Газ 66 колея передних колес. Инструкция по эксплуатации и ремонту

(в просторечии «шишига», «шишарик» - от того, что «66» сливается в один звук) - советский грузовой автомобиль с колесной формулой 4х4, грузоподъемностью 2,0 т, предназначенный для движения в сложных дорожных условиях и по бездорожью. Наиболее массовый полноприводный двухосный грузовик Советской Армии и в народном хозяйстве СССР и России в 1960-90-х.

Ведущим конструктором был назначен Р.Г.Заворотный (позже его сменил О.Образцов). Общее руководство осуществлял А.Д.Просвирнин. Производство ГАЗ-66 продолжалось на “Горьковском Автомобильном Заводе” в общей сложности 35 лет (с 1964 по 1999 годы).За это время было выпущено 965 941 автомобиль ГАЗ-66 различных модификаций.

Разработка грузового автомобиля повышенной проходимости ГАЗ-66 началась на Горьковском автомобильном заводе в начале 60-х годов. Он предназначался для замены ГАЗ-63. При проектировании использовался опыт создания лёгкого грузовика с кабиной над двигателем ГАЗ-62. Первые опытные образцы ГАЗ-66 были созданы в 1962 год. Первая опытно-промышленная партия была изготовлена в ноябре 1963 года. Серийное производство ГАЗ-66 развернуто с 1июля 1964 года.

В мае 1966 года ГАЗ-66 был удостоен золотой медали Промышленной палаты СССР на выставке «Современная сельскохозяйственная техника» в Москве. В 1967 году удостоен золотой медали на международной ярмарке сельскохозяйственной техники в Лейпциге. В том же году два ГАЗ-66 совершили пробег Горький – Владивосток – Горький, пройдя значительную часть пути по Забайкалью, Сибири и Дальнему Востоку в условиях полного бездорожья. В апреле 1969 ГАЗ-66 первым из советских автомобилей получил государственный Знак качества. ГАЗ-66 экспортировался во все страны социалистического лагеря.

В 1966-67 годах на базе ГАЗ-66 были созданы опытные машины ГАЗ-34 грузоподъемностью 3 т с колесной формулой 6x6 и ГАЗ-33 грузоподъемностью 7 т (колесная формула 6x4). Эти автомобили не пошли в серию, так как ко времени их создания уже началось производство близкого по характеристикам ЗиЛ-131, кроме того, продолжалось производство грузовика ЗиЛ-157, и запускать в серию еще один подобный автомобиль было сочтено нецелесообразным.

Вначале выпускались три основных варианта - ГАЗ-66Э с экранированным электрооборудованием, ГАЗ-66А с лебедкой и централизованной системой подкачки, а также ГАЗ-66ЭА. Позже системой подкачки стали оснащаться все экземпляры без исключения, а базовые версии обозначались индексами 66-01 (без лебедки) и 66-02 (с лебедкой).

ГАЗ-66 стал первым серийным отечественным грузовиком с V-образным 8-цилиндровым двигателем, ЗМЗ-66 (модификация ЗМЗ-53, отличается местом расположения генератора). Благодаря применению алюминиевого сплава он даже легче двигателя ГАЗ-63, имеющего меньший объём и меньшее число цилиндров. А благодаря V-образной схеме ещё и короче. Длина блока ГАЗ-63 составляет 630 мм, а вес 77 кг. У ГАЗ-66 длина блока 584 мм, а вес блока (с чугунными гильзами) 54,5 кг. Двигатель ГАЗ-66 очень похож на двигатель ГАЗ-13, который, как известно, являлся первым в СССР V-образным восьмицилиндровым двигателем с алюминиевым блоком. Но, тем не менее, это всё же разные двигатели, с разными блоками, хотя и имеющие унифицированные детали.

Мощностные показатели этого двигателя объёмом 4,25л были для 1964 года очень хорошими: мощность 115л.с., крутящий момент – 29кГм. Да и конструкция была передовой. Было и немало конструктивных особенностей. Например, устройство, облегчающее поворачивание клапанов с целью уменьшения их износа. Или система смазки с двухсекционным насосом, центробежным фильтром и движением масла по двум самостоятельным потокам. Или впускной коллектор с распределением смеси из двух независимых камер карбюратора по определённым цилиндрам. При этом каждая камера обслуживает по два цилиндра из каждого ряда двигателя в соответствии с порядком зажигания, что сглаживает пульсации потока смеси. Двигатель автомобиля снабжён предпусковым подогревателем ПЖБ-12.

Надо сказать, что в результате модернизиции 80-х годов эти двигатели получили упрощенные впускные коллекторы с распределением смеси порядно: каждая камера карбюратора обслуживала один ряд двигателя. Изменилась и система смазки.

Кузов - металлическая платформа с высокими решетчатыми бортами и открывающимся задним бортом. Оснащён откидными скамейками вдоль бортов. Предусмотрена установка тента на 5 дугах. Кабина двухместная цельнометаллическая, установлена над двигателем, имеет отопитель и омыватель ветрового стекла. В кабине предусмотрена установка подвесного спального места. Для доступа к двигателю кабина откидывается вперёд.

Для увеличения площади грузовой платформы при минимальной длине было решено расположить кабину над двигателем. Запасное колесо было размещено вертикально за кабиной, что позволило понизить уровень пола грузовой платформы. Среди особенностей конструкции: гипоидная главная передача, цельнометаллическая грузовая платформа, гидровакуумный усилитель в приводе тормозов, гидроусилитель руля, омыватель лобового стекла.

ГАЗ-66 характеризуется неординарным расположением органов управления, в частности рычаг коробки перемены передач расположен справа-сзади от водителя.

Сцепление – традиционной конструкции, с цилиндрическими нажимными пружинами, но с гидроприводом. Коробка передач – четырёхступенчатая, с синхронизатором на 3 и 4 передачах. Раздаточная коробка – двухступенчатая, с прямой высшей передачей. Межосевого дифференциала нет, привод передних колёс – отключаемый. Число карданных валов – три. Наиболее интересной, конечно, является конструкция ведущих мостов. Во-первых, они гипоидные, ранее на грузовиках не применявшиеся. Для них даже было разработано специальноее масло ТС-14,5 с присадкой Хлорэф-40 (РТУ ТНЗ №128-63). Во-вторых, они были снабжены специальными кулачковыми дифференциалами повышенного трения, автоматически блокирующимися. На автомобилях такое решение (если не считать ГАЗ-62), также раньше не применялось. А вообще, самоблокирующиеся дифференциалы впервые появились на БТР-40. Коэффициент блокировки – отношение тягового усилия небуксующего колеса к суммарному усилию на обоих колёсах – равен 0,8. А у обычного шестерёнчатого дифференциала он составляет всего 0,55. Сила тяги автомобиля с кулачковым дифференциалом при движении по скользкой дороге вдвое выше, чем с обычным. Именно это и определяет в значительной мере высокую проходимость ГАЗ-66 В переднем мосту использованы ШРУСы типа "Бендикс-Вейс". Как и у ГАЗ-63, ГАЗ-69, ЗиЛ-157. Они не рассчитаны на длительную работу. У автомобилей, имеющих постоянный полный привод ("Урал", МАЗ-502) шарниры имеют иную конструкцию.

Тормоза. У ГАЗ-66, как и у ГАЗ-63, применён гидравлический привод. Тормоза всех колёс барабанного типа. Но на передних колёсах они имеют две ведущие колодки. Как следует из теории тормозных механизмов, их эффективность составляет 160% по сравнению с обычными. При компоновке "кабина над двигателем" это особенно актуально, поскольку распределение массы тут иное. У автомобилей ЗиС-5 и ГАЗ-АА, практически не имеющих переднего свеса, у которых значительная часть массы приходилась на задние колёса, требования к эффективности передних тормозов были куда ниже. А их упрощённые модификации военных лет вовсе не имели передних тормозов. Для увеличения эффективности тормозов и уменьшения усилия на педали автомобиль оборудован гидровакуумным усилителем тормозов. Впервые такое устройство появилось на седельном тягаче ГАЗ-51П в 1956 году. У ГАЗ-63 его не было. Таким образом, тормоза ГАЗ-66 значительно эффективнее тормозов ГАЗ-63.

Применили шины низкого давления 12.00Х18 (как у ЗиЛ-157), допускающих снижение давления до 0,5 бар.

Электрооборудование. Вначале на ГАЗ-66 применялся генератор постоянного тока Г-130. На панели приборов устанавливалась контрольня лампа зарядки, которая гасла при срабатывании реле обратного тока (так же было на "Чайке" и ранее на "Москвиче-401"). Затем эти генераторы заменили "переменниками". Аккумулятор – один, ёмкостью 75Ач (у ГАЗ-63 было два 6-вольтовых аккумулятора, соединённых последовательно, ёмкостью 80Ач при 20-часовом режиме разряда). Стартер – с дистанционным электромагнитным включением (у ГАЗ-63 он включался ногой). Часть автомобилей имела экранированное электрооборудование. В 80-е годы появилась бесконтактная система зажигания.

К специальному оборудованию относились коробка отбора мощности, лебёдка для самовытаскивания, компрессор, система регулирования давления в шинах, пусковой подогреватель и буксирные приспособления.

Важная особенность этого автомобиля - сбалансированное расположение центра тяжести и компактность за счет кабины над двигателем, благодаря чему автомобиль широко использовался в десантных войсках, так как приземляется сразу на все колёса и спускается без завала кабины. Однако, ограниченный жилой объём кабины оказался смертельно опасен для экипажа в случае подрыва на мине, поэтому ГАЗ-66, начиная с 1980-х, выводился из состава боевых частей в Афганистане. В 90-х ГАЗ-66 массово списывался из строевых частей, позже его заменил капотный грузовик ГАЗ-3308 «Садко» с аналогичной ходовой частью, но большей длиной.

Высокую проходимость этого грузовика обеспечивали не только одинаковая колея передних и задних колес с широкопрофильными шинами и большой дорожный просвет (315 мм). Удачное сочетание таких инженерных решений, как система подкачки шин на ходу, самоблокирующие дифференциалы кулачкового типа, лебедка, 8-ступенчатая трансмиссия, сделало ГАЗ-66 незаменимым автомобилем для работы в условиях бездорожья. К тому же автомобиль имел низкий центр тяжести и довольно большой запас мощности. Это позволяло грузовику идти по шоссе со скоростью до 90 км/час, брать подъемы на жестком грунте крутизной до З7о (на песчаном сыпучем – 22о), а также преодолевать брод глубиной до 1 метра.

С 1981 года на ГАЗ-66 начали устанавливать новую светотехнику. В 1984 году семейство ГАЗ-66 было модернизировано: изменена тормозная система, установлен знак автопоезда на крыше кабины. Автомобиль получил чуть более мощный, 120-сильный, мотор, а вместе с ним - индекс 66-11. Новые модификации начали сходить с конвейера в январе 1985 года. В 1993 году появилась машины с "родным" дизелем воздушного охлаждения, а в институте НАМИ даже проходил испытания экземпляр, оснащенный дизелем Cummins и автоматической коробкой передач. Официально ГАЗ-66 снят с производства 1 июля 1999 года, но и после этого продолжалась сборка из задела деталей по индивидуальным заказам. Взамен Горьковский автозавод освоил выпуск модели ГАЗ-3308 «Садко».

Автомобили последних серий выпуска имели универсальную грузовую платформу новой конструкции, унифицированную с коммерческим автомобилем ГАЗ-3309.

ГАЗ-66, помимо использования в сельском хозяйстве, приняли на вооружение Советской армии, после развала СССР большое количество ГАЗ-66 стали использовать в Российской армии, в основном в ВДВ.

Основные модификации ГАЗ-66


ГАЗ-66. Военный вариант


Экспортные
  • (1968-1985)
  • (1968-1985) - с лебёдкой
  • (1985-1995) - для стран с умеренным климатом
  • (1985-1995) - для стран с тропическим климатом
Специализированные

Технические характеристики

Тип Двухосный грузовой автомобиль
Грузоподъёмность 2000 кг
Разрешенная максимальная масса 5600 кг
длина 5805 мм
ширина 2322 мм
высота по тенту без нагрузки 2520 мм
высота по кабине с полной массой 2409 мм
колёсная база 3300 мм
дорожный просвет 315 мм
Колея передних колес 1800 мм
Колея задних колес 1750 мм
Радиус поворота 9,5 м
Глубина преодолеваемого брода (по дну) 1.0 м
Двигатель ЗМЗ-513(511,523) восьмицилиндровый четырёхтактный, с жидкостным охлаждением
рабочий объём 4254 см?
мощность 115/84,5 л.с/кВт
КПП механическая 4-ступенчатая с синхронизаторами на 3-й и 4-й передачах
Раздаточная коробка С понижающей передачей и отключаемым передним мостом
привод задний или полный
колёса специальные с разъёмным ободом и бортовым кольцом 8,00-18; Шины 12,00-18; малое количество нестандартных
Давление в шинах 0,5-3 кг/см
максимальная скорость с полной массой 95 км/ч (без ограничителя оборотов - 120 км/ч, (для быстрого вывода двигателя из строя))
ёмкость топливных баков 210 л
контрольный расход топлива, л/100 км при скорости 60 км/ч 21
марка топлива А-72, A-76, АИ-80
Ёмкость АКБ 75 А·ч
Ток отдачи генератора 85 А

ГАЗ-66 – популярный советский грузовой автомобиль с кабиной, расположенной над силовой установкой, колесной формулой четыре на четыре и грузоподъемностью 2000 кг. Модель считается наиболее массовым полноприводным 2-осным грузовиком. Пик популярности автомобиля пришелся на 1960-1980-е годы.

Дебютные образцы машины были представлены в 1962-ом году. Грузовик позиционировали в качестве улучшенного варианта 1,2-тонного ГАЗ-62, которому была необходима замена. Также модель вытеснила и другой продукт Горьковского автозавода – ГАЗ-63, производство которого окончательно завершилось к 1968-му году.

В серию ГАЗ-66 поступил летом 1964-го года. Спустя 4 года модель обзавелась функцией регулирования давления в шинах. В этот период автомобиль получил главный приз на московской выставке современной техники. В 1967-ом году грузовик признали и за рубежом, наградив «золотом» в Лейпциге. Еще через два года модель получила национальный Знак качества. Автомобиль экспортировался практически во все социалистические страны.

Большой популярностью грузовик пользовался в народном хозяйстве и советской армии. Позднее его приняли на вооружение в российскую армию.

Видео о истории создания

Массовый выпуск ГАЗ-66 был прекращен в 1995-ом году. На смену ему пришла модель ГАЗ-3308 «Садко». Окончательно производство автомобиля завершилось летом 1999-го года. Всего Горьковский автозавод собрал свыше 965000 экземпляров ГАЗ-66.

Модель отличалась повышенной проходимостью и предназначалась для работы в тяжелых дорожных условиях и на бездорожье. Улучшали ходовые качества большой дорожный просвет, самоблокирующийся дифференциал двух мостов и функция регулировки давления в шинах. Другой важной особенностью автомобиля стало сбалансированное расположение центра тяжести, обеспечивающее практически одинаковую нагрузку на заднюю и переднюю оси. К минусам автомобиля можно было отнести ограниченный объем кабины и ее расположение над колесами. Это сделало модель более компактной, но менее защищенной. Осмотр мотора осуществлялся путем откидывания кабины. Двигатель также был защищен несъемным кожухом. Перегружать машину было нельзя, поскольку в ее конструкции использовались одинарные рессоры.

Для отдыха в автомобиле можно было использовать брезентовую койку, применяемую по аналогии с гамаком.

Горьковский автозавод выпускал следующие модификации ГАЗ-66:

  1. ГАЗ-66-1 – версия без функции настройки давления воздуха в шинах. Ее производство завершилось в 1968-ом году;
  2. ГАЗ-66А – модель с лебедкой;
  3. ГАЗ-66Б – авиадесантная модификация с откидной рамкой основного стекла, телескопической рулевой колонкой и складной крышей;
  4. ГАЗ-66Д – шасси, оборудованное коробкой отбора мощности;
  5. ГАЗ-66П – опытный седельный тягач;
  6. ГАЗ-66Э – модификация с экранированным электрооборудованием. Снята с производства в 1968-ом году;
  7. ГАЗ-66-01 – базовый вариант с функцией регулирования давления воздуха в шинах;
  8. ГАЗ-66-02 – версия с лебедкой;
  9. ГАЗ-66-03 – модель с экранированным электрооборудованием;
  10. ГАЗ-66-04 – шасси с экранированным электрооборудованием;
  11. ГАЗ-66-05 – модификация, получившая лебедку и экранированное оборудование;
  12. ГАЗ-66-11 – улучшенная базовая версия;
  13. ГАЗ-66-12 – улучшенный вариант с лебедкой;
  14. ГАЗ-66-14 – улучшенная модификация с коробкой отбора мощности и экранированным электрооборудованием.

На экспорт выпускались модификации ГАЗ-66-51, ГАЗ-66-52, ГАЗ-66-81 и ГАЗ-66-91.

Также потребителям предлагались и специализированные варианты:

  1. АС-66 – санитарная машина;
  2. АП-2 – главный автомобиль медицинского пункта;
  3. ДДА-2 – дезинфекционная душевая установка;
  4. ГЗСА-731 – фургоны «Хлеб», «Почта» и «Медикаменты»;
  5. Р-142 – командно-штабная машина;
  6. МЗ-66 – маслозаправщик.

Технические характеристики

ГАЗ-66 благодаря необычной компоновке получился довольно компактным.

Габариты автомобиля:

  • длина – 5806 мм;
  • ширина – 2322 мм;
  • высота по кабине с полной массой – 2490 мм;
  • высота по тенту – 2520 мм;
  • колесная база – 3300 мм;
  • колея задних колес – 1750 мм;
  • колея передних колес – 1800 мм.

Машина имеет дорожный просвет в 315 мм. Грузоподъемность модели составляет 2000 кг, а максимальная масса – 5940 кг.

Прочие характеристики автомобиля:

  • глубина преодолеваемого брода – 0,8 м;
  • минимальный радиус поворота – 9,5 м;
  • максимальная скорость – 90 км/час;
  • время разгона до 60 км/час – 30 сек;
  • тормозной пусть при скорости в 50 км/час – 25 м;
  • выбег с 50 км/час – 500 м;
  • максимальный преодолеваемый подъем – 31 градус.

В сравнении с предыдущими версиями модель стала более устойчивой. Оптимальное расположение центра тяжести помогало преодолевать различные препятствия во время движения. При этом машина легко проезжала 80-сантиметровые сугробы и брод, показывая себя как настоящий вездеходный грузовик.

Расход Топлива

При скорости 60 км/час показатель расхода топлива у ГАЗ-66 составляет 20 л/100 км. В качестве горючего для автомобиля используется бензин А-72, A-76 и АИ-80. Объем топливного бака модели равняется 210 л.

Двигатель

ГАЗ-66 комплектовался V-образным 8-цилиндровым 4-тактным карбюраторным дизельным агрегатом «ЗМЗ-66-06» с жидкостным охлаждением (производитель – Заволжский моторный завод). По многим параметром он был схож с предшественниками, но имел определенные отличия. Мотор был более компактным и выделялся рядом уникальных решений.

Характеристики мотора «ЗМЗ-66-06»:

  • рабочий объем – 4,25 л;
  • номинальная мощность – 115 л.с.

В 90-х появились версии с дизельным ДВС «ГАЗ-544» мощностью 85 л.с. и крутящим моментом 235 Нм. Данные модификации получили индекс «66-41». Вскоре Горьковский автозавод начал выпуск дизельных моделей с мотором «ГАЗ-5441» с турбонаддувом. Агрегат имел улучшенные характеристики и номинальную мощность в 116 л.с.

Фото

Устройство

ГАЗ-66 применялся не только для военных нужд. В строительстве, горном деле и при добыче полезных ископаемых маневренные, неприхотливые и выносливые полноприводные автомобили пользовались большим спросом. Широкая линейка модификаций, построенных на базовой версии, заметно увеличивала сферу применения автомобиля. В 60-80-х годах прошлого века грузовик использовался повсеместно. Он нашел применение и в сельскохозяйственной отрасли.

Базовые версии модели оборудовались стандартным кузовом, представляющим собой металлическую платформу с откидными скамейками. Дополнительно его закрывали тентом.

ГАЗ-66 комплектовался цельнометаллической кабиной. В ней располагались два унифицированных кресла – водительское и пассажирское. Салон предусматривал организацию спального места. Внутреннее пространство отличалось лаконичностью. В зимнее время в кабине было довольно жарко. Капот сильно нагревался, передавая часть тепла салону.


Автомобиль оснащался 4-ступенчатой коробкой передач, которая отличалась нестандартным расположением. Ее установили сзади и справа от водителя. В состав трансмиссии также входили сцепление с гидроприводом и 2-ступенчатая раздаточная коробка. Грузовик имел ведущие мосты гипоидного типа и передний мост с шариковыми шарнирами. ГАЗ-66 оснащался барабанными тормозами с гидравлическим приводом и гидровакуумным усилителем.

Раздаточная коробка, установленная на автомобиле, помогала усиливать крутящий момент, а также распределять его на задний и передний мосты. В некоторых модификациях модели предусматривался механизм отключения (включения) переднего моста, конструктивно включающий:

  • ведущий вал с подвижным зубчатым колесом для подключения понижающей и прямой передачи;
  • промежуточный вал с зубчатыми колесами;
  • вал привода заднего моста;
  • управляющий механизм;
  • вал привода переднего моста.

Некоторые версии автомобиля получили механическую лебедку, усилие на которую подавалось посредством коробки отбора мощности. По своим параметрам она значительно превосходила электрический вариант. Длина троса равнялась 50 метрам, а тяговая нагрузка составляла 3,5 тонны.

Стоимость ГАЗ-66 б/у и с консервации

Производство ГАЗ-66 завершилось в 1999-ом году, но в продаже и сейчас присутствует немало автомобилей данной модели. Довольно часто можно встретить грузовики, снятые с консервации. Версии последних годов выпуска с КУНГами доступны по цене от 400000 рублей. Бортовые модификации можно приобрести по более низкой стоимости – от 250000 рублей. При этом на рынке присутствует и более дешевые варианты (70000-100000 рублей). Однако их состояние оставляет желать лучшего.

Аренда автомобиля популярностью не пользуется.

Аналоги

Аналогами ГАЗ-66 можно назвать модели ЗИЛ-131, ГАЗ-63 и ГАЗ-3308.

Грузовой автомобиль повышенной проходимости ГАЗ 66 с колёсной формулой 4х4 прекрасно зарекомендовал себя в разных сферах хозяйствования. Зачастую, автомобиль пользовался популярностью в военной сфере, но не редко его можно наблюдать и в «гражданской» комплектации.

ГАЗ 66 технические характеристики


Под кабиной грузовика устанавливали мотор с жидкостным охлаждением.

Двигатель ГАЗ 66 8-ми цилиндровый V-образный и легче чем у предшественника ГАЗ 63.

Объём двигателя грузовика ГАЗ фото, фото которого вы видите, равнялся 4,25 л., а показатели мощности составляли 115 лошадей.

В период разработки силового агрегата конструкция имела ряд уникальных конструкторских решений. По бокам машины в её нижней части по обеим сторонам были установлены два бака для горючего, каждый по 105 литров. Карбюраторный мотор К-126Б, двухкамерный, сбалансированный, с падающим потоком, был вполне экономичным, а расход топлива грузовика ГАЗ 66 составлял 20-21 литр на 100 километров пути. Начиная с 1993 года, на 66 модель устанавливали дизельный агрегат.

С силовым агрегатом взаимодействовала 4 МКПП, находящаяся с правой стороны от водителя сзади него. К такому нестандартному расположению нужно было какое-то время привыкать. Также трансмиссия включала в себя «раздатку» на две ступени и сцепление с гидравлическим приводом.

Компрессор ГАЗ 66 одноцилиндровый, питающийся от силового агрегата, с функцией автоматического поддержания равномерного давления в шинах. Его начали устанавливать на модель ГАЗ-66-11 в середине 80-х годов.

Гипоидного типа ведущие мосты машины можно было отключать. Схема тормозной системы ГАЗ 66 барабанного типа с гидравлическим приводом. На автомобиле устанавливался гидравлический вакуумный усилитель.

Размеры колёс ГАЗ 66 в показателях 12,00-18. Специальная резина делала грузовик более устойчивым, с хорошей проходимостью горных и заболоченных участков местности. Шины позволяли грузовику ГАЗ 66 легко справляться с грязью, преодолевать каменистые поверхности, снег и кашицу.


При всех своих положительных качествах автомобиль при разворотах был неуклюжим. Радиус составлял 19 метров. Приходилось выполнять манёвры для изменения направления движения. Видео ГАЗ, его манёвры и технические возможности смотрите в конце статьи. Длина машины по сравнению с ГАЗ-53 стала больше на 3740 мм и составила 5655 мм. Возросли показатели ширины: 2342 против 2380 у ГАЗ 53.

По высоте показатели «шестьдесят шестой» модели увеличены на 220 мм и составляют 2440 мм. У ГАЗ 53 этот показатель равен 2220 мм. Сколько весит ГАЗ 66, часто спрашивают пользователи Сети. По официальным данным грузоподъёмность грузовика составляла 2000 кг. Хотя на борт мог принять гораздо больший вес.

В снаряжённом состоянии, без учёта дополнительного оборудования, машина весила 3440 кг. В комплектации с лебедкой, которая крепилась в передней части грузовика, вес транспортного средства доходил до 3640 кг.

ГАЗ 66 цена


Выпуск легендарного грузовика прекратился давно, но его ещё можно встретить на наших дорогах. Машина, которая активно использовалась в различных областях хозяйства, в том числе в армии, продаётся сегодня. Много предложений можно найти в интернете.

Сегодня цена на машину доступная, в среднем – от 150000,00 до 350000,00 р. Высоким спросом пользуются грузовики типа «кунг». Их переделывают под перевозку людей.

Они стоят примерно 400000,00 р. Бортовые модификации на вторичном рынке предлагаются по 250000,00 р.

В заключении

У машины появилась вторая жизнь – это тюнингирование. Сегодня тюнингом ГАЗ 66 занимаются в основном умельцы-самоучки, которые не боятся экспериментировать и фантазировать. И, кстати, у них это хорошо получается! Машина востребована. Её чаще всего можно встретить в отдалённых районах, чем в больших городах. Она сегодня трудится, перевозя нефтяников и буровиков к месту работы.

Конструкция Газ-66 нашла одобрение со стороны многочисленных любителей езды по бездорожью. Этот грузовик обладает невероятной проходимостью: способен передвигаться по полному бездорожью и пересекать водные преграды, глубиной до 0,8 метров.

История создания

Разработка автомобиля началась в 60х годах прошлого столетия. В процессе проектирования было две выдающихся личности: сначала - Заворотный, а затем его сменил Образцов. Работами руководил Просвирин. За основу грузовика был взят Газ-62 , который был выпущен в 1958 году.

В основу нового грузовика легли множественные уникальные конструкционные решения. Двигатель Газ-66 - 8-цилиндровый V-образный, в Советском Союзе его использовали впервые. Кабина располагалась над силовой установкой. Это позволило увеличить объём грузовой платформы, сохранив нужную длину.

«Запаску» вертикально поместили за кабиной. Такое простое решение позволило опустить грузовую платформу. Остальные нововведения не носят глобального характера: появление гидроусилителя, гипоидная передача и т.д.

Опытная серия появилась в 1963 году, которая прошла ряд заводских испытаний. В 1964 году началось серийное производство. Газ-66 самосвал надёжный, его производство продолжалось в течение 35 лет. За это время транспорт успел получить множество наград.

Устройство Газ-66

Советский грузовик имеет рамную конструкцию. Возможность передвигаться по бездорожью обеспечивается полным приводом. В 1968 году в устройство машины была внедрена система централизованного регулирования давления в шинах.

Кузов сделан из металла. По бокам установлены борта, задний борт можно откидывать. Внутри кузова установлены откидные скамейки. При необходимости можно установить тент.

Газ-66 самосвал имеет металлическую кабину, рассчитанную на два сидячих места. На случай дальних поездок можно установить подвесную кровать. Под кабиной размещён двигатель. Доступ к нему можно получить, откинув кабину. Для запуска после простая на морозе используется встроенная подогревательная система.

Коробка Газ-66 имеет четыре ступени, синхронизация осуществляется между 3 и 4 передачами. Раздаточная коробка имеет две передачи. Сцепление сделано по однодисковому типу, для комфортной работы установлен гидропривод.

Барабанный рабочий тормозной механизм имеет гидропривод и вакуумный усилитель - такая конструкция обеспечивает хорошее торможение на любом дорожном покрытии. Стояночный тормоз распространяется на все колёса грузовика. Лебёдка Газ-66 встречается на некоторых версиях транспорта, её применяют во многих областях.

Газ 66: технические характеристики

Двигатель Газ-66 имеет 8 цилиндров и 115 лошадиных сил, способен развивать до 3500 оборотов в минуту. Мощности хватает для езды в самых суровых условиях. Работу обеспечивает бензин АИ-76 или АИ-80. Газ-66 дизель можно встретить редко, таких автомобилей было выпущено мало.

Грузовик разгоняется до 90 километров в час. Можно самостоятельно снять ограничитель скорости, тогда можно будет разгоняться до 110-120 километров в час. Специалисты не рекомендуют проводить подобные действия, так как рабочий ресурс мотора существенно сокращается.

Изначально транспорт разрабатывался для езды по бездорожью. Все технические характеристики соответствуют езде по таким дорогам. Расход топлива Газ-66 составляет 20-25 литров на 100 километров, всего на Газ-66 дизель и бензине есть два бака на 105 литров. Полный бак обеспечивает ход на 800 километров.

Конструкция мостов

Задний мост

Конструкция заднего моста Газ-66 представлена следующими деталями: картер, сборный редуктор, две полуоси и два цапфа. Редуктор располагается в картере: для него здесь есть специальное утолщение. Он обеспечивает оптимальную скорость вращения колёс для того или иного дорожного покрытия.

Редуктор Газ-66 состоит из корпуса, шестерни главной передачи, сборного дифференциала и подшипников.

Передний мост

Передний мост Газ-66 включает в себя такой же редуктор, что и сзади, но вместо полуосей здесь работают шарниры равных угловых скоростей.

Уход за мостами

Чтобы мосты проработали много тысяч километров без поломок, необходимо проделывать следующие процедуры:

  • Проверка наличия и качества масла в картере;
  • Смазывание шарниров равных угловых скоростей;
  • Контроль затяжек узлов и соединений;
  • Контроль протекания мазлов из узлов.

При эксплуатации автомобиля на дорогах общего пользования менять масло в мостах рекомендуется раз в 50-70 тысяч километров. Если машина используется для передвижения по бездорожным условиям, менять масло нужно чаще. После пересечения глубоких водных преград рекомендуется менять масло при первой же возможности: в случае негерметичности мостов вода смешается с маслом.

Передний мост вмещает 7,7 литров масла, задний - 6,4 литров. По центру картеров находится отверстие, через которое сливают старую смесь. Заправка маслом происходит через контрольное отверстие, которое находится сбоку на редукторе. Для заправки используют шприц. Заполняют до тех пор, пока из отверстия не начнёт выливаться масло.

Управляемость автомобиля

Передвижение по полному бездорожью возможно благодаря приводу на обе оси и использование самоблокирующихся дифференциалов. Дорожный просвет - 31,5 сантиметр, благодаря нему можно преодолевать преграды внушительных размеров, включая броды и не большие речки. Система автоматического регулирования давления в шинах устанавливает оптимальное значение под дорожное покрытие.

За торможение отвечает гидравлический механизм с вакуумным усилителем. Такое оснащение не позволяет тормозить при выключенном моторе, поэтому двигаться со спуска накатом для экономии топлива не получится. Удобное управление обеспечено гидроусилителем руля.

Газ-66 самосвал имеет отличную балансировку: вся нагрузка распределена на обе оси одинаково. При прыжках с небольших трамплинов и возвышенности машина приземляется сразу на все колёса, поэтому её обширно применяют в военной отрасли.

Версии и применение в армии

Конструкция Газ-66 делает транспорт универсальным. Он передвигается по любым дорогам, может перевозить как простой груз, так и людей. На базе стандартной модификации было построено множество других: для строительной и военной отрасли. За всё время производства было выпущено около миллиона автомобилей.

Грузовику нашли применение в авиации: на некоторых аэродромах его используют для передвижения самолётов. На некоторых тяжёлых крейсерах его используют для транспортировки груза по кораблю. Главной особенностью является использование в авиации. Сбалансированный центр тяжести и приземление на все колёса сразу позволяют десантировать грузовик с самолёта на любую территорию.

В конструкцию стандартного транспорта были внесены изменения в 80-х годах. Тогда был улучшен двигатель, изменена тормозная система и установлена новая световая оптика. Первая партия обновлённых самосвалов сошла с конвейера в 1985 году. Производство было остановлено в 1999 году, но и по сей день совершается производство ограниченных партий по государственным заказам.

Какой можно сделать вывод?

Газ-66 - универсальный автомобиль, который может передвигаться как по дорогам общего пользования, так и по бездорожью. Грузовик можно использовать для транспортировки различных грузов и людей. В данный момент производство приостановлено, приобрести самосвал можно только на вторичном рынке. Цена колеблется в районе от 70 до 200 тысяч рублей.

Если у вас возникли вопросы - оставляйте их в комментариях под статьей. Мы или наши посетители с радостью ответим на них

На рынке в настоящее время немного грузовых машин повышенной проходимости. Наиболее массовый такой двухосный советский автомобиль — ГАЗ-66. Он обрел высокую популярность как в армии, так и в хозяйстве. Далее рассмотрены история и особенности, технические параметры и эксплуатационные качества, в том числе расход топлива ГАЗ-66 на 100 км.

История

Данный автомобиль разработали в качестве преемника ГАЗ-63. В 1964 г. начали его серийное производство. За время выпуска машина претерпела три крупных модернизации - в 1968 (66-01), 1985 (66-11) и 1991 (66-16) и несколько небольших. С 1968 г. ее стали оснащать централизованной системой изменения давления в шинах, а в 1981 г. заменили светотехнику. При модернизации 1985 г. был обновлен двигатель ГАЗ-66. Вариант 1993 г. получил другой мотор, улучшенные тормоза, усиленные шины и обновленную платформу. В 1995 г. завершили массовое производство, заменив автомобиль моделью 3308, а в 1999 г. выпуск полностью закончили.

Кабина

Машина оснащена двухместной металлической кабиной, отличающейся теснотой и неудобной компоновкой. Так, между сиденьями находится кожух двигателя, из-за чего рычаг КПП смещен направо и назад. При этом машина укомплектована брезентовым гамаком, подвешивающимся на крючках.

Так как кабина установлена прямо над двигателем, для доступа к нему она откидывается вперед на шарнирах. Такая компоновка обеспечила равномерное распределение массы по осям. Это позволило использовать его для десантирования. Однако расположение кабины над колесами значительно повышает опасность для экипажа при подрыве на мине. Ввиду этого в армии автомобиль заменили на капотный ГАЗ-3308.

Десантный вариант (66Б) отличается складной крышей, откидной рамой ветрового стекла и рулевой колонкой телескопической конструкции.

Платформа

Автомобиль оснащен двумя топливными баками по 105 л (66-41 - одним).

Стандартная платформа представлена металлическим кузовом с решетчатыми бортами (задний — откидной). Имеет крепления для тента на 5 дугах. Его габаритные размеры равны 3,313 м в длину, 2,05 м в ширину, 0,34 м в высоту.

С 1991 г. машина получила платформу без колесных ниш грузоподъемностью 2,3 т, унифицированную по конструкции с кузовом 3309.

Хозяйственная версия 66-21 оснащена деревянным кузовом типа ГАЗ-53 длиной 3,49 м, шириной 2,17 м, высотой и грузоподъемностью 3,5 т.

К тому же на шасси 66-31 производили на шасси 66-96 — вахтовые автобусы.

ГАЗ-САЗ-3511 имеет платформу размером 3,516 м в длину, 2,28 м в ширину, 0,62 м (1,25 м с надставными бортами) в высоту с боковыми и задним откидными бортами. Площадь ее равна 8 м 2 , объем — 5 м 3 (с надставными бортами —10 м 3). Грузоподъемность — 3,1 т (2,85 с надставными бортами). Кузов откидывается назад (50° ) и в стороны (45°) . Сцепное устройство отсутствует.

Габаритные размеры стандартной модификации составляют 5,655 м в длину, 2,342 м в ширину, 2,44 м в высоту. Колесная база равна 3,3 м, передняя колея — 1,8 м, задняя — 1,75 м, клиренс — 315 мм. Снаряженная масса составляет 3,47 т (ЗМЗ-513) либо 4,09 т (ГАЗ-5441), полная — 5,77 т (ЗМЗ-66-06) либо 6,81 т (ГАЗ-5441).

ГАЗ-САЗ-3511 больше, чем имеет длину - 6,235 м, ширину - 2,461 м, высоту - 2,456 м. Снаряженная масса равна 4,2 т, полная — 7,25 т.

Двигатель

Автомобиль оснащали двумя бензиновыми моторами и двумя дизелями.

ЗМЗ-66-06. Первоначально данный бензиновый 8-цилиндровый двигатель ГАЗ-66 V-образной компоновки объемом 4,25 л развивал 115 л. с. при 3200 об/мин и 284 Нм при 2000-2500 об/мин. После модернизации 1985 г. (66-11) мощность возросла до 120 л. с.

ЗМЗ-513.10. Это двигатель той же компоновки и объема, развивающий 125 л. с. при 3200-3400 об/мин и 294 Нм при 2000-2500 об/мин. Им оснащали машины после 1991 г. (66-16).

ГАЗ-544. Дизельный 4-цилиндровый мотор объемом 4,15 л, развивающий 85 л. с. и 235 Нм при 1600 об/мин. Использовался на модификации 66-41.

ГАЗ-5441. Тот же двигатель, оснащенный турбиной. Его мощность равна 116 л. с. при 2600 об/мин, крутящий момент — 382 Нм при 1600-1800 об/мин. Данный мотор устанавливали на версию 66-40.

Трансмиссия

Автомобиль оснащен 4-ступенчатой МКПП (5-ступенчатой в модификации 66-40) с однодисковым, сухим сцеплением. Привод - полный подключаемый (кроме заднеприводного ГАЗ-САЗ-3511) на основе раздаточной 2-ступенчатой коробки. Оба моста гипоидной конструкции имеют самоблокирующиеся кулачковые дифференциалы. При этом межосевой дифференциал отсутствует.

Ходовая часть

Обе подвески автомобиля — на полуэллиптических, продольных рессорах с телескопическими, гидравлическими амортизаторами двухстороннего действия. Причем на заднем мосту рессоры одинарные. Рулевое управление конструкции винт-шариковая гайка имеет гидроусилитель.

Тормозная система — раздельная гидравлическая с барабанными механизмами (с двумя колодками на передних колесах) и вакуумным усилителем. Во время последней модернизации 1991 г. автомобиль получил доработанные тормоза.

Машина имеет 18-дюймовые колеса. С 1968 г. ее стали оснащать централизованной системой изменения давления в шинах. Для этого установили компрессор с приводом от двигателя и колесные диски особой конструкции. При обновлении 1991 г. шины усилили.

ГАЗ-66-21, 66-41, ГАЗ-САЗ-35-11 имеют двухскатные задние колеса. У последних двух версий отсутствует система изменения давления в шинах.

Модификации

За время производства было разработано множество версий ГАЗ-66. Технические характеристики некоторых из них значительно отличаются от базовой.

На основе первых машин (до 1968 г.) 66-1 были созданы модификации 66А (с лебедкой), 66Э (с экранированным электрооборудованием), 66Д (шасси с Также существовал военный ГАЗ-66, а именно десантный вариант (66Б).

На основе обновленного в 1968 г. автомобиля создали два аналогичных варианта, которые получили измененные обозначения: 66-02 вместо 66Б и 66-03 вместо 66Э. Помимо них, появилась версия с комбинированным оснащением (с экранированным электрооборудованием и лебедкой) (66-05) и шасси с экранированным электрооборудованием (66-04).

С очередным обновлением 1985 г. оставили три прежних модификации, но вновь изменили их обозначения: 66-02 на 66-12, 66-05 на 66-15 и 66-04 на 66-14. Данные версии выпускали до 1996 г.

В 1991 г. вновь появился модернизированный ГАЗ-66-16.

В 1993 г. выпустили хозяйственную версию 66-21.

Также были разработаны шасси для самосвалов (66-31) и вахтовых автобусов (66-96), северная версия (66-92).

Выпускали дизельные модификации: 66-41 и 66-40.

Помимо названных, существовали экспериментальные, экспортные и специализированные версии. К тому же на шасси данного автомобиля производили автобусы.

Эксплуатационные качества

Многие функциональные параметры, такие как расход топлива ГАЗ-66 на 100 км, определяются двигателем. Максимальная скорость в любом случае равна 90 км/ч (80 км/ч с прицепом).

Первый двигатель ГАЗ-66 обеспечивает ускорение до 60 км/ч за 30 с. При данной скорости он тратит 20-24 л бензина. При этом расход топлива ГАЗ-66 на 100 км в реальных условиях эксплуатации составляет 27 л. На бездорожье он может достигать более 30 л на 100 км.

Расход топлива ГАЗ-66 на 100 км при оснащении турбодизелем составляет 15 л при 60 км/ч, грузоподъемность - 2,3 т.

Радиус поворота равен 10 м, тормозной путь с 50 км/ч — 25 м (26,5 м с прицепом), выбег с той же скорости — 500 м.

Большинство модификаций способно буксировать прицеп до 2 т.

Автомобиль характеризуется высокой проходимостью благодаря клиренсу в 315 мм, углам съезда в 32° и въезда в 35 °, одинаковым колеям, гипоидным мостам и кулачковым дифференциалам, относительно низкому центру тяжести и запасу мощности ГАЗ-66. Технические характеристики позволяют преодолевать подъемы до 37° на жестком грунте, до 22 ° на сыпучем (20 ° с прицепом) и форсировать броды глубиной до 1 м.