Эрос бог любви. Эрот греческая мифология

Четверка анахатных карт в системе Четверица - Эрос, Дионис, Кришна и Король Артур (Христос). В этой статье - подробно об Эросе. Если вы хотите узнать об остальных картах, пишите мне тут, в Фейсбуке и в Контакте...

"ЭРОС» переводится с греческого как «сильное желание», «любовь». Эрот (Эрос), в древнегреческой мифологии – бог любви. Его латинские названия - Амур или Купидон. Он - сын и постоянный спутник Афродиты: юноша или даже дитя с луком. Иногда он изображается с повязкой на глазах: любовь слепа. Стрелы Эроса способны насылать любовь или - ненависть. Поэтому его бояться и сами боги. Отец Эроса (по основной версии мифа)- Арес (у нас- архетип, относящийся к свадхистане)
У него есть брат Антэрос, персонифицирующий собой равнодушие или ненависть к недоступному объекту любви.
Другие дети от этого союза - Деймос (ужас), Фобос (страх) и - дочь Гармония. Также как братом Эроса иногда считают Танатоса, бога стремления к смерти.

Эрос позднегреческой мифологии- шалунишка, мальчик-проказник. Эрос - прекрасный юноша с крыльями, муж Психеи-Души. Но, одновременно, Эрос - «древнейший из богов» (Платон, «Пир»), не имеющий родителей, космическая прапотенция, приводящая в действие механизм порождения мира. Так, в «Теогонии» Гесиода Эрос вместе с Хаосом и Геей входит в начальную троицу божеств; в интерпретации Аристотеля Хаос – пространство, Гея – праматерия, Эрос – движущая сила. Аналогичную роль Эрос играет в поэмах орфиков.

СИЛА ЖИЗНИ. ЯРОСТЬ, АГРЕССИЯ, ГНЕВ

В архетипическом образе Эроса - три слоя, три уровня глубины. На поверхностном слое - резвый, детский, барочный, золотой и игривый непоседа - непредсказуемый, избыточный, яркий. Возможно. мальчик-Амур (Эрот) не рос, не принимал форму взрослого человека, потому что многие (большинство) просто не в силах вынести его истинной огромности, осилить это величие.

На второй стадии, Эрос предстает юношей, радостным, сильным и знающим. Он учит человека искусству любви, пониманию путей души - своей и партнера. Учит завоевывать и познавать чужую душу, открывает красоту предельного интереса к партнеру без зависимости, без ожиданий и проекций. Это не обычная наша влюбленность в свое отражение: Эрот-юноша учит бескорыстию в любви, учит видеть в возлюбленной – Бога.

На третьем уровне Эрос - древняя или вечная Сила. Эрос относиться к существам, которые приходят из глубокой темноты. Можно бесконечно оставаться на детской стадии и не зажигать лампы. Но, в таком случае, отношения Души-Психеи с миром никогда из этой стадии не выйдут, куколка никогда не станет бабочкой. Присутствие энергий Эроса в его самой глубокой ипостаси ощущается как причастность к нерассуждающей стихии. нечеловеческой мощи, нечеловеческим масштабам. Так можно человеческой душе приобщиться к Душе Мировой, испытывая благоговейный восторг. В присутствии Эроса каждая клетка тела дышит и колеблется в резонансе с Универсумом.

Итак, за малюткой с луком стоит нечто очень, чудовищно большое. Это - неукротимое желание, сила жизни, желание жизни жить: «Всем на свете от и до управляет либидо!». Фрейдовское «либидо» (от лат.- «похоть, желание, страсть, стремление») автор этого термина приравнивал к Эросу Платона. К. Г. Юнг понимал под либидо психическую энергию в целом: это индийская Прана, китайская Ци: Энергия, из которой соткан мир.
Интересно, что древнеевр. Ruah – «дух божий», оплодотворяющий водный хаос (Кн. Бытия 1, 2) означает также «любовное желание».

Согласно Платону, в человеке энергия-Эрос проявляется как стремление к абсолюту. Эрос - ностальгия по абсолюту, по миру идей, в котором когда-то пребывала душа.. Эрос испытывает влечение к красоте и благу. И, следовательно, не обладает ею, он - связующее звено между миром небесным и земным. Другой древнегреческий философ, Плотин, в трактате «Об эросе» аллегорически утверждает, что Эрот происходит от нищеты-материи и богатства-логоса, Духа.

Эрос – сила, побуждающая к преодолению энтропии, воздвигающая из простого сложное, заставляя человека стремиться к к самозавершению и духовному бессмертию.

Эрос также ярость, агрессия. Русский Эрос - Ярило. Неукротимый, неистовый.
Сторона любви, которую поэты называют « кипучей страстью», и находилась в веденье славянского Ярилы: в какой-то степени его можно назвать богом любви. По утверждениям ряда исследователей славянской древности Ярило представляли себе юным мужчиной: пылким женихом в белых одеждах, на белом коне. Некоторые этнографы считают, что Ярило не почитался как бог, это - персонификация одного из летних календарных праздников. Носили чучело под названием «Ярило», клали в гроб оплакивали и зарывали в поле.Чучело Ярилы имело ярко выраженные признаки пола, а его оплакивание бабами нередко содержало эротические намёки и сопровождалось скабрезными шутками мужиков. Это указывает на то, что после похорон предполагалось воскрешение - сила жизни умереть не может!

Имя Ярилы, как и другие слова с корнем яр-, скорее всего связано с весенним пробуждением природы (ср. рус. яровой, ярый, укр. ярь «весна», схожие слова с тем же корнем у южных и западных славян). Но производят его и от санскритского корня ar, греч. ;; - «действие возвышения, движения вверх», прямо сближая с греч. " эрос".

Любви, особенно плотской любви между мужчиной и женщиной присуща некоторая агрессивность - напор. Иначе - как двигаться вверх, как преодолеть преграду между сердцами? Слово «агрессия» воспринимается негативно. Агрессия - это «плохо». Но это не так. Агрессия необходима для выживания. Агрессия - не только насилие, но и сила. В английском языке еще живет подобное значение. «Агрессивным» называют человека энергичного, то есть - яростного, ресурсно соединенного с энергиями Эроса. Агрессия - это гнев, испепеляющий, ослепляющий, как ослепляет любовь - кровь бросилась в глаза!
"Гнев" имеет общий с санскритом корень "гн" ("агни" - "огонь"). Скачок адреналина, взрыв энергии - вспышка гнева: попытка выйти за пределы, но приводящая к разрушениям - себя, других, отношений. Однако последователи тантрического буддизма используют гнев, чтобы, оседлав его, резко расширить сознание - опасная практика, если человек не вполне к ней готов, но логичная.

Известный этолог К. Лоренц в своей книге " Так называемое зло" рассказывает о необходимости агрессии и о способах ее сублимации. Совсем не родственные виды животных выработали в процессе эволюции схожие поведенческие приспособления, призванные перенаправить энергию агрессии в полезное для выживания вида русло. Инстинктивная агрессия (либидо) у животных и у людей сублимируется в ритуалы ухаживания и дружбы. Обуздывающие гнев ритуалы сложны у хорошо вооруженных животных: обладателей мощных клыков, острых рогов, сильных копыт и т.д. Исполнение ритуалов уже само по себе стало инстинктом: животное, лишенное возможности соблюдать ритуалы чахнет и болеет. Интересно, что чем выше внутривидовая агрессивность и сложнее трансформирующие ритуалы, тем возможнее проявления у животных того что мы считаем самым прекрасным и в человеке - любви, верности и дружбы.

ЭРОС И ПСИХЕЯ

Амура и Психею художники изображают совсем юными, иногда и вовсе детьми. Они еще не изранены условностями взрослой жизни, их сердца чисты и не испытали удара. Это первая любовь, самая сильная и хорошо, если единственная.
Но современное общество не приветствует раннюю любовь и ранние браки. Поэтому история первой любви вспоминается как разной степени - но трагическая, светлая и грустная. В том возрасте, в котором сердце готово полюбить (а этот возраст приходит, когда расцветает тело; анахата - чакра телесной, земной любви) считается важным заниматься совсем другими вещами - образованием, социализацией. Эрос, конечно, пробивает себе дорогу, но его энергии искажаются, ополовиниваются, опошляются.
Это противоречие не очень- то преодолимо: большинство читателей этих строк уже вышли из подросткового возраста, а не препятствовать плотской любви несовершеннолетних и рождению детей у своих юных детей способен совсем не всякий. Но... Над романтической историей Ромео и Джульеты мы вздыхаем уже более 400 лет...

История Амура (Эроса) и Психеи поразительно похожа на европейские и русские народные сказки. Это - «Аленький цветочек», «Спящая царевна», «Красавица и чудовище» и многие другие. Это классическая история про инициацию во взрослость. На бытовом уровне - в брачный возраст. На мистическом - сюжет описывает союз Эроса-Космоса и Мировой Души.

…..Психея была царской дочерью, младшей из трех. Она была столь красива и мила, что молва стала сравнивать ее с самой Афродитой. Разгневанная Афродита послала сына Эроса с приказанием силой своих стрел заставить Психею влюбится в самого последнего бродягу-урода. Эрос чтил свою мать и охотно согласился, но, увидев красу Психеи, влюбился в нее сам. Он сделал так, чтобы к Психее никто не сватался. Родители девушки вопросили оракула и оракул сообщил, что Психея назначена судьбой в жены ужаснейшему чудовищу. Что было правдой - один из аспектов Эроса - чудовищность (любовь зла!).
Психею приковали к скале, налетел ветер (стихия анахаты - воздух: " ураган страсти") и отнес ее в прекрасный замок, где днем ей прислуживали невидимые слуги, а ночью на ее ложе приходил некто. Муж, навещавший Психею под покровом темноты, был очень нежен и жилось девушке хорошо, пока она не попросилась навестить сестер. завистливые сестры заронили в душу Психеи сомнение - вдруг она и вправду живет с чудовищем?
Вернувшись домой, она приняла решение посмотреть, какова внешность ее любимого, хотя он и запретил ей этим интересоваться. По каким- то причинам Эрот не хотел " открываться" и мы знаем, что это часто бывает и в жизни. Мужчина неохотно пускает в душу, " держит дистанцию".
Дождавшись, когда Эрот уснул, Психея, подозревавшая в муже чудовище, зажгла свечу и увидела прекрасного и нежного юношу. Капля расплавленного воска упала на его плечо и он проснулся от боли. Своим желанием душевной близости она ранила его.

Желание Души- Психеи узнать истинный облик возлюбленного привело к тому, что он получил рану. Раненный, обожженый Эрос улетел лечиться к своей матери, Афродите, оставив Психею одну. Так тоже часто бывает: мужчина «уходит» к маме. Тогда отважная девушка принимает решение искать своего возлюбленного. Долго ли коротко, дошла она до дворца Афродиты и упросила ее испытать ее любовь к Эросу. Афродита тут выступает в роли бабы Яги: дает бедной девушке невыполнимые задания. Однако Психее помогают волшебные помощники, которых она расположила к себе своей добротой во время странствий. Даже последнее задание - сойти в Аид и принести от Персефоны волшебный ларец - Психея тоже выполнила. Но Персефона предупредила ее: ларец открывать нельзя! Психея же, второй раз в этой истории проявив любопытство, ларец открыла. Из него вылетел волшебный сон и девушка заснула. Сюжет волшебного сна девушки, предшествующего ее замужеству - архетипический: вспомните спящую царевну.

Над землей пролетал Эрос, уже исцелившийся от раны, и случайно (так же как в истории спящей царевны - сон и случай!) увидел свою любимую. Он спустился к ней, поцеловал и она проснулась.
Подхватил Эрос возлюбленную на руки и отправился с ней к престолу Зевса, где перед всеми богами взял ее в жены. Зевс даровал Психее бессмертие и в этом браке родилась их дочь Волупия - наслаждение.

Итак, ради любви Эрос нарушает материнский наказ, проявляет Мужское. Затем - он не ранит ее сердце стрелой, не принуждает ее к любви - она полюбила свободно.
Также интересно, что он не хочет показать себя - боится любопытства, боится получить рану.

НАСТОЯЩАЯ ЛЮБОВЬ

Люди, любящие лишь одного человека на протяжении всей своей жизни - самые сильные...Они знают, что их выбор самый правильный и самый лучший.
Архетип Эроса отвечает за любовь исключительную, только к одному (одной) и на всю жизнь. И к такой любви люди не очень-то готовы, хотя и очень ее хотят. Или, как выяснилось, не очень хотят... О ней сладко мечтать: " он бы подошел, я бы оглянулась..."

Но реальность такой любви - реальность безоговорочного следования своему сердцу. А на следование сердцу наложено много запретов - цепей, замков, уз. В человеческом обществе жить только сердцем попросту невозможно, и не будем забывать, что анахата - чакра тела, нашей животной составляющей. Задача Духа на этом этапе пути вниз (из вишудхи в анахату) помнить о табу, налагаемых в вишудхе культурой. Но - дышать полной грудью и присутствовать в теле и в моменте полностью. Задача с сложнейшая!
Следовательно - нужно искать компромис. Как примирить силу Эроса и потребность в психологической безопасности, том самом комфорте, о котором в эзотерических блогах принято отзываться с презрением? Комфортно с тем человеком, который разделяет твои духовные ценности и социально приемлем: вверх и вниз от анахаты, вишудха и манипура.

Многие боятся привязанности. Само слово говорит об ограничении свободы. Но без привязанности исключительной, парной любви не бывает. Дух привязан к Материи, они связаны, слиты, соединены - именно в этом направлении идет развитие нашей истории.

Спокойную и верную привязанность в сказках, объединенных нами в один сюжет «Эрос и Психея» олицетворяют собой семь богатырей (семь гномов) - братская поддержка мужского. Исключительность. Уникальность. Верность. Легкость и радость. Вот это признаки любви, благославляемой архетипом Эроса, любви, дающей силу.

АНТЭРОС И ТАНАТОС

Теперь надо поговорить о «братьях» Эроса.
По верованиям древних греков, сперва был тёмный Хаос, затем из Хаоса возникли время-Хронос, яростный Эрос и хладнокровный, рациональный Антерос, Отрицание любви. Иногда Эрос и Антерос считаются близнецами-братьями, иногда Антероса рассматривают как ипостась Эроса.В более поздней мифологии родителями Эроса и Антероса стали считаться Арес и Афродита. Теперь Антерос трактуется как ненависть, вызываемая отвергнутой любовью, муки любви и ревности - страсть.
Существует миф, что Эрос не рос, как остальные детишки, а оставался маленьким, пухлощеким проказником. И его мать, Афродита, спросила у Фетиды, в чем причина. Мудрая Фетида ответила, что Любовь не может расти без Страсти. Тогда Афродита родила Антероса (Страсть). Когда Эрос и Антерос вместе, Эрос быстро растет, превращаясь в красивого юношу, но как только Антерос покидает Эроса, Эрос вновь возвращается к детским формам и детским шалостям.

В результате практической работы, мифодрамы по сказке «Аленький Цветочек» цветочек оказался Эросом, а чудовище - Антэросом. И любовь оказалась весьма страшным чувством Страшно ее не обрести - так чудовищем и останешься. А обретешь - и вместе с ней другой страх приходит- страх за любимого человека.

В другом архетипическом исследовании архетип Антероса сказал: «Что вы волнуетесь так, боитесь кому- то не понравится! Вас никто и не замечает, все заняты только собой. Этим своим страхом не понравиться заняты.... Моя сила огромна: " бойтесь равнодушных и так далее..."
Я даю защиту сердцу, страховку от чрезмерной открытости. Даю понимание того, что ты мало волнуешь людей и нечего волноваться, понравишься ли ты им, достаточно ли соответствуешь их ожиданиям. Ты им интересен гораздо в меньшей степени, чем ты думаешь. Если ты естественн и поглощен любимым делом или любимым человеком тебе не нужно одиночество, чтобы защищать свою душу. Я ее защищаю, я - равнодушие к чужому мнению!»

Другой антипод Эроса - Танатос, бог стремления к смерти. И к анахате он имеет прямое отношение: смерть наступает, когда останавливается сердце. « Любовь и смерть всегда вдвоем..."
Танатос -сын Нюкты, богини ночной темноты и Эреба, бога вечного мрака. Он - брат-близнец бога сна Гипноса. Живёт он на краю света, обладает железным сердцем и ненавистен богам. Он - единственный из богов, не любящий даров. Культ Танатоса существовал в Спарте. Танатос изображался крылатым юношей с погашенным факелом в руке.
Согласно З. Фрейду, деятельность человека обусловлена переплетением бессознательных влечений к Жизни (Эрос) и к Смерти (Танатос). Влечение к сохранению жизни лишь обеспечивает живому организму собственный путь к смерти, что было сформулировано Фрейдом в виде положения "целью всякой жизни является смерть". Всякий жизненный путь является ареной беспрестанной борьбы между Эросом и Танатосом.
С биологической точки зрения инстинкт смерти вполне объясним: смертность особи служит развитию популяции, служит эволюции. Смертью особи достигается возможность бессмертия вида и жизни в целом.

В любовных отношениях двоих соединенность Эроса и Танатоса проявляется очень ярко. Чтобы отношения развивались и росли, что-то в них должно умирать постоянно. Для того чтобы из двух отдельных атомов появилась новая молекула необходимо чтобы потеряли свои прежние свойства. Старые личности умирают для того чтобы могли проявиться души. И цель любви -помочь проявиться душе своего партнера во всей ее красе и блеске.
Если пара Эрос приглашает, а Танатос не впускает - отношения не растут. Мужчины нуждаются в обновлении. Они нуждаются в следующих ступенях своего взросления. Нельзя обновиться раз и на всегда. Любой длительный союз - это не одна смерть, это цикл смертей и рождений.

В присутствии Смерти Жизнь проявляется так ярко! Это подметил А. Синявский в своих «Прогулках с Пушкиным»: яркость пушкинского мира обусловлена постоянным присутствием Танатоса. Пир во время чумы, Черный Человек Моцарта, Командор Дон Жуана. Жизнь сияет на черном бархате Смерти, каждая клетка тела кричит: «Еще»!

Подарок архетипа Танатоса - умение заходить на край и проживать жизнь на пределе. Смертельный риск порождает максимальный драйв, Любопытство к Смерти сродни любви. Для мужчины смертельный риск может быть очень ресурен. Так проверяется предел своей Силы - чтобы нарастить ее, раздвинуть этот предел. Мужчине нужна сила духа, чтобы в случае необходимости умереть за то, что он любит.
Женщина же рискует умереть при родах (теперь, к счастью, нечасто, а раньше это было реальным риском). Но это не выбор духа, а выбор Материи, тела.
Поэтому для женщины прямая связь с архетипом Танатоса нересурсна. А вот способность привлечь энергии Танатоса в свое пространство, способность вдохновлять на готовность к смертельному риску из любви к ней - очень даже!

Танатос может проявляться нересурсно у людей, побывавших на войне. Там - каждую секунду подстерегает Смерть. И все по честному, все понятно. Там узы дружбы и любовь к Отчизне проверяются кровью: Братство фронтовое! Там так сладки простые моменты жизни. Поэтому и вспоминают - войну как жизнь! Армию как жизнь! А после войны все как то пресно...

Стремление к смерти связано с любопытством и - скукой. Когда жить скучно, неинтересно - остается еще одна Тайна.
Поэтому энергии Танатоса сильны у подростков. Подросткам часто скучно, чаще чем детям - тело взрослеет и активизирующиеся половые гормоны. Активность шишковидной железы (третьего глаза, чакры аджны) падает. Юный человек перестает быть Богом, становится бунтарем- человеком. Из аджны Дух спускается в вишудху, а затем - в анахату, царство Эроса. Если же путь в анахату закрыт, на сцену выходит Танатос: саморазрушающее поведение, заменяющее любовь.

ВОЛШЕБНЫЙ СОН

У Танатоса есть брат Гипнос - сон. Вот он - волшебный сон-смерть архетипических сюжетов! Смерть заменяется на сон, один близнец подменяется другим - и таким образом препятствие на пути в сердечную чакру обходится.
Мотив волшебного сна, который может быть прерван лишь поцелуем суженого - это архетипический мотив, общий как для мифа об Эросе и Психее, так и для сказочных сюжетов о спящей красавице, " мертвой " царевне, Белоснежке и, наверное, многих других. Ромео и Джульетта - вариант истории Амура и Психеи, вариант трагический. Юные влюбленные, любовь вопреки воле родителей...Интересно, что глубокий мертвенный сон в этом сюжете тоже присутствует.
Сон - полное бездействие при очень энергетически насыщенном состоянии: состояние сна всегда очень энергоинформационно заряженное - во сне с нами говорит коллективное бессознательное, врачует, советует, " правит". Известно, что якутские шаманы, перед трансформацией психики впадали в многодневный сон, с ними происходила так называемая " шаманская болезнь". Только переболев ею, они получали дар общения с духами.

Во сне каждый человек один, и во сне идет работа Души. Одиночество нужно для того, чтобы душа осознала что она, единственная, хочет. Если Психея, Душа - бабочка, то метафора сна приобретает даже несколько пугающую биологичность - это сон-трансформация куколки в коконе.

В беседе с архетипом Эроса в состоянии активного воображения бог любви сказал:
- Открытие ларца со сном - финальная инициация Психеи. Если бы она не открыла ларец (не укололась бы веретеном в другом варианте сюжета) - она бы была для меня неинтересна. Механистична, в любви не было бы Чуда и Дара, а только работа и заслуга. Работа робота, слуги....
- Расскажи еще про сон, что же он значил?
- Любовь - это когда хорошо просыпаться утром с той, кого любишь.

РЕСУРС АРХЕТИПА ЭРОСА

Ресурсы Эроса многообразны. Это -способность через детское любопытство и непоседливость Эрота-ребенка взорвать привычную картину мира и дойти до истинного взросления – встречи с хтоническим древним божеством Эросом. Но для выхода на эти пласты нужна готовность перейти через какой-то запрет на другой уровень, пожертвовать комфортом и привычностью ради путешествия, которое может ничем не закончиться. Чтобы осветить бездны светом, нужна отвага.
Эрос дает драйв, силу жить, любовь к жизни, отвагу. Насыщенность, яркость, ярость, харизму, хорошее здоровье, красивую внешность. Человек, ресурсно связанный с Эросом - непредсказуем. Он знает свое право на беспричинные поступки, право на ошибки и свои решения. Эрос дает также уважение чужой непредсказуемости, непредвзятость, готовность принять любой результат.

В любовных отношениях такой человек умеет играть ради игры- на стадии начала отношений он умеет вызвать и подогреть интерес, создать интригу, менять правила. Это виртуоз в игре, цель которой - развитие себя и партнера. Он умеет найти в отношениях новые и новые ресурсы. Если же отношения не развиваются дальше, он умеет выйти из них, не обидев другого. В длительных, исключительных отношениях ресурс Эроса проявляется в полной мере. Именно Эрос « отвечает» за счастливые браки - «жили долго и умерли в один день». Он дает состояние тишины, как внутренней, так и внешней.

Работа с архетипом Эроса может привести к чудесным результатам. Если Эрос «приходит» в виде купидончика-путто речь идет об оживлении внутреннего ребенка: в чем многие люди, безусловно, нуждаются. Работа с юношами Эросом и Антэросом ведет к обретению способности встретить «свою половинку». Общение с Танатосом интегрирует на уровне анахаты Тень. А после встречи с Эротом-Хаосом и Мировой душой отпадает вопрос об отсутствии смысла жизни. Это - как полет через космос, когда космос одновременно летит через тебя.

НЕРЕСУРС АРХЕТИПА ЭРОСА

Люди, нересурсно связанные с архетипом Эроса, взявшие в долг его энергию и каким-то образом извращающие ее, часто апатичны и грустны. Они серьезно относятся к себе и жизни, они уже себе объяснили и боятся разрушения системы этих объяснений. Но, похоже, это обиженные дети, надевшие на себя маски грустных взрослых.
Обида, ревность, зависть и вина - нересурс Эроса. Обида - желание, чтобы другой(другие) испытали чувство вины. Это манипуляция любовью, недоверие и равнодушие к другим: волнуют только свои чувства.
Человек, нересурсно связанный с архетипом Эроса, закрыт для энергии мира.
Следствие нересурсного взаимоднествия с Эросом - агрессия и автоагрессия, саморазрушение: одержимость Танатосом.
Нересурсная одержимость Эросом проявляется как поведение Дон Жуана, пикапера. Как капризы ребенка у взрослого мужчины. Как претензия на вечный драйв, модную успешность и энергетичность -любой ценой, что приводит к выгоранию и наркотической или адреналиновой зависимости.

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ЖЕНЩИНЫ С АРХЕТИПОМ ЭРОСА

Движение энергии в анахате у женщины идет вовне, в мир. Любовь изливается в мир. Одержимость архетипом Эроса это движение энергии извращает. Теперь женщина хочет, чтобы ее любили, хочет сыпать смертоносными стрелами любви на мужчин: «неотразима»! У женщин есть «донжуанский список», они хвастают им перед подругами. Одержимая Эросом женщина считает, что она сама создает драйв, насыщенность своей жизни. Мужчина - что-то практичное, почти вещь, модное домашнее животное.
Однако при этом мир женщин- «Эросов» вертится вокруг мужчин и именно разговоры о них заставляют загораться глаза.
Невротический парадокс, который возможно преодолеть разотождествлением с архетипом.
Дар Эроса после разотождествления женской души с его энергиями - серьезность и мудрость сердца. Тогда возможно обрести глубокую и сильную любовь - к мужчине и к жизни.

Бог Эрос олицетворяет- похотливое влечение,а Амур-нежные романтические отношения?? и получил лучший ответ

Ответ от Анатолий розет[гуру]
ЭРОС.
Блаженны небожители доколе
Они земных страстей отлучены,
Но лишь Эрот стрелою их уколет -
Как смертные страдать принуждены!
Вяземский
Эрос сын Афродиты и Ареса. Эрос (или, если привычнее, Эрот) - бог неудержимой любовной страсти. Позже стал богом романтической влюбленности и из негодного злобного шкоды с луком, которого боялись все другие боги, коих он мог легко и просто лишить разума одной стрелой, превратился в пухлявого младенца. Но это случилось гораздо позднее.
...В Древнем Риме Эрот (Купидон) получил имя Амур («Любовь») и стал особенно популярен. Апулей создал легенду, в которой рассказано о стремлении человеческой души в образе Психеи («психе» - душа) обрести Любовь.
Уже в сердце сидят тонкоострые стрелы;
Душу мою покорив, лютый терзает Амур.. .
Да, признаю, Купидон, я твоей стал новой добычей,
Я побежден и себя власти твоей предаю.
Публий Овидий Назон
Низменный Эрот доступен всякому здоровому организму (и не обязательно только человеку). Возвышенный - осеняет избранных, как вдохновение, экстаз.
Однако за последние десятилетия с торжеством технической цивилизации многоликий Эрот уступает место примитивному чувству, удовлетворяющему только половое влечение. Стало популярным выражение «заниматься любовью» , а не любить. Приходится говорить о триумфе не Амура, а низменного Эрота, соединенного не с Психеей, а с удовлетворением физиологической потребности. Так современное общество потребления расправляется с древнейшим божеством, одухотворяющим жизнь природы.
Источник: В переводе с латинского "Купидон" - "вожделение".

Ответ от 2 ответа [гуру]

Привет! Вот подборка тем с ответами на Ваш вопрос: Бог Эрос олицетворяет- похотливое влечение,а Амур-нежные романтические отношения??

Ответ от NO [гуру]
Да.


Ответ от Ёhallenger [гуру]
Эрот бог любви и полового влечения. Традиционно (имееется ввиду Эллинистический и Римский период) его изображают совсем еще мальчиком, белокурым и крылатым, капризным и хитрым. Он часто служит матери в обмен на какой-нибудь абсолютно бесполезный подарок (но у Аполлония Родосского Эрот и вовсе помыкает Афродитой) . И в общем, каждый человек, вероятно, сможет более ясно представить себе Эрота, если вспомнит свое чадо (или вообще знакомого ребенка) .
Позднее Эрот предстает уже как юноша, внешне очень похожий на херувима с той лишь разницей, что Эрот по-прежнему вооружен золотым луком и стрелами, способными как разжечь, так и погубить любовь в сердцах смертных и небожителей.
Эпитеты и имена: Эрот/Эрос ("Любовь"), Купидон (римск. , "Вожделение"), Амур (римск, "Любовь").
Атрибуты: золотые лук и стрелы, существуют изображения Эрота с факелом. Любимое растение - роза. Существует миф, объясняющий наличие шипов на стебле растения: как-то раз Эрот сорвал цветок, но в бутоне его скрылась пчела. Испугавшись, насекомое ужалило Эрота, и бог, расплакавшись, улетел к матери. Чтобы утешить сына, Афродита отняла жала у пчел и учеялал ими стебли роз.
Почитание. В Беотии почитали необработанную глыбу мрамора, которую считали воплощением Эрота и величайшей святыней. В существовавшем здесь храме Эрота раз в пять лет справлялись праздники в его честь - эротидии. Спартанцы перед битвами приносили жертвы Эроту.
Психе́я или Психе (др. -греч. Ψυχή, «душа» , «дыхание») - в древнегреческой мифологии олицетворение души, дыхания; представлялась в образе бабочки или молодой девушки с крыльями бабочки. В мифах то её преследовал Эрот (Амур) , то она мстила ему за преследования, то между ними была нежнейшая любовь . Хотя представления о душе встречаются начиная с Гомера, но миф о Психее впервые был разработан лишь Апулеем в его романе «Метаморфозы, или Золотой осёл» .

Эрот (Эрос), греч., лат. Амур, Купидон - бог любви или сама любовь; согласно древним мифам, Эрот - воплощение всеоживляющей силы, родившейся из первоначального Хаоса, по более поздним, - сын Ареса и Афродиты (или Ириды и Зефира, или сын Зевса).

Не будем удивляться, что в мифологии существуют разные взгляды на происхождение и характер Эрота. Что мы, собственно, знаем о происхождении любви? Если мы думаем, что она стара как мир, то ведь и Гесиод утверждает то же самое: Эрот родился одновременно с богиней земли Геей. Мы считаем, что без любви не было бы жизни на земле - по Гесиоду, именно Эрот соединил разрозненные первоначала всех вещей, из которых возникли все живые существа: боги, люди, животные. Мы считаем, что любовь неодолима, что она приносит с собой радости и страдания - именно таков сын Афродиты Эрот, вездесущий и всемогущий: вооруженный луком и стрелами, он витает на золотых крыльях повсюду, выискивая себе жертвы; тот, кого он ранит стрелой, обречен на любовь, и его ждут радости или горести - или и то и другое. Опыт любви объясняет, почему люди почитают Эрота, воспевают и проклинают его.

Верховный бог Зевс отлично знал, что натворит Эрот, появившись на свет; знал также, что сам он окажется жертвой его стрел. Поэтому Зевс решил погубить Эрота, как только он родится. Но Афродита спрятала младенца Эрота в непроходимой чаще, куда не проникало даже око Зевса, и там его вскормили своим молоком свирепые львицы (может, поэтому он не лишен жестокости). Когда Эрот вырос, он вернулся на Олимп, и все боги радостно приветствовали очаровательного кудрявого мальчика. Эрот стал верным помощником Афродиты. Работы у него было более чем достаточно, ведь он вмешивался в жизнь чуть ли не каждого бога и человека. Как рассказывают поздние мифы, ему даже пришлось взять себе в помощь маленьких эротов или амуров, своих братьев; братом Эрота был также Антэрот, бог взаимной любви, которого Овидий называл мстителем отвергнутой любви.

Однако без помощи Антэрота перед любовью был бессилен и сам Эрот. Нам известно несколько рассказов о любовных приключениях Эрота. Например, вопреки воле Афродиты Эрот влюбился в прекрасную Психею, и эта любовь принесла обоим влюбленным немало страданий.


В античности (особенно поздней) Эрот был одним из наиболее часто изображаемых богов, он присутствует почти во всех сценах, связанных с любовью. Из античных скульптур наиболее известны так называемый «Эрот Ченточелльский», римская копия греческого оригинала 4 в. до н. э., приписываемого Кефисодоту, отцу Праксителя, и «Эрот, натягивающий лук», римская копия статуи Лисиппа 4 в. до н. э., а также «Спящий Эрот», эллинистическая бронзовая статуя 3 или 2 в. до н. э., и скульптурная группа «Амур и Психея» 2 в. н. э.

В искусстве нового времени изображениям Эрота (Амура, Купидона) несть числа, среди их авторов: Тициан, Бронзино, Манфреди, Караваджо, Рубенс, Буше, Фрагонар, Жерар и многие другие. В картинной галерее Пражского Града находятся картины «Торжествующий Амур» Джентилески (нач. 17 в.) и «Завтрак Амура» Манеса (1850), не считая бесчисленных Амуров и Купидонов на фресках почти во всех феодальных замках Чехии и Словакии.

Из статуй упомянем хотя бы «Купидона» Бушардона (1750), «Амура с мотыльком» Шоде (1802), «Спящего Амура» М. Козловского, рельеф Торвальдсена «Купидон и Ганимед» (1831) и «Купидона» Родена. Одна из главных достопримечательностей Лондона - очаровательный «Эрот» Джильберта (1893), украшающий площадь Пиккадилли-Серкус; но это - общепринятое разговорное название памятника известному филантропу Шафтсбери, основателю интернатов для сирот и детей с физическими недостатками.

Иносказательно Эрот - любовь:

«…Нашли к тебе дорогу
Веселость и Эрот».
- А. С. Пушкин, «К Пущину», (1815).

В греческой мифологии, Эрос, был исконным богом вожделения, любви, и общения; ему также поклонялись как божеству изобилия. В некоторых мифах он был сыном богини Афродиты. Как Дионис, он иногда упоминался как Eleutherios, освободитель. Его римским эквивалентом был Купидон, желание. также известный как Амур, любовь.

Согласно традиции, Эрос был преимущественно патроном мужской любви, в то время как Афродита управляла любовью между мужчинами и женщинами. Его статуя могла быть найдена в палестрах или в школах борьбы, одном из основных мест встречи мужчин, чтобы связаться с их возлюбленными, и именно ему Спартанцы приносили жертвоприношения перед сражением. Мелеагер делает запись об этой роли в стихотворении, сохраненном в греческой Антологии: кипрская королева, женщина, швыряет огонь, который разжигает страсть у мужчин к женщинам; но сам Эрос колеблет страсть к мужчинам.

Всюду по традициям греков есть две стороны к концепции Эроса: в первой он - первобытное божество, которое воплощает не только силу эротической любви, но также и творческое побуждение природы, родившегося первым Света, который ответственен за то, чтобы возникать и порядок всех вещей в космосе. В Теогонии Гесиод, в самом известном греческом мифе о создании, Эрос возникал от исконного Хаоса вместе с Геей, Землей, и Тартаром, подземным миром; согласно пьесе Аристофана Птицы, он рождается из яйца, положенного ночью Темнотой. В других мифах и источниках ему поклонялись как протогену первенцу.

Поочередно, позже в древние времена, Эрос был сыном Афродиты и Аресаили Поруса и Пении, или иногда Айрис и Зефира; этот Эрос был компаньоном Афродиты, используя исконную силу любви и направляя ее на смертных. В некоторых мифах он изображается как являющийся игривым, часто доставляющим неприятность богам и смертным; в других источниках, он использует власть, которой он владеет, иногда отказываясь от просьб своей матери и других богов, чтобы вмешаться в ход жизней некоторых смертных. В некоторых версиях у него были братья по имени Антерос (Anteros), воплощение вознагражденной любви, и Гимерий (Himerus).

В искусстве Эрос обычно изображался как нагой крылатый мальчик или младенец (хотя это связано больше с Купидоном от римской религии; у греков он изображался молодым человеком или подростком), с его луком и стрелами в руке. У него было два вида стрел: каждая была золотой с перьями голубя, которые вызывали мгновенную любовь; другие были с перьями совы, которые вызвали безразличие. Поэт Сапфо (Sappho) описал его как сладостно-горький и жестокий к своим жертвам; он был также недобросовестным, вредным и харизматическим. В его древней идентификации с протогеном и фанесом он был представлен как бык, змея, лев, и с головами быков. Его иногда показывают слепым или ослепленным.

Культ Эроса был необычно в ранней Греции, но, в конечном счете, стал широко распространенным. В современные времена Эроса соблюдают в День Эроса, праздник, который празднует любовь и человеческую сексуальность 22 января, день, когда астероид 433 Эрос является самым близким к Земле.

Источники: www.filmivip.ru, films.imhonet.ru, pagandom.ru, forum.oculus.ru, www.gervic.ru

Сварожичи

Мантикора – крылатый лев с лицом человека

Мифические народы

Купец Садко

Петр Яковлевич Чаадаев

Чаадаев Петр Яковлевич, российский мыслитель и публицист. Участвовал в Отечественной войне 1812, в 1821 принят в Северное общество декабристов, в...

Метод превращения женщины - до и после

Многие салоны красоты, модные журналы, телевизионные каналы взяли на вооружение идею превращения «до и после» - толстушки в стройную...

Пленочный теплый пол

Человек всегда и во всем старается стремиться к максимально возможному комфорту и уюту. Именно благодаря этой особенности была придумана...

Температура в космическом пространстве

К космическому пространству неприменимо понятие температуры в нашем обычном понимании; там ее просто нет. Здесь имеется в виду термодинамическое ее...

Низкокалорийная диета

Родиной данного вида диеты является Германия. Основной принцип заключается в том, что необходимо в течение недели употреблять в пищу только...

Архитектура в Романском стиле

Художественный стиль, господствовавший в Европе в X-XII веках, один из важнейших этапов развития средневекового европейского искусства. Наиболее полно...

А. Бутро. Эрот и Психея. 1844.

Эрос - греческий бог любви. С VI века до н. э. возникают мифы, определяющие место Эроса в олимпийской семье богов.

Эросу соответствуют римские Амур и Купидон (латинское "cupido" - желание).

Эроса почитали так же как бога плодородия, продолжения рода, бога, знавшего изначальный Хаос, одного из древнейших богов. В Дионисийских Мистериях Эроса называют "protagonus", то есть первый из рожденных, первенец. При этом есть много версий того, кем именно был рожден Эрос. По Аристофану ("Птицы") Эрос был рожден Эребом (Мраком) и Нюктой (Ночью), в более поздних мифах он сын Афродиты и Ареса. Однако в "Теогонии" Гесиода (VIII в. до н.э.) Эрос является спутником Афродиты, но отнюдь не её сыном. По другой легенде он сын Ириды и Зефира (Радуги и Западного ве).

Одна из ранних легенд гласит, что именно Эрос заставил сплестись в объятии Урана (Небо) и Гею (Землю), которые дали жизнь многочисленным потомкам. В тех же "Птицах" Аристофана говорится, что Эрос "насиживал" человечество и именно он даровал людям свет бытия. При этом будучи одним из древнейших богов, Эрос довольно поздно занял свое место в религиозных мистериях и самом пантеоне. В Феспе его почитали как древнего бога плодородия, а в Афинах существовал культ Афродиты и Эроса. В Афинах также четвертый день каждого месяца был посвящен Эросу. Иногда Эрос фигурирует в источниках как Эрот (множественное число от "эрос"). Антэрос (известный также как божество платонической любви) был братом Эроса, вторым сыном Афродиты и Ареса.

Эроса обычно изображают в виде крылатого мальчика или юноши с луком и стрелами, прицеливающегося и готового поразить любовью и желанием сердце бога или смертного. Стрелы у Эроса есть двух видов: золотые, оперенные голубиными перьями, и свинцовые с совиными перьями. Одни вызывают любовь, другие безразличие. Сафо называла Эроса прекрасным, но жестоким к своим жертвам в своем очаровании, а любовь уподобляла сладкой горечи. Будучи совершенно бессовестным, Эрос представляет собой явную опасность для всех, кто на свою беду окажется рядом с ним: в его привычках сеять своими стрелами вокруг себя столько смятения и боли, сколько окажется возможно. Но в легенде говорится и о том, что однажды он сам влюбился.

Франсуа Жерар. Психея.

Согласно этой легенде Эрос был неразлучным спутником своей матери, а также исполнителем её воли и помощником во всех её божественных делах. Случилось так, что Афродита прониклась завистью к красоте смертной девушки Психеи. Охваченная ревностью богиня повелела Эросу пронзить сердце Психеи золотой стрелой, чтобы она полюбила самого отвратительного мужчину на свете. Эрос согласился исполнить желание матери, но увидев Психею, сам полюбил её.

Ж.-Л. Давид. Купидон и Психея.

Прекрасная Психея стала женой невидимого и таинственного Эроса, который ежедневно приходил к ней, но лишь по ночам и в темноте, предупреждая свою возлюбленную, что она не должна не вносить огонь в спальню и видеть его без покрова ночи.

Психея влюбляется в Эроса, даже не видя его, но ревнивые сестры убеждают её, что она вышла замуж за ужасное чудовище, которое собирается причинить ей вред. Они подстрекают её к убийству мужа. В одну роковую ночь любопытство и страх взяли верх и Психея спрятала масляную лампу и нож в спальне. Когда Эрос заснул, она вытащила светильник и зажгла огонь, чтобы увидеть монстра, но вместо этого увидела прекрасного спящего юношу

Эдуар Пико. Эрот и Психея.

При виде его красоты её охватывает дрожь, и несколько капель раскаленного масла со светильника попадает на кожу Эроса. Он просыпается от боли, видит нож, который она держит в руке. В ярости от предательства любимой Эрос улетает, а Психея в отчаянии отправляется искать возлюбленного по всему свету.

Эрос возвращается к своей матери Венере/Афродите, которая лечит его раны и всячески тиранит Психею. После нескольких трудных заданий она приказывает Психее спуститься в Нижний Мир и взять у Персефоны шкатулку с частицей её красоты. Психея не знает о намерениях Венеры, которая надеется, что девушка не переживет опасностей путешествия. Но ей удается достичь цели благодаря наставлениям разговаривающей башни, с которой она хотела броситься вниз, чтобы свести счеты с жизнью. Получив шкатулку у Персефоны, Психея открывает её в надежде вернуть себе любовь Эроса, но вместо этого погружается в глубокий сон, неотличимый от смерти.

Эрос, исцелившийся от ран, тоскует по своей возлюбленной и повсюду ищет её. Он будит Психею, уколов ее стрелой из своего колчана, а потом улетает, чтобы убедить Юпитера (Зевса) принять его сторону в споре с сердитой Венерой (Афродитой). В конце концов им удается умиротворить Венеру. Юпитер благословляет Психею и Эроса. Он превращает девушку в богиню, сделав её бессмертной. Так влюблённые соединяются навеки. Вскоре у Психее и Эроса рождается дочь, которую называют Наслаждением.

А. Помпео. Брак Амура и Психеи.

Для греков этот миф был классическим образцом истинной любви, высшей реализации человеческой души. Поэтому Психея - смертная, обретшая бессмертие, - стала символом души, ищущей свой идеал.

По Гомеру души умерших в Подземном царстве выглядят как живые люди. На греческих гробницах душу часто изображали в виде птицы, а позднее - в виде бабочки. Психею иногда изображали с крылышками, что говорило о способности души к полету и перерождению, а иногда - с бабочкой в руках.

Морис Дени. Вознесение Психеи на небо.

Эроса также почитали как бога жизни после смерти и его изображениями украшали гробницы. Эта традиция жива и по сию пору: многие склепы с изображениями улетающего Эроса и умирающей от горя Психеи, цепляющейся за него в тоске, можно найти на современных кладбищах. Греки считали его прекраснейшим, самым любимым и самым любящим. Его статую помещали в гимнастические залы (предполагалось, что атлеты должны быть подобны красотой Эросу). Изображения Эроса можно увидеть на практически любой утвари, от сосудов для питья до фляжек с маслом. И практически всегда видно, что Эрос снова готов поразить сердце новой ничего не подозревающей жертвы.

Есть и несколько другие версии мифа. скажем, Овидий в своих "Метаморфозах" так описывал происхождение Эроса:

Хотя и говорят, что Эрот - один из старших богов, возникших из Хаоса, или что, как считают орфики, он появился из яйца, мы говорить об Эроте как об одном из первых божеств не станем. Итак, родителями Эрота были то ли Афродита и Арес, то ли Афродита и Гермес, а может быть и Ирида и Зефир, или Артемида и Гермес; есть уж и совсем фантастические версии: например, поэт Олен (Olen) называет Эрота сыном Илифии, богини, помогающей при родах, а Еврипид ("Иполлит") и вовсе считает Эрота сыном Зевса...

У Гесиода Читаем:

Прежде всего во вселенной Хаос зародился, а следом
Широкогрудая Гея, всеобщий приют безопасный,
Сумрачный Тартар, в земных залегающий недрах глубоких,
И, между вечными всеми богами прекраснейший,- Эрос.
Сладкоистомный - у всех он богов и людей земнородных
Душу в груди покоряет и всех рассужденья лишает.

Орфики (сторонники философско-мистического течения) считали, что

Протогон, или Фанет (он же Эрот), вылупился из Мирового Яйца, созданного Хаососм и Эфиром. Протогон (Protogonus) значит "Перворожденный". У Протогона есть также и другие имена: Фанет ("Явленный"), златокрылый бог света и любви, Эрикапей (Ericapaeus), что значит "Могущественный", и Метис (Metis), "Мудрый". Он хозяин ключей эфира, неба, моря, земли, царства мертвых и тартара.

Есть и другие варианты. Позднее, в эллинистический и римский периоды

его изображают совсем еще мальчиком, белокурым и крылатым, капризным и хитрым. Он часто служит матери в обмен на какой-нибудь абсолютно бесполезный подарок (но у Аполлония Родосского Эрот и вовсе помыкает Афродитой). И в общем, каждый человек, вероятно, сможет более ясно представить себе Эрота, если вспомнит свое чадо (или вообще ребенка.

Самой же популярной остается версия, которая была уже приведена - из романа Апулея "Метаморфозы":

В некотором царстве-государстве жил царь с царицею, и было у них три дочери. Старшие красивы, а младшая, Психея, так хороша собой, что люди стали говорить, будто бы то сама Венера ходит среди них, или, что новая Венера родилась на земле. Народ стал нести ей дары и взывать к ней в молитвах. Справедливо вознегодававшая Венера "сейчас же призвала к себе сына своего крылатого, крайне дерзкого мальчика, который, в злонравии своем общественным порядком пренебрегая, вооруженный стрелами и факелом, бегает ночью по чужим домам, расторгая везде супружества, и, безнаказанно совершая такие преступления, хорошего решительно ничего не делает. Его, от природной испорченности необузданного, возбуждает она еще и словами, ведет в тот город и... показывает" девушку, призывая сделать так, чтобы Психея полюбила самого убогого и недостойного человека, который только отыщется на земле.

Караваджо. Купидон и Психея.

Хотя старшие сестры давно вышли замуж и жили тихой и счастилвой жизнью, к Психее нико не сватался. Опечаленный отец обратился к оракулу, и Аполлон ответил:

Царь, на высокий обрыв поставь обреченную деву
И в погребальный наряд к свадьбе ее обряди;
Смертного зятя иметь не надейся, несчастный родитель:
Будет он дик и жесток, словно ужасный дракон.
Он на крылах облетает эфир и всех утомляет,
Раны наносит он всем, пламенем жгучим палит.
Даже Юпитер трепещет пред ним и боги боятся.
Стиксу внушает он страх, мрачной подземной реке.

Поплакали родители, а делать нечего - нужно выполнять указы богов. И вот, когда девушка осталась на скале одна, Зефир поднял ее в небо и унес в диковинный сад. Во дворце ей стали прислуживать невидимые рабыни, а ночью явился Амур, и так много дней: днем ей прислуживали невидимые слуги, а ночью являлся неведомый супруг, который, как только начинала заниматься заря, улетал.

Жан-Батист Реньо. Амур и Психея.

Между тем, родители Психея старились, и старшие сетры решили проведать их. В ту же ночь Амур велел Психее не слушать голосов сестер, если те придут к утесу, что все, что ни скажут они, принесет ему немало страданий, а ей неминуемую гибель. На следующий день Психея была безутешна, и Амур, желая утешить возлюбленную, не только смирился с тем, чтобы она услышала сестер, но и в конце концов согласился приказать Зефиру отнести их во дворец.

Увидев в какой роскоши живет Психея, сестры решили отомстить ей за свою менее благосклонную судьбу. Напомнив Психее, что в предсказании говорилось о чудовище, сестры посоветовали ей спрятать бритву и свечу, и когда тайный супруг заснет, обезглавить его.

Наивная Психея последовала совету сестер, но стоило ей увидеть прекрасного бога, как решимость ее исчезла. Нечаянно уколовшись стрелой Амура, Психея воспылала еще большей любовью к богу, однако, дрогнув, уронила каплю масла, и Амур, проснувшись, взлетел в небо.

"Ведь я, простодушнейшая Психея, вопреки повелению матери моей Венеры, приказавшей внушить тебе страсть к самому жалкому, последнему из смертных и обречь тебя убогому браку, сам предпочел прилететь к тебе в качестве возлюбленного. Я знаю, что поступил легкомысленно, но, знаменитый стрелок, я сам себя ранил своим же оружием и сделал тебя своей супругой для того, значит, чтобы ты сочла меня чудовищем и захотела бритвой отрезать мне голову за то, что в ней находятся эти влюбленные в тебя глаза. Я всегда то и дело убеждал тебя остерегаться, всегда дружески уговаривал. Почтенные советницы твои немедленно ответят мне за свою столь гибельную выдумку, тебя же я накажу только моим исчезновением", - сказал он, остановившись в саду, и улетел.

Опечаленная Психея попыталась утопиться, но река, не желая ссориться богом любви, отринула ее тело. Увидев ее, заплаканную, изможденную, Пан посоветовал ей не убиваться, а молиться Купидону, и хотя такой совет был едва ли не абсурден, Психея решила во что бы то ни стало найти супруга. Достигнув ближайшего города, в котором, царицей была ее сестра, Психея отправилась к ней и рассказала, что свет лампы открыл ей, что мужем ее был сам Купидон, но что он проснулся и выгнал ее, объявив, что предпочитает ее сестру (и Психея назвала имя). Восторженная сестрица тут же села на корабль, уплыла к тому утесу, откуда прежде Зефир переносил ее во дворец Купидона и не дожидаясь ветра, спрыгнула с обрыва.

Тем временем Психея дошла до города, где жила ее вторая сестра и рассказала ей ту же историю, что и первой; и эта завистница точно так же разбилась. Так, переходила она из одного города в другой в поисках возлюбленного.

Между тем, обожженый Амур улетел во дворец своей матери и лежал там больной. Расторопная чайка, узнавшая об этом, поспешила к Венере и рассказала ей о болезни сына и о том, что люди более не влюбляются и не женятся, что ругают за это бездельников Венеру и Амура. Не забыла чайка также упомянуть и Психею, которую Амур сделал своею возлюбленною вопреки приказу матери. Богиня пришла в ярость: накинувшись на сына, она пригрозила отнять у него оружие и горько отомстить его избраннице. Приказав запереть сына и строго охранять его (отчасти, страшась за ожог, отчасти, чтобы юноша не сбежал к возлюбленной), Венера удалилась на поиски девушки.

Между тем Психея сама решила идти к Венере. Когда она уже видела дворец богини к ней подбежала Привычка и за волосы приволокла к своей госпоже Венере. Богиня пришла в восторг: пообещав не позволить Психее родить, она приказала Заботе и Унынию избить девушку, а после перемешала рожь, ячмень, просо, мак, горох, чечевицу, бобы и велела Психее перебрать все это за день. Однако над Психеей сжалились муравьи, и когда Венера вернулась с пира, работа была уже выполнена.

На следующее утро Венера приказала Психее принести клок шерсти с золоторунных баранов, что паслись на лугу. Девушка покорно пошла, но лишь для того, чтобы утопиться в ближайшей реке, по берегам которой рос тростник. Одна тростинка сжалилась над девушкой и сказала: "Психея.. смотри не приближайся в этот час к ужасным овцам: когда палит их солнечный зной, на них обычно нападает дикое бешенство... Когда же после полудня спадет солнечный жар и приятная речная прохлада стадо успокоит, тогда... ты найдешь золотую шерсть, застрявшую повсюду среди переплетенных ветвей, - стоит лишь потрясти листву соседних деревьев".

Разгенванная богиня не замедлила дать следующее задание. На этот раз Психее необходимо было набрать в сосуд воды из реци Коцит, которую охранял дракон. Но и в этом испытании ей нашелся помощник: орел, птица Юпитера, набрал воды и отдал сосуд Психее.

В качестве последнего испытания Венера велела Психее спуститься в царство Орка (Аида) и взять у Прозерпины немного ее красоты. "Ведь, свою я уж истратила в заботах о сыне," - сказала Венера. Это задание, решила Психея, ей точно не по плечу. Поднявшись на саму высокую башню, Психея собралась сброситься вниз, как вдруг услышала голос самой башни: "Зачем, бедняжка, искать тебе
гибели в пропасти? Почему новые опасности и труды так легко удручают тебя? Ведь раз дух твой отделится однажды от тела, конечно, сойдешь ты в глубокий Тартар, но назад оттуда... не вернешься. Вот послушай-ка меня... Неподалеку отсюда находится Лакедемон, знаменитый город Ахайи; по соседству с ним отыщи Тенар, скрытый среди безлюдных мест. Там расщелина Дита, и через зияющие врата видна дорога непроходимая; лишь только ты ей доверишься и переступишь порог, как прямым путем достигнешь Оркова царства. Но только вступать в этот сумрак должна ты не с пустыми руками: в каждой держи по ячменной лепешке, замешенной на меду с вином, а во рту неси две монеты. Пройдя уже значительную часть смертоносной дороги, встретишь ты хромого осла, нагруженного дровами, и при нем хромого же погонщика; он обратится к тебе с просьбой поднять ему несколько полешек, упавших из вязанки, но ты не говори ни единого слова и молча иди дальше. Вскоре дойдешь ты до реки мертвых, над которой начальником поставлен Харон... Грязному этому старику ты и дашь в уплату за перевоз один из медяков, которые будут у тебя с собою, но так, чтобы он сам, своей рукой, вынул его у тебя изо рта. Это еще не все: когда будешь ты переправляться через медлительный поток, выплывет мертвый старик на поверхность и, простирая к тебе сгнившую руку, будет просить, чтобы ты втащила его в лодку, но ты не поддавайся недозволенной жалости. Когда, переправившись через реку, ты пройдешь немного дальше, увидишь старых ткачих, занятых тканьем; они попросят, чтобы ты приложила руку к их работе, но это не должно тебя касаться. Ведь все это и многое еще другое будет возникать по коварству Венеры, чтобы ты выпустила из рук хоть одну лепешку. Не думай, что потерять эти ячменные лепешки пустое, ничтожное дело: если одну хотя бы утратишь, снова света белого не увидишь. Преогромный пес с тремя большими головами, громадный и страшный, извергая громоподобное рычанье из своей пасти и тщетно пугая мертвых, которым зла причинить не может, лежит у самого порога, черных чертогов Прозерпины и постоянно охраняет обширное жилище Дита. Дав ему для укрощения в добычу одну из двух лепешек, ты легко пройдешь мимо него и достигнешь скоро самой Прозерпины, которая примет тебя любезно и милостиво, предложит мягкое сиденье и попросит отведать пышной трапезы. Но ты сядь на землю и возьми только простого хлеба, затем доложи, зачем пришла, и, приняв, что тебе дадут, возвращайся обратно; смягчи ярость собаки оставшейся лепешкой, заплати скупому лодочнику монетой, которую ты сохранила, и, переправившись через реку, снова вступишь на прежнюю дорогу и снова увидишь хоровод небесных светил. Но вот о чем я считаю особенно нужным предупредить тебя прежде всего: не вздумай открывать баночку, которая будет у тебя в руках, или заглядывать в нее, не проявляй любопытства к скрытым в ней сокровищам божественной красоты".

Сделав все так, как советовала башня, Психея получила от Прозерпины баночку, но, не удержавшись, открыла и тотчас уснула, ибо там был заключен сон подземного мира.

Между тем рана Амура зажила, и, беспокоясь за возлюбленную, он помчался к входу в царство Орка, где обнаружил спящую Психею. Сняв с нее сон, он спрятал его обратно в баночку. "Вот ты опять чуть не погибла, все из-за того же твоего любопытства. Но пока что усердно исполни поручение, которое мать моя дала тебе своим приказом, а об остальном я позабочусь", - сказал

Прюдон. Эрот и Психея.

Амур и улетел в небо в царство Юпитера.

Апулей заканчивает тем, что Юпитер дает согласие на брак Амура и Психеи, а чтобы Венера не сочла оскорбительным союз своего сына со смертной, дарует Психее бессмертие.

Полный текст мифа с подробными комментариями описан в книге Эриха Ньюманна «Амур и Психея: психическое развитие женского начала». Изд. Принстонского университета, Нью-Джерси, 1971.

Так же на основе этого мифа написана работа Роберта Джонса "Она" Глубинные аспекты женской психологии , в которой он рассмотрен более подробно.

К мифу об Эросе и Психее обращались некоторые поэты и писатели.

М. Дени. Эрот и Психея.

Джон Китс
Ода Психее

Перевод Григория Кружкова

К незвучным этим низойдя стихам,
Прости, богиня, если я не скрою
И ветру ненадежному предам
Воспоминанье, сердцу дорогое.
Ужель я грезил? или наяву
Узнал я взор Психеи пробужденной?
Без цели я бродил в глуши зеленой,
Как вдруг, застыв, увидел сквозь листву
Два существа прекрасных: за сплетенной
Завесой стеблей, трав и лепестков
Они лежали вместе, и бессонный
Родник на сто ладов
Баюкал их певучими струями.
Душистыми, притихшими глазами
Цветы глядели, нежно их обняв;
Они покоились в объятьях трав,
Переплетясь руками и крылами.
Дыханья их живая теплота
В одно тепло сливалась, хоть уста
Рукою мягкой развела дремота,
Чтоб снова поцелуями без счета

Они, с румяным расставаясь сном,
Готовы были одарять друг друга.
Крылатый этот мальчик мне знаком,
Но кто его счастливая подруга?

В семье бессмертных младшая она,
Но чудотворней, чем сама Природа,
Прекраснее, чем Солнце и Луна,
И Веспер, жук лучистый небосвода;
Прекрасней всех - хоть храма нет у ней,
Ни алтаря с цветами;
Ни гимнов, под завесами ветвей
Звучащих вечерами;
Ни флейты, ни кифары, ни дымков
От смол благоуханных;
Ни рощи, ни святыни, ни жрецов,
От заклинаний пьяных.

О Светлая! давно умолкли оды
Античные - и звуки пылких лир,
Что, как святыню, воспевали мир:
И воздух, и огонь, и твердь, и воды.
Но и теперь, хоть это все ушло,
Вдали восторгов, ныне заповедных,

Я вижу, как меж олимпийцев бледных
Искрится это легкое крыло.
Так разреши мне быть твоим жрецом,
От заклинаний пьяным;
Кифарой, флейтой, вьющимся дымком -
Дымком благоуханным;
Святилищем, и рощей, и певцом,
И вещим истуканом.
Да, я пророком сделаюсь твоим
И возведу уединенный храм
В лесу своей души, чтоб мысли-сосны,
Со сладкой болью прорастая там,
Тянулись ввысь, густы и мироносны.
С уступа на уступ, за стволом ствол,
Скалистые они покрою гряды,
И там, под говор птиц, ручьев и пчел,
Уснут в траве пугливые дриады.
И в этом средоточье, в тишине
Невиданными, дивными цветами,
Гирляндами и светлыми звездами,
Всем, что едва ли виделось во сне
Фантазии - шальному садоводу,
Я храм украшу; и тебе в угоду
Всех радостей оставлю там ключи,
Чтоб никогда ты не глядела хмуро, -
И яркий факел, и окно в ночи,
Раскрытое для мальчика Амура!


Фрагонар. Психея и Амур.

Что чувствовала ты, Психея, в оный день,

Когда Эрот тебя, под именем супруги,

Привел на пир богов под неземную сень?

Что чувствовала ты в их олимпийском круге?

И вся любовь того, кто над любовью бог,

Могла ли облегчить чуть видные обиды:

Ареса дерзкий взор, царицы злобный вздох,

Шушуканье богинь и злой привет Киприды!

И на пиру богов, под их бесстыдный смех,

Где выше власти все, все - боги да богини,

Не вспоминала ль ты о днях земных утех,

Где есть печаль и стыд, где вера есть в святыни!

Валерий Брюсов.

Дж. Уотерхауз. Психея вступает в сад Амура.

Психея

Пунш и полночь. Пунш - и Пушкин, Пунш - и пенковая трубка Пышущая. Пунш - и лепет Бальных башмачков по хриплым Половицам. И - как призрак - В полукруге арки - птицей - Бабочкой ночной - Психея! Шепот: «Вы еще не спите? Я - проститься…» Взор потуплен. (Может быть, прощенья просит За грядущие проказы Этой ночи?) Каждый пальчик Ручек, павших Вам на плечи, Каждый перл на шейке плавной По сто раз перецелован. И на цыпочках - как пери! - Пируэтом - привиденьем - Выпорхнула. - Пунш - и полночь. Вновь впорхнула: «Что за память! Позабыла опахало! Опоздаю… В первой паре Полонеза…» - Плащ накинув На одно плечо - покорно - Под руку поэт - Психею По трепещущим ступенькам Провожает. Лапки в плед ей Сам укутал, волчью полость Сам запахивает… - «С Богом!» А Психея, К спутнице припав - слепому Пугалу в чепце - трепещет: Не прожег ли ей перчатку Пылкий поцелуй арапа… Пунш и полночь. Пунш и пепла Ниспаденье на персидский Палевый халат - и платья Бального пустая пена В пыльном зеркале…
Марина Цветаева.

Амур и Психея. Статуя в Летнем саду.