Что обозначает слово сансара. Что означает слово сансара

Приветствую всех читателей сайта сайт. В этой статье мы разберемся − что такое Колесо Сансары, как оно работает и как из него выходить.

Обновлено 04. 11. 2019

Что такое Реинкарнация Души?

Реинкарнация Души − это явление подразумевающее путь развития души через перевоплощение на Земле.

В процессе перевоплощения, душа накапливает различные знания и опыт. Однако каждое перевоплощение накапливает и грехи, совершенные человеком в течение всех жизненных циклов.

Действия, затягивающие человека в «Заколдованный круг»

  • Проявление негатива по отношению к другим людям. Такими людьми могут быть не только близкие, но совершенно не знакомые люди;
  • Проявление негатива в отношении собственного «Я». Преобладание негативных эмоций на свою душу или тело, может привести к серьезным последствиям. Отпечаток негатив откладывает и при жизни, ухудшается здоровье, психика, не ладиться личная жизнь, присутствие постоянной депрессии. Колесо Сансары, в данном случае, затягивает душу человека и дает шанс на исправления такого отношения к себе;
  • Насильственные действия в отношении других людей. С каждой реинкарнацией, душа должна искупить тот грех, в котором была уличена, иначе может остаться в колесе на очень длительный период времени;

Перечисленные действия, лишь самая малость тех причин, которые предшествуют попаданию в Колесо Сансары. На самом деле, таких причин − большое множество.

Примеры Колеса Сансары

Один из наглядных примеров – это классический любовный треугольник . В данном случае, все три души тесно сплетены между собой. И каждый раз они встречаются снова и снова, создавая аналогичную ситуацию уже в новых воплощениях. Застрявшие души, должны искупить свои грехи и причинённый вред другим. Как правило, отрабатываются измены, обиды, разрушения семей и тому подобное. Стоит отметить, что перевоплощения будут продолжаться до тех пор, пока души не выполнят все поставленные кармические задачи.

Ещё один пример – это не владение собой (собственными эмоциями) . В таком случае, ярко выраженными проявлениями Колеса Сансары является − характер человека. Он толкает его на различные преступные действия. К примеру, если человек в порыве гнева убивает другого и угождает в тюрьму. В следующем воплощении жизненный сценарий повторится. Человек должен будет сделать правильный выбор. Колесо Сансары не выпустит человека, пока он не выполнит поставленные задачи. Пока он не искупит грехи и весь вред, причинённый другим людям.

Что здесь важно понимать? Не обязательно, чтобы отработать какой-либо грех, человек должен родиться заново. Он может исправить ошибку в текущей жизни.

Могут дать человеку шанс (в некоторых случаях, даже не один) пройти урок заново и «сдать экзамен» без перерождений. Именно поэтому, в жизни некоторых людей определенно много однотипных, повторяющихся событий.

Точки выхода − правила, по которым можно выйти из Сансары

Как выйти из Колеса Сансары? Выйти из него не просто, особенно если душа уже проходила один и тот же урок несколько раз. Существует ряд правил-рекомендаций для выхода из этого «Порочного круга»:

  • Сначала, требуется выявить причину, по которой душа человека попала в «Заколдованный круг». Для того, что бы понять причину данного явления, рекомендуется обратиться к опытному Духовному целителю. Опытный Духовный целитель, может помочь найти все причины попадания в Колесо Сансары в насущной жизни, а так же в прошлых воплощениях. Однако целитель может помочь не только выявить причину, но и помочь выполнить кармические задачи, после чего связь с «Заколдованным кругом» будет оборвана;
  • Требуется выяснить условия, поставленные для выполнения, что бы Колесо Сансары больше не участвовало в судьбе человека. Одним из важнейших условий данного этапа является развитие духовного и личностного роста;
  • Раскаяние. На третьем этапе нужно сделать все возможное для искупления грехов. Необходимо просить прощения у тех, кому был нанесен вред. Развиваться в плане личностных характеристик, раскается в содеянных грехах. Конечно, процесс раскаяния занимает довольно длительный период времени, так как на физическом уровне раскаяния не достаточно. Все эмоциональные процессы, связанные с искуплением, должны прочувствоваться человеком, т.е. должна быть вложена энергия.
  • При выполнении всех выше перечисленных задач, целителем проводится специальный ритуал. После ритуала, Колесо Сансары отпускает человека и его Душу. Его может эволюционировать на более высокий уровень вибраций.

В большинстве случаев, для того что бы выйти из Колеса Сансары, целителями применяются дополнительные эзотерические действия. Такие действия предусматривают проведение ритуалов и договоров, для того что бы успешно закрыть всю цепь событий, приводящих в «Заколдованный круг».

Как выйти из Колеса самостоятельно?

Остановить Колесо Сансары, прекратив череду негативных событий можно и самостоятельно. Для этого требуется тщательно работать над собой, над своим внутренним миром. Постараться устранить в себе качества, порождающие неблагоприятные действия. Важно знать, что точка входа-выхода из замкнутого круга повторяющихся событий − находится в самих событиях. Любое событие можно перепрограммировать, зная, из каких компонентов оно состоит и как воздействовать на эти компоненты.

Упражнение «энергетическая чистка»

Это упражнение очищает и балансирует энергетическую структуру человека, а значит:

  1. Изменяет качество энергетического импульса;
  2. успокаивает центральную нервную систему;
  3. помогает осознать – точку входа (момент втягивания) в поле повторяющегося, неблагоприятного события;
  4. помогает определить точки выхода – выйти из Колеса Сансары, проработав каждое событие по отдельности.

Каждое деструктивное событие прорабатывать нужно отдельно.

1. Закройте глаза и посидите некоторое время в тишине, погрузившись в свой внутренний мир. Далее на ментальном экране, «войдите» в событие, которое волнует вас большего всего, на данный момент. Ощутите его во внутреннем темном пространстве, как какой-то энергетический сгусток.

Что такое ментальный экран? Чтобы понять, закройте глаза и смотрите сквозь лоб перед собой – это и есть ментальный экран. На ментальном экране мы визуализируем – представляем нужные нам образы.

2. Мысленно извлеките это событие. Можно:

А) Сосредоточить свое внимание на зажженной свече и представлять, как она вытягивает и сжигает негативную энергию (энергетический сгусток). Визуализируйте до тех пор, пока не почувствуете свободу и легкость внутри.

Б) На ментальном экране создайте свою голограмму и представляйте как она забирает у вас негатив. Как почувствуете легкость и свободу внутри, сразу растворяйте эту голограмму энергией любви.

После проделанного – залейте себя Светом (энергией любви) .

Важно проделать это упражнение чувственно, вложив свою энергию т.е. прочувствовать все моменты: момент нейтрализации негатива и момент зарядки позитивом − энергией любви.

Пока человек будет искать причины всего того, что с ним происходит в наружном − физическом мире, а не внутри самого себя (внутренний мир − мир чувств и мыслей), он (человек) будет находиться в Колесе − Замкнутом Пространстве Своей Несвободы.

Наша с вами жизнь имеет очень динамичный ритм, она наполнена своими заботами и непрерывной суетой. В постоянном круговороте повседневной жизни многие из вас, все же могли слышать такие слова как: «сансара» или «колесо сансары».

Что такое Сансара

Сансара или самсара (санскр. संसार, «скитание, странствие») - это постоянный круговорот рождений и смертей, перерождение души, стремящийся к освобождению и очищению от результатов всех своих прошлых накопленных действий (кармы).

В процессе своей жизни человек совершает множество поступков, которые и определяют её будущий исход. В конце земного бытия – подводится черта, где на итоговые «весы» водружают все праведные и неправедные поступки человека, накопленные за все его прошлые жизни.

Сансара в философии, представляет собой важнейший закон, которому отводится центральное место. Различные школы, основанные на религии, находят её местом неблагоприятным, считая препятствием, которое мешает познать истину природы бытия человека.

Сансара в буддизме, представляется неким просвещением, основывающимся на том, что между рождением и смертью есть ещё и промежуточное состояние. Именно в нем – момент нового существования подобен процессу передачи огня от одной свечи к другой. Так и возникла теория о путешествиях души после смерти.

Закон Сансары

Если заглянуть глубже в учения Будды, то можно заметить, что человеческую сущность невозможно изменить, а от тех поступков, которые совершают люди, меняется только их мировосприятие.

Человек, совершающий недобрые поступки впоследствии получает лишь боль, страдания и болезни. Люди, которые находит в себе силы на добро и хорошие деяния в благодарность получают полное умиротворение.

Законом Сансары прописываются истины бытия не только в этой жизни, но и ожидания от последующего перевоплощения. Название такого механизма – бхавачакра. Его составляющие – 12 звеньев, а именно:

  • авидья – кармические импульсы;
  • виджняна – сознание, сформированное импульсами;
  • намарупы – облик, физический и психический, сформированный сознанием;
  • нама-рупа – формирование шести чувств;
  • аятана – окончательное формирование зрения, слуха, обоняния, осязания, вкуса и ума.
  • спарша – восприятие самого мира;
  • ведана – чувства, сформированные благодаря восприятию;
  • тришна – желания, которые появляются у человека благодаря чувствам;
  • упадана – вызывается привязанность к мыслям и чувствам;
  • бхава – существование, которое возникло в результате привязанности;
  • джати – рождение;
  • смерть

Смысл цикла существования кроется в том, что все деяния человека, хорошие или плохие, всё равно оставляют свой след в его карме. Этот след, впоследствии, и приводит человека к его будущему перевоплощению. Главная цель буддиста – не зависимо от своих чувств и желаний, прожить жизнь не оставляя следов на карме.

Что такое Колесо Сансары

Первые представления о колесе сансары возникли ещё в позднем ведийском брахманизме (800-600 гг. до н.э.). Позже, этот сакральный механизм был позаимствован буддистами и растолкован именно так, как понимаем его сейчас мы.

Колесо Сансары – это сложный кармический механизм, который несет в себе постоянный круговорот рождений и смертей.

Люди, очень часто употребляют термин «порочный круг», перекладывая в него все свои негативные и постоянно повторяющиеся события. Они всегда заводят человека в глухой тупик, не давая возможности для дальнейшего движения. Такое проявление и есть тем самым Колесом Сансары.

«Колесом» этот кармический механизм назвали не просто так. Колесо Сансары – это символ круговорота, означающего, что каждые невыполненные задачи и греховные поступки – накапливаются на протяжении жизни, но при этом, человеку дается шанс на искупление в будущих перевоплощениях.

Если душа не выполняет поставленных задач – она застревает на несколько перерождений, пока не научится находить решение. Называние этому процессу – реинкарнация.

Колесо Сансары, подобно воронке, может затянуть в свои сети каждого человека. Для этого достаточно иметь обыкновенные людские пороки и слабости. Существует теория, согласно которой, чем выше число перерождений души, тем сложнее вырваться из возрастающего колеса. Главной причиной этому служит систематическое повторение одной и той же ошибки на протяжении каждого перевоплощения. Учитывая тот факт, что выбраться из Колеса Сансары с каждым перерождением становится всё сложнее, его смело можно называть кармическим наказанием.

Иконография Колеса Сансары

Обычно Колесо Сансары изображают в виде древнего колесничего, который имеет восемь спиц. На каждой из них, содержится множество подробных иллюстраций о том, что же происходит с душой на всех этапах круговорота, и что самое главное, отвечает на вопрос: — «Как выйти из Колеса Сансары?».

В центре изображения нарисован круг с четырьмя окружностями, которые поделены на сегменты. В каждом из них иллюстрируется действие законов кармы. Центральные фигуры круговорота – три существа, что отравляют человеческий ум, а именно:

  • Свинья – как символ невежества;
  • Петух – олицетворяющий привязанность и страсть;
  • Змея – затуманенная гневом и отвращением.

Эти три яда омрачают разум человека, заставляя постоянно перерождаться, накапливая и искупая свою карму.

Второй круг именуется Бардо. Он состоит из светлой и тёмной части, которые символизируют благие деяния и грехи. Если душа устремилась к добрым поступкам – она переродится в благоприятных мирах. Души полные грехов, попадают на тёмную сторону и направляются в адские миры.

Третий круг делится на шесть частей, по количеству шести типов миров: начиная от самых светлых и заканчивая тёмными и мрачными. В каждой из секций находится изображение Будды или святого учителя дхармы – бодхиставы, который часто приходит в наш мир из сострадания к живым существам.

Классификация миров в буддизме

Мир богов (дэвов). Обитатели этого мира – боги. Они полны блаженства и не задумываются о законах кармы или последующих перерождениях. Дэвы считаются бессмертными, но и их путь не вечен. Когда жизнь божества близится к концу, оно испытывает горечь и страдания во много раз превышающие человеческие, так как понимает, каких удовольствий лишается.

Мир полубогов (асуров). Существа этого мира полны гордыни, зависти и ревности. Асуры, в отличии от дэвов (богов), не являются бессмертными, но обладают очень большой силой.

Мир людей. Мир, основанный на привязанности и любви. Люди не видят вещи такими, как они есть, но имеют возможность учиться и познавать новое.

Мир животных . Обитатели этого мира живут в неведении и тупости, отдавая предпочтение естественным нуждам. Животные, в отличии от людей, не помышляют о духовном. По причине отсутствия воли, обстоятельства всегда берут верх над ними, а жизнь полна страха и беспокойства.

Миры голодных духов (претов). Обитатели этого мира одержимы вечным вожделением и ненасытной жаждой. Преты – это призраки, которые вынуждены жить в муках из-за невозможности утолить все свои страсти и похоти. Их излюбленное место обитания – перекрестки и ограды домов (владений).

Мир адских существ (нараков) . Очень жестокий мир, где рождаются существа, чей ум наполнен злобой, гневом и жаждой мести. Ады (жители адского мира) испытывают нескончаемые страдания и муки.

Не смотря на то, что миры расположены по кругу, перевоплотиться можно как сверху, так и снизу. Из мира людей можно взлететь в мир дэвов (богов) или рухнуть в ад.

Внешняя рамка Колеса Сансары состоит из двенадцати изображений, которые символизируют законы кармы в действии:

И последний элемент иконографии Колеса Сансары – Яма. Он крепко держит в своих зубах и когтях весь круговорот, являясь божеством смерти и бренности жизни. Яма считается посмертным судьёй и владыкой адского мира. Будто в противовес этому суровому божеству, за пределами колеса стоит Будда, показывающий на Луну.

Колесо Сансары дало оборот – что это значит?

Каждая спица Колеса Сансары приравнивается к одному воплощению души, которых всего восемь. На протяжении жизни (спицы), человек живет и накапливает карму, как положительную, так и отрицательную. Она влияет на то, какими будут его последующие перевоплощения. Если к завершению последнего перерождения карма отработана, то человек имеет возможность стать свободным, воспользовавшись правом выбора.

Так что же значит выражение: «колесо сансары дало оборот »? Ответ прост: это значит, что за все восемь жизней (перевоплощений) положенная человеку карма полностью набрана и отработана.

Как выйти из Колеса Сансары?

Главная цель религии буддизма – освобождение от накопленной кармы. Вопрос о том: «как выйти из Колеса Сансары» , будоражит и беспокоит умы многих поколений буддистов. Что интересно, есть даже специальные правила, соблюдая которые можно прервать этот замкнутый кармический круговорот, а именно:

  • быть беспристрастным;
  • свершать дела свои без привязанности;
  • находиться в уединении;
  • смотреть и видеть истину;
  • осознавать, что природа – это наше предназначение;
  • обуздать своё мышление, плоть и речь;
  • довольствоваться лишь тому, что пришло без усилий.

Для того, что бы выйти из Колеса Сансары – нужно очень усердно работать над собой и своим внутренним миром, стараясь устранять и искоренять те качества, которые порождают все неблагоприятные деяния. Важно знать, что ключ к точке выхода лежит в самих событиях. Зная все их компоненты и рычаги воздействия можно перепрограммировать свою жизнь и стать свободным.

– «прохождение», «протекание»), в индийской философии реинкарнация, повторные рождения; когда бестелесное начало индивида после распада одной телесной оболочки соединяется с другой, что, в свою очередь, сопровождается приобретением способностей, соответствующих результатам предшествующего существования. Сансара является реализацией действия «закона кармы», неразрывно связана с неизбежно вытекающими из этого незнания страстями и страданиями. Сансара – единая иерархическая лестница перевоплощений, по которой бесчисленные индивиды восходят или нисходят в зависимости от баланса заслуги или порока (пунья/папа), сложившегося в предыдущих воплощениях (преимущественно в последнем). Сансара может иметь конец, который совпадает с достижением «освобождения» – мокши как высшей цели человеческого существования.

Термин «сансара» восходит к средним Упанишадам. По Катхе , не наделенные распознаванием, рассудительностью и «чистотой» обречены на постоянное «возвращение в сансару» – в отличие от наделенных противоположными качествами, а в Майтри , отражающей значительное влияние санкхьи и буддизма, прямо говорится о «круге сансары» (сансарачакра). В этих же текстах встречается термин «бандха» («узы», «закабаление»), означающий порабощенность индивида результатами действия «закона кармы» и пребыванием в сансаре. Бандха как привязанность индивида к объектам внешнего мира получила частично обозначение уже в образе «узлов», связующих сердце и тождественных глубинным аффектам. Ближайший аналог этих «узлов» – доши («пороки», «дефекты») – корневые аффекты, основные из которых – чувственная привязанность (рага), ненависть (двеша) и заблуждение (моха).

Учение о сансаре разделяется всеми направлениями индийской мысли, кроме чарваков-локаятиков.

Буддисты мыслят субъект сансарного существования как единство «бессубъектных» скандх, а потому о реинкарнации (как пере-воплощении кого-то или чего-то) в рамках буддийской мысли можно говорить только метафорически: реально подразумевается трансформация одной «текучей» психофизической организации, образуемой необъяснимым единством пяти групп дхарм, именуемых скандхами, в другую после распада телесных составляющих. В ходе одной из попыток ввести в буддизм нечто вроде реальной реинкарнации ватсипутрии (с 4 в. до н.э.) выдвинули наряду с «флюидными» скандхами также квази-персоны пудгалы, но все другие буддийские школы единодушно выступили против этого нововведения, усматривая в нем компромисс с брахманистской идеей Атмана, категорически отрицаемой буддистами. Отсутствие реального субъекта сансары способствовало воззрению, по которому она существует лишь на уровне эмпирической (самвритти-сатья), но не подлинной истины (парамартхика-сатья), а это привело к переосмыслению того, что ей противоположно, – нирваны. Нагарджуна (2–3 вв.) в Мулямадхьямика-карике высказывает убежденность в том, что сансара и нирвана различны лишь с точки зрения эмпирической истины, тогда как в перспективе конечной истины нет ничего, что их разделяло бы, и их «концы» совпадают.

Для джайнов, наяиков, вайшешиков и мимансаков сансара – реальное перевоплощение индивидуального духовного начала. Комментируя положение Ньяя-сутр о том, что «реинкарнация (претьябхава) – это повторное рождение», Ватсьяяна истолковывает его как соединение субъекта с телом, индриями, мышлением и ощущением; сансару следует понимать как безначальное воспроизведение «узлов» рождений и смертей, завершающееся с «освобождением».

По Санкхья-карике , субстратом перевоплощения является тонкое тело (сукшма-шарира). Тонкое тело неразрывно связано с диспозициями сознания (бхавы), классификация которых включает, по Санкхья-карике , 4 пары: знание – незнание, добродетель – недобродетель, индифферентность – страстность, «сверхспособности» – бессилие. Их конфигурация в сознании обусловливает качества перевоплощения, но ответственность за последние несет «страстность». Тонкое тело (как продукт первоматерии) по природе бессознательно, а потому не может быть реципиентом опыта, пуруша же как внеположный телу воплощаться не может, и потому «поистине никто не связывается, не освобождается, не перевоплощается». У адвайта-ведантистов субъект перевоплощения – душа (джива), не знающая о своей реальной тождественности Брахману, поэтому сансара – материализация Незнания. У ведантистов «теистической» ориентации таким субъектом является джива, находящаяся с Брахманом в отношении тождества-различия.

В данной статье мы подробно рассмотрим понятия «колесо сансары», «реинкарнация» и «карма», а также возможности выхода из этой бесконечной цепи перерождений.

Что такое колесо сансары?

Жизнь – это путь по дороге страданий и свершений, и мы должны идти по нему безропотно и следовать всем законам, определенным богами. Так гласит древневосточная философия, да и у славян жизнь часто сравнивают с дорогой. Но как мы движемся по этому жизненному пути? Вот здесь нам на помощь и приходит понятие, пришедшее к нам из самой древней из мировых религий, – колесо сансары.

Дело в том, что учение о сансаре на полуострове Индостан существовало задолго до рождения Гаутамы – Просветленного Будды и до появления буддизма. Первое упоминание о ней мы встречаем в Ведах Упанишадах, где разъясняются законы мироздания. Здесь рассказывается о высших существах, которые пребывают в вечной нирване, а все остальные живущие на земле, отравленные ядами греховности и неверия, пребывают в бесконечном вращении перерождений, подчиняясь безжалостному закону кармы.

Поскольку сансара приносит лишь страдания, то главная цель всего сущего – это найти выход из нее и вновь впасть в состояние вечного блаженства. Многие великие умы бились над вопросом: возможно ли разорвать бесконечное вращение сансары? Как это можно сделать? Но ответил на этот вопрос лишь Великий Будда, достигший просветленного знания.

Только в буддизме были разработаны точные причинно-следственные связи между сансарой и реинкарнацией по законам кармы. Понятие сансара можно объяснить как бесконечную цепь перерождений и смертей, причем во всех проявлениях живых существ, представленных во Вселенной.

Если перевести слово «сансара» с санскрита, самого древнего письменного языка, то оно будет звучать как «вечное, бесконечное скитание».

Буддистская философия утверждает, что наш мир не единственный, существующий во Вселенной, миров великое множество, и перерождений может быть несколько. Все они действуют только согласно кармическим законам всемирной справедливости.

До сих пор колесо сансары прочно ассоциируется с цикличностью событий, непрерывно происходящих во Вселенной.

По легенде, Будда выложил рисом упрощенную схему колеса сансары — обод и восемь спиц, соединенных со ступицей.

Характеристика сансары

Индийский философ 11-го века Лама Гампопа выделил три основных характерных признака сансары.

  • Первый признак – это природа. Все существующие миры нереальны, эфемерны, в них нет основы, они только кажутся существующими, на самом деле это великая пустота, которая может принимать любые формы и любые воплощения.
  • Второй признак – иллюзорность. Все, что существует внутри сансары, – обман, фантазия, мираж. Именно поэтому она и может принимать любые проявления и формы, поскольку только фантазия может легко меняться под воздействием внешних и внутренних факторов.
  • Третий признак – страдание. Не следует понимать его в прямом смысле слова, буддисты считают, что любое неудовлетворенное желание – это страдание.

Страдание у них вовсе не понятие, противоположное счастью и удовольствию. Буддисты называют этим термином любую нестабильность, любые переживания духа, любые всплески эмоций. Противопоставлено ему понятие вечного умиротворения, блаженства без чувств, без эмоций, внутренней свободы, подчиненной только законам гармонии Вселенной.

Мирская реальная жизнь для буддистов не может дать счастья. Она слишком суетна, она заставляет человека думать о хлебе насущном, он находится в постоянной тревоге за близких, он должен трудиться и мучиться. Именно поэтому абсолютно все переживания и эмоции связаны с сансарой, т.е. страданием. Даже радуясь чему-то в этой жизни, мы боимся потерять свое счастье, имея семью или детей, мы страшимся за будущее, имея достаток и здоровье, боимся их потерять. Любые наши достижения ведут к желанию подняться еще выше, достигнуть еще большего. И наконец, самый основополагающий страх – это страх смерти, мы всегда страшимся потерять свою, на первый взгляд единственную жизнь, и поэтому она не может доставить нам полного умиротворения и удовольствия.

Движение сансары

Колесо сансары постоянно вращается, и момент его соприкосновение с землей – это и есть наше сегодняшнее земное воплощение. Один полный оборот колеса равен одной кальпе, одному дню из жизни Великого бога Брахмы. Так считают древние индийские .

Но согласно буддистской версии Брахма не имеет к этому никакого отношения, сансара появляется в результате разрушения предыдущих миров. Любое живое существо рождается, расцветает, а затем умирает, согласуясь с законами природы и нравственности, так и все миры рождаются, развиваются и умирают так же, согласно законам Вселенной. Один полный цикл движения колеса называется Махакальпа и равен четырем частям, каждая из которых состоит из двадцати кальп.

В первой части мир рождается и развивается, во второй – он находится в полной гармонии и стабильности, в третьей – начинает деградировать, а в пятой – умирает. Или находится в состоянии, называемом бардо, которое является только предпосылкой для следующего воплощения.

Когда мы говорим о том, что судьбоносное колесо сансары сделало полный оборот, мы подразумеваем смену эпох или цивилизаций.

Роль сансары в буддизме

В философско-этическом учении буддизма понятие о сансаре играет огромную роль. Именно оно раскрывает сущность идей перевоплощения и освобождения из цикличности перевоплощений.

Будда Шакьямуни после того, как стал Просветленным, раскрыл смертным четыре истины, позволяющие жить в гармонии со Вселенной и достичь желанного положения нирваны.

Открытия, сделанные Буддой во время медитации, назвали Благородными истинами, и звучат они так:

  • Если мы живем, мы страдаем, вся наша жизнь пронизана только постоянными страданиями.
  • Поскольку мы живем в физическом теле, то мы испытываем постоянные желания, которые не всегда можем утолить.
  • Наши страдания прекратятся с окончанием наших желаний.
  • Если научить себя не желать, то можно научиться и не страдать.

Дукха (первая истина – боль) указывает на то, что наш ум еще не знаком с законами и правилами, учрежденными Вселенной и богами. Ум в этот момент можно сравнить с глазом человека, который видит все вокруг, но не может увидеть и познать самого себя. Можно преодолеть восьмеричный путь, который поможет познать себя в круговороте мира, для этого нужно преодолеть пять препятствий:

  • Привязанности – они возбуждают в нас желание обладания и страх потерять любимых людей и вещи.
  • Гнев – разрушает наш внутренний покой и отторгает нас от гармонии мира.
  • Ревность, зависть – заставляют ненавидеть людей, прятать от них свое имущество, мы не хотим, чтобы они были так же счастливы, как и мы.
  • Гордыня – мы в своих мыслях и мечтах возвышаемся над всеми другими и не признаем за ними прав, подобных нашим.
  • Невежество, заблуждения – мы и сами не знаем, что нам полезно, а что уничтожает нас, мы придумываем отговорки, чтобы не творить добро, и сами запутываем себя в дебрях недобрых умозаключений.

Желание (самудая) указывает на то, что мы постоянно полны эмоциями, чувствами, причем они меняются и противоречат друг другу, они толкают человека из крайности в крайность, не дают ему пребывать в блаженном покое.

Страдание (ниродха) утверждает, что если избавить человека от заблуждений, то его ум вернется в блаженное состояние умиротворения и созерцания.

Путь (магга) точно указывает на пути, ведущие к совершенству.

Восьмеричный благородный путь, также названный Срединным путем к совершенству, можно пройти только посредством избавления от желаний и страданий.

Закон кармы – вселенской справедливости

Понятие «колесо сансары» неразрывно связано с понятиями кармы – закона высшей вселенской справедливости и реинкарнации, перевоплощения из одной жизненной сущности в другую.

Каждое живое существо (не только человек, но и животные, и насекомые, и растения) имеет два тела: телесное или физическое, смертное и духовное, бестелесное, бессмертное. Согласно этому закону все живое переходит из одного воплощения в другое, отрабатывая определенные умения, выполняя наложенную на него высшими силами миссию, после этого покидает свое физическое тело и уходит в иной мир, чтобы вернуться в новом воплощении с новым заданием.

О понятии реинкарнация ведется много рассуждений в индуизме – национальной религии Древней Индии. Буддизм развивался на основе индуизма, но развил и дополнил учение о сансаре понятиями кармы и раскрытием возможностей выхода из бесконечного вращения колеса судьбы.

Учение о сансаре в других религиях

По философии буддизма никто не приходит в мир только однажды, цепь наших перевоплощений бесконечна и непрерывна, она позволяет человеку, переходя из одного состояния в другое, очистить свой ум и совесть от ненужных заблуждений и познать истину.

В даосизме – национальной китайской религии – также принято учение о реинкарнации. Основатель даосизма Лао Цзы (Вечный старик) приходил на землю несколько раз в различных воплощениях, В одном из своих постулатов он говорит, что рождение – это не начало жизни, а смерть – это не конец ее, нет рождения и нет смерти, а есть только вечная цепь перехода из одного состояния в другое.

Древнее учение каббала считает также, что смерть приходит к любому человеку раз за разом, чтобы он в период нахождения на земле сумел воспитать в себе высшие качества, соответствующие требованиям абсолюта. А главное его требование – это полюбить все живое больше, чем самого себя, полностью отречься от всех эгоистических помыслов и принять единение с космосом. Пока душа человека не отречется от себялюбия, она будет приходить в этот мир, и смерть будет приходить к человеку вновь и вновь.

В христианской религии запрещено любое упоминание о реинкарнации, поскольку оно противоречит учению Христа о вечной душе и единственной жизни, а также о Страшном суде, который ожидает всех без исключения. После этого судилища душа человека будет пребывать или в аду, или в раю без права покинуть это место, то есть христианство не дает своим адептам возможности изменить будущее и раскаяться. Но некоторые известные теологи считают, что сам Иисус рождался много раз, пока не явился в мир в образе Мессии.

Ислам, самая молодая из мировых религий, также не признает закон реинкарнации, считая, что после кончины человек попадает или в райский сад или в ад, но в Коране, главной книге мусульман, есть упоминания о воскрешении и возвращении на землю в другом образе. Эти суры предлагают не бояться смерти, поскольку ее нет, а есть только бесконечная цепь рождений и перевоплощений.

Древние цивилизации майя и ацтеков, последователи учения манихейства и зороастризма, великие Сократ, Платон и Пифагор также считали идеи реинкарнации достоверными и доказанными. Представители эпохи Просвещения Вольтер, Гете, Бальзак и Конан-Дойль, а также великие еретики Джордано Бруно и Коперник также считали, что в идеях перехода души в разные воплощения нет ничего необычного.

Что происходит между рождениями?

В перерыве между двумя рождениями душа человека находится в положении, которое называется бардо.

  • Первое бардо процесса умирания – это момент агонии, перехода в мир иной. Обычно этот процесс дает человеку много физических страданий, но если человек накопил много духовной силы, то у него есть поддержка извне.
  • Бардо Драхматы – вневременной природы, после того как физическое тело прекратило свою жизнь, ум и душа человека переходят в состояние покоя и блаженства, поскольку истинное состояние ума дается от природы каждому живущему существу.
  • Бардо рождения – время от зачатия до рождения, когда формируется тело будущего человека и его миссия, с которой он явится в мир.
  • Бардо жизни в промежутке между рождением и смертью – это период нашей земной жизни от момента рождения до момента смерти.

Кроме этого, выделяют два дополнительных состояния: бардо глубокого сна, при котором человека не посещают сновидения, и бардо медитации, при котором человек путем приобщения к вселенской гармонии впадает в состояние нирваны.

Виды кармы

Карма, о которой мы сегодня так много говорим, – это деятельность человека, имеющая практический результат. Причем понятие «деятельность» включает не только прямое действие, но и мысль, слово, чувство, эмоцию.

Кроме этого, карма – это закон вселенской справедливости, по которому каждое действие имеет свое последствие. И за плохие, и за хорошие поступки мы должны отвечать своими последующими перерождениями.

Буддисты понятие «карма» делят на три группы: карма, викарма и акарма.

Карма это все наши положительные поступки, совершенные для блага других без эгоистических побуждений. Накапливая карму, мы действуем по законам космоса и переходим в высшие миры, уменьшаем свои страдания и находим больше возможностей для саморазвития.

– это действия, направленные на нарушение законов Вселенной, в целях только личного обогащения. Викарма, накапливаясь, отправляет нашу душу в низшие миры. В современном мире понятие «викарма» соотносится с понятием «греховность».

– это деятельность без прогресса и без регресса. Может быть, на первый взгляд это звучит странно, но если человек не грешит открыто и не движется к саморазвитию, то зависает в акарме. В то же время в этом состоянии человек является инструментом в руках высших сил, он может творить подвиги во славу Господа и ради спасения грешников, но не по собственному желанию.

Считается, что этот последний вид кармического состояния связан с просветлением, поскольку позволяет не думать, но действовать по законам космическим.

Возможно ли выйти из бесконечности сансары?

Единственная причина, заставляющая человека бесконечно вращаться в колесе сансары, – это три греха: невежество, страсть и гнев. Только если искоренить в своей душе эти греховные помыслы, можно разорвать цепь и достичь нирваны. Буддизм называет негативные и позитивные поступки, которые помогут или, наоборот, помешают вырваться из цепи вечных перерождений.

Положительные поступки, ведущие к спасению:

  • Спасти жизнь любого живого существа.
  • Щедрость души.
  • Верность единственной раз и навсегда избранной возлюбленной.
  • Правдолюбие.
  • Выступать в роли миротворца.
  • Мудрая и справедливая речь без бранных и грубых слов.
  • Не желать большего, чем имеешь.
  • Сострадание к окружающим и людям, и животным, и птицам.
  • Знание учения Будды, саморазвитие и самосовершенствование.

По законам кармы мы все отвечаем за свои поступки. За плохие дела нас ждут наказания, за хорошие – награда.

В разных учениях колесо сансары имеет примерно одинаковое толкование. Одной фразой можно сказать, что колесо сансары – это бесконечная цепь рождений и умираний в соответствии с реинкарнацией по законам кармы. Проходя свой жизненный цикл, все живые существа накапливают определенный опыт знаний, страданий и перевоплощений. Это превращение может длиться бесконечно долго, если человек не постарается избавиться от грехов и достичь совершенства.

У этого термина существуют и другие значения, см. Сансара (значения). Запрос «Самсара» перенаправляется сюда; см. также другие значения.

Санса́ра или самса́ра (от санскр. संसार, saṃsāra IAST - «блуждание», «странствование») - круговорот рождения и смерти в мирах, ограниченных кармой, одно из основных понятий в индийской философии: душа, тонущая в «океане сансары», стремится к освобождению (мокше) и избавлению от результатов своих прошлых действий (кармы), которые являются частью «сети сансары».

Сансара - одно из центральных понятий в индийских религиях - индуизме, буддизме, джайнизме и сикхизме. Каждая из этих религиозных традиций даёт свои интерпретации понятия сансары. В большинстве традиций и философских школ сансара рассматривается как неблагоприятное положение, из которого необходимо выйти. Например, в философской школе адвайта-веданты индуизма, а также в некоторых направлениях буддизма, сансара рассматривается как результат невежества в понимании своего истинного «Я», невежества, под влиянием которого индивид, или душа, принимает временный и иллюзорный мир за реальность вообще.

В индуизме

История · Пантеон

Статья по тематике
Индуизм

Направления

Вайшнавизм · Шиваизм · Шактизм · Смартизм

Верования и практики

Дхарма · Артха · Кама · Мокша · Карма · Сансара · Йога · Бхакти · Майя · Пуджа · Мандир · Киртан

Священные писания

Веды · Упанишады · Рамаяна · Махабхарата · Бхагавадгита · Пураны
другие

Родственные темы

Индуизм по странам · Календарь · Праздники · Креационизм · Монотеизм · Атеизм · Обращение в индуизм · Аюрведа · Джьотиша

Портал «Индуизм»

П о р

Впервые учение о сансаре появляется в упанишадах (Чхандогья, Брихадараньяка).

В индуизме, причиной пребывания души (дживы) в мире сансары считается авидья (невежество), которое проявляется в незнании индивидом своей истинной природы, своего истинного «Я» и отождествлении себя с бренным материальным телом и иллюзорным миром майи. Подобное отождествление держит дживу в оковах чувственных наслаждений, заставляя её перевоплощаться и принимать всё новые и новые тела в круговороте сансары.

Стадия конечного освобождения из цикла сансары называется в индуизме по-разному: мокша, мукти, нирвана или махасамадхи.

В традициях йоги описываются несколько путей освобождения из цикла сансары и достижения мокши. Мокши можно достичь посредством любви к Ишваре/Богу (см. бхакти и бхакти-йога), путём медитации (раджа-йога), научившись отличать реальность от иллюзии посредством философского анализа (джнана-йога) или путём правильного выполнения предписанной деятельности без привязанности к её плодам (карма-йога).

В монистической адвайта-веданте , которая оказала сильное влияние на йогу в индуизме, Брахман рассматривается как безличная и бесконечная реальность (выступающая на контрасте с буддистской концепцией шуньяты) осознав которую, все временные проявления, такие как сансара, космос, девы и различные формы Бога представляются манифестациями безличного Брахмана.

В философской школе санкхья стхула

  1. Буддхи («сознание»)
  2. Аханкара («эго»)
  3. Манас

В круговороте сансары живые существа, эволюционируя или деволюционируя, проходят через различные формы жизни от микробов, насекомых, растений и даже минералов - до самой возвышенной позиции девы-творца вселенной Брахмы. Положение, в котором оказывается живое существо в этой жизненной иерархии, зависит от качеств, приобретённых в прошлых воплощениях, и является плодами кармы, которые индивид вынужден пожинать.

Существует несколько вариантов объяснения работы кармических реакций в цикле сансары. Согласно некоторым из них, душа (джива) после оставления грубого материального тела переносится тонким телом на небесные или адские планеты или планы бытия (локи) и пребывает там до тех пор, пока не пожнёт определённую часть плодов своей хорошей или плохой кармы. После этого джива рождается заново и оказывается в определённом теле и при определённых обстоятельствах, которые являются результатом остатка её кармы. Теоретически это делает возможным памятование о прошлой жизни (джатисмара ) - способность, которой часто обладают великие святые и которая может быть развита посредством определённых духовных практик. В буддизме примерами джатисмары являются истории Джатаки, в которых Будда (основатель буддизма Сиддхартха Гаутама) рассказывает о своих прошлых воплощениях.

В буддизме

См. также: Бхавачакра

В джайнизме

Сансара в джайнизме

В сикхизме

В сикхизме принято считать, что благодаря благочестивым поступкам в прошлом (карме или кирату) человек получает шанс родиться в человеческом теле, что рассматривается как шанс, который не следует терять. Сохранив благочестие и таким образом получив «милость Всевышнего», человек может достигнуть освобождения из круговорота рождения и смерти, в котором душа пребывает со времени сотворения Вселенной, перевоплощаясь из одного тела в другое. Конечная стадия, на которой душа освобождается из цикла реинкарнации, называется мукти. Согласно учению сикхизма, мукти возможно достичь перед смертью - уровень, который известен как дживан-муктат , что в переводе означает «достигший освобождения уже в этой жизни».

Сансара это:

Сансара (санскр. samsara = странствование, течение жизни, бытие) - под этим именем известно общераспространенное у индусов (брахманистов, буддистов и джайнов) учение о никогда не прекращающемся существовании души, вечно переходящей из одной земной тленной формы в другую (метемпсихоз, переселение душ). Учение это появляется впервые в определенной форме в Шатапатхабрахмане, а в упанишадах Чхандогья и Брхадараньяка уже вполне развито. В древнейшем ведийском периоде его, по-видимому, не существовало. Попытки указать зародыши его уже в Ригведе малоубедительны. Переходных ступеней между светлым древневедийским мировоззрением и мрачной верой в вечное странствование души от одной смерти к другой, с вечным же тяготением над ней кары за все содеянное, нельзя указать: учение это возникает в Индии как бы внезапно. Поэтому весьма вероятно предположение Гауга (Gough), что арийцы-индусы заимствовали его от первичных обитателей Индии при слиянии с ними: вера в продолжающееся и после смерти существование человека в форме животных и деревьев свойственна вообще всем первобытным народам (см. Переселение душ). Это заимствование могло, однако, послужить только первым зародышем, из которого индусы самостоятельно развили целое учение о постоянном, но изменчивом продолжении жизни и осложнили его еще учением о возмездии. Предположение, что в настоящей жизни награждаются добрые дела или наказываются худые, совершенные в прежнем существовании, должно было логично вести к распространению идеи возмездия и на прочие, прежние или будущие, существования, делая круговращение жизни не имеющим ни начала, ни конца, если только не будет разрушен закон, приковывающий существа к их мировому бытию. Разрушение это может быть достигнуто избавительным знанием, которое предлагают индусу разные философские школы. С. живых существ обусловливается поступками, поступки - желаниями, желания - незнанием истинной сущности и цены вещей. В этом незнании и заключается основная причина С. Вечно действующая сила заслуг и проступков определяет не только судьбу индивидуума в каждом его новом существовании, но также и происхождение и образование всех вещей, всю жизнь природы: каждое событие или явление затрагивает какое-нибудь существо, т. е., по учению о возмездии, вызвано было прежней жизнью этого существа. С. включает в себе и учение о периодическом возникновении и уничтожении вселенной в течение бесконечного ряда мировых периодов (кальпа; см.), возникшее еще в ведийскую эпоху. С. Б-ч.

Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. - С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон. 1890-1907.

Самсара это:

Самсара Запрос «Самсара» перенаправляется сюда. Cм. также другие значения .

Санса́ра , точнее - самса́ра (санскр. संसार, saṃsāra? «переход, череда перерождений, жизнь» ) - круговорот рождения и смерти, одно из основных понятий в индийской философии: душа, тонущая в «океане сансары», стремится к освобождению (мокше) и избавлению от результатов своих прошлых действий (кармы), которые являются частью «сети сансары».

Сансара - одно из центральных понятий в дхармических религиях - индуизме, буддизме, джайнизме и сикхизме. В этих религиозных традициях существуют определённые различия в терминологии, используемой по отношению к понятию сансары, и в интерпретации процесса сансары. В большинстве традиций и философских школ, сансара рассматривается как неблагоприятное положение, из которого нужно выйти. Например, в философской школе адвайта-веданты индуизма, а также в некоторых направлениях буддизма, сансара рассматривается как результат невежества о своём истинном «Я», невежества, под влиянием которого индивид, или душа, принимает временный и иллюзорный мир за реальность.

В буддизме не признаётся существование вечной души и через цикл сансары проходит временная сущность индивида.

Сансара в индуизме

История · Пантеон

Статья по тематике
Индуизм

Направления

Вайшнавизм · Шиваизм
Шактизм · Смартизм

Верования и практики

Дхарма · Артха · Кама
Мокша · Карма · Самсара
Йога · Бхакти · Майя
Пуджа · Мандир

Священные писания

Веды · Упанишады
Рамаяна · Махабхарата
Бхагавад-гита · Пураны
другие

Родственные темы

Индуизм по странам · Гуру и святые · Календарь · Праздники · Терминология · Обращение в индуизм · Аюрведа · Джьотиша

Портал «Индуизм»

В индуизме, причиной пребывания души (дживы) в мире сансары считается авидья (невежество), которое проявляется в незнании индивидом своей истинной природы, своего истинного «Я» и отождествлении себя с бренным материальным телом и иллюзорным миром майи. Подобное отождествление держит дживу в оковах камы, заставляя её перевоплощаться и принимать всё новые и новые тела в круговороте сансары.

Стадия конечного освобождения из цикла сансары называется в индуизме по разному: мокша, мукти, нирвана или махасамадхи.

В традициях йоги описываются несколько путей освобождения из цикла сансары и достижения мокши. Мокши можно достичь посредством любви к Ишваре/Богу (см. бхакти и бхакти-йога), путём медитации (раджа-йога), научившись отличать реальность от иллюзии посредством философского анализа (гьяна-йога) или путём правильного выполнения предписанной деятельности без привязанности к её плодам (карма-йога).

В монистической адвайта-веданте , которая оказала сильное влияние на йогу в индуизме, Брахман рассматривается как конечная, безличная и бесконечная реальность (выступающая на контрасте с буддистской концепцией шуньяты) осознав которую, все временные проявления, такие как сансара, космос, девы и различные формы Бога представляются манифестациями безличного Брахмана.

В философской школе санкхья - одной из шести ортодоксальных школ в философии индуизма - принимается существование двух тел: грубого материального тела, называемого стхула , и тонкого материального тела, которое не разрушается после смерти грубого и переходит в следующее физическое тело, получаемое индивидом в цикле сансары. Тонкое материальное тело состоит из трёх элементов:

  1. Буддхи («сознание»)
  2. Аханкара («эго»)
  3. Манас («ум как центр чувственного восприятия»)

В круговороте сансары живые существа, эволюционируя или деволюционируя, проходят через различные формы жизни от микробов, насекомых, растений и даже минералов - до самой возвышенной позиции девы-творца вселенной Брахмы. Положение, в котором оказывается живое существо в этой жизненной иерархии, зависит от качеств, приобретённых в прошлых воплощениях и является плодами кармы, которые индивид вынужден пожинать.

Существует несколько вариантов объяснения работы кармических реакций в цикле сансары. Согласно некоторым из них, душа (джива) после оставления грубого материального тела переносится тонким телом на небесные или адские планеты или планы бытия (локи) и прибывает там до тех пор, пока не пожнёт определённую часть плодов своей хорошей или плохой кармы. После этого джива рождается заново и оказывается в определённом теле и при определённых обстоятельствах, которые являются результатом остатка её кармы. Теоретически, это делает возможным памятование о прошлой жизни (джатисмара ) - способность, которой часто обладают великие святые и которая может быть развита посредством определённых духовных практик. В буддизме, примерами джатисмары являются истории Джатаки, в которых Будда (основатель буддизма Сиддхарта Гаутама) рассказывает о своих прошлых воплощениях.

Сансара в буддизме


Буддизм Проект | Портал
Основная статья : Сансара в буддизме

Концепция цикличного существования сансары преподавалась многими буддийскими учителями. Важными элементами в понимании концепции сансары является знание о шести мирах, осознание цикличности бытия и достижение просветления (состояния будды).

Сансара в джайнизме

Основная статья : Сансара в джайнизме

Сансара в джайнизме представляет собой мирскую жизнь, характеризующуюся чередой перевоплощений в различных планах бытия. Сансара рассматривается как мирское существование, полное страданий и мучений и как таковое нежелательное и заслуживающее того, чтобы от него отречься. Круговорот сансары не знает начала, и душа, попавшая в него, вечно крутится в нём вместе со своей кармой.

Сансара в сикхизме

В сикхизме принято считать, что благодаря благочестивым поступкам в прошлом (карме или кирату), индивид получает шанс родится в человеческом теле, рождение, которое рассматривается как самое лучшее из возможных, как шанс, который не следует терять. Продолжая благочестивую деятельность и таким образов получив «милость Всевышнего» индивид может достигнуть освобождения из круговорота рождения и смерти, в котором душа пребывает со времени сотворения вселенной, перевоплощаясь из одного тела в другое. Конечная стадия, на которой душа освобождается из цикла реинкарнации, называется мукти. Согласно учению сикхизма, мукти возможно достичь перед смертью - уровень, который известен как дживан-муктат , что в переводе означает «достигший освобождения уже в этой жизни» .

См. также

  • Реинкарнация
  • Карма
  • Мокша (философия)
  • Философия индуизма
  • Индийская философия

Ссылки

  • Веды, ведическая литература
  • Сансара - статья из словаря: «Индуизм, Джайнизм, Сикхизм»

Что такое сансара

анса́ра, самсара (санскр. संसार, saṃsāra?. «переход, череда перерождений, жизнь») - так называется в индийской философии повторяющийся благодаря новому рождению цикл индивидуального жизненного процесса со всеми его страданиями, от которых освобождаются только благодаря проникновению в нирвану.
Народная индийская мудрость гласит: куда вы ни посмотрите, везде стремления и страсти, бешеная погоня за удовольствиями, поспешное бегство от боли и смерти, везде пустота и зной разрушающих желаний. Мир полон связей и изменений. Всё это и есть сансара.

Сансара безначальна, то есть ни у одного существа не было абсолютно первой жизни, оно прибывает в сансаре извечно. А следовательно, сансарическое существование чревато также повторяемостью ситуаций и ролей, мучительным однообразием циклической воспроизводимости одного и того же содержания. И буддизму, и другим религиям Индии полностью чужда идея эволюции, переход из жизни в жизнь образует в индийских религиях не лестницу совершенствования, а мучительное коловращение и переход от одной формы страдания к другой. Поэтому если человек материалистического или просто безрелигиозного западного воспитания может найти в идее перерождений даже что-то привлекательное («Удобную религию придумали индусы, что мы, отдав концы, не умираем насовсем» - пел Владимир Высоцкий), то для индийца она сопряжена с чувством несвободы и мучительной порабощенности, вызывающей потребность в освобождении из этой круговерти.

Что значит слово - Сансара в буддизме?

Eternal star

Сансара - одно из ключевых понятий в религии буддизма, фактически "это слово означает непрерывное существование, блуждание души в телесной и безтелесной ипостасях на протяжение всех перерождений, от начала и до конца. Для простого обывателя, чтобы было понятно: жизнь для человека - сансара для души.

Жемчужный лотос

Путь, по которому человек идет к нирване. Дословно перевоплощение. Когда душа человека проходит через перерождение и достигает наивысшего покоя НИРВАНЫ. Душа переходит от одной формы к другой. Это доказывает (по некоторым учениям буддизма) нетленность человеческой души.

Diana metellica

Санса́ра или самса́ра (санскр. संसार, saṃsāra IAST «переход, череда перерождений, жизнь») - круговорот рождения и смерти в мирах, ограниченных кармой, одно из основных понятий в индийской философии: душа, тонущая в «океане сансары», стремится к освобождению (мокше) и избавлению от результатов своих прошлых действий (кармы), которые являются частью «сети сансары».

Сансара - одно из центральных понятий в индийских религиях - индуизме, буддизме, джайнизме и сикхизме. Каждая из этих религиозных традиций даёт свои интерпретации понятия сансары. В большинстве традиций и философских школ, сансара рассматривается как неблагоприятное положение, из которого необходимо выйти. Например, в философской школе адвайта-веданты индуизма, а также в некоторых направлениях буддизма, сансара рассматривается как результат невежества в понимании своего истинного «Я», невежества, под влиянием которого индивид, или душа, принимает временный и иллюзорный мир за реальность. При этом в буддизме не признаётся существование вечной души и через цикл сансары проходит временная сущность индивида.Концепция цикличного существования сансары преподавалась многими буддийскими учителями. Важными элементами в понимании концепции сансары является знание о шести мирах, осознание цикличности бытия и достижение просветления (состояния будды).