Чему научишься в молодости пригодится старости. Пословицы и поговорки о воспитании
Мне кажется, что слово насущный происходит от слова нос. Потому что насущный – значит, близкий и актуальный. А что ближе человеку собственного носа? Вот, собственно, и ноябрь подходит к концу, а на носу у нас что? На носу, как водится, декабрь, а с ним и рождественские праздники. В Чехии традиционно начали подготовку к этому празднику еще с начала ноября. А я так думаю, что по этому поводу можно употребить как раз прекрасное выражение, которое мы с вами изучали в прошлый раз: Proč stahovat kalhoty, když brod je ještě daleko? – «Зачем снимать штаны, если переправа еще далеко». Лично у меня из-за таких ранних приготовлений рождественское настроение успевает появиться, а потом к самому Рождеству уже рассосаться.
Раз уж мы упомянули переправу, а, соответственно, и воду, самое время вспомнить еще одно мудрое выражение: Tichá voda břehy mele – «Тихая вода, мелет берега», или мы в таком случае констатируем, что в тихом омуте черти водятся. Так что рекомендую вам повнимательнее присматриваться и прислушиваться к тихим людям, возможно, за внешним спокойствием там такое кроется.
Вообще, народная мудрость – дело такое, надо ее слушать, да на ус мотать. Особенно, если вы находитесь в нежном возрасте. В старости пригодится. Так чехи и говорят: Co se v mládí naučíš, ke stáru jako když najdeš. В дословном переводе это означает: «Чему в молодости научишься, к старости словно найдешь», а на деле это значит, что в старости вам пригодится то, чему вы научились в молодости. Поэтому, кто знает, может и чешский язык, который мы с вами изучаем сегодня, пригодится вам в старости.
Вообще народная мудрость на всех языках гласит, что за свои поступки приходится нести ответственность. Чехи и в данной ситуации апеллируют к кухне: Co sis uvařil, to si sněz. – «Что сам сварил, то и съешь», - говорят они. Ну, а мы в данном случае привыкли думать, что пожнешь ты то, что сам же и посеял. Между тем, всегда стоит отвечать лишь за те действия, которые ты совершил сам, и которые требуют ответственности. Например, в некоторых жизненных ситуациях не стоит раздувать огонь, бывает, что лучше отмолчаться, особенно, если это не наше дело. Мудрые чехи в таком случае говорят: Co tě nepálí, nehas. – «Не гаси то, что тебя не обжигает».
Знаете, как бывает в противном случае – благими намерениями выстлана дорога в ад. Ну, а в Чехии, между тем, считают, что если вы что-то делаете, и у вас не получается, это значит, что силенок вы маловато вкладываете, причем в прямом смысле: Co nejde silou, jde silou ještě větší. – «Что не получается силой, получится, если приложить силы побольше».
Так что смотрите, друзья, учите чешский хорошенько, и не заставляйте меня применять к вам еще большую силу! А у меня на сегодня все.
Наша редакция составила подборку пословиц и поговорок на тему воспитания. Если вы знаете поговорки, присказки, пословицы, которые не вошли в список, обязательно поделитесь ими в комментариях.
Русские народные и современные пословицы о воспитании
- Дитятко, что тесто: как замесил, так и выросло.
- Живое слово дороже мертвой буквы.
- Хорошему надо учиться три года, а дурному - одного часа достаточно.
- Воспитать ребенка - не выпустить цыпленка.
- Голодное брюхо к ученью глухо.
- Выкормил змейку на свою шейку.
- Пороки ребенка не рождаются, а воспитываются.
- Побои мучат, а не учат.
- Смолоду прореха – под старость дыра.
- Из одной хворостины трудно разжечь огонь, одного сына трудно воспитать.
- Человек без воспитания - тело без души.
- Ученье в детстве так же прочно, как гравировка на камне.
- Дитятко - что тесто: как замесил, так и выросло.
- К чему ребенка приучишь, то от него и получишь.
- Что вспоено, что вскормлено, то и выросло.
- Человек без воспитания - что тело без души.
- Вещи моют водой, человека воспитывают поучением.
- Незнайка лежит, а знайка далеко бежит.
- Что посеешь, то и пожнешь.
- Наказывать легче, чем воспитывать.
- Кто собою не управит, тот и другого на разум не наставит.
- Дурака учить – решетом воду носить.
- Сумел родить, сумей и воспитать.
- Повторенье – мать ученья.
- Идти в науку – терпеть муку. Без муки нет и науки.
- Спасибо тому, кто на ноги поставил; да спасибо и тому, кто на ум наставил.
- Так гни, чтоб гнулось, а не так, чтоб лопнуло.
- Наказывать легче, воспитывать труднее.
- Понукание - не воспитание.
- Не штука проучить, а штука научить.
- Не нужен ученый, а нужен смышленый.
- Воспитывай лаской, а не таской.
- Не всё таской, нужно и лаской.
- Не хлебом единым сыт человек.
- Ум и воспитание - братья-близнецы.
- Паси, чтобы вскормить; не паси, чтобы озолотить.
- Учение образует ум, воспитание - нравы.
- Кто от кого, тот и в того.
- Не выучит школа, выучит охота.
- Верная указка - не кулак, а ласка.
- Воспитай старшего, а младший сам научится.
- Доброму одно слово пуще дубины.
- Человек не для себя родился.
- Воспитание и вежливость в лавочке не купишь.
- Из молодого, как из воска: что хочешь, то и вылепишь.
- Капризен в детстве - уродлив в старости.
- Беда вымучит, беда и выучит. Что вымучит, то и выучит.
- Сын хорошим не родится, а воспитывается.
- У семи нянек дитя без глазу.
- Красна птица перьем, а человек ученьем.
- Послушному сыну отцов приказ не в тягость.
- Написано пером – не вырубишь топором.
- Человек неученый – что топор неточеный.
- Глядя на людей хоть и не растешь, а тянешься.
- Детушек воспитать - не курочек перещипать.
- Не тот родитель, кто родил, а тот, кто выкормил.
- Диплом имеет, а дела не разумеет.
- Не гонкой волка бьют, а уловкой.
- Гни дерево, пока гнется, учи дитятко, пока слушается.
- Камень и тот отшлифовать можно, а человека воспитать и подавно.
- Учи других и сам научишься.
- У доброго батюшки добры и детки.
- Учиться никогда не рано и никогда не поздно.
- Один добрый пример лучше ста слов.
- Не выучит школа – выучит охота.
- Не тот отец, что вспоил, вскормил, а тот, что уму-разуму научил.
- Чему научился в молодости, то пригодится в старости.
- Верная указка – не кулак, а ласка.
- Не силою дерутся, а умением.
- Детушек воспитать - не курочек пересчитать.
- По ученику и об учителе судят.
- Пусти детей на волю, сам будешь в неволе.
- Учись доброму, так худое на ум не пойдет.
- Всяк мастер на выучку берет, да не всякий доучивает.
- Красен обед пирогами, река берегами, а сходка головами.
- Кто много знает, с того много и спрашивается.
- Не та мать хорошая, которая родила, а та, которая воспитала.
- Сытое брюхо к ученью глухо.
- И слепая лошадь везет, коли зрячий на возу сидит.
- Кто не закалит своего сердца, не воспитает ребенка.
- Кто хочет много знать, тому надо мало спать.
- От умного научишься, от глупого разучишься.
- Воспитывай детей с детства.
- Неразумная опека хуже беспризорности.
- Не тот грамотен, кто читать умеет, а тот, кто слушает да разумеет.
- Кто не мог взять лаской, не возьмет и строгостью.
- Гни дерево, пока гнется; учи дитятко, пока слушается.
- И к худу и к добру приучаются смолоду.
- Пока сын мал, будь ему воспитателем; когда вырастет - братом.
- Ум не имеет цены, а воспитание - предела.
- Умел дитя родить - умей и научить.
- Сперва аз да буки, а потом науки.
- Не учась и лаптя не сплетешь.
- Водила за ручку - получила белоручку.
- Не тот отец, кто родил, а тот, кто вспоил, вскормил да в люди вывел.
- Недалеко от дерева яблочко падает.
- Кто учится смолоду, не знает на старости голоду.
- Кто без призора с колыбели, тот всю жизнь не при деле.
- К чему ребёнка приучишь, то от него и получишь.
- Чему Ваня не научился, того Иван не выучит.
- Как постелешь - так и поспишь.
- Что посеешь - то и пожнешь.
- Гни дерево, пока гнется, учи дитя, пока слушается.
- Учи сына, когда поперек лавки лежит, вдоль вытянется - трудно будет.
- Оттого парень с лошади свалился, что отец криво посадил.
- Детей наказывай стыдом, а не кнутом.
- Хороший пример – наилучшая проповедь.
- Не корми калачом, да не бей кирпичом.
- Немой упрёк тяжелее сказанного.
- У семи нянек дитя без глаза.
- Без строгости и щенка не вырастишь.
- Пусти детей по воле, сам будешь в неволе.
- Что у взрослого на уме, то у малого на языке.
- Добрый пример лучше ста слов.
- Родители трудолюбивы - и дети не ленивы.
- Где в семье лад, там ребят хорошо растят.
- Пожалеешь розгу - испортишь ребенка.
- Хорошая порка еще никому не помешала.
- Каков привет - таков ответ.
- Умному слово пуще дубины.
- Сидя у матушки на сарафане умён не будешь.
- Добро добро покрывает.
- На хотенье есть терпенье.
- Кто детям потакает, тот потом слезу проливает.
- Чем бы дитя ни тешилось, лишь бы не плакало.
- Когда дети стоят на голове, родители встают на уши.
- Лучший способ сделать детей хорошими - сделать их счастливыми.
- Любовь - это не обязательно дети, но дети - это обязательно любовь.
- На детские вопросы обычно требуются недетские ответы.
- Непросто поставить детей на ноги - особенно ранним утром.
- Родился сам - помоги другому.
- Счастливые родители - выспавшиеся родители.
- Сынок! Послушайся маму и сделай, как сказал папа!
- Хорошо воспитанные дети - это не клад, а клад из кладов.
Пословицы и поговорки народов мира (дополнение)
- Следя за чужими манерами, исправляй свои. (японская пословица)
- Есть вещи, которые не сделаешь, пока не выучишься, но есть и такие, которые надо сделать, чтобы выучиться. (армянская поговорка)
- Ни один сосуд не вмещает в себя больше своего объема, кроме сосуда знаний, – он постоянно расширяется. (арабская поговорка)
- Сильный победит одного, знающий – тысячу. (башкирская пословица)
- Ум не имеет цены, а воспитание предела. (адыгейская)
- О кнуте думай, когда лошадь будет. (бенгальская пословица)
- Хорошее воспитание - лучшее наследство. (татарская)
- Нет хуже плода, который никогда не зреет. (итальянская пословица)
- Стремись завоевать не мир, а его знание. (туркменская пословица)
- Деньги отдай – уменьшатся, знания отдай – прибавятся. (таджикская пословица)
- Не говори, чему учился, а говори, что узнал. (таджикская пословица)
- Знание – сокровище, которое повсюду следует за тем, кто им обладает. (китайская пословица)
- Глухой знает, что услыхал, слепой – что поймал. (туркменская пословица)
- Знание – венец на голове. (персидская пословица)
- Знанием добудешь тысячи мечей, но мечом знания добыть не сможешь. (персидская пословица)
- Ученый без трудов подобен облаку без дождя. (арабская пословица)
- Что в детстве приобретешь, на то и в старости обопрешься. (армянская)
- Господи, дай мне силы, чтобы справиться с тем, что я могу сделать, дай мне мужество, чтобы смириться с тем, чего я не могу сделать, и дай мне мудрость, чтобы отличить одно от другого. (восточная поговорка)
- Не удерживай других от того, чему сам следуешь. (арабская пословица)
- Камень и тот отшлифовать можно, а человека воспитать - и подавно. (лезгинская)
- Самое прекрасное - это учение и воспитание. (татарская)
- Через людей в люди выходят. (уйгурская пословица)
- Мудрец известен знаниями, а не происхождением. (ассирийская пословица)
- Посеянное вовремя жемчугом взойдет. (азербайджанская)
- Воспитанный отцом будет делать стрелы, воспитанный матерью - будет кроить халаты. (казахская)
- Нет ничего опасней неполного знания. (английская пословица)
- Короли властвуют над людьми, а ученые – над королями. (арабская пословица)
- Сын будет таким, каким воспитаешь. (адыгейская)
- Пока в воду не попадешь, плавать не научишься. (армянская пословица)
- В науку нет коротких путей. (японская пословица)
- Одна речь – еще не ученость, одна буря – еще не сезон дождей. (бенгальская пословица)
- Ум и воспитание - братья-близнецы. (узбекская)
- Спросить – минутный стыд, не спросить – стыд на всю жизнь. (японская пословица)
- Истинное знание не бросается в глаза. (японская пословица)
- С человека надо требовать – тогда он будет человеком. (немецкая пословица)
- Звезды явятся – небо украсят, знания появятся – ум украсят. (монгольская пословица)
- Не срывай незрелых плодов: поспеют – сами упадут. (грузинская пословица)
- Знания, которые не пополняются ежедневно, убывают с каждым днем. (французская пословица)
- Этикет надо соблюдать даже в дружбе. (японская пословица)
- Знает не тот, кто много прожил, а тот, кто много постиг. (казахская пословица)
- Узнать можно лишь тогда, когда учишься; дойти можно лишь тогда, когда идешь. (вьетнамская пословица)
- Чем поучать, лучше самому показать. (индийская пословица)
А какие поговори о воспитании знаете вы?
по Образовательной системе «Школа 2100»
Тема урока
«Выведение общего правила правописания
безударных падежных окончаний».
Орехово 2008
Задачи урока: вывести правило правописания безударных падежных окончаний имён существительных; составить алгоритм правописания безударных падежных окончаний имён существительных; учить пользоваться этим алгоритмом; развивать умение видеть орфограмму – безударную гласную в падежных окончаниях имён существительных; обогащать словарный запас детей.
Ход урока.
1. Организационный момент.
Ребята, на уроке я желаю вам удачи. Давайте улыбнёмся друг другу и начнём урок.
2. Чистописание.
а я ы и у ю е
ой ей ом ем
Разомнём наши пальчики – минутка чистописания. Помните, что писать надо красиво, правильно соединяя буквы и соблюдая правильную посадку при письме.
Что можете сказать о том, что написали? Что это может быть?
Запишите несколько имён существительных с этими окончаниями.
3. Словарная работа.
Сейчас я продиктую слова, а вы измените их и запишите в родительном падеже .
Забота, конструктор, камыш, копыто, грудь.
Выделите окончания.
Выделите орфограммы.
Какое слово не является словарным?
Назовите окончания имён существительных.
Почему у этих существительных разные окончания, если падеж один и тот же? (разные склонения)
Всегда ли легко определить, какую букву писать в окончании?
4. Постановка учебной цели и темы урока.
Запишите пословицу под диктовку. Если затрудняетесь, какую букву писать, пропустите, оставьте место для её написания.
Чему научишься в молодости, пригодится в старости.
(На чужой сторонушке рад своей воронушке. Каждый день жизни прибавляет частицу мудрости.)
Как вы понимаете смысл этой пословицы?
Какое возникло затруднение? (выбор буквы в окончании)
Что вы написали?
Почему возникла трудность в выборе буквы? (эта гласная буква, которая обозначает звук, находится в безударном положении)
Как вы думаете, что нужно знать, чтобы определить, какую букву писать в безударной позиции в окончаниях имён существительных?
(правило проверки безударных гласных в окончаниях)
Какова же цель урока?
(вывести правило проверки безударных гласных в окончаниях имён существительных)
Сформулируйте тему урока.
(правописание безударных падежных окончаний имён существительных)
5. Открытие нового знания.
Наблюдение.
- Понаблюдаем за окончаниями имён существительных.
Выполним упражнение 185 (по заданию)
Вывод: В написании гласной буквы в безударных окончаниях имён существительных можно допустить ошибку. Если ударение падает на окончание, то написание соответствует произношению.
Исследование.
Выполним упр. 186. Будем работать в паре.
Проанализируйте безударные окончания имён существительных. В каких падежах легче допустить ошибку? (1 часть задания)
Вывод: 1 скл. – Р. п., Д. п., Т. п., П. п.
2 скл. – Т. п., П. п.
3 скл. – Р. п., Д. п., П. п.
Выполним 2 часть задания. Устно просклоняйте данные имена существительные, в тетрадь напишите только окончания.
Поставьте ударение.
Куда оно падает?
Сравните ударные и безударные окончания.
Почему именно эти слова могут стать для вас словами - помощниками?
Какие вы знаете правила, где правописание безударных гласных проверяется ударением?
Попробуем самостоятельно сформулировать правило правописания безударных падежных окончаний имён существительных.
- Сравните свою формулировку с данной в учебнике на стр. 17-18.
Какие слова – помощники вы запомнили?
Для чего они нужны?
Только ли этими словами можно проверить гласную в окончании?
Выберите из следующих слов те, которые могли бы выполнить роль слов - помощников: курица, лиса, лось, поле, прорубь.
Как графически обозначается орфограмма?
Выработка алгоритма
«Как нужно действовать, чтобы узнать, какую безударную гласную писать в падежном окончании имени существительного»
Работа в группах:
Дополните алгоритм пропущенными словами
1. Ставлю существительное в ________________ и определяю _____________
2. Подбираю _________ и ставлю ______
3. Пишу такое окончание, _____________________________
4. Проверяю: обозначаю орфограмму.
Защита своих алгоритмов.
Проверим правильность составления ваших алгоритмов на стр.123 учебника.
Проверим по алгоритму: на пол_ , в дом _ .
Физкультминутка.
Сядьте прямо, расслабьтесь. Потрите ладошки друг об друга. Закройте глаза. Приложите ладошки к глазам, почувствуйте тепло. Откройте глаза. Встаньте. Посмотрите вверх, вниз, влево, вправо. Потрите мочки ушек, почувствуйте тепло. Садитесь.
6. Первичное закрепление.
Выполним упр. 187 (на доске, по образцу учебника)
(1-2 строка – на доске, 3 строка – в паре)
Индивидуальное задание на карточках:
Используя алгоритм, данный в учебнике, вставь пропущенные буквы. Обозначь орфограмму.
На дорог _ () , в школ _ () , по пустын _ () ,
из ткан_ (), по скатерт _ (), о музык _() ,
в сквер_ (), о долг_() , в ярост _ ().
Проверка по образцу.
7. Итог урока.
Определите ключевые слова урока.
Как проверить безударные гласные в окончаниях имён существительных?
Домашнее задание.
Выучить правило, упр.1 стр. 24
Спасибо. Вы хорошо поработали. тепло. Садитесь., влево, вправо. ебника.
ежных окончаниях имниСравните свою формулировку с данной в учебнике на стр. сания безударных падежных окончаний имён существительных.