Что значит красный цвет в психологии. Значение красного цвета в психологии

Красный цвет традиционно связывается с мистическим, таинственным, потусторонним. Издавна символика красного цвета заключала в себе мудрость и власть. Древние иудеи считали его царским цветом, православные видели в нем божественное проявление, а древнеримские императоры носили пурпурные одеяния.

С древних времен люди уделяли красному цвету особое внимание. Во многих языках слово, обозначающее красный цвет, также имеет значение «красивый, прекрасный». В русском: красная площадь — красивая. В полинезийском: слово «красный» - синоним слова «возлюбленный». В китайском: искренний, откровенный человек носит прозвище «красное сердце».

Символика красного цвета у разных народов

Прежде всего, красный цвет ассоциируется с огнем и кровью. Символика цвета весьма многообразна и противоречива: он может означать красоту, радость, полноту жизни и любовь, с другой стороны — месть, вражду, войну, агрессивность, плотские желания. Многие народы соотносят красный цвет с пламенем, жарой, югом.

Сочетание красного с белым символизирует чистоту и гармонию, а вот красный и зеленые цвета не должны быть вместе. Это пошло из мифологии: Венера, цвет которой зеленый, была женой Марса, цвет которого красный, — и от этого союза родились Демос (ужас) и Фобос (страх).

В красный цвет означает похоть, страсть или гнев, а также символизирует самую сложную дорогу жизни, на которой переплелись любовь и гнев.

Символика цвета довольно противоречива и нелогична.

В иудаизме Страшный Суд, но при этом он же украшает одежды первосвященников, крыши храмов и прочее.

В христианстве красный связан со Святым Духом и Страстями Господними, а также с кровью Спасителя.

В тантризме красный цвет имеет энергетический центр, связанный с повышением иммунитета, усилением жизненной энергии, выносливостью.

В Каббале красный непреклонен и строг.

В геральдике красный является одним из основных цветов: символика цвета представляет независимость, революцию, борьбу, бунт. Воины некоторых африканских, индейских и австралийских племен, готовясь сражаться, раскрашивали лицо и тело красным. Спартанцы и карфагенцы во время войны носили красные одежды. Древние китайские повстанцы носили имя «красных воинов», «красных копий», «красных бровей».

Символика цвета как оберег

Красный цвет в сознании многих народов имеет целительные свойства, также он способен противостоять колдовству и сглазу. и дурной глаз обойдут обладателя красной нити или красного пасхального яйца, коралла или цветка. В Китае детям повязывают красные нити на кисти рук, чтобы те с раннего возраста приучались смотреть на него, обеспечивая защиту от злых духов.

Также символика красного цвета связана с мужским началом, с огнем, с кровью, а также с сексуальным возбуждением, страстностью, любовью. Для мужчин красный цвет бывает любимым чаще, чем для женщин, однако возбуждает он оба пола одинаково, и чисто мужское — мускульное, физическое.

Красный также способствует улучшению аппетита, поэтому, если в помещении, где принимают пищу, будет присутствовать этот цвет, съедать там будут больше и с удовольствием.

Средневековые люди знали, что скарлатина и оспа переносятся куда легче, если постельное белье, на котором спит больной — красного цвета. Этот цвет и его оттенки применяют для лечения психозов, депрессий, меланхолии, подавленности. Используют его и лечения апатии и анемии у детей: красный цвет повышает количество эритроцитов, возбуждает физическую активность, улучшает пищеварение и аппетит.

Не только красный, но и любой другой — синий, зеленый, желтый цвет — значение имеет индивидуальное. Этому можно посвятить отдельные статьи.

Красному цвету в психологии придается особое значение.

Наверное, сложно встретить человека равнодушного к нему.

Оттенки красного вызывают совершенно разные эмоции — от удовольствия до отвращения.

Что обозначает и с чем ассоциируется?

Это самый мощный, активный цвет из тех, что способен воспринимать человеческий глаз.

В первую очередь он ассоциируется с кровью, опасностью, борьбой.

Это цвет активности, страсти. В нем есть мужская составляющая — Янь. Планета — Марс — агрессивный, воинствующий, яркий и опасный .

Красный ассоциируется и с сексуальностью, страстью. Считается, что красная одежда и белье женщин привлекает мужчин. С этой же целью используется яркая помада.

Значение красного цвета в психологии:

Что он символизирует?

Красный цвет — символ чего? Основные символические значения красного :

  • кровь;
  • борьба;
  • страсть;
  • опасность;
  • любовь;
  • энергия;
  • жизнь.

Красные одеяния использовали вожди, жрецы и цари, как символ энергии, власти, контроля над жизнью.

На Руси этот цвет связывали с красотой, недаром он имеет созвучное название.

Свойства

Любые предметы этого цвета непременно обращают на себя внимание .

Именно поэтому он используется в качестве сигнального: светофоры, флаги, предупреждающие об опасности знаки.

Среди множества цветов наш мозг выделяет его одним из первых. Возможно, это связано с тем, что красный — цвет крови , а кровь связана с потерей жизненных сил.

В зависимости от оттенков, цвет может активизировать умственную и физическую деятельность, раздражать или вызывать .

Бордовый

Цвет образован при смешении красного и коричневого. Он имеет глубокий насыщенный оттенок , по воздействию более спокойный, чем ярко-красный. Не вызывает сильного напряжения нервной системы.

Бордовый — цвет элиты, его выбирают люди, наделенные консервативными качествами, представители деловой сферы.

Говорит об уверенности и солидности . Это хорошие организаторы, но при этом скупые на эмоции.

Бордовый применяется в одежде. Хорошо он смотрится и в интерьере, создавая ощущение солидности и богатства.

Для чего используют в рекламе?

Он возбуждает, вызывает яркие эмоции.

Это мужской цвет, поэтому его могут использовать при рекламе автомобилей , как символ агрессивности, лидерства, провокации.

Не для всех товаров разумно использовать этот цвет. Для медицины он будет неприемлем, так как связан с кровью и опасностью.

Какой смысл несет в себе этот цвет? О силе красного:

Физиологическое и психологическое влияние

Красный используют в цветолечении общего истощения, понижения тонуса . Он влияет на все органы, повышает давление, стимулирует кровообращение, повышает иммунитет, способствует кроветворению, выделению тепла, благотворно влияет на работу печени.

При проблемах в интимной сфере, красный стимулирует потенцию и проявление сексуальности.

Однако использовать его надо осторожно и дозировано . Красный не рекомендуется при повышенной температуре, высоком кровяном давлении, возбуждении. Если воздействовать этим цветом слишком долго, это может привести к утомлению и перевозбуждению нервной системы.

Обладает он и согревающим свойством , поэтому в холодное время года приятнее находиться в комнате, где присутствуют красные тона.

В жару же, наоборот, этот цвет может повысить восприятие тепла и привести к перегреву организма.

Полезна терапия красным при болезнях суставов, потере подвижности, подверженности простудным заболеваниям.

Психологическое воздействие:

  • повышает смелость;
  • раскрывает способности;
  • побуждает к действиям;
  • помогает преодолеть подавленное и депрессивное настроение;
  • стимулирует деятельность мозга;
  • повышает выносливость.

Если нужно стимулировать деятельность, смело идти на риск, то терапия красным хорошо подходит для этого. Воздействие его быстрое и резкое.

Необходимо временно снять усталость и повысить работоспособность , и здесь этот цвет незаменим. Придадут сил организму красные продукты и напитки.

Если нравится красный

Некоторые люди очень любят красный цвет, используют его во всем — одежде, интерьере.

Такие личности обладают сексуальностью, высоким уровнем энергии, жизнерадостностью и оптимизмом.

Женщины, любящие красный :

  • страстные;
  • активные;
  • деловые;
  • эмоциональные;
  • властные.

Они отличаются смелостью, вспыльчивостью, характер сильный, доминантный. Дамы открыто показывают свою сексуальность.

Иногда избыток красного говорит о том, что на самом деле женщине не хватает тепла, близкого партнера, и она таким образом бессознательно пытается привлечь противоположный пол.

Мужчины, любящие красный:

  • активны;
  • агрессивны;
  • имеют собственное мнение;
  • доминантны;
  • общительны.

Любители красного нередко обладают заостренными чертами характера.

Как влияет красный цвет на наше подсознание? Узнайте из видео:

Почему возникает неприятие к цвету?

Если человек отвергает красный, то его нервная система находится в состоянии сильного перевозбуждения.

Яркий цвет еще сильнее раздражает его.

Нелюбовь к красному может означать отвержение собственной сексуальности, боязнь тесного контакта, стремление уйти от близкого общения, скрыться от окружающих.

Отвращение к этому цвету наблюдалось у людей, длительно находящихся в плену или участвующих в военных действиях, у тех, кому приходилось жить в условиях, опасных для жизни.

Люди, подверженные стрессу, предпочитают отказаться от красного и использовать холодные цвета.

Не любят его и те, кто, несмотря на желание самореализоваться, боится риска, обмана, авантрюризма.

Красный имеет множество оттенков и, как не странно, они сочетаются с разными возрастами человека. Яркие, кричащие оттенки больше подходят смелым и молодым людям . Цвет привлекает к себе внимание, повышает сексуальность.

Людям в возрасте больше подходят спокойные, темные и глубокие тона — бордо, вишневый, коралловый. Такие оттенки говорят о зрелости, статусе, опыте.

Если у вас пониженный тонус, ослаблена работоспособность, то полезно дозированное воздействие красного.

Наденьте одежду этого цвета, поставьте рядом с собой букет ярких цветов, включите лампу с теплым спектром или красным абажуром.

Цвет полезен тем, кому надо повысить смелость перед ответственным заданием, например, экзаменом.

Если вам надо успокоиться, исключите красный из своего поля зрения.

Одежда

Красная одежда — яркая, выделяющаяся . Платье этого цвета прекрасно подойдет брюнеткам. Интересно оно смотрится и с рыжими волосами, если подобрать правильный оттенок наряда. Красный великолепно сочетается с , . Хорошо подходит к нему , золотой.

В ношении красного есть свои особенности.

Если у вас на лице присутствуют дефекты кожи, то стоит воздержаться от блуз, платья, шарфов этого цвета, то есть элементов одежды, которые находятся близко к лицу. В этом случае проблемы кожи станут более заметны.

Особое внимание выделяется выбору правильного оттенка. Не всем подойдет кричаще красный или ярко-малиновый. Сумочку к нему выбирают черную, белую или того же цвета.

Мужчины могут использовать красные майки — отличный летний вариант одежды. Обувь этого цвета хорошо смотрится только тогда, когда она стильная и дорогая.

Как носить красный цвет? Советы стилиста:

Интерьер

Красный в интерьере — это шик, благородство, теплая атмосфера .

Но следует учитывать его возбуждающее воздействие.

Не стоит отделывать красным комнату ребенка, иначе он будет плохо спать . А вот для молодой пары или желающей возобновить чувства этот цвет станет помощником.

Разбавьте его бежевым, белым,

В интерьере хорошо смотрится насыщенный бордовый цвет, темно-вишневый. Используют его и для оформления праздника — яркие букеты, шары, элементы декора, чехлы на стулья.

Красный в интерьере лучше использовать в качестве акцентов, отдельных элементов, не утомляющих зрение, но создающих яркие островки, приятные для глаз.

В офисе отдельные детали могут мотивировать сотрудников на работу.

Красный, бордовый подходят для уютных ресторанов и кафе с приглушенным освещением. Следует помнить, что избыток этого цвета сужает пространства и повышает температуру воздуха в помещении.

О красном цвете в интерьере:

Негативное значение в психологии

Красный — один из цветов, имеющий негативные характеристики :

  • сначала тонизирует, а потом приводит к утомлению;
  • перевозбуждает нервную систему;
  • повышает кровяное давление — не рекомендуется гипертоникам;
  • повышает сексуальное влечение;
  • увеличивает агрессию;
  • способствует риску, необдуманным действиям;
  • при злоупотреблении вызывает осложнение заболеваний.

Несмотря на неоднозначное и агрессивное воздействие этого цвета, он является необходимым для человека, стимулирует его деятельность, сексуальность и повышает настроение .

Стоит ли носить красный? Об энергетике цвета в этом видео:

Всякий цвет может быть прочтен, как слово, или истолкован, как сигнал, знак, или символ. «Прочтение» цвета может быть субъективным, индивидуальным, а может быть коллективным, общим для больших социальных групп и культурно-исторических регионов. Исчерпывающее описание цветовой символики потребовало бы огромного объема текстового материала и по этой причине невозможно на этом сайте. Мы здесь ограничимся перечнем символических значений основных цветов и приведем несколько характерных примеров.

Красный

Означает:

1. Напряжение сил, концентрацию энергии — тяжелый труд, борьба, война, конфликты, трагедия, драма, гнев, жестокость, ярость, страсти.

На гладях бесконечных вод, Закатом в пурпур облеченных, Она вещает и поет, Не в силах крыл подныть смятенных… Вещает иго злых татар, Вещает казней ряд кровавых, И трус, и голод, и пожар, Злодеев силу, гибель правых… (А. Блок)

Красный цвет был эмблемой Россию губившего хаоса (Андрей Белый).

2. Магическое воздействие — привлечение партнера (любовная магия), обеспечение плодородия, здоровья, защита от злых духов, демонов, сглаза, порчи, болезни, для украшения своей внешности и среды обитания.

Разноцветных рукавов Дам из «высоких палат» Вижу я много… Но милее мне всех один цвет: Алая краска любви! (Ямато Моногатари)

Заклинание души риса для обеспечения его плодородия:

О рис, я осторожно пробуждаю твою душу… Я прикасаюсь к твоей душе… Мы обмазываем тебя кровью петуха, петуха тинганга, Мы натираем тебя заместителем, Взятым от петуха, от петуха с высоты… (Е. В. Ревуненкова, в кн.: «Мифы, культы…»)

3. Знак отличия в обществе — одежда и окружение царя, императора, жрецов, воинов, судей, палачей, волшебников, куртизанок, революционеров…

Тогда вышел Иисус в терновом венце и в багрянице. И сказал им Пилат: се, Человек! (Ин, 19;5) И, раздевши Его, надели на Него багряницу и насмехались над Ним, говоря: радуйся, царь Иудейский! (Мф, 27-29)

4. — окраска храмов и предметов убранства в них, жертвы храмам и святилищам, изображения богов и святых, сцен из священных книг, религиозных эмблем.

Агни призываю как поставленного во главе, Как бога жертвы, жреца Как хотара, приносящего самые большие сокровища… …Ты взмываешь алыми ветрами, Неся благословение домашнему очагу… В твоем желанном цвете видны все красоты разом… (Ригведа, гимн Агни) В восточной части темного невидимого пространства Родительница коров подняла (свое) знамя… Эта юница ниспослала вниз (на землю) сияние на востоке. Она запрягает цугом алых коров. Пусть она вспыхнет сейчас! Пусть выставит свое знамя! Пусть будет создан огонь в каждом доме! (Ригведа, гимн Ушас) Кто это идет от Едома, в червленых ризах от Восора, столько величественный в своей одежде, выступающий в полноте силы Своей? — «Я, изрекающий правду, сильный, чтобы спасать». Отчего же одеяние твое красно, и ризы у Тебя, как у топтавшего в точиле? — «Я топтал точило один, и из народов никого не было со Мною, и Я топтал их во гневе Моем и попирал их в ярости Моей; кровь их брызгала на ризы Мои, и Я запятнал всё одеяние Свое; и попрал Я народы во гневе Моем, и сокрушил их в ярости моей, и вылил на землю кровь их» (Ис, 63:1-6) Второй ангел вылил чашу свою в море: и сделалась кровь, как бы мертвеца, и всё одушевленное умерло в море. Третий ангел вылил чашу свою в реки и источноки вод: и сделалась кровь… За то, что они пролили кровь святых и пророков, Ты дал им пить кровь: они достойны того. (Откр. 16; 3-6)

5. Язык ритуалов — праздники, свадьбы, похороны, карнавалы, шествия, манифестации, парады, очищение.

— И чтобы очистить дом, возьмет он две птицы, кедрового дерева, червленую нить и иссопа, и заколет одну птицу над глиняным сосудом, над живою водою… — И очистит дом кровию птицы и живою водою, и живою птицею и кедровым деревом, и иссопом и червленою нитью… (Левит, 14;49-52) Багряный цвет вселяет в сердце радость, В рубиновом вине таится сладость. Пунцовые бутоны красят сад, Восход пунцов, и ярко-ал закат. У тех, чья жизнь веселием богата, Ланиты яркие, как цвет граната. Сад Ибрагима был в цветенье ал, И, как закат, огонь Мусы пылал. (Амир Хосров Дехлеви. Восемь райских садов)

6. Знаки и сигналы-опасность, запрещение, грех, жадность, честолюбие, боль; условный цвет на эмблемах и геральдических знаках.

…и я увидел жену, сидящую на звере багряном, преисполненном именами богохульными, с семью головами и десятью рогами. И жена облечена была в порфиру и багряницу, украшена золотом, драгоценными камнями и жемчугом, и держала золотую чашу в руке своей, наполненную мерзостью и нечистотою блудодейства ее; и на челе ее написано имя: тайна, Вавилон великий, мать блудницам и мерзостям земным. (Откр. 17, 3-5) На наперснике первосвященника Аарона, служителя Скинии собрания, было четыре красных камня — рубин, карбункул, яхонт и яспис — опознавательные знаки и талисманы четырех колен израилевых.

Государственная символика и геральдика многих стран весьма богата красным цветом.

Желтый

Означает:

1. Состояния, связанные с позитивной энергетикой : веселье, разрядка напряженности, радость, праздник, игра, красота.

Желтая невольница из сказок «1001 ночь» так восхваляет свою красоту: «Цвет мой дорог в этом мире, как чистое золото. И сколько во мне преимуществ, и о подобной мне сказал поэт: Её желтизна блестит, как солнца прекрасный цвет. Динару она равна по виду красивому».

Арабский поэт IХ века воспевает красоту женщины, одетой в желтое платье:

Платье желтое надела — и очаровала нас И пленила, покорила множество сердец и глаз.

В поэме Амира Хосрова Дехлеви «Восемь райских садов» главный герой — шах посещает желтый дворец в воскресенье — самый радостный день недели. В заключение этой главы поэмы воспевается хвала желтому:

Цвет благороднейший! Такого цвета Ланиты у влюбленных без ответа. Нас от недугов золото целит, Поскольку цвет шафрана в нем разлит. …и солнце, выплывая из-за гор, Окрашивает в золото простор. И жирный плов на блюде пахнет пряно, Приправленный улыбкою шафрана.

2. Магическое воздействие — бессмертие, счастье в браке, лечение болезней, вызывающих желтизну тела, знак земли и женского начала инь.

В древнем Китае обитель мертвых называли «Желтыми ключами», но желтый журавль был аллегорией бессмертия. (Е. В. Завадская, 1975). В Индии новобрачная покрывает свои руки желтым для того, чтобы обеспечить себе счастье и единодушие в браке. (Д. Фоли, Энциклопедия знаков и символов, 1997).

Лечение желтухи в древней Индии: «…основа магической операции состояла в том, чтобы прогнать желтый цвет с больного на желтые существа и предметы, к которым желтый цвет пристал, как, например, солнцу. (Обряд сопровождался заклинаниями, отсылавшими «желтуху на солнце»). Такая же лечебная сила приписывалась и одной желтой разновидности галок и особенно ее громадным золотистым глазам. Считалось, что если пристально вглядеться в ее глаза и птица ответит таким же взглядом, то человек будет излечен — болезнь перейдет на птицу… Плиний …приписывает такое же свойство еще и некоему желтому камню, схожему по цвету с цветом лица больного».

В Греции эта болезнь и посейчас называется «золотой болезнью» и ее излечению якобы помогает золотой амулет или кольцо…(Д. Фрэзер. Золотая ветвь).

3. Знак отличия в обществе — одежда и головной убор царя, ритуальная одежда священника, знаки царской и жреческой власти — жезл, держава, крест…Здесь желтый цвет явлен на драгоценных фактурах и материалах — таких, как золото, шелк, парча, камни-самоцветы.

Главный китайский бог-демиург Хуан-ди назывлся «Желтый император» (Е. В. Завадская).

И взял Давид венец царя их с головы его, — а в нем было золота талант и драгоценный камень, — и возложил его Давид на свою голову…(2 Цар. 12:30) И простер царь к Есфири золотой скипетр, который был в руке его, и подошла Есфирь, и коснулась конца скипетра.(Есф. 5:2)

4. Язык общения с богами и духами — слава, божественная власть, атрибут Аполлона, Зевса, китайских императоров, римских триумфаторов, жертва Аллаху, статуи Будды и его святых, одежда буддийских проповедников и монахов; свет, солнце, Бог, мудрость, праведность.

«И вот сказал Муса своему народу: Вот, Аллах приказывает вам заколоть корову…Она — корова желтая, светел цвет ее, радует она смотрящих». (Коран, сура 2). «И весь народ вынул золотые серьги из ушей своих, и принесли к Аарону. Он взял их из рук их, и сделал из них литого тельца, и обделал его резцом. И сказали они: вот бог твой, Израиль, который вывел тебя из земли Египетской!» (Исх. 32:3, 4) «Золотые яблоки в серебряных прозрачных сосудах-слово, сказанное прилично. Золотая серьга и украшение из чистого золота — мудрый обличитель для внимательного уха». (Пр. 25:11, 12).

5. Язык ритуалов — инициации, праздники, обряды, церемонии.

Индийский обряд посвящения в ученики: «В ночь накануне церемонии мальчика намазывали желтым порошком и на его чуб надевали серебряное кольцо. После этого ему приказывали провести всю ночь в абсолютном молчании. Это был мистический обряд, который приготовлял мальчика ко второму рождению. Желтый порошок символизировал нахождение в утробе, а абсолютное молчание означало, что ребенок снова как бы стал бессловесным зародышем». (Р. Б. Пандей, 1982).

В Китае праздник Земли справляли в желтых одеждах (Сычев Л. П., Сычев В. Л., «Китайский костюм»). На алтаре Земли — янтарь медового оттенка.

6. Знаки и сигналы — предостережение, предупреждение, желтое с черным — знак запрета, желтый в виде золота — знак дороговизны и высокого качества товара.

Желтая карточка — недоверие, предупреждение; «желтая акация» в языке цветов означает «ушла любовь». В Китае «желтые фильмы» и «желтая литература» — порнографическая продукция (Д. Фоли, с. 438)

«Желтый билет» — удостоверение личности продажных женщин.

В Англии ХIХ века — желтые шляпы несостоятельных должников, желтые кольца на плащах евреев из гетто.

7. Негативная символика желтого и золота — грех, предательство, продажность, безумие, увядание, грусть, тление, отчаяние, болезнь.

Общеизвестны такие выражения, как желтая пресса, желтые профсоюзы, Желтый дом; «Йеллоу Джек» — флаг, который поднимали на кораблях в знак карантина. В средневековой Испании одевали в желтое еретиков, сжигаемых на кострах инквизиции.

Иуду Искариота изображали в желтом плаще, как христопродавца. Во Франции желтый цвет был знаком обманутых мужей, рогоносцев. Ряд негативных значений желтого связан с цветом осенней умирающей листвы и грустным настроением по поводу конца лета.

Японские стихи:

Ветвь, что сломал для тебя, пожелтела; Весна, а на ней уже осени след! (Манъёсю)

Анна Ахматова: Круг от лампы желтый, шорохам внимаю. Отчего ушел ты? Я не понимаю… От любви твоей загадочной, Как от боли, я кричу, Стала желтой и припадочной, Еле ноги волочу…

Сергей Есенин:

Не жалею, не зову, не плачу, Все пройдет, как с белых яблонь дым. Увяданья золотом охваченный, Я не буду больше молодым… …Снова пьют здесь, дерутся и плачут Под гармоники желтую грусть…

С. Эйзенштейн цитирует Ф. Порталя:

«Мавры различали противоположные символы по двум различным нюансам желтого цвета. Золотисто-желтый означал «мудрый» и «доброго совета», а блекло-желтый — предательство и обман…»

«В геральдике золото обозначает любовь, постоянство и мудрость, а желтый цвет — противоположные ему качества: непостоянство, зависть и адюльтер…»

Забавный пример негативного влияния желтого цвета на судьбу человека встречаем в рассказе Тэффи «Жизнь и воротник». Желтый бантик на воротнике блузки превратил порядочную женщину в легкомысленную расточительницу и бессовестную обманщицу.

Впрочем, примеры негативной символики желтого так многочисленны, что читатель сам пополнит этот список.

Зеленый

1. Это цвет растительности; отсюда все его позитивные значения: произрастание, весеннее возрождение природы, надежда (на урожай) , молодость. Цвет райского сада (Эдема), оазиса в пустыне, мусульманского рая.

«Зеленый цвет ласкает в полдень тенью, Дарует он покой душе и зренью. И травы зелены, и тьма в лесах, Зеленый свет колеблется в глазах. Зеленый цвет-наряд любого сада, И для жасмина стебель — как награда» (Амир Хосров Дехлеви)

В Японии зеленый — символ весенних сельскохозяйственных обрядов (Майский плющ — ложе для участников весенних оргий); в Европе это знак земной любви и надежды: «Зеленым облеки себя, сиречь одеждою влюбленных», — пишет Сицилийский Герольд, автор книги о цвете. Странствующий рыцарь, исповедующий культ прекрасной дамы, должен одеваться в зеленое. — «А с наступлением мая не хочется видеть никаких иных цветов, кроме зеленого», — заключает Герольд. (цит. по кн. Й. Хейзинга «Осень средневековья»).

2. Сакральные символы : в Китае — весна, дерево, Юпитер, Зеленый дракон; на Ближнем Востоке — Осирис, Таммуз, (Боги-злаки), в Греции — Деметра, Персефона (богини плодородия); в Индии — будды из рода Кармы, а также кармический тип человека. В христианстве — символ земной жизни Христа и святых. В иудаизме — знаки двух колен Израилевых.

Один из первых христианских храмов (и самый замечательный) — храм св. Софии в Константинополе — построен на столбах из зеленого мрамора, которые были вывезены византийскими строителями из храма Дианы в Эфесе.

И всем векам — пример Юстиниана, Когда похитить для чужих богов Позволила эфесская Диана Сто семь зеленых мраморных столбов. (О. Мандельштам)

3. Язык общения между людьми : в древнем Риме зеленый цвет в мужской одежде обозначал изнеженность и противоестественные склонности; в новейшее время в Европе — иронию, буффонаду, буржуазность (как осуждаемое свойство).

Г. С. Кнабе приводит примеры семантики зеленого в древнем Риме (в книге «Древний Рим — история и повседневность», 1986): «В доме Трималхиона, где нелепо и противоестественно всё, гостей встречает привратник в зеленой тунике. Некий Босс, жуликоватый и наглый знакомец Марциала, являлся в театр «в платье цвета травы». Причины такого восприятия очевидны. Зеленый…был «женским» цветом, и использование его в мужской одежде было признаком женственности, изнеженности, намеком на противоестественную порочность. Существовало выражение «зеленоватые (то есть изнеженные, извращенные) нравы».

Русский кубо-футурист Алексей Крученых намеренно эпатирует публику своим внешним видом:

У меня изумрудно-неприличен каждый кусок Костюм: покроя шокинг. Во рту — раскаленная млеем облатка. Стальной шалится Эрот Мой флаг — зараженная тряпка В глазах — никакого порядка! …Я в зеркале не отражаюсь!

Из записных книжек А. П. Чехова: Когда я разбогатею, то открою себе гарем, в котором у меня будут голые толстые женщины с ягодицами, расписанными зеленой краской. (Соч. т. ХII, М. 1949 г.)

В. Кандинский о зеленом: «…зеленое в царстве красок есть то же, что в царстве людей — буржуазия: это есть бездвижный, собою вполне довольный, со всех сторон ограниченный элемент. Оно подобно жирной, здоровенной, бездвижно лежащей корове, способной лишь к жеванию и пережевыванию и глядящей на мир глупыми, тупыми глазами». («О духовном в искусстве»)

4. Магическое воздействие . Лучше всего магическое действие зеленого цвета проявляется в изумруде. Академик А. Е. Ферсман пишет об этом в книге «Рассказы о самоцветах»: «Трудно найти другой самоцвет, который в древности ценился бы больше, чем изумруд — «камень сияния» греков. …Сочный зеленый цвет изумруда глубоко ценился как выражение жизни, молодости и чистоты. Ему приписывали обладание таинственной силой исцелять недуги и даровать счастье».

Поэтами всех стран мира воспет этот камень. Цвет изумруда, по словам индийских сказаний, «подражает цвету шеи молодого попугая, молодой травки, водяной тины, железа и рисункам пера из хвоста павлина». «Змури», — называли этот камень грузины, веря, что в нем, как в зеркале, отражаются все тайны настоящего и будущего.

Римский ученый Плиний писал, что «этот камень природы превыше всех благ земных, что его краса прекраснее благоухания весеннего цветка и что не должно быть дозволено прикоснуться к девственным чертам резцу художника».

Французский поэт Реми Белло воспевает зеленый камень берилл:

Зеленый — лучше всех, коль он похож при этом на горный изумруд своим глубоким цветом. С индийских берегов его привозят к нам, зеленый и златой. Испорченным глазам и печени больной —нет ничего полезней; Одышку, тошноту, сердечные болезни излечивает он — а также он один хранитель брачных уз для женщин и мужчин. Он прогоняет лень, он возвращает друга, пред ним надменный враг робеет от испуга…

5. Негативные символы : тление, разложение, демонизм, отвращение, злоба, зависть, тоска, безумие, ужас гибели. Эти значения происходят от цвета плесени, гниющих органических веществ, злобных мифологических животных (змеев, драконов), таинственных обитателей лесов (леший, Зеленой царь), глаз хищных ночных животных и птиц, горьких ядовитых трав, а также некоторых отделяемых человека, свидетельствующих о болезни. Общеизвестны выражения «тоска зеленая», позеленел от злобы (или от зависти), зеленый змий (пьянство). Дьяволица у Бодлера — «суккуб зеленолицый», у Ф. Г. Лорки: «зелен яд заката, но я выпью зелье»; «Осокорь мой, осокорь… Ты безумцем был зеленым, птиц качал под небосклоном…» Описание утопленницы из стихотворения «Сомнамбулический романс»: «С зеленого дна бассейна качаясь, она глядела — Серебряный иней взгляда и зелень волос и тела…»

Зеленый цвет в окраске тела человека (волос, глаз и пр.), конечно, эпатирует, так как здесь он неестествен. Ш. Бодлер рассказывает о Делакруа: «Однажды он пришел в гости, предварительно выкрасив собственные волосы в зеленый цвет, рассчитывая произвести этим большой эффект. — Что же в этом особенного, мой друг, — сказал хозяин, — они у всех людей зеленые».

С. Эйзенштейн пишет о символике зеленого: Цвет возрождения души и мудрости, он одновременно означал моральное падение и безумие.

Шведский теософ Сведенборг описывает глаза безумцев, томящихся в аду, зелеными. Один из витражей Шартрского собора представляет искушение Христа; на нем сатана имеет зеленую кожу и громадные зеленые глаза… Глаз в символике означает интеллект. Человек может направить его на добро или на зло. И сатана, и Минерва — и безумие, и мудрость — оба изображались с зелеными глазами…

Как пишет А. Перрюшо, французский художник Тулуз-Лотрек «видел во всех оттенках зеленого нечто демоническое».

В индийской поэтике зеленый означает отвращение. Об этом можно прочитать в рассказе Д. Сэлинджера «И эти губы и глаза зеленые».

В современной русской литературе фантастического жанра заметна тенденция к негативной семантизации зеленого цвета. В рассказах В. Пелевина, например, зеленым окрашены ворота в потусторонний «Цех № 1», где происходит гибель миров, в том числе Земли. В рассказах фигурируют также чудовище «Зеленый Хидр» — злой оборотень, зеленое кресло директора завода, в котором директор превращается в скелет; у рассказчика, психически больного, дома имеется зеленое кресло и зеленовато-желтая штора.

В заключение этого краткого рассказа о зеленом хочется сказать о нем самое лучшее словами из Корана (сура 55).

46. А тому, кто боится сана Господа своего, — два сада 48. обладающие ветвями 62. и помимо двух — еще два сада, 64. темно-зеленые 66. в них — два источника, бьющие водой 68. в них плоды, и пальмы, и гранаты 70. в них — добротные, прекрасные, — 72. черноокие, скрытые в шатрах, — 76. опираясь на зеленые подушки и прекрасные ковры…

Синий

Символика синего исходит из очевидного физического факта — синевы безоблачного неба. В мифологическом сознании небо всегда было обиталищем богов, духов предков, ангелов; отсюда главный символ синего — божественность. Сопряженные с ним значения — таинственность, мистицизм, святость, благородство и чистота (духовность), постоянство (в вере, преданности, в любви), совершенство, высокое происхождение (голубая кровь), правосудие (божье дело).

Синим изображают: предметы культа богов в Египте, Древней Греции и Риме (Зевс, Гера, Юпитер, Юнона); покров Скинии собрания (Ветхий завет), одежда первосвященника в Скинии; одежды Иисуса и Богоматери в иконописи и живописи; У Псевдо-Дионисия синий обозначает непостижимые тайны. В христианских храмах синие купола символизировали небо, потолки в храмах Древнего Египта — также.

В средневековой Европе синий был цветом костюма рыцаря, желающего продемонстрировать своей даме верность в любви; «синий чулок» — прозвище женщины, занимающейся наукой (возникло в Венеции в ХV веке). В Европе Нового времени (Англия, Россия) ордена и награды подвешивали на синих лентах — «Орден Подвязки», награды на скачках, призы за скорость и т.д. (знаки доблести, превосходства). Знак высокого происхождения — «голубая кровь».

Негативная символика синего исходит из близости этого цвета к черному, то есть цвету смерти и зла. Кроме того, синий — антипод красного и желтого, символов жизни, радости и цветения. Трансцендентность демонических сил и самой смерти также порождает негативную символику синего.

В Китае это цвет злобных демонических существ (Мифы древнего Китая), в Японии — цвет злодеев и дьяволиц (театр Кабуки).

В мусульманской Индии — цвет печали, траура.

«Неделю еще горевали потом, Ходили все в трауре, все в голубом» (Амир Хосров Дехлеви)

В теле человека синий и голубой хороши только как цвет глаз. Там же, где синий неуместен, он обозначает порок, наркоманию, болезненное состояние от холода, голода и пр.

«Я сам, позорный и продажный, С кругами синими от глаз…» (А. Блок) «Но кривятся в почернелых лицах Голубые рты…» (С. Есенин — о каторжниках)

В средневековой Европе выражение «синяя юбка» означала принадлежность женщины к первой древнейшей профессии.

«Кто коттой синею меня снабдил, Что тычет всяк перстом, пусть он умрет!» (Йохан Хейзинга. Осень средневековья)

У А. Блока синий — цвет сумерек, тайны, холода и печали.

«Ты в синий плащ печально завернулась, В сырую ночь ты из дому ушла».

У Д. А. Пригова «синяя прозрачная река» обманчиво-прекрасна. По существу, это Стикс — адская река, в которой гибнут все люди.

Несколько иной характер имеет символика голубого. В наше время она то ли сомнительна, то ли откровенно негативна. Чаще всего этим цветом обозначают сентиментальность, эротизм (содомитского толка), маниловщину (пустые мечтания), легкомыслие и беспроблемность (в худшем смысле), мещанство.

Голубой противоположен розовому физически, но тождествен ему символически. Так сходятся крайности.

Белый

Белый цвет был многозначным символом во все времена и у всех народов. Гавное и исходное его значение — свет. Белый тождествен солнечному свету, а свет — это божество, благо, жизнь, полнота бытия.

Символические значения белого:

1. Полный покой, безмятежность, недеяние, мир, тишина, чистота (саттва), пустота (шунья), целомудрие, девственность, сосредоточенность.

«Белая Ты, в глубинах несмутима, В жизни строга и гневна, Тайно тревожна и тайно любима — Дева, Заря, Купина…» (А. Блок)

2. Магическое действие — белая одежда и окраска — средство, способствующее очищению, удаче в войне (у примитивных племен), долгой жизни, здоровью, благу. «У племени бемба инициируемых девушек покрывают побелкой. При этом поют песню: — Мы сделали девушек белыми, подобными белым цаплям. Мы сделали их красивыми…Они теперь убелены от пятен крови…» «Белые бусины обеспечивают женщинам плодовитость». (В. У. Тернер. Символ и ритуал)

3. Знак общественного положения — благородство, знатность, величие, благосостояние. Белые одежды египетских фараонов, жрецов Древнего Востока, тоги римских патрициев, платья женщин «из общества» в древности, средневековье и в другие эпохи; «белые воротнички» — знак интеллигентности, белые костюмы, автомобили, рубашки, интерьеры — знак принадлежности к обеспеченному классу.

4. Язык общения с богами и духами — белые одежды богов, ангелов, святых, праведников в раю, облик Яхве (Саваофа), Брахмана, Атмана, Акшобхьи — первого Будды тибетской пятичленной мандалы (иконы); одежды служителей в православной и католической церкви, белая окраска христианских храмов.

Белый цвет в Ветхом Завете:

«Глава Его и волосы белы, как белая волна, как снег; и очи Его — как пламень огненный» (Откр. 1, 14)

«И увидел я отверстое небо, и вот, конь белый, и сидящий на нем называется Верный и Истинный, который праведно судит и воинствует» (Откр. 19, 11).

«И воинства небесные следовали за ним на конях белых, облеченные в виссон белый и чистый» (Откр. 19, 14)

По Псевдо-Дионисию, «Белый стихарь — это образ плоти Христовой, чистейшее бесстрастное одеяние божественной славы, одежда нетления». (Бычков В. В., Византийская эстетика, 1977 г.)

В наше время белый цвет принят как символ божества в новых религиозно-философских учениях — теософии, агни-йоге, «живой этике», экуменизме. Так, супруги Рерихи писали о «земной обители богов» — Шамбале сияющей; старинное ее название — Белый остров, на котором обитает Белое Братство. Там же находится Белая Гора, или Белый Бурхан. «Это мировая Твердыня Света, которая уже испокон веков была овеяна самыми возвышенными надеждами и сокровенными чаяниями всех народов всех времен»…(Угунс, январь 1990г.)

5. Язык ритуалов — белые одежды надевают во время праздников крещения, причастия, Рождества Христова, пасхи, Вознесения, освящения храмов. У примитивных народностей множество ритуалов сопровождаются окрашиванием белой краской, надеванием белой одежды, использованием белых животных и птиц. У африканского народа баньоро белые коровы передавались государю в знак верноподданничества. Участники церемонии коронации государя осыпались белым порошком. Белым был и основной цвет королевских регалий. Королевский повар перед исполнением своих обязанностей должен был очиститься. С этой целью половину его тела покрывали белой глиной. (В. У. Тернер. Символ и ритуал)

Пример из культуры эпохи Возрождения в Италии: Торжественное богослужение по случаю вступления Карло Малатесты во владение городом Римини сопровождалось шествием процессии, состоявшей из девяти тысяч одетых во всё белое мужчин и восьми тысяч женщин. (А. Венедиктов, Ренессанс в Римини, 1970г)

6. Знаки и сигнал ы — в Японии — хризантема, белые аисты и журавли; в Китае — знак Запада, осени и металла; в Индии — «белый образ солнца», цвет касты брахманов; в христианстве — белая лилия, белая роза — символы Девы Марии. Белый флаг — предложение мира. В геральдике белый цвет широко используется как символ.

7. Атрибут высшей красоты — что может быть красивей белых облаков, хризантем, жасмина, цветущей вишни, белых лебедей? В арабских сказках «Тысяча и одна ночь» белая невольница так восхваляет свой цвет: «Передают, что белизна говорила: — Я свет блестящий, я месяц восходящий, цвет мой ясен, лоб мой сияет, и о моей красоте сказал поэт: Бела она, с гладкими щеками и нежная, подобна по прелести жемчужине скрытой».

…Мой цвет подобен счастливому дню и сорванному цветку и сверкающей звезде… Цвет мой — чудо, и прелесть моя —предел, и красота моя —завершение, и на подобной мне хороша всякая одежда, и ко мне стремятся души. И в белизне многие достоинства, как то, что снег нисходит с небес белым, и передают, что лучший из цветов белый, и мусульмане гордятся белыми тюрбанами, и если бы я стала припоминать, что сказано белизне во славу, изложение, право бы, затянулось.(Рассказ о шести невольницах, т. 5).

Позитивные значения белого кратко и изящно изложены в стихах Дехлеви:

Одежда белая — любому впрок. «Покрова лучше нет!» — сказал пророк. Мы белые цветы предпочитаем По белому мы пишем и читаем. Почтенна белизна седых волос, Аллах всесильный сам ее вознес. И день в свои широкие пределы Включает все цвета, но сам он белый.

8. Освобождение от оков традиции в искусстве. Революция в живописи ХХ века изменила символику белого цвета, придав ему небывалые ранее смыслы. Так, супрематисты видят в белом символ (или эквивалент) неэвклидова n-мерного пространства, которое погружает зрителя в некий медитативный транс, очищающий душу подобно дзэн-буддистской практике. Об этом свидетельствует сам основатель супрематизма К. Малевич: «Движение супрематизма уже идет в этом направлении, навстречу белой беспредметной природе, к белым возбуждениям, к белому сознанию и белой чистоте как высшей ступени этого состояния, будь то покой или движение». (Собрание Ленца Шёнберг, каталог, 1989)

Вершиной и завершением супрематической живописи Малевича была работа «Белый квадрат на белом фоне». Сам «Казимир Великий», как называли его единомышленники, был в восторге от своего открытия. «Я взломал лазурный заслон цветовых ограничений, — ликует он, — и вышел в белизну; ставьте парус и плывите за мной, товарищи штурманы, навстречу бездне, я воздвиг маяки супрематизма… Правьте за мной! Вольная белая бездна — бесконечность — перед вами». Абстракционисты второй половины ХХ века считают К. Малевича своим учителем. И, как способные ученики, они превзошли мэтра в области постижения бездонных глубин белого цвета. Рекомендую прочитать статью Раймунда Гирке в цитированном выше каталоге собрания Ленца Шёнберга, 1989г.

8. Негативная символика белого цвета.

Белый может обозначать смерть, болезнь, зло, отчуждение, страдание.

У заирских комо белый ассоциируется прежде всего со скверной, болезнью, смертью. Это цвет страха, небытия (Иорданский В. Б., Хаос и гармония, 1982). Черная невольница из арабских сказок припоминает, что седина — это знак приближения смерти, а белый — цвет савана покойника, проказы и лишаев, бельма на глазу. Белая известь — самый дешевый материал, а черный мускус — самый дорогой.

В японской классической поэзии белый символизирует холод, разлуку, страдания неразделенной любви.

Белотканных рукавов разлуку Омыла роса. И пронизывая холодом, Осенний ветер подул.

В культуре Европы Нового времени белым отмечены: смерть, обморок, холод, молчание, истощение сил, одиночество, даже ненависть и жестокость. Достаточно вспомнить загробные образы европейских романов (привидения, саваны покойников); в ХХ веке белые капюшоны носят члены Ку-клукс-клана; в белом доме живет фурия Бернардина Альба (в пьесе Ф. Г. Лорки); героиня Жана Кокто перед самоубийством обитает в комнате, где всё белое; жертва жестокости нашего времени Мэрилин Монро также отправляется в мир иной из белоснежной комнаты.

В русской поэзии начала века белый связан с негативными эмоциями и с мыслями, обращенными в потусторонний мир. У А. Блока белый часто обозначает мертвенность, тоску, отчужденность, транс. «Лицо мое белее, чем белая стена. Опять, опять сробею, когда придет Она…»

«Белой мечтой неподвижно прикован К берегу поздних времен…» «Терны венчают смиренных и мудрых Белым огнем Купины».

У Велимира Хлебникова белый цвет в сочетании с серыми и черными создает трагический колорит. Вот, например, автопортрет поэта:

«Моя так разгадана книга лица: На белом, на белом — два серые зня! За мною, как серая пигалица, Тоскует Москвы простыня».

Черный

Символика черного у большинства народов в основном негативна. В черном небе, в глубине пещер, ям, колодцев, в глубокой тени скрывается нечто таинственное и опасное. Черное делает бессильным зрение человека, что само по себе грозит опасностью.

1. ОСНОВНЫЕ СИМВОЛЫ : смерть, разложение, распад материи, ночь (как время пассивности), печаль, горе.

«У народа Уганды баньоро, — пишет В. Б. Иорданский, — черный связан с ночью, смертью, злом и опасностью…В жертву богам баньоро обычно приносили белых животных, и наличие хотя бы черного волоса в хвосте жертвенной коровы могло лишить действенности весь обряд. Напротив, когда человек бывал одержим злыми духами, то им (духам) жертвовали черную козу или курицу. Черное банановое волокно носили в знак траура. Бог преисподней у баньоро ел с посуды, покрытой сажей. Его пища была закопчена, а молоко, которое он пил, получалось от черной коровы».

В русском народном языке слово «черный» обозначает нечто старое, грязное, незавершенное, лишенное блеска: черная старуха, чернавка, черный ход, черный пол, черновик; а также мрачное и невеселое: черный юмор, «пить по-черному»…

По иссдедованиям В. У. Тернера, у африканского народа ндембу «чернота» это:

1. зло, дурные вещи, 2. отсутствие чистоты или белизны, 3. страдание или несчастье, 4. болезнь, 5. колдовство и ведовство: если у человека черная печень, он способен на убийство, он дурной человек, 6. смерть, 7. половое влечение, 8. ночь или тьма.

2. Магический символ : черная магия, демонизм, колдовство.

Магические ритуалы были неотъемлемой частью культуры всех времен и народов (см. выше). В Европе времен средневековья, Возрождения и т.д. различают белую и черную магии. К черной магии причисляли вызывание духов мертвых, убийство или наведение «порчи» на расстоянии, внушение любовной страсти или ненависти. Оккультные процедуры проводились обычно в темноте, подземелье, при этом фигурировали черные одежды, черные животные, даже кровь требовалась черная (рекомендуем прочитать книгу Е. Парнова «Трон Люцифера», М. 1991 г.).

3. Этические характеристики : гордыня, тайная зависть, греховность, злоба, подлость, мстительность. Черный — это цвет палачей, убийц, пиратов; известны выражения «черная неблагодарность, черная злоба и т.д.» В древней Индии черный цвет соответствовал понятию тамас — состоянию сдавленности, угнетенности. Впечатляющие образы черного видим в поэзии А. Блока:

Старый, старый сон. Из мрака Фонари бегут — куда? Там — лишь черная вода, Там забвенье навсегда… Скелет, до глаз закутанный плащом, Чего-то ищет, скалясь черным ртом… Живые спят. Мертвец всает из гроба. И в банк идет, и в суд идет, в сенат… Чем ночь белее, тем чернее злоба, И перья торжествующе скрипят. (Пляски смерти)

4. Язык общения с богами и духами : черный — это цвет Праматери-Земли, обитателей преисподней, демонических существ. В одном из мифов Древнего Китая говорится о «подземном царстве Юду», в котором жили черные птицы, черные змеи, черные барсы, черные тигры и черные лисицы с пушистыми-препушистыми хвостами. Была там и большая черная гора, на которой жили черные люди. Черный — цвет женственности (как убивающего и порождающего начала, аналогично Матери-Земле). У африканского народа ндембу женщины с очень черной кожей ценятся как любовницы, а не как жены. Женщины белой расы в наше время предпочитают черное платье (сильно декольтированное) в качестве вечернего наряда (а если позволяет климат — то и дневного).

Черный может символизировать «божественную темноту» или «сверхсветлый мрак» (Псевдо-Дионисий Ареопагит), ценность черного не менее, чем белого.

«Я облекаю небеса мраком, и вретище делаю покровом их» (Ис. 50, 2) «Наклонил Он небеса и сошел, и моак под ногами Его» (Псл. 17, 10).

5. Язык ритуалов : похороны, свадьбы, оккультные обряды (см. выше, п. 1). Самый «черный» обряд — это «Черная месса»; самая опасная магия — «черная магия». Из Энциклопедии знаков и символов Д. Фоли: «Тайные науки, которыми занимались ведьмы и колдуны, а также прочие, кто имел дело с «Князем тьмы», дьяволом, именовались «черной магией»(с. 420).

6. Знаки, символы : знак смерти на флагах анархистов, пиратов, знаки неофашистов — свастики, черные рубашки; черный лоскут в британском суде — знак смертного приговора, траурный костюм в Европе, черная ряса — знак монашества.

7. Позитивные значения черного : молодость, красота, покой (отдых). Особенно ценится черный на мусульманском Востоке. Черная невольница из сказок «1001 ночи» восхваляет свой цвет в таких выражениях: «Разве не знаешь ты, что приведено в Коране…слово Аллаха великого: Клянусь ночью, когда она покрывает, и днем, когда он заблистает!» И если бы ночь не была достойнее, Аллах не поклялся бы ею и не поставил ее впереди дня, — с этим согласны проницательные и прозорливые. Разве не знаешь ты, что чернота — украшение юности, а когда нисходит седина, уходят наслаждения и приближается время смерти? И если бы не была чернота достойнее всего, не поместил бы ее Аллах в глубину сердца и ока. А в числе достоинств черноты то, что из нее получают чернила, которыми пишут слова Аллаха…И к тому же, разве хорошо встречаться влюбленным иначе, как ночью?…»

Халифы династии Аббасидов любили облачаться в черный цвет. Знамя их также было черным. Амир Хосров Дехлеви пишет:

Цвет славных Аббасидов — черный цвет. Принадлежит он первой из планет, И мрак ночей всегда бывает черным, Нисходит он покоем животворным. И родинка красавицы черна, Как смоль, ее густых волос волна.

9. Черные камни — талисманы : камень Каабы — главного мусульманского храма в Мекке; гагат, гематит, обсидиан, черный агат и другие. (см. книгу Э. Гоникман «Ваш талисман», М., 1997 г.) Несколько выдержек из этой книги: «Гагатовую фигу носили от дурного глаза, от зла и болезней…В древности считали, что гагат охраняет человека от кошмаров, от страха. Гагат — это камень ночи и ночных тайн. Очень часто гагат использовали черные маги для вызывания душ усопших и контактов с ними. Гематит (кровавик) символизирует мудрость и храбрость (в Индии). В старину кровавику приписывали свойства…останавливать кровотечения, гасить вспышки гнева, лечить опухоли. Обсидиан, носимый в перстне, браслете или ожерелье, даст вам собранность, концентрацию. Древние называли его камнем — спасателем, предостерегающим от дурных поступков и от недостойной, нечистой любви».

Оранжевый, фиолетовый и пурпурный — цвета, промежуточные между основными, соседними в круге. Их значения во многом совпадают со значениями соседних цветов.

Фиолетовый : он выделяется из всех спектральных цветов своей сложностью, балансирует между красным и синим, а также между синим и черным. Отсюда его семантика и символика. Основные значения: траур, страх, печаль подавленного духа, таинственность (мистика), старость, угасание жизни, трагизм, болезненность, грустные обстоятельства (у немцев), любовная страсть (в средневековой Японии).

Несколько примеров:

«Это вовсе не случайность, что у некоторых народов фиолетовый цвет избран исключительно траурным… Вид этого цвета действует угнетающе, и чувство печали, вызываемое им, согласуется с печалью подавленного духа» (С. Эйзенштейн — М. Нордау). Поль Гоген передает страх женщины перед привидением, изображая сцену на фиолетовом фоне (картина «Манао Тупапао»). О семантике фиолетового говорят его названия в каталоге цветов начала ХХ века — экклезиастик, фанданго, Офелия и много других, обозначавших явления глубоко впечатляющие и с налетом трагизма.

Японские стихи:

Если любишь меня, В сердце глубоко любовь ты храни: Фиалками окрашенного платья Цвет ты не показывай!

Фиолетовый, склоняющийся к синему, называют лиловым, а разбеленные его оттенки — сиреневыми. Это цвета меланхолические, таинственные, грустно-романтические:

Не жаль мне лет, растраченных напрасно, Не жаль души сиреневую цветь… (С. Есенин)

Лиловый — это опоэтизированный черный:

А может быть, в притонах Сан-Франциско Лиловый негр Вам подает манто. (И. Вертинский)

Пурпурный

Цвет богатства, царственности, высшей красоты. Он был едва ли не самым почетным и прекрасным в греко-римской античности. У Гомера этот цвет носят герои и боги.

«В мантию был шерстяную, пурпурного цвета, двойную, он облачен» (Одиссея, ХIХ, 225). Герои в «Илиаде» носят блистающий пурпуром пояс. Многократно повторяются стихи: «Вышла из мрака младая с перстами пурпурными Эос»; «Страшно вкруг киля его зашумели пурпурные волны…» У римского поэта Вергилия пурпур еще в большем почете, чем у Гомера:

«Ткани разубраны здесь искусством и пурпуром гордым…» «Пурпурным также котурном завязывать ноги» (Энеида, 1, 635, 335).

В древнем Риме пурпурную одежду имели право носить только императоры. Сенаторам разрешалось иметь только полосы или каймы этого цвета на одежде (обычно белой).

В Византии пурпур — это императорский цвет. Василевс подписывался пурпурными чернилами, восседал на пурпурном троне, носил пурпурные сапоги. «Трерий Вселенский Собор (Эфес, 431 г.) постановил в знак наивысшего почитания Марии и Анны изображать их в пурпурных одеждах» (Бычков В. В. Византийская эстетика, 1977, с.103) «…пурпур объединял вечное, небесное, трансцендентное (синее, голубое) с земным (красное). Соединяя в себе противоположности, пурпурный цвет приобрел в культуре антиномического мышления особую значимость.» (Бычков В. В., там же)

Багряница Христа была символом Его мученичества и поругания, а на императорском пурпуре был след кровавой жестокости царского произвола — таковы негативные символы этого роскошного цвета.

Все оттенки пурпурного цвета любимы в народном искусстве славян. Очень много малинового и багряного в поэзии С. Есенина:

«Заиграй, сыграй, тальяночка, малиновы меха. Выходи встречать к околице, красотка, жениха…» «Полыхают зори, курятся туманы Над резным окошком занавес багряный…»

Можно вспомнить народные выражения «малиновый звон», «не жизнь, а малина». В фольклоре этим цветом окрашено всё отрадное, прекрасное, раздольное.

Серый

Цвет бедности, скуки и тоски, городской тесноты, гнилого тумана. В древности и средневековье он совершенно не ценился. Его считали цветом рубища бедняков, цветом несчастья и посредственности. Серо-голубой цвет у древних римлян символизировал зависть. На древнем Востоке посыпали голову пеплом в знак скорби.

В древней русской литературе и фольклоре серый и сизый — эпитеты хищных животных или птиц («серый волк», «сизый орел»); на эти цвета как бы переходит антипатия, питаемая людьми к этим животным. Серый цвет был отличительным признаком одежды бедного крестьянина (сермяга).

В произведениях Н. В. Гоголя серый цвет сопровождает всё посредственное, неопределенное, опустившееся. Серого много вокруг Манилова и в жилище Плюшкина (толстый слой пыли и старый хлам). Серый цвет приобрела ряса дьяка Фомы Григорьевича, некогда черная (Ряса у дьяка Фомы Григорьевича была цвету застуженного картофельного киселя).

В поэзии С. Есенина серым окрашены мотивы тоски, увядания, усталости.

«Не больна мне ничья измена, И не радует легкость побед — Тех волос золотое сено Превращается в серый цвет».

Городской пейзаж в поэзии А. Блока изобилует серыми пятнами: оловянные кровли, серо-каменное тело, дымно-сизый туман, пыльно-серая мгла…этот безнадежно-трагический колорит душит и угнетает человека.

«Встала улица, серым полна, Заткалась паутинною пряжей…»

В. Кандинский также оценивает серое скорее негативно: «Серое…состоит из бездвижного сопротивления с одной стороны и из бессопротивленной неподвижности (подобно в бесконечность уходящей стене бесконечной толщины и бездонной, беспредельной пропасти». «Серое есть безутешная неподвижность. И чем оно становится темнее, тем больше вырастает перевес безутешного и выступает удушающее». («О духовном в искусстве»)


Позитивные значения серого

В эпоху позднего Возрождения серый приобретает ценность. Он становится цветом изящества, элегантности, благородства. Флорентийские дворяне носят серый бархат и парчу, испанские принцессы и голландские знатные дамы щеголяют в сером атласе, на полотнах Сальвиати все краски как бы выцвели и стали более или менее серыми, у Эль Греко оттенки серого заняли почти всё поле картины, создавая оправу для «драгоценных камней» — хроматических цветов. В ХVIII веке серый становится элегантнейшим цветом. Пудреные парики, мужское и женское платье, гобелены, обивка мебели, стенные обои и шпалеры — везде можно видеть множество оттенков серого — перламутровые, жемчужные, «цвет голубиной шейки» и т.д.

В ХIХ и ХХ веках серый был принят как самый «практичный» в одежде, самый спокойный в интерьере. Была оценена красота серой шерсти, мехов, древесины. Серый стал цветом элегантности, знаком хорошего тона, высокого вкуса. Появилось выражение «благородный мышиный цвет».

Коричневый

Судьба коричневого цвета и его роль в культуре сходна с судьбой серого. В природе этот цвет весьма распространен, и во всех природных объектах ценится людбми. Однако, в древности и в Средние века этому цвету придавали негативный смысл. В древнем Риме коричневые туники носили рабы или люмпен-пролетарии; для высших классов общества этот цвет был запретным. В культуре Ислама коричневый воспринимается как цвет распада и разложения. В суре 87 Корана говорится:

«1. Хвали же имя Господа твоего высочайшего, 2.который сотворил и соразмерил, 3. который распределил и направил, 4. который вывел пастбище, 5. и сделал его коричневым сором!»

В средневековой Европе коричневый и серый в одежде означают страдание и безнадежность. «Серый с коричневым ношу, надеяться и ждать измучась» (Йохан Хейзинга, «Осень средневековья»).

В ХХ веке мастера стиля модерн выражают в коричневом настроения грусти, увядания, предчувствия смерти, усталости и тоски. Андрей Белый, описывая быт Д. Мережковского и З. Гиппиус, замечает, что даже сама атмосфера в их доме была коричневой, и все вещи — такими же, поскольку хозяева — «хмурые люди». В квартире Вячеслава Иванова — «каре-бурявые» ковры, а цвета домов на улице — «буренький» и «шоколадный».

Видимо, есть в этом цвете нечто, привлекающее усталую и болезненную душу,утратившую непосредственную радость жизни. Очень характерно в этом смысле эссе Иосифа Бродского «Трофейная», где перечислено множество коричневых вещей, весьма приятных для поэта: радиоприёмник, патефон, ботинки, фотографии Венеции.

Красный цвет – мощнейший цвет из всей имеющейся цветовой гаммы. На старославянском языке, название этого цвета, звучит как «чермный на новое», то есть – «самый лучший». Этот цвет считается цветом мужчин, поскольку он символизирует Янь – энергию.

Алый. Ализариновый. Багровый. Розовый. Багряный. Кармин. Кардинал. Бардовый. Малиновый. Огненный. Красно – коричневый. Темно – красный. Вишневый.

Красный цвет в мифологии

Красный цвет очень часто используется: вождей и царей одевали, в Африке, в красное и только они были способны вынести смертный приговор; в Африке раньше этот цвет означал безумную, сумасшедшую любовь. Еще этот цвет связывали с полной потерей самоконтроля и с жарким временем года.

Красный говорит о могуществе, воле к победе, лидерстве.

Красный цвет – цвет сильной энергии

Он символизирует страсть: страстно ненавидит, очень страстно любит, ждет страстно.

Этот цвет – манипулятор сексуальных отношений. Он толкает на интимные отношения, даже если нет истинных чувств.

Красный «странствует» в вечных поисках справедливости. Люди, неравнодушные к этому цвету, все и всегда говорят прямо, без намеков. «Красные» люди – отличные руководители и начальники. Они обладают выносливостью, открытостью и смелостью.

В психологии отношений этот цвет тоже играет не последнюю роль. Он всегда ассоциируется с любовью, с чувствами, с комфортом, с теплотой, и с началом жизни. Красный цвет- «ангел хранитель» всех представительниц женского пола. Его используют в целях борьбы против соперничества и сглаза. Красный цвет – цвет эротики и всего эротического.

К чему может привести дефицит красного цвета в человеческом организме?

К нервным расстройствам, к болезням и к головным болям.

Если вы, в зимнее время, обычно, сильно мерзнете, то этот цвет должен присутствовать в вашем гардеробе. Красный цвет отлично согревает, излучая собой тепло.

Избыток этого цвета приведет к непониманию, ссорам, разногласиям и агрессии. Этот цвет, в изобилии, приводит к суете, беспокойству, к невнимательности к важным (и любым) делам, и к полному отсутствию выдержки.

Красный цвет полностью соответствует холерической темпераментности, огню, современности. Он стимулирует жизненные и творческие виды энергии, пробуждает страсть и и неожиданные смелые действия.

Какие чудеса творит еда красного цвета?

В первую очередь, он выводит из организма все вредные вещества и активизирует работу печени. Компенсирует нехватку железа и спасает от запоров. Также спасает от меланхолии и депрессии (на любой стадии проявления данных состояний). Помогает при лечении оспы, скарлатины и гиперстезии (начальный этап неврастении). Красный цвет используют в лечении апатии и анемии (детской): у ребенка появляется аппетит, он прибавляет в весе. За счет своей способности глубоко проникать в кожу, этот цвет помогает заживить раны.

Этот цвет, выбирается, в основном, пользуется популярностью среди молодежи. Чем старше становится человек, чем меньше его тяга к данному цвету.

Люди, отвергающие этот цвет, страдают от психического и физического истощения. Раздражает этот цвет тех людей, которые отличаются комплексом неполноценности, которые испытывают огромный страх перед любыми ссорами, которые любят уединение и неумолимо стремятся к стабильности во всем.

Кто любит этот Красный цвет? Что он означает?

Ваш самый любимый цвет – Красный? Вы – влюбчивы, сексуальны, эмоциональны, оптимистичны, жизнерадостны. Вы отличаетесь смелостью, вспыльчивостью, общительностью, альтруистичностью.

Если вы мечтаете о том, чтобы вас заметили, просто купите сумку или туфли красного цвета (любой из этих аксессуаров либо – и тот, и другой) и вы, наверняка, не останетесь незамеченной.

Психология и значение красного цвета в одежде

Теперь поговорим, немного, о том, что означает красный цвет в мире одежды. Бесспорно, этот цвет вызывает симпатию у многих людей. Однако, носить одежду красного цвета, отважится далеко не каждый.

Если, в вашем шкафу, «живет» много красных вещей, то психологи говорят о вас следующее: вы - импульсивный и веселый человек, хоть, иногда, бываете очень агрессивным. Вам сложно принять чужое мнение, если оно не совпадает с вашим.

Не стоит надевать наряды красного цвета, когда вы подавлены и находитесь в стрессовом состоянии.

Красный цвет в интерьере. Что означает этот цвет?

В интерьере – красный цвет – «король» всех цветов. Он создает, вокруг себя, уютную и теплую атмосферу. Однако, и с таким милым цветом, стоит быть осторожными: он умеет быть и весьма возбуждающим.

Красный цвет – цвет праздника. Он, непременно, связан с весельем и радостным настроением. Не зря ведь, в календаре, значимые даты, отмечены именно этим цветом, а не каким – либо другим.

Не смотрите, слишком долго, на этот цвет. Долгое любование им, может привести к раздражительности и негативному настроению.

Еще в самом начале статьи, мы говорили о том, какие оттенки красного цвета встречаются в природе. Имеют ли они, какое – то значение, в мире символики? Сейчас узнаете.

Если вы отдаете предпочтение малиновому оттенку, то вы – не из тех, кто бросает слова на ветер. Вы искренни, импульсивны и крайне непредсказуемы.

Любите бардовый? Вы не представляете жизни без глубоких размышлений, обладаете огромной силой воли, часто зацикливаетесь на событиях, которые уже давно остались в прошлом.

Если вы симпатизируете огненному оттенку, значит, вы – очень усердный и терпеливый человек. Вы всегда добиваетесь того, чего хотите, преодолевая, при этом, любые препятствия и преграды.

Вы обожаете алый цвет? Ваш девиз: «Всё или ничего». К сожалению, у вас наблюдается неисправимая склонность к принятию опрометчивых решений. Кроме того, вы всегда стоите на своем, часто не понимая, для чего вам вообще это нужно.

Если вы - один из поклонников красно – коричневых оттенков, значит, вы очень уверенный в себе человек и энтузиаст.

Любите всё тёмно – красное? Вы относитесь, лояльно (снисходительно), практически ко всему. Даже к сексу. Не переусердствуйте со снисходительностью. В противном случае, она может превратиться в жестокость.

Сегодня можно услышать на вечерах, как женщины обсуждают наряды - у кого какого цвета. Кому-то подходит к глазам, кого-то стройнит, кого-то полнит. Вспомните рыцарские романы, в них очень подробно описывают гербы баронов, герцогов, что в каком цвете сделано. Краски указывают на социальное положение, национальность, богатство, заслуги. Особенно любят красный цвет или пурпурный, он означал царственность. А что символизирует красный цвет в России? У нас есть красные флаги на праздник, красные строки и дни календаря.

У некоторых народов по цветам в одежде можно определить касту человека, тренеры личностного роста утверждают, что подсознательно мы сами определяем свою кастовую принадлежность и по ней выбираем одежду.

Что означает красный цвет

В России можно встретить тысячи толкований. Через красный цвет на сцене показывают страсть и энергию, означали молодых активных людей, умеющих зарабатывать. Девушка в красном платье автоматически привлекает внимание, от нее ожидают энергии и горячего характера.

Красный означает праздник, ведь не зря у нас существуют Наши предки использовали слова красный и красивый как синонимы, вспомните выражения «красно солнышко», «красна девица». Также этот цвет символизирует любовь, ведь какого цвета открытки в форме сердечка на день влюбленных? Точно - красного! И любимой, как правило, дарят красные розы!

Флаг России

Все его видели, даже те, кто живет в другой стране. Среди цветов есть красный. Цвета на трактуют по-разному. Есть разные шутки, что в цветах зашифровано название легендарной организации КГБ - красный, голубой, белый. Официально цвета эти нигде не истолкованы. Но существует как минимум три устоявшихся мнения. По первому красный означает державность нашего Отечества, белый - это свобода и независимость, а синий цвет Богоматери. По второму мнению, цвета флага означают единство трех ответвлений одного народа. Красный означает Великороссию, синий - Малороссию и белый - Белоруссию. По третьему мнению, красный - это, опять же, энергия, мощь государства и кровь, которая была пролита на многочисленных войнах.

Иногда удивляют. Раньше красный был цветом царей, а в двадцатом веке стал цветом революции, свободы и крови. Вспомните флаг Октябрьской революции, он красный, и кровь за этот флаг лилась рекой. Опять же вспоминается анекдот, где Чапаев надевал красную рубаху, чтобы в бою на нем не было видно крови.

Гвардия

Что означает красный цвет в России в армии, можно сказать однозначно - кровь. У некоторых военных подразделений есть такая награда, как гвардейский флаг. Он красный и означает кровь и жизнь воинов этого подразделения, которые выполняли свою задачу до конца. Если почитать историю Великой Отечественной войны, то знамя гвардии получали не подразделения, а их остатки после тяжелых боев, выходов из окружения, сдерживания противника.

Что значит красный цвет для военного, вы уже поняли. Срочник, попав в гвардейское подразделение, понимает, что тут что-то не так. Офицеры, контрактники и некоторые солдаты срочной службы носят маленький красный флаг на груди, у морской пехоты он изображается еще на берете. В таких войсках очень гордятся своей историей, и новичок начинает уважать вооруженные силы и стремится получить право тоже носить красный флаг на груди. Были в истории исключения, когда знамя гвардии давали новоиспеченному подразделению, но в основном это были танковые соединения из новых современных машин, они быстро попадали на поле боя, и танкисты недолго оставались в долгу за такую награду.

Красный цвет в армиях других стран

Сейчас используются только в парадной форме, в полевой же все под тон местности. Символы цвета этого для военных однозначны - опять кровь и решение идти до конца. Воины Карфагена надевали перед боем пурпурные одежды, это не спасло их от вездесущего Рима, но славы прибавило. Спартанцы носили красные плащи, и их помнят такими до сих пор (например, фильм про триста спартанцев, где они держат оборону Фермопил, а потом сражаются с персами в море). В Китае тоже любят этот цвет, и у них есть подразделения с названиями красные воины, красные драконы и т. д.

В итоге

Что символизирует красный цвет в России? Да то же самое, что и во всем мире, кроме цветов царственных особ. Возможно, причина в том, что царей у нас давно нет, а президенты предпочитают пиджаки темных тонов. Однозначно, что это цвет энергии и жизни, а потом идут разделения на энергию праздника, радости, красоты и ярость, силу и кем-то пролитую кровь.

Будете использовать в своей одежде алый цвет - не удивляйтесь, что люди оборачиваются, особенно если вы девушка. Хоть красные фонари и официально запрещены в России, все знают, что они означают. Как бы ни утверждали психологи, красный цвет вызывает не только раздражение.