. Для тонких элементов использовались иглы от одноразовых шприцев подходящего диаметра. Мачты - пластиковая трубка с вклеенным в середину медным штырем для жесткости, стеньги и реи - обточенный на конус или двойной конус латунный пруток. На грузовых стрелах в местах их крепления к мачте собирались настоящие "живые" шарниры в двух плоскостях из травленых рымов. Так же на шарнирах собирались и бортовые шесты противоминных сетей, сами шесты изготовлены опять из игл.
Красилась вся модель акриловыми красками от фирмы Tamya, корпус XF-17, с последующим нанесением глянцевого акрилового лака, палуба XF-78, с последующей тонировкой и смывкой, палуба под орудиями XF-55, днище смесь XF-7 и XF-2 (пропорции на любителя:)), трубы смесь XF-4 и XF-3, мачты XF-54, гребные винты, нактоузы XF-12, верхние части дымовых труб и тонировка стеньг XF-1, внутренние пространства шлюпок и катеров XF-2, планшири на леерных ограждениях мостиков, тумбы нактоузов XF-68. Корпус, надстройки, трубы, мачты и орудия ГК предварительно грунтовались составом "Mr.Resin Primer Surfacer" от "Mr.Hobby".
Такелаж традиционно из нитей детского бантика различной толщины.
В целом из дополнений применялись леерные стойки и сам леер (медная проволока 0.1мм) от "Tamya", маховики, вьюшки, цепи, кницы, рустерные решетки, штурвалы, бортовые скобтрапы, вертикальные трапы и скобтрапы, рымы, тали, гербы от "NordStarModels", бортовые леера, перты, блоки, тали от "AllianceModelworks", точеные стволы от "Master Models", смоляные пушки 3" и 37-мм, вельботы, ялы от "Комплект ЗИП", баркасы от "Звезда" (набор Крейсер "Варяг"), сходные трапы, шлюпбалки от "Wake Models" (комплект травления для ББО "Адмирал Ушаков"), талрепы от "GMM" (комплект травления для модели Крейсер "Варяг").
Ход постройки, размышления, сомнения, догадки и споры автора можно почитать в о постройке данной модели.
Литература - несколько книжек А.В. Скворцова, - это переиздания за различные годы. В итоге можно купить только одну, она самая полная и информативная - "Мидель-шпангоут" N29 за 2012 г.

Ну вот, вроде бы и все. Да, забыл сказать, стройка заняла общего времени примерно 5 месяцев.
Приятного просмотра.