Что такое Колесо Сансары и как из него выйти? Что такое Колесо Сансары, как оно работает? Точки выхода − правила по которым можно выйти из Колеса Модель колеса сансары в буддизме.

Многие из вас в повседневной могли слышать выражения, в которых присутствует слово «сансара» (или «самсара»). В это выражение вкладывают разное значение, однако оно далеко от первоначального, так как «сансара» представляет собой нечто иное, что дано познать не каждому. Сегодня вы узнаете, как связана сансара с человека и душой, что это слово означает, и как улучшить своё положение в бесконечном круговороте, либо выйти из него.

Что такое сансара

Начнём с того, что такое самсара, после чего расскажем, в чём заключается её смысл и назначение.


Рассказать в двух словах, что такое сансара, достаточно сложно, так как это слово употребляется сразу в нескольких религиях джайнизм, сикхизм, буддизм).

Слово «сансара» («самсара») является санскритской транскрипцией. Дословный перевод - «прохождение» или «протекание» . При этом данным словом в индуистских мировоззренческих текстах называют перерождение, переселение души (реинкарнацию). Получается, что сансара, проще говоря - это и есть перерождение.

Однако на процесс перерождения в индуизме влияет . В процессе жизни человек совершает поступки, которые определяют его будущее. В конце одной жизни подводят итог, который влияет на перерождение, решая, будет оно «высокое» или «низкое». Также стоит представлять сансару не как одну реинкарнацию, а как бесчисленное количество, в котором одна жизнь подобна маленькой песчинке на большом песчаном пляже.


Получается, что «закон сансары» - это причинно-следственная связь, которая определяет, будешь ты вознаграждён либо покаран.

Так как карма в самсаре участвует как контрольный элемент, то нельзя полностью отождествлять эти понятия. Из чего следует, что «закон сансары» - это те последствия, которые вытекают из состояния кармы, на которую в свою очередь влияют мирские деяния.

Колесо сансары - что это такое

Выше мы писали о том, что «колесо» бесконечной мирской жизни - это сансара. Однако колесо сансары не является простой последовательностью жизней, а представлено в виде совокупностей миров, которые постоянно движутся и трансформируются.

Знаете ли вы? Изображение колеса сансары присутствует на входе в любой буддийский храм.

Получается, что перед нами не бесконечная цепочка последовательных жизней одной души, а все миры, которые постоянно пребывают в движении, и это движение приводит к трансформации всего, что находится внутри круга.

Круг сансары - это порочный круг, миры в котором представляют собой иллюзию, из которой можно выбраться только будучи человеком.

Что значит: колесо сансары дало оборот

Стоит разобраться, что значит выражение «колесо сансары дало оборот».

Прохождение одного круга невозможно оценить по времени, так как один полный оборот соответствует одному дню жизни Бога (описано в Ведах). В привычном понимании, данное выражение означает смену эпох, что никак не связано с жизнью Бога. То есть, речь идёт о замене старого на новое, о каких-либо трансформациях.

При этом, согласно буддийским учениям, в процессе одного оборота колеса мир переживает следующие стадии: формирование, стабильность, деградация и , состояние бардо.

Получается, что употребляя выражение «колесо сансары дало оборот», мы говорим не о простой смене эпохи, а о чём-то более весомом. Грубо говоря, один оборот самсары можно толковать как появление вселенной (или нескольких вселенных), момент стабильности, момент угасания и полной смерти. После чего будет следовать состояние бардо, о котором мы поговорим далее.

Знаете ли вы? В исламе присутствуют сразу три вида реинкарнации: перерождение пророка, перерождение религиозного деятеля и перерождение простой души. При этом вышеперечисленные виды реинкарнации признаются только «крайними шиитами» и различными сектами, а большинство учений говорит о том, что душа после смерти помещается в подобие клетки, где ждёт Судного дня.

Разобравшись с тем, что такое колесо сансары в буддизме, мы не уточнили одну деталь, а именно - состояние бардо.

Состояние бардо, учитывая вышесказанное, представляет собой некий промежуточный вариант, если речь идёт о колесе. Это промежуток, во время которого ничего не существует. Старый мир угас, а новый ещё не появился. Если рассмотреть это на примере жизни то состояние бордо в каком-то смысле можно считать короткой смертью, так как в этот момент существует только душа, без какой-либо оболочки. Также таким состоянием можно считать момент отделения души от оболочки, в которой, как говорится в учениях, она замкнута в круговороте сансары.


Как выйти из колеса сансары

Согласно учениям, душу в колесе сансары удерживают 3 яда, которые представлены в виде свиньи, петуха и змея. Невежество, и - это три порока, поддавшись которым, человеческая душа всё сильнее затягивается в круговорот.

Интересным является тот факт, что можно телесными действиями или словом, но и . Поэтому человек, который не совершает плохих поступков, не злословит и не врёт, всё равно не сможет выбраться из самсары, если будет враждебно мыслить по отношению к окружающим.

Важно! Любые деяния несут свои последствия, поэтому за каждое действие нужно отвечать отдельно. Закон сложения плохих и хороших деяний отсутствует, поэтому нельзя перекрыть плохие поступки хорошими.

Восьмеричный (срединный) путь освобождения

Для буддизма самсара - это принцип, который нужно преодолеть, чтобы возвыситься, поэтому далее мы расскажем о том, как описывает путь освобождения от бесконечного круговорота.


Это своеобразные ступени, по которым нужно «подняться» (пройти), чтобы душа освободилась и возвысилась.

  1. Нравственность.
  2. Сосредоточение.
Три основных блока имеют свой «набор» ступеней.

Мудрость:

  • правильное воззрение (постижение 4 истин);
  • правильное намерение (нужна решительность, чтобы пройти путь).
Нравственность:
  • правильная речь (воздержание от ругани, лжи, а также от пустословия);
  • (следует отказаться от , обмана, распутности, воровства);
  • правильный (нельзя зарабатывать на жизнь убийством животных, а также торговлей ими; нельзя делать , которое используется для убийства; запрет на производство , так как это убийство и дальнейшая переработка живых существ, а также на изготовление или продажу наркотиков или спиртных напитков).


Сосредоточение:

  • правильное усилие (нужно направить усилия на развитие духовности);
  • правильное памятование (закрепление позитивных моментов и удаление негативных из сознания);

Приветствую всех читателей сайта сайт. В этой статье мы разберемся − что такое Колесо Сансары, как оно работает и как из него выходить.

Обновлено 04. 11. 2019

Что такое Реинкарнация Души?

Реинкарнация Души − это явление подразумевающее путь развития души через перевоплощение на Земле.

В процессе перевоплощения, душа накапливает различные знания и опыт. Однако каждое перевоплощение накапливает и грехи, совершенные человеком в течение всех жизненных циклов.

Действия, затягивающие человека в «Заколдованный круг»

  • Проявление негатива по отношению к другим людям. Такими людьми могут быть не только близкие, но совершенно не знакомые люди;
  • Проявление негатива в отношении собственного «Я». Преобладание негативных эмоций на свою душу или тело, может привести к серьезным последствиям. Отпечаток негатив откладывает и при жизни, ухудшается здоровье, психика, не ладиться личная жизнь, присутствие постоянной депрессии. Колесо Сансары, в данном случае, затягивает душу человека и дает шанс на исправления такого отношения к себе;
  • Насильственные действия в отношении других людей. С каждой реинкарнацией, душа должна искупить тот грех, в котором была уличена, иначе может остаться в колесе на очень длительный период времени;

Перечисленные действия, лишь самая малость тех причин, которые предшествуют попаданию в Колесо Сансары. На самом деле, таких причин − большое множество.

Примеры Колеса Сансары

Один из наглядных примеров – это классический любовный треугольник . В данном случае, все три души тесно сплетены между собой. И каждый раз они встречаются снова и снова, создавая аналогичную ситуацию уже в новых воплощениях. Застрявшие души, должны искупить свои грехи и причинённый вред другим. Как правило, отрабатываются измены, обиды, разрушения семей и тому подобное. Стоит отметить, что перевоплощения будут продолжаться до тех пор, пока души не выполнят все поставленные кармические задачи.

Ещё один пример – это не владение собой (собственными эмоциями) . В таком случае, ярко выраженными проявлениями Колеса Сансары является − характер человека. Он толкает его на различные преступные действия. К примеру, если человек в порыве гнева убивает другого и угождает в тюрьму. В следующем воплощении жизненный сценарий повторится. Человек должен будет сделать правильный выбор. Колесо Сансары не выпустит человека, пока он не выполнит поставленные задачи. Пока он не искупит грехи и весь вред, причинённый другим людям.

Что здесь важно понимать? Не обязательно, чтобы отработать какой-либо грех, человек должен родиться заново. Он может исправить ошибку в текущей жизни.

Могут дать человеку шанс (в некоторых случаях, даже не один) пройти урок заново и «сдать экзамен» без перерождений. Именно поэтому, в жизни некоторых людей определенно много однотипных, повторяющихся событий.

Точки выхода − правила, по которым можно выйти из Сансары

Как выйти из Колеса Сансары? Выйти из него не просто, особенно если душа уже проходила один и тот же урок несколько раз. Существует ряд правил-рекомендаций для выхода из этого «Порочного круга»:

  • Сначала, требуется выявить причину, по которой душа человека попала в «Заколдованный круг». Для того, что бы понять причину данного явления, рекомендуется обратиться к опытному Духовному целителю. Опытный Духовный целитель, может помочь найти все причины попадания в Колесо Сансары в насущной жизни, а так же в прошлых воплощениях. Однако целитель может помочь не только выявить причину, но и помочь выполнить кармические задачи, после чего связь с «Заколдованным кругом» будет оборвана;
  • Требуется выяснить условия, поставленные для выполнения, что бы Колесо Сансары больше не участвовало в судьбе человека. Одним из важнейших условий данного этапа является развитие духовного и личностного роста;
  • Раскаяние. На третьем этапе нужно сделать все возможное для искупления грехов. Необходимо просить прощения у тех, кому был нанесен вред. Развиваться в плане личностных характеристик, раскается в содеянных грехах. Конечно, процесс раскаяния занимает довольно длительный период времени, так как на физическом уровне раскаяния не достаточно. Все эмоциональные процессы, связанные с искуплением, должны прочувствоваться человеком, т.е. должна быть вложена энергия.
  • При выполнении всех выше перечисленных задач, целителем проводится специальный ритуал. После ритуала, Колесо Сансары отпускает человека и его Душу. Его может эволюционировать на более высокий уровень вибраций.

В большинстве случаев, для того что бы выйти из Колеса Сансары, целителями применяются дополнительные эзотерические действия. Такие действия предусматривают проведение ритуалов и договоров, для того что бы успешно закрыть всю цепь событий, приводящих в «Заколдованный круг».

Как выйти из Колеса самостоятельно?

Остановить Колесо Сансары, прекратив череду негативных событий можно и самостоятельно. Для этого требуется тщательно работать над собой, над своим внутренним миром. Постараться устранить в себе качества, порождающие неблагоприятные действия. Важно знать, что точка входа-выхода из замкнутого круга повторяющихся событий − находится в самих событиях. Любое событие можно перепрограммировать, зная, из каких компонентов оно состоит и как воздействовать на эти компоненты.

Упражнение «энергетическая чистка»

Это упражнение очищает и балансирует энергетическую структуру человека, а значит:

  1. Изменяет качество энергетического импульса;
  2. успокаивает центральную нервную систему;
  3. помогает осознать – точку входа (момент втягивания) в поле повторяющегося, неблагоприятного события;
  4. помогает определить точки выхода – выйти из Колеса Сансары, проработав каждое событие по отдельности.

Каждое деструктивное событие прорабатывать нужно отдельно.

1. Закройте глаза и посидите некоторое время в тишине, погрузившись в свой внутренний мир. Далее на ментальном экране, «войдите» в событие, которое волнует вас большего всего, на данный момент. Ощутите его во внутреннем темном пространстве, как какой-то энергетический сгусток.

Что такое ментальный экран? Чтобы понять, закройте глаза и смотрите сквозь лоб перед собой – это и есть ментальный экран. На ментальном экране мы визуализируем – представляем нужные нам образы.

2. Мысленно извлеките это событие. Можно:

А) Сосредоточить свое внимание на зажженной свече и представлять, как она вытягивает и сжигает негативную энергию (энергетический сгусток). Визуализируйте до тех пор, пока не почувствуете свободу и легкость внутри.

Б) На ментальном экране создайте свою голограмму и представляйте как она забирает у вас негатив. Как почувствуете легкость и свободу внутри, сразу растворяйте эту голограмму энергией любви.

После проделанного – залейте себя Светом (энергией любви) .

Важно проделать это упражнение чувственно, вложив свою энергию т.е. прочувствовать все моменты: момент нейтрализации негатива и момент зарядки позитивом − энергией любви.

Пока человек будет искать причины всего того, что с ним происходит в наружном − физическом мире, а не внутри самого себя (внутренний мир − мир чувств и мыслей), он (человек) будет находиться в Колесе − Замкнутом Пространстве Своей Несвободы.

Автор - Наталья Вовк.
Все возвращается на круги своя. Этой непреложной истине миллионы, а может и миллиарды лет. Можно сказать, что она родилась на заре человеческой цивилизации. Но, скорее всего, ее возраст равен возрасту Звезд, возрасту Луны и Солнца, возрасту самой Вселенной. А сколько им лет? Этого, пожалуй, не знает никто, кроме самого их Создателя. Так что же такое этот Круг или Колесо Сансары? И властен ли человек над ним? Под силу ли нам смертным вносить изменения в наше кармическое предначертание? Или это только право Высших Сил? Давайте, попробуем разобраться вместе.
И начнем с наипростейшего, с того, с чем большинство из нас по собственной воле сталкивается почти каждый день – с гороскопов. Да-да, не удивляйтесь. Именно гороскопы являются упрощенным или, если хотите, утрированным воплощением колеса Сансары, и посылаются нам в виде советов, которые люди видят перед собой из поколения в поколение на протяжении тысяч и тысяч лет, но, тем не менее, умудряются неправильно их истолковать. Нам показывают путь, продвигаясь по которому, мы смогли бы остановить круг перевоплощений и рассмотреть то, что расположено за пределами наших желаний и нашей кармы, то есть, Истину. И не зря гороскоп имеет вид колеса, по периметру которого расположены двенадцать зодиакальных знаков. И не имеет значения годичный ли это гороскоп, с изображением животных, или это гороскоп по месяцу рождения с графическими символами – в каждом из них отображены наши кармические желания. Точно также, не имеет особого значения, кто и под каким знаком родился. Все уже предопределено свыше: и наша карма, и место нашего рождения, и наши родители, и вся наша дальнейшая судьба. Даже линии на наших руках, предопределяются свыше. Именно по этим линиям сведущие специалисты, а по-простому, хироманты, могут поведать нам о наших прошлых и будущих перевоплощениях. Но, самое главное, что свою будущую судьбу мы определяем сами, согласно своих собственных кармических желаний и предпочтений. Так что, не следует слишком уж уповать или гневаться на гороскопы. Они – это всего лишь знания, посылаемые нам извне, может быть даже нами самими из наших прошлых жизней, но никак не понятые и не раскрытые нами. А почитатели буддизма убеждены, что знания должны быть превыше самой религии и даже веры. И именно сейчас пришло такое время, когда человеку дано с использованием правильных знаний, выйти на истинный путь не сугубо религиозного, а духовного развития. И символы, знаки и послания, которые даются нам, также необходимо воспринимать правильно.
И начнем с того, что колесо с двенадцатью символичными зодиакальными животными, как раз и является тем самым кругом сансары. Животные же, составляющие этот круг, имеют своей целью в аллегорической и переносной форме указать нам на наши характерные кармические желания, что каждый раз неукоснительно ведут к перерождению в колесе сансары. Причем, подобное трактование гороскопа, может быть понятным только тем, кто исповедует буддизм, досконально занимается его изучением и собственным духовным развитием. Особенно тем, кто стоит на позициях северного буддизма. Так как именно здесь в почете великое оккультное учение «Бардо Тхедол», более известное под названием тибетской Книги Мертвых. В этом великом трактате буддизма ваджраяны дается описание всех тех животных в их истинном глубинном эзотерическом смысле. Также для последователей учения Будды является непреложным основной аспект буддизма – это знания и понимание перерождения, то есть, реинкарнации и кармы. Соответственно законов причины и следствия.
Среди тех, кто не воспринимает буддизм как истинную веру, существует неправильное трактование кармы. Ее принимают как следствие всех человеческих удач или неудач. Но, это совсем не так. Именно из-за неправильного понимания первопричины – люди, далекие от буддизма не могут изменить свою карму, а, значит, и жизнь в лучшую сторону. Ведь карма не может быть следствием, она является всего лишь причиной того, что случается со всеми живущими и существующими во Вселенной. Карма является принципом сознания сущности и этот принцип есть причиной того, от чего с нами или с кем-нибудь другим происходят какие-либо события. И, если взят за непреложную истину тот факт, что карма есть принципом сознания, то и изменения в нее можно внести только слегка нарушив или полностью разрушив сей принцип.
Чтобы легче было разобраться, давайте, рассмотрим все на примере. Допустим, вам надо утопить только что родившихся котят. Кто-то сразу же начнет приводить миллион причин, по которым он этого не сможет сделать никогда. Другие же приведут еще больше причин, согласно которым они подобное деяние не только могут выполнить и должны. Это и есть принцип сознания, предопределяющий поступки. Можно ли его изменить? Можно, но очень сложно. Ведь изначально необходимо сломать собственный стереотип поведения, то есть, изменить личностное осознание. Результатом же будет изменение собственной кармы. А мы, порой, не всегда осознаем свои мысли и деяния. Иногда мы делаем что-то, абсолютно над этим не задумываясь. А иногда простые решения наших поступков просто не приходят нам в голову. Вот в этом и вся трудность. Таким образом, мы пришли к тому, что все вокруг нас составляет замкнутый круг, то есть, то самое колесо сансары, удерживающее наше сознание на всех уровнях существования. А мы, согласно наших кармических желаний, реинкарнируем и перерождаемся снова и снова, поглощенные страстным удовлетворением собственных желаний.
Согласно верованиям буддизма Тибета, сознание умершего человека (в нашем понимании это душа человека) попадает в особое состояние или в место, носящее название Бардо. Именно здесь мы можем увидеть существование ясного света истины – Дхармакаи. Но наша карма позволяет нам только наблюдать за этим местом, а не уйти туда. Наши кармические желания тянут нас вниз и ведут к новому перерождению. Пребывая в состоянии смерти, у нашего сознания через определенное время начинаются кармические видения. Позже оно постепенно начинает приближаться к миру живых и вести наблюдения за парами, совершающими обряд бракосочетания. И наше сознание, исходя из собственных предпочтений, предопределяет будущих родителей собственной плоти, после чего попадает в чрево к матери. Таким образом, попадая в колесо сансары, продолжает круг перерождений.
Все приведенное выше довольно утрированный вариант квинтэссенции огромного количества действий кармических и сантарических законов жизни. Чуть позже мы рассмотрим все это более подробно и гораздо сложнее. Просто сейчас мы хотим более упрощенно передать сущность Тибетской Книги Мертвых.
Поэтому пока примем как должное, что наши безудержные желания, ниспосланные нам нашей кармой, принуждают нас вновь и вновь перерождаться в мире животворящих существ, которые имеют тело. А что именно это за тела, об этом как раз и указывается в аллегорическом зодиакальном круге. Отсюда и следует, что зодиакальное колесо указывает на свою неразрывную связь с именем Будды. Потому что, именно Великий Учитель показал возможность достижения всеобъемлющего освобождения, избегания гнетущих пределов сансары и вечного избавления от страданий, которое несет колесо жизни и смерти, и, как результат, уход в нирвану. Это довольно краткое и сознательно упрощенное описание буддистского учения поможет всем тем, кто только делает свои первые шаги в познании и открытии для себя религии буддизма.Ведь главная сущность буддизма, как одной из основополагающих религий мира – это оказание помощи живущему на земле в освобождении его от сансаровых оков и указание ему пути в нирвану. И если человек пойдет по этому пути, то, даже если и не сразу, но, все же, постепенно, ему дано будет открыть истину и просветление. И со временем перевоплощаясь и перерождаясь, к нему придет осознание того, что все окружающее нас абсолютно нереально и тогда ему откроется истинная реальность.
В круге Зодиака указываются основополагающие причины, что ведут нас к перевоплощению. О том, какое значение имеют животные, составляющие зодиакальное колесо могут узнать только те, которые основательно подойдут к изучению буддизма, ведь их толкование уходит во времена зарождения буддизма или даже индуизма. И, опять же, если поверхностно рассмотреть некоторых представителей зодиакального колеса, то, к примеру, свинья будет символом невежества и глупости, змея – символом гнева, а петух – символом животных инстинктов. Но именно на этом мы сейчас не будем останавливаться, а пойдем дальше. И постараемся рассмотреть на примерах действие колеса перевоплощений. Опять же обратимся к зодиакальным знакам. Итак, например, действие кармических желаний, выраженных символом тигра. Скорее всего, знак тигра есть олицетворением силы и бесстрашия. Поэтому человек, который предрасположен к обладанию этой кармы, каждый раз перерождаясь, идет на поводу в удовлетворении собственных силы и бесстрашия. Он страстно стремится к тому, чтобы его подвигами восхищались, а его тело служило ему объектом гордости. И так повторяется от жизни к жизни, от перевоплощения к перевоплощению, пока человек сам не изменит своего сознания.
Ну вот, с упрощенным рассмотрением колеса сансары мы закончили. Теперь, пожалуй, можно переходить к более углубленному его изучению.В религиях, исповедующих как буддизм, так и джайнизм, колесо Сансары является символом уникальной сферы безостановочных изменений и становлений, находящихся под неустанным контролем Мары, г"Шинджы или Ямы, что в более приемлемом для нас варианте звучит как Бог (Повелитель) Смерти. Он удерживает это колесо своими руками и челюстями, что должно стать постоянным напоминанием для всех существующих на этой земле о том, что все живущие смертны. И нет исключения ни для кого. Мы все будем, перерождаясь, приходить в этот мир снова и снова, до тех пор, пока к нам не придет осознание истинной природы ума, которое поможет нам достичь полного и окончательного Просветления, то есть, состояния Будды.
Действительная жизнь, символически изображенная в круге, показывает все стадии человеческого развития от рождения до смерти. Рассматривая все двенадцать звеньев, которые взаимно зависимы в своем возникновении, наглядно демонстрирующие основополагающие принципы существования Сансары, мы сможем воочию пронаблюдать, осознать и осмыслить все, начиная с собственного неведения. Именно наше неведение и приводит к порождению всех тех состояний сознания и страдания, что обуславливают наше существование.Все эти двенадцать позиций имеют определенное толкование. Но, начнем мы с центра. Непосредственно центр колеса занимают три символа (создания), которые означают отсутствие чувств и оказывающие губительное влияние на сознание человека. Это свинья, петух и змея, кусающие друг друга за хвост, и, таким образом, соединенные между собой в неразрывную цепь. Черная свинья здесь олицетворяет собой жадность, неведение и темное невежество, что соответствует иллюзорности человеческого эго. Красный петух есть символом плотских страстей, алчности и привязанностей. Зеленая или темная змея, в этом случае, символизирует злость, зависть, ненависть и отвращение. И объединившись, они демонстрируют пороки, иллюзии и чувства, которыми наполнен человеческий мир и в котором он вынужден существовать. Эти наследственные принципы неведения, отталкивания и притягивания, приводят людей к тому, что они в результате совершают угодные или крайне недопустимые проступки, что приводят к накоплению позитивной или негативной кармы. В дальнейшем от этого зависит, в котором из шести миром произойдет следующее перерождение живущего существа.

Хотя и известно огромное количество типов кармы, которые накапливаются при действии разрушающих эмоций, все же, их можно объединить по двум категориям, относящимся к карме благой и неблагой. Слева к центру колеса примыкает сторона белого цвета, символизирующая позитивную карму. Она показывает монахов и мирян, которые продвигаются вверх, к своему перерождению в высших мирах. Справа же находится часть темного цвета, указывающая на негативную карму. Здесь изображены фигуры обнаженных людей, которые опускаясь, перерождаются в низших мирах. Эти две половины второго круга колеса перерождения символически демонстрируют, что те, кто обитает в высших мирах, вознеслись туда, идя по белому пути. А те, кто оказался в низших сферах существования достигли подобного, следуя серным путем. То есть, уже в этом заложена истина, указывающая на причины человеческих несчастий и неудовлетворенностей.
Следующий за этим круг разделен на шесть равных частей, каждая из которых показывает варианты возможных участей человека после его смерти. Венчает колесо Сансары мир богов, его наполняет карма гордости, справа от него находится мир полубогов, с кармическими желаниями зависти, слева от мира богов находится мир людей, состоящий из мира кармических привязанностей. В правой нижней части нашел свое место мир голодных духов, который обуяла карма жадности и чувственности. Напротив от него, слева, расположен мир животных. Здесь преобладает карма невежества. И строго понизу изображены миры ада. Можно рассмотреть как холодный, так и горячий ад.
1. Ады
2. Мир Голодных Духов
3. Мир Животных
4. Мир Полубогов
5. Мир Богов
6. Мир Людей
В каждом фрагменте колеса можно обнаружить присутствие изображения Будды. В конечном результате это изображение помогает всем участникам колеса Сансары достигнуть освобождения и последующего обретения нирваны.По внешнему кругу колеса расположены картины бытия, в количестве двенадцати штук, каждая из которых является символом отдельного момента из жизни человека. Так картина, изображающая женщину в процессе родов, является символом рождения новой жизни, период ее роста и становления. Беременная женщина, показанная на следующей, как раз и олицетворяет состояние становления, с актом присвоения и продолжением смертной жизни. Следующая картинка, с изображением людей срывающих плоды, символизирует цепляние человека к жизни, присвоение, которое ведет его к желанию жить. Сцена, изображающая процесс питья, является символом непреодолимой жажды жизни, что ведет к переживанию чувств. Стрела, вонзившаяся в глаз человеку – такое изображение мы видим на еще одной картине. Это есть не что иное как символ ощущений и чувств. Именно чувства заставляют нас контактировать со всем нас окружающим. Поцелуй влюбленной пары, олицетворяет контакт и ощущения, что влекут людей в мир чувств. Изображенный дом со множеством пустых окон символизирует органы чувств и ощущений, которые и создают личность. Люди, плывущие в лодке, являются символом самого существования личности, ее имени, формы. Все это в совокупности приводит к зарождению сознания.Также, рассматривая колесо Сансары, мы можем увидеть картинку с изображением обезьяны, находящейся на дереве и срывающей его плоды. Это и есть наше сознание, которое ведет нас к удовлетворению наших простейших порывов. Гончар, запечатленный за своей работой, символизирует наши действия, в которых мы воплощаем наши позывы. При этом наши порывы мы производим с полным отсутствием знаний. И слепая старуха, на следующей картине, как раз и показывает отсутствие у нас знаний, а также нашу слепоту и невежество, которые в результате и приводят нас к смерти. И завершающим штрихом в этой целостной картине служит сцена с изображением гроба и похоронной процессии. Это и есть наше старение, смерть и последующие страдания, после чего мы приходим к своему новому перерождению.
Ведь Сансара или как вариант Самсара в дословном переводе как раз и звучит как перерождение, череда переходов или жизнь. Еще это колесо известно под названием Бхавачакра, также его именуют колесом жизни, кругом существования, либо становления, либо перерождения, а, возможно, вы встретите его под названием колеса страданий. Все это о нем, о колесе Сансары. Так индийская философия трактует непрерывный цикл новых перерождений индивидуальных жизненных процессов, в который включены все присущие человеческому существованию страдания. И освободиться от них можно только путем проникновения в нирвану.
Согласно существующему многие века мудрому индийскому изречению, в котором говорится о том, что куда бы мы ни посмотрели, то везде будем наблюдать только страстные желания, стремления и привязанности, ведущие нас в бешенном темпе в погоне за получением удовольствий, к поспешному отступлению перед болью и смертью, к окружению нас пустотой и зноем, разрушающими наши желания. Наш мир наполнен привязанностями и изменениями. Все это и есть сущностью Сансары. Человек, который стремится к достижению совершенства – это человек, которому суждено выйти за пределы колеса Сансары. В верхней части, находящейся за пределами Сансары, расположено царство Ло Мустанг или небеса Тушита. Они символизируют верхнюю чакру земли, чистую страну Будды, ведущую человеческое сообщество к совершенству. Колесо Сансары является олицетворением всего того бытового и сущего, что окружает нас в нашей повседневной жизни. Сансара есть неразрывной цепью осознанных видений, которые были вызваны кармой переданной по наследству, то есть, жизнью.
Таким образом, осознав всю сущность колеса перерождений, мы можем прекратить свои страдания. Постепенно, шаг за шагом, отказываясь от негативных деяний, ведущих к накоплению разрушительных эмоций, мы познаем истинный путь, что приведет нас к духовному перерождению. И начать надо с осознания невежества, как основополагающей первопричины наших страданий. Далее необходимо упражнять свой разум в признании непостоянства и смерти. После чего мы должны тщательно проанализировать все свои действия и поступки. Мы должны отделить благие деяния от неблаговидных. Затем, непосредственно следуя по выбранному пути, мы, несомненно, достигнем того, что осознаем отсутствие в сансаре той цели, которая была бы достойной нашего обладания. Мы станем неподвластны всепроникающей природе, несущей постоянную неудовлетворенность и страдания. И, основываясь на вновь обретенном ощущении отречения, что придет к нам вместе с этим осознанием, мы придем к совершенству в практике нравственности. Так, приведя в спокойное состояние наши грубые, внешние отвлечения, мы будем все больше развиваться в практике созерцания, при этом, все более умиротворяя тонкие, внутренние отвлечения. После чего последует освобождение собственного сознания от несвободы, что находится внутри нас.И тогда мы усовершенствуемся в практике различающей мудрости. Эта практика непосредственно дает познание значения отсутствия существующей природы личности и явлений. Так, постепенно, мы исчерпаем все накопленные в нас разрушающие эмоции. Освободившись от всех сфер, сопряженных с неудовлетворенность и страданиями, мы, наконец-то, обретем мир и свободу. В этом и состоит изучение символического изображения колеса Сансары. Но для сохранения полной картины изображения круга, надо отметить, что непосредственно под колесом начертаны слова, объединенные в двух четверостишиях. В верхнем же левом углу мы видим Будду, указывающего на полную луну. Этот путь является символичным путем истины. А луна, истинным символом, Где прекратятся все наши страдания. Поэтому на картину надо смотреть в ее целостном изображении. Так как, и вверху, и внизу можно обнаружить непосредственные указания на положительные качества получения свободы.
Существует также легенда о происхождении колеса Сансары, которая в интерпретации ученого-исследователя А.М.Позднеева дошла до наших дней в таком виде: «Основой для происхождения именно такого изображения колеса Сансары служило повествование будды Шакьямуни. Согласно этого повествования, один из самых древних учеников Шигэмуния – Мутгальвани, был озабочен тем, что занимался спасением своей матери. Он шаг за шагом проникал во все миры, в которых происходило перерождение его матери. И так ему довелось перебывать в каждом из двадцати миров ада. Ему удалось также побывать и в королевстве биритов, не обошел он своим вниманием и миры животных и людей. Пришлось ему посетить и царство асуриев и тэнгриев (богов и полубогов). В этом путешествии его сопровождал один из первых учеников Будды – Шарипутра. После завершения дела по спасению матери Мутгальвании, ученики пришли к своему Учителю Будде и начали свое повествование. Сначала их слушателями были их же четыре друга, к которым впоследствии присоединились и все ученики, и последователи учения Будды. Путешественники, не скрывая, рассказывали обо всем увиденном, в том числе и о страданиях, которые наполняли каждый из увиденных ими миров. Тогда Будда пожелал сохранить подробное повествование, дабы служило оно непреклонным наставлением для всех верующий, живших, живущих и которым только предстояло жить. И не важно, в какой бы части земли и в какое время они вели бы свое существование. Учитель повелел ученикам живописно отобразить существовавшее состояние во всех мирах и царствах, виденных ими».
Именно в таком виде и дошло до наших дней изображение колеса Сансары, где миры богов, асуров, людей, животных, демонов и обитателей адов, неразрывно связаны между собой и взаимозависимы друг от друга. Это и является основополагающим принципом сотворения круга. Кроме вышеописанного, существуют и другие графические изображения колеса Сансары. Но все они представляются в форме колеса, символизирующего собой солнце, которое разделяется на шесть частей символическими «спицами», которые, тем не менее, являются солнечными лучами.
Существует также описание колеса Сансары и Ламой Анагариком Говиндой. Он так охарактеризовал сей круг жизни: «Сансара есть миром вечного разлада и борьбы, состоящего из непримиримых контрастов, двойственности, потери равновесия и срединности. Из-за чего существа попадают из одной крайности в другую. Условия небесной радости противоположны состоянию адских мучений. Область титанической борьбы и жажда власти асуров противостоит животному страху и мании преследования. Человеческая область творческой активности и гордыни свершений противостоит области «голодных духов»…, в которой неудовлетворенные страсти ведут к призракоподобному существованию».
И именно кармические желания, так доподлинно изображенные в колесе Сансары, приводят людей к постоянному перерождению в сферах, олицетворяющих наказание. Все эти области расположены внутри круга и, как мы уже выяснили, наказания демонстрируются в виде животных, голодных духов и обитателей обоих вариантов ада. Полагается, что существа, населяющие эти миры, не зарабатывают свою будущую карму, а отбывают ее. А присутствие в каждом из миров милосердного и сострадательного будды Авалокитешвары, обнадеживает всех шансом на спасение. И тот, кто яростно стремиться к искоренению в себе трех ядовитых и порочных первопричин – злобы, похоти и неведения, имеют возможность перевоплотиться в одном из более спокойных миров, где обитают боги, полубоги или люди.

Но лишь человеку суждено заслужить позитивную карму, и разорвав оковы круга сансары, достигнуть состояния нирваны, то есть, состояния Будды. Однако сделать это не так легко. Хотя стремиться к совершенству необходимо постоянно. И хотя в среде великих и существует мнение, что разъяснять простым смертным понятия многогранности миров и вселенных, дело почти бесполезное и не благодарное, ибо человеческий разум все еще не в состоянии осознать и принять все пояснения, что находятся в трактатах Великих Учителей, все же, постигать науку следует. Так как знания внутри нас, то открыть им путь к выходу во внешний мир и вселенную, окружающую нас – это задание нашего земного существования. Только полученные знания помогут идущему оказаться в русле обобщающего временного потока среди условий многомерности. И именно знания помогут ему совершить вполне удачный переход на следующий уровень своего жизненного развития. И круг Сансары – это пока что единственно доступное основополагающее понятие, данное человеческому сообществу, для более глубокого осознания собственной сущности и своей взаимосвязи с Высшим Разумом. Досконально изучив колесо Сансары, каждый сможет увидеть связь между началом восхождения земли и человечества к свету и святому духу.
Наряду со всеми остальными трактованиями символа колеса Сансары, давайте, рассмотрим и еще один, точно так же имеющий право на свое существование. Итак, возьмем за основу то, что колесо символизирует собой солнечную энергию. Тогда мы получим следующее. Солнце у нас будет олицетворяться с колесом, вращающимся в Небесах. Само солнце будет центром колеса, а его спицы – это солнечные лучи. Колесо является неотъемлемым атрибутом всех солнечных божеств, а также их земных посланников – солнечных королей. Солнечный круг издавна есть символом вселенского правления, жизненным циклом, перерождением и обновлением. Кроме этого он символизирует благородное начало, несет изменчивость и изменение в материальном мире. Хотя само по себе солнце вполне может олицетворять собой и сам материальный мир. Его окружность – это пределы мира материи. А его центром является неподвижная точка, которая в то же время служит неподвижным двигателем и космическим центром, все это служит источником света и силы. При этом колесо также будет и временем и судьбой. Неумолимым и непрестанным вращающимся колесом Сансары. Части круга, полученные в результате деления радиусами, являются символическими периодами циклических проявлений, соответствующих материальному миру. И вращение, совершаемое колесом Сансары, есть круговым вращением, несущим изменения, наступления и динамику. Колесо также может ассоциироваться и с лотосом, что подобен солнечной матрице и индуистским чакрам. Колесо, являющееся частью колесницы, будет символизировать правление и власть. Колесо с крыльями укажет на необычайную быстроту. Солнце, катящееся по небу, можно разглядеть в церемонии качения колеса. Подобные ритуальные действа соответствуют Солнцу в момент зимнего солнцеворота.
В религии исповедующей буддизм, колесо является символом Космоса, Колесом Закона и Истины, колесом Сансары, симметрией и совершенством Дхармы, динамикой мирных перемен, времени, судьбы и всевластья. Колесо Закона и Учения способно сокрушить существующую иллюзорность бытия. Его спицы есть олицетворением духовных возможностей, которые соединяются в сердцевине. Кроме этого они символизируют лучи света, что исходят от Будды – Того, кто производит вращение Колеса Слова и Закона, начавшее свое вращение, с началом его преподавания учения в Сарнатхе. Подобный круг способен быть неиконическим изображением Будды. Так, колесо из золота, символизирующее непревзойденную силу духа, может являться одним из Семи Сокровищ Повелителя Вселенной, что отображены на Отпечатке Стопы Будды. К примеру, колесо в Китае, имеет такое же символическое значение, как и в буддизме.

В христианстве же колесо символизирует эмблему святых Екатерины, Эразма, Евфимии, Квентина. В мифологии Древнего Египта говориться о том, что сотворение человека произошло на гончарном круге Кхему (Разума). В традициях, дошедших до нас от греков и римлян, колесо, с имеющимися на нем шестью спицами – является не чем иным, как атрибутом Зевса (Юпитера), который в свою очередь есть небесным богом. Также солнечное колесо является символом колесницы Гелиоса (Аполлона) и одновременно есть неотделимой частью эмблемы Диониса. Жизненное колесо, согласно Прокла – это созидающий циклический символ, известный еще под названием колеса Иксиона. Кроме этого оно является символом судьбы. У индийцев колесо есть олицетворением бесконечного, совершенного завершения и является неотъемлемой составляющей власти Варуна, а позже Вишны. Колесо в виде лотоса, есть символом чакры. Кроме этого, как мы уже говорили вначале, существует Колесо Знаков или, все тот же, Зодиак. Как мы уже знаем, он символизирует смену лет, времени и жизни, в зависимости от Солнца. У тех, кто следует за Учением джайнизма, существует Колесо Времени, которое вращается вечно. Опять же, для митраистов, колесо есть символом Солнца, что вращается в Небесах. У последователей шумеро-семитских традиций символы Колеса Жизни и Колеса Солнца являются атрибутами солнечных богов Ашшура, Шамаша, Ваала и всех богов, связанных с войной. У даосов солнечный круг также является символом материального мира, но, кроме этого, оно представляется в виде мудреца, достигшего неподвижного цента и способного двигать колесо без участия собственных движений.
Таким образом, в завершении повествования о колесе Сансары стоит отметить, что изображение этого символа присуще практически любому духовно-религиозному течению, причем вне времени и пространства. Совсем уж упрощенно говоря, можно сказать, что это крайне сублимированный жизненный код развития любой разумной сущности.

Дословный перевод слова «сансара» - это скитание, которое будет длиться бесконечно. Под этим высказыванием подразумевают живую сущность, которая постоянно, то расправляет крылья и взлетает, то падает камнем на землю. Так символически обозначаются вечные процессы, рождения, последующего старения и, в завершение, смерти.

Сансара - что это?

Одна жизнь - это лишь маленький фрагмент большого пазла. Сансара – это комбинации неразрывной цепи, состоящая из пяти совокупностей. Цепочка этих изменений постоянно изменяется, и нет возможности понять, где же ее начало. Одна прожитая жизнь из такой цепи - это лишь мизерная составляющая сансары. Для того что бы оценить масштаб и увидеть истину, надо увидеть не маленький фрагмент, а значимую часть.

Что такое сансара в философии?

Душа человека умеет перерождаться, она может перевоплощаться в другой жизни в разные образы, такой круговорот перевоплощений и есть сансара. Сансара в философии является центральным понятием, она представляет собой некий закон вселенной. Различные философские школы и традиции, основанные на религии, рассматривают сансару, как место неблагоприятное. Предполагают, что душа там будет пребывать в невежестве. Она будет путешествовать по замкнутому кругу, состоящему из смерти и рождения. Что значит сансара – это препятствие, которое будет мешать осознать истинность природы.

Что такое сансара в буддизме?

Понимание всей концепции является одним из самых важных элементов. Сансара в буддизме - это знания не только о цикличности, это, своего рода, просвещение. Разрабатывалась идея о том, что между смертью и рождением есть еще некое промежуточное состояние. И подобно, как от одной свечи, можно зажечь другую, так момент нового существования, будет последним после промежуточного. Так возникла теория о странствиях после смерти.


Что такое закон сансары?

Учения Будды основываются на том, что сущность людей изменить не возможно, от поступков, которые они совершают, может измениться бытие и мировосприятие:

  1. Если человек совершает плохие поступки, то результатом их обязательно послужат лишь унижение, болезнь и боль.
  2. Если хорошие, то в награду получит умиротворение и радость души.

Закон сансары (круговорот людей) - это по большому счету также и , который определяет не только, как будет жить человек в этой жизни, но и что ему стоит ждать в перевоплощениях. Механизм такой называется бхавачакра. В его состав входят 12 звеньев.

  • авидья – это кармические импульсы;
  • виджняна – сознание, сформированное этими импульсами;
  • намарупы – физический и психический облик, которое сформировало сознание;
  • нама-рупа – формирует шесть чувств;
  • аятана - зрение, слух, осязание, обоняние, ощущение вкуса и воспринимающего ума, сформировано напа-рупа;
  • спарша – восприятие мира;
  • ведана – чувства, порожденные восприятием;
  • тришна – желания, возникшие в результате чувств;
  • упадана – привязанность к чувствам и мыслям;
  • бхава – существование, возникшее из-за привязанности;
  • джати – рождение, возникшее вследствие всего;
  • смерть.

Цикл существования подразумевает, что мысли, слова и дела, будь они хорошие или плохие в любом случае оставляют след на карме. Кармический след приведет человека к его следующему перевоплощению. Основная цель буддизма прожить свою жизнь так, что бы не оставить следов на карме. Поэтому поведение буддиста не может зависть от того, что он хочет или чувствует. Закон сансары должен обойти его стороной.

Колесо сансары - что это такое?

Вход в любой буддийский храм обязательно украшен этим символом. Все учения Будды отразились в колосе сансары и стали самым популярным сюжетом буддизма. Колесо сансары представляет круговорот сансарического бытия:

  1. Центральный круг представляет собой маленький круг с изображением трехглавого коня – неведения, привязанности и гнева.
  2. Второй круг состоит из двух половин, светлой и темной. Он разделен так по типу кармы. Благой и не благой.
  3. Третий круг состоит из пяти или шест половин, это следствия рождения в одном из миров.
  4. Драгоценное человеческое тело – человек находится по середине между живыми существами.
  5. Внешний ободок колеса изображает учение. Это этапы, ведущие людей от рождения до самой смерти.
  6. Яма – бог смерти, выражает принцип всей кармы и крепко держит колесо сансары.
  7. Будда свободный от круговорота изображается вне колеса в верхнем углу.

Что значит колесо сансары дало оборот?

Каждая спица колеса - одно воплощение души, всего восемь воплощений. Каждая жизнь представляет собой спицу, человек живет и копит карму. За все восемь жизней это может быть как положительная, так и негативная. В конце каждой жизни каждая спица набирает свой процент кармы, которая влияет на последующие жизни. С каждой жизнью кармы становится больше. Если к концу последнего перевоплощения карма отработана, человек может воспользоваться выбором и стать свободным. Что значит колесо сансары дало оборот? Значит за все восемь перевоплощений положенная карма набрана и отработана.

Как выйти из колеса сансары?

Цель религии буддизма освободиться от своей кармы. Как выйти из сансары, на протяжении многих веков беспокоит не одно поколение буддистов. Удается им это или нет, проследить не предоставляется возможности. Есть правила, соблюдение которых может помочь прервать замкнутый круг.

Н екогда в Индии, в Магадхе, правил царь Бимбисара. В то время Будда Шакьямуни находился в его владениях. Бимбисара поддерживал дружественные отношения с царем по имени Утраяна, чье царство находилось на окраине Индии, где еще не был распространен буддизм. Оба владыки никогда не виделись, а только обменивались дарами и посланиями. Однажды Бимбисара получил в дар от Утраяны бесценную воинскую кольчугу, украшенную различными драгоценностями и долгое время не мог найти достойного ответного дара…

Когда за помощью он обратился к Будде Шакьямуни, тот посоветовал вручить Утраяне картину, изображающую Просветленное Существо и под ним "колесо сансары" с написанными внизу строками Прибежища и наставлениями о нравственности. Будда сказал, что этот бесценный дар принесет Утраяне огромную пользу.

Следуя совету своего Учителя, Бимбмсара заказал такую работу. Когда она была закончена, он поместил ее в золотую шкатулку, ту - в серебряную, а серебряную - в медную. Вперед отправили гонцов, которые передали Утраяне слова Бимбисары о том, что этот дар поможет ему осознать ценность человеческого рождения, ее труднообретаемость и поможет духовно развиваться с тем, чтобы достичь Просветления. Также они передали, что такой дар надлежит встречать со всеми почестями, всенародно, в красивом и украшенном цветами месте, в присутствии свиты и войска.

Получив такое известие, царь Утраяна оскорбился. Он подумал: "Какой же это может быть дар, чтобы я его так встречал", и решил уже было объявить Бимбисаре войну, но один из мудрейших его министров посоветовал выполнить все условия и изучить содержимое шкатулки, а потом уже решать, что делать. Так он и поступил.

Когда царь и его свита увидел и изображения Будды, "колеса сансары" и прочли наставления, которые были под ними написаны, у них зародилась очень глубокая вера. Высоко оценив этот дар, Утраяна принял прибежище в Трех Драгоценностях и полностью отрекся от десяти греховных деяний. Он подолгу смотрел на это изображение, размышлял о Четырех истинах Святого и в конце концов достиг их полного понимания. И тогда он подумал, что было бы хорошо пригласить самого Будду, а если это будет невозможно, то хотя бы какого-нибудь его близкого ученика. Будда отправил к Утраяне своего ученика Кадаяну, который и распространил в его царстве глубокую Дхарму. Так изображение "колеса сансары" принесло огромную пользу Утраяне и его подданным, и продолжает ее приносить всем и до нашего времени. Размышление над этим изображением приносит многие благие плоды: помогает осознать пороки сансары и вред недобродетельных поступков, помогает порождатъ отречение от сансары.


В центре изображения расположено колесо, которое символизирует сансару. Это колесо крепко держит страшное чудовище. Само колесо делится на шесть сегментов, которые символизируют шесть миров кама-дхату (в некоторых случаях этих сегментов пять - мир богов и асуров объединяются в этом случае в один).

Существует шесть сфер обитания живых существ. Три относятся к благим рождениям и три - к низшим. В центре колеса - ступица, в которой нарисованы змея, петух и свинья. Они изображаются по-разному: иногда петух и змея выходят из пасти свиньи, а иногда из пасти свиньи выходит змея, а из пасти змеи - петух. Змея символизирует гнев, петух - страсть, свинья - неведение. Принято считать, что змея обладает очень сильным гневом, свинья -тупостью, а петух - страстью. Это изображение символизирует то, что живые существа шести миров постоянно страдают, и корень этих страданий - страсть, гнев и неведение. Оно также говорит о том, что причиной страсти и гнева является неведение. Во втором варианте, когда животные появляются из пасти друг друга, показано то, как в бесконечном круговороте три омрачения порождают друг друга.

Ступица колеса (внутри которой расположен этот центр), часто наполовину окрашивается в черный цвет, а наполовину - в белый. Это напоминает нам о том, что после смерти мы попадаем в промежуточное состояние - бардо, следуя своей карме, благой или не благой. На черной стороне ступицы изображен человек, летящий вниз головой в низшие миры - в ад, мир голодных духов или же животных. Эта половина ступицы окрашена в черный цвет потому, что для живого существа, направляющегося в низшие миры, промежуточное состояние окрашено в темные тона, вокруг него царит мрак. На другой стороне ступицы, окрашенной в белый цвет, изображен человек, идущий вверх. У него весь путь освещен светом луны или солнца. Так символически изображается промежуточное состояние живого существа, которое направляется в высшие миры: богов, полубогов или людей.


В сегментах круга изображаются шесть миров сферы желания, куда живое существо может попасть из бардо. Если оно совершило очень тяжкий поступок, или было очень гневливо, то обязательно попадет в ад, где будет переносить тяжелые страдания от жары, холода и других мук.

Рождение в мире голодных духов в основном возникает, когда человек совершает провинности средней тяжести, или из-за большой жадности и корысти. Преты обычно изображаются с очень большими животами и тонкими шеями. Они в основном страдают из-за того, что не могут достать себе питье и еду, а если бы даже и нашли себе какое-либо пропитание, то не могут его использовать. Еда или не проходит через горло и пищевод, так как они у них очень узкие, или превращается в огонь, и желудок начинает жечь, и от этого они испытывают очень большие страдания.

Если накопленные проступки были не очень велики, или в основном преобладает невежество, то рождаются в мире животных. Нет нужды говорить о том, что животное испытывает большие страдания, так как вы это можете сами видеть.

Три верхних мира называются тремя благими рождениями. Это говорит о том, что живые существа, попав в них, не испытывают сильных страданий, однако страдания есть и там. Мы, например, находимся в мире людей и можем уверенно сказать, что испытываем очень много страданий. Даже если в настоящий момент их нет, нас страшат будущие страдания, так что про нас никак нельзя сказать, что мы освободились от страданий. Помимо страданий, переживаемых каждым вследствие его индивидуальной кармы, существуют общие страдания, которые присущи всем. Это страдания старости, болезни, рождения и смерти, они становятся нашими спутниками, как только мы обретаем человеческое тело. И тем не менее, рождение человеком - это результат накопления огромных добродеяний. То, что мы родились людьми, говорит о том, что у нас очень большие благие заслуги. Человеческое рождение дает нам возможность узнать о методах, при помощи которых можно освободиться от страданий, и принести пользу себе и другим.

В мире богов живые существа испытывают гораздо больше блаженства, чем в мире людей. Очень многие люди желают там родиться. Особенность мира богов заключается в том, что в нем меньше страданий от старости и болезней, боги также не испытывают затруднений с пропитанием. Однако это не говорит о том, что у них вообще нет страданий, боги имеют свои виды страдания. Так, они очень страстны, и это мешает им совершить добродеяния. Этому мешает и постоянное чувство блаженства, которое они испытывают - оно не дает им отвлечься на другие дела. Однако и боги смертны, и когда у них появляются признаки смерти, они испытывают очень сильные страдания. За неделю или две до смерти они начинают неприятно пахнуть, цвет тела меняется, увядает. Поскольку ум богов постоянно был отвлечен на блаженство, и они не занимались тем, чтобы совершить какие-то добродеяния, все благие заслуги, которые они накопили в прошлых жизнях иссякают, и в силу присущего им ясновидения они понимают, что их ждет рождение в низших мирах и ощущают, какие страдания будут испытывать в будущем. В это время их покидают все друзья, родные, которые раньше их любили.

Также есть мир полубогов (асуров). По своему положению они равны богам, у них имеются такие же красивые формы, такое же богатство, как у богов, но они не могут достать себе нектар, которым питаются боги. Поэтому они испытывают большую зависть к богам. Они хотят достать этот нектар, и на этой почве у них постоянно возникают войны с богами. Так из-за зависти они постоянно испытывают страдания. Боги обладают большим блаженством, чем асуры, так как у них нет ни в чем недостатка и более спокойный нрав.


Таким образом, все живые существа, в каком бы месте сансары они не обрели рождение, всегда будут испытывать страдание. От страданий сансары трудно уйти. То, что это "колесо сансары" обхватывает руками, ногами и пастью огромное чудовище, говорит о том, что живое существо, где бы оно ни получило рождение - хотя бы и в благих мирах - не может уйти от страданий рождения, старости, болезни и смерти. Поэтому нужно обязательно искать путь освобождения из сансары. Над изображением колеса сансары помещается изображение Будды Шакьямуни, который рукой показывает на полную луну. Полная луна символически изображает Освобождение, то есть нирвану. Когда Будда Шакьямуни рукой показывает на полную луну, он хочет сказать, что кем бы мы не рождались в сансаре, мы всегда будем испытывать страдания. Поэтому нам нужно искать блаженство за пределами сансары, то есть в нирване. Если мы достигнем нирваны, то мы полностью избавимся от своих страданий.

Есть еще один круг, в котором помещается двенадцать различных рисунков, которые изображают двенадцать звеньев зависимого возникновения. Победоносный Будда дал очень много Учений, которые позволяют живому существу вырваться из колеса сансары. Изображение двенадцати звеньев причинно-следственного возникновения является одним из методов, которым можно освободиться из колеса сансары. Некоторые Учения изложены в словах, а это дано в образе. Увидев его, можно понять все пороки сансары.

На первом рисунке изображен слепой старец, который идет, опираясь на посох. Он символизирует неведение. Неведение сходно с заблуждением, эти два понятия имеют одну основу. Это звено порождает все остальные звенья. То есть, если в путь отправляется слепец, у которого к тому же очень мало сил, он обязательно будет натыкаться на препятствия, падать в ямы, и идти в неверном направлении. Точно также, если в нашем сознании будет присутствовать неведение, мы будем совершать очень много ошибок, которые приведут нас к большим страданиям.

На втором рисунке мы видим горшечника, из рук которого выходят разные горшки. Это символизирует то, что мы, опираясь на неведение, накапливаем разнообразную карму, благую и не благую.


Третий рисунок - обезьяна, которая постоянно перескакивает с одного дерева на другое, никогда не находясь на одном месте. Так символически изображено наше сознание. Обезьяна известна тем, что ей трудно усидеть в одном месте. Точно также наш ум постоянно перескакивает с одного объекта на другой, у нас постоянно возникают различные мысли, они постоянно меняются и нам трудно сосредоточиться на чем-нибудь одном. И так наше сознание не может удержаться в одном месте, перемещаясь из перерождения в перерождение.

На четвертом рисунке мы видим корабль, на котором человек перевозит какие-то вещи. Так символизируется имя и форма. В чем состоит сущность корабля? Она в том, что он перевозит человека с одного берега на другой. Наше тело выполняет такую же функцию. Наше тело как корабль, берет на борт сознание и перевозит его в следующее рождение. Тело-корабль остается в воде, (то есть, не переходит в следующее рождение), а сознание, покидая один корабль, пересаживается на другой (то есть другое тело, которое получает в следующем рождении).

На пятом рисунке мы видим пустующий дом с окнами. Он символизирует органы чувств. Например, в чреве матери зародилось наше тело. В нем формируются все присущие ему органы чувств: глаза, уши, нос и так далее, но в нем еще не функционирует сознание видимого, слышимого и т.д. Это пятое звено и символизирует состояние, когда у человека уже появились органы чувств, но еще не проявилось соответствующее им сознание видимого, слышимого и т.д. Это подобно тому, когда дом полностью построен и в нем уже есть окна, но человек им еще не пользуется.

На шестом рисунке изображено соитие мужчины и женщины. Так символизируется шестое звено двенадцатичленной формулы, соприкосновение. Это состояние, в котором сознание уже функционирует, оно только-только начинает "проявляться" в теле и органах чувств. И как только это происходит, сознание как бы встречается с объектами. У человека появляется сознание видимого, слышимого и т.д. и он получает возможность различать качества объектов, но при этом не испытывает ни страданий, ни блаженства.


На седьмом рисунке мы видим стрелу, которая вонзилась в глаз человека. Так символизируется звено чувства. На этом этапе мы можем ощущать страдание и блаженство. Сперва возникает сознание, потом формируется тело, затем в теле формируются органы чувств, затем они входят в контакт с сознанием, и в результате этого контакта (на седьмом звене) начинают возникать двойственные ощущения страдания и блаженства. Например, если мы прикасаемся к чему-то, у нас возникает контакт и мы распознаем объект как приятный или неприятный. Зрение - самый активный орган чувств, поэтому это звено и символизируется стрелой, вонзенной в глаз.

На восьмом рисунке мы видим пьяницу, который пьет водку. Так символизируется восьмое звено -вожделение. На седьмом звене возникают чувства, мы начинаем ощущать приятное и неприятное. На восьмом у нас появляется тяга к этим приятным объектам. Однажды ощутив что-либо приятное, мы хотим испытывать это снова и снова. Таким образом, после появления чувства у нас возникает тяга к удовольствиям сансары, мы начинаем привязываться к ним. Если, например, кто-то пьет водку, то никогда не может остановиться на одной рюмке, ему хочется пить еще и еще, но полностью удовлетворить свои желания невозможно. Чувство вожделения начинает присутствовать постоянно. Таким образом, восьмой рисунок демонстрирует нам то, что сансарным счастьем нельзя насытиться, у нас постоянно будет возникать чувство неудовлетворенности. Мы постоянно будем тянуться к сансарному счастью, принимая его за истинное, не понимая, что оно является иллюзией.

На девятом рисунке мы видим человека, который собирает фрукты в торбу у себя за спиной, что символизирует привязанность. Когда у нас возникает вожделение, то тяга к удовольствиям начинает расти все больше и больше, и, в конце концов вырастает в привязанность. Мы больше уже не можем без этих удовольствий обходиться. У нас возникает цель, цель достичь удовольствий, и мы постоянно находимся в их поиске. Это состояние и изображено в девятом звене. Иногда девятое звено символизируется женщиной, которая носит в своем чреве ребенка.

Когда наша карма актуализируется, мы рождаемся людьми или же какими-либо другими существами. Поэтому десятое звено - становление. На этой стадии у нас полностью формируется наше тело в силу вожделения и привязанности к сансаре.

На одиннадцатом рисунке изображен ребенок, который только-только появляется из чрева матери. Этим символизируется звено рождение.

На двенадцатом рисунке изображен труп, который несут несколько человек. Это символизирует старость и смерть, то есть тот факт, что родившись, мы сразу же идем к смерти. Таким образом, переходя от одного звена к другому, мы пребываем в сансаре.

Из двенадцати звеньев зависимого возникновения особо нужно отметить первое - неведение, восьмое - вожделение и девятое - привязанность, эти три звена являются клешами. Второе звено - самскары, или же звено кармы - и десятое звено - звено становления - формируют карму, благую или не благую. Эти пять звеньев являются причинами. Остальные семь звеньев являются следствиями. Первое звено омрачение. Оно, порождает клеши, то есть второе и десятое звено. Когда у нас есть омрачения и клеши, то возникают причины страданий. На основе причин, омрачений и кармы, возникает наше человеческое тело, зарождается в теле матери. Как только это тело появилось, появляется плод, то есть сразу же появляются страдания. Наличие тела является залогом наличия страдания. Когда мы находились в чреве матери, мы ощущали очень сильные страдания, хотя сейчас и не помним об этом, и до нынешнего времени мы постоянно находимся в страданиях. Мы страдаем от болезней, от того, что приходится расставаться с желанным, а то, чего не желаем, приходит.


Все это я говорю не для того, чтобы вы упали духом, ведь у нашего рождения есть и хорошая сторона, поскольку мы обрели очень трудно обретаемое и редкое человеческое рождение и, кроме того, встретились с буддийским Учением. Причем с самым высоким его разделом - Учением Махаяны. В этом плане наше тело является плодом накопления очень больших добродеяний. Чтобы получить человеческое тело, надо заниматься даянием, вести нравственный образ жизни и т.д. Мы не должны быть жадными, завистливыми и т.п. Этого очень трудно достичь. И все-таки мы обрели человеческое рождение, несмотря на все эти трудности, так что мы очень счастливые люди. Но этого недостаточно, нельзя останавливаться на этом. Мы должны помнить, что мы будем отправлены в следующие рождения и уже в этой жизни надо готовиться к тому, чтобы по меньшей мере получить хотя бы такое же человеческое тело.

Каким образом это можно осуществить? Мы всеми средствами должны беречь себя от совершения десяти видов недобродеяний и стремиться совершать добрые дела.

Если у нас не возникают благие мысли, то мы по крайней мере трижды в месяц, в благоприятные дни, должны обращаться к Трем Драгоценностям и давать обет совершать благие дела. Если у нас появится такое намерение, то, возможно, оно осуществиться и на деле. Эти дни считаются благоприятными, поскольку они благословлены самим Буддой, и если в эти дни совершать добродеяния, то они умножаются во много раз. В эти дни надо читать молитвы, делать подношения и т.д., так мы соберем причины для того, чтобы в будущем достичь хорошего рождения.

Накопление благой и неблагой кармы на состояние нашего ума, зависит от наших намерений, мотивов. Если у нас благой мотив, то мы можем накопить благую карму. Если же мы делаем вроде бы и доброе дело, но с плохим намерением, то накапливаем неблагую. Например, часто родители ругают своих детей, но, хотя и есть в этом что-то плохое, но поскольку родители делают это, желая добра детям, желая, чтобы они избавились от своих недостатков, то в этом есть хорошие стороны. Если мы будем совершать добрые дела и будем посвящать их достижению другими блага, то благая карма будет у нас накапливаться в очень больших размерах. Если мы так будем совершать добродеяния, то наши деяния станут причиной достижения Просветления всеми живыми существами и наша жизнь станет похожа на жизнь бодхисаттв. Это является принципом Учения Махаяны.

Перевод с тибетского Ж. Урабханова.