Интуитивный метод трактовки сновидений. Сны имеют символическое значение Суеверия, связанные со снами

Современная наука считает, что от 25 до 50 процентов времени нашего сна мы проводим в стране грез, то есть видим сны. Каждую ночь у нас в среднем шесть периодов сновидений, каждый из которых около сорока минут, Очевидно, если бы нам не снились сны, то мы сошли бы с ума. Большинство снов исходит из нашего подсознания, пытаясь прорваться к нашему сознанию и сообщить нам о нашем собственном состоянии.

Цыгане полагают, что эти сообщения исходят от духов предков. Кто скажет, что они не правы? Наше подсознание, возможно, является результатом влияния этих духов, и нам надлежало бы попытаться понять эти сообщения, посланные для нашего же собственного блага, прислушаться к посланиям предков. Наше подсознательное, или духи предков, пользуются знакомыми нам символами. Это - сообщения, которые используют привычные предметы повседневной жизни для того, чтобы мы лучше поняли их смысл.

Зигмунд Фрейд полагал, что подсознание содержит подавляемые нами желания, мысли, события, которые не принимает наше сознание. Поэтому эти желания подавляются и часто маскируются. Карл Юнг назвал этот подавляемый материал индивидуальным бессознательным. Он полагал, что существует также коллективное бессознательное, которое содержит в себе элементы памяти рода, унаследованной от предков и пережитого опыта.

Универсальная и личная символика

Есть два вида символов, которые прокрадываются к нам во сне: универсальные и личные.

Предположим, что вам снится старинный замок. Возможно, по вечерам вы много времени проводите у телевизора и смотрите старые кинофильмы о вампирах, призраках или людоедах, обитающих в замках. Это могло бы привести к тому, что вы автоматически - сознательно или неосознанно - связали замки со злом. Таким образом, когда вы думаете о замках, видите их или они вам снятся, вы осмысляете "зло". А может быть, у вас есть близкий друг, который интересуется архитектурой и полагает, что замок - очень красивое архитектурное сооружение. Для него ассоциация замка со злом смешна. Другой, возможно, вырос в Европе и жил некоторое время в замке. Этот человек не считает замки ни злыми, ни красивыми, а просто холодными, сырыми и полными гуляющих сквозняков!

Таким образом, мы здесь представили три различных восприятия замков. Это и есть личные толкования. Каждый из этих троих, если ему снится замок, должен проанализировать свою личную ассоциацию, решая, что для него означает этот сон.

Но существует и универсальная символика, согласно которой замок связан с амбицией. Такова одна из интерпретаций этого образа, которой пользуются большинство людей, не испытывающих никаких особых личных эмоций по отношению к замкам. Как я пишу в "Полной книге Бакланда о колдовстве" (Llewellyn, 1986):

    "Универсальная символика включает в себя вещи, которые верны для людей всех национальностей и всех возрастов. Она включает в себя цвета, числа, форму и сексуальную идентичность (то есть мужские и женские символы). Они являются из сверхсознания и поэтому бесконечны".

Транспортирование является универсальным символом духовного развития. Поскольку техника шагнула далеко вперед, изменилась и символика, используемая в толковании сновидений. Таким образом, символ транспортирования может принять одну из современных форм: ракеты, самолета, парохода, поезда, автомобиля - или одного из вечных способов передвижения - на спине животного или пешком.

Когда вы намереваетесь истолковывать свои сны, вам следует проанализировать все символы и решить, что каждый из них значит лично для вас. И если какие-то символы обладают специфическим и личным смыслом, то работайте с ними. Но если символы не имеют никакого специального значения, то истолковывайте свои сны согласно универсальной символике.

Учитывать личную и универсальную символики имеет смысл, когда требуется рассудить двух человек, видевших примерно одинаковые сны, но для каждого из них значение сна будет индивидуальным. Так же и при гадании на картах одинаковые карты не означают одно и то же для двух различных людей.

Когда цыган истолковывает ваш сон, он задает много вопросов, чтобы узнать индивидуальное значение каждого символа.

При внесении в цыганский сонник символов мечты я, конечно, могу дать только универсальные значения. А вы сами должны понять, действительно ли то или иное значение подходит, соответствует вашему отношению к символу, или же вы испытываете более сильное, более личное чувство: ваше ощущение или толкование для вас являются наиболее существенными.

Как писал Карл Юнг: "Никакой символ сна не может быть отделен от человека, которому он снится".

Прежде чем мы доберемся до самих символов и их универсальных значений, хотелось бы уделить место и толкованию вещих снов - тех, что говорят вам кое-что о будущем. Я также хотел бы говорить о том, как "заказать" сон, решив, что из будущего вы хотите увидеть во сне... даже если это победитель завтрашних скачек!

Часть I Символика сновидений по К.Г. Юнгу

АВТОБУС - общественная жизнь индивида.

АВТОМОБИЛЬ (легковая машина, новая машина, иномарка) Эго , личность, управляемая психическими инстанциями человека.

АД (преисподняя) – мрак Бессознательного.

АКАЦИЯ – символ жизненной силы, возрождения.

АКРОБАТИКА (акробат) - 1) разрешение критической ситуации, освобождение от условностей; 2) стремление к овладению сверхчеловеческими возможностями.

АЛКОГОЛЬ – 1) ниспровержение запретов и табу; 2) высвобождение творческих сил.

АЛМАЗ – символ твердости, прочности.

АЛТАРЬ (жертвенник, престол для совершения таинств) - 1) место, где приносятся жертвы в качестве даров божеству, дабы умилостивить его, получить его расположение и милость; 2) место захоронения, но одновременно и возрождения, трансформации смерти в вечную жизнь; 3) символическое подчинение силе подсознания (божественным указаниям Самости).

АЛЬПИНИЗМ (восхождение на гору, лазание по скалам) - 1) желание превзойти себя, подняться выше себя, продиктованное либо комплексом (чувством) неполноценности, либо чувством подсознательной вины и самокритики в связи с неприемлемыми поступками в реальной жизни; 2) предупреждение о том, что человек занимается рискованными предприятиями, «ходит по краю пропасти».

АМЕТИСТ – символ твердости.

АНГЕЛ – 1) то же, что и божество (сила позитивного характера); 2) сотрудник (проявления) Супер-Эго ; 3) хранитель, помощник души, личности; 4) аспект четвертой высшей стадии развития Анимуса; 5) проявление Самости; 6) образ евангелиста Святого Матфея.

АНДРОГИН (гермафродит, двуполое бисексуальное существо, Адонис, Бальдр, Таммуз, Либер) – бисексуальный (обоеполый) аспект Самости, Великий человек; двойственность в единстве.

АПЕЛЬСИН – символ плодородия, любви и Солнца.

АРА (попугай) – символ огня, солнца.

АРКА – то же, что и порог.

АТЛЕТ (спортсмен, культурист, силач, Тарзан, Маугли, мускулистый герой-киноактер) – первая, примитивная стадия развития Анимуса (сугубо эротический образ).

АТОМНЫЙ (ЯДЕРНЫЙ) ВЗРЫВ – образ психической диссоциации (расщепления сознания), безумия.

АФРИКА – 1) олицетворение темных, хтонических материнских сил в подсознании; 2) область темного колдовства и суеверий; 3) символ дикости, варварства; 4) колыбель человечества.

АЭРОПЛАН – посредник между мирами (потусторонним нижним, нашим средним и надличностным высшим), т. е. символ-заменитель диких птиц (трансцендентности).

БАБОЧКА (насекомое) – символ души, Психеи.

БАГАЖ – 1) склонности, способности, планы; 2) потеря багажа – беспокойство, неуверенность в себе.

БАЛДАХИН – символ власти.

БАРАН (овца) - 1) символ Христа (агнец Божий); 2) символ египетского бога Хнума – создателя земли и людей; 3) символ размножения, сексуального пыла.

БЕЛОЕ ПОЛОТНО – жертвенное одеяние, саван.

БЕЛЫЙ (цвет, окраска, альбинос) - 1) богоподобие, святость; 2) чистота, невинность, очищение; 3) свежесть, прохлада, молодость; 4) правдивость, ясность; 5) цвет Луны; 6) цвет мира Альбедо.

БИРЮЗА – символ обновления, возрождения.

БЛИЗНЕЦЫ – двойственность, дуальность, противоречия.

БОГ (Всевышний, Господь) - 1) Создатель, Творец всего бытия, в т. ч. и человека; 2) отец, родитель: 3) авторитет (часто непреклонный и непререкаемый); 4) Супер-Эго (Сверх-Я) , совесть; 5) Самость, высшая инстанция – архетип души, человеческой личности.

БОГИНЯ ПРИРОДЫ И ЛЮБВИ (Деметра-Церера, Персефона-Либера, Афродита-Венера, Исида, Астарта-Иштар, Инанна, Деркето, Кибела, Майя) - 1) Самость (у женщин); 2) положительная Анима (высший аспект).

БОГОМАТЕРЬ (Дева Мария, Мать богов, Гуань-Инь, Шакти, Великая Матерь, Кибела, Исида, Астарта, Гера, Гея, Мать-Земля) – 1) третий, духовный уровень развития Анимы (наивысший для большинства мужчин); 2) Самость (у женщин).

БОГОЧЕЛОВЕК (Христос, Кришна, Митра, Гермес-Трисмегист, Будда) – Самость (у мужчин).

БОЖЕСТВО – 1) архетипы, силы подсознательной сферы, внутренние побуждения глубинной природы; 2) проявления Самости.

БОЛЬНОЙ КОРОЛЬ (заболевший, стареющий, дряхлый) – образ пустоты и скуки, душевные метания в поисках себя – первоначальная стадия индивидуации.

БОЛЬШОЙ ДОМ (здание с массой комнат и коридоров) – незнание собственных духовных масштабов и способности их реализовать.

БОРОДА – 1) символ мудрости; 2) Синяя борода – символ ужаса, зверства и низменной сексуальности.

БЫК – 1) мужчина, мужское начало, мужская сексуальность; 2) страх инцеста (у женщин) с отцом; 3) животное начало в человеке; 4) 350 быков Гелиоса – 350 дней в году (по греческому календарю); 5) Апис – бог плодородия, жизненная сила верховного египетского бога Осириса – священный бык, меж рогами которого помещен солнечный диск; 6) Минотавр – полубык-получеловек, чудовище, порождение противоестественной связи (зоофилии, скотоложства) женщины и быка; 7) образ евангелиста Святого Луки.

ВЕДЬМА – 1) Анима (отрицательный образ); 2) Тень (у женщин).

ВЕЛИКАН (великаны и великанши) – 1) родители и взрослые из детских воспоминаний, авторитеты; 2) отсутствие чувства меры, необузданные влечения.

ВЕЛИКИЕ ЛИЧНОСТИ (беседы с ними, общение, видение их подвигов и свершений) - 1) комплекс неполноценности, принижение своих достоинств и способностей; 2) скрытая мания величия, подавленная гордыня, самовозвеличивание.

ВЕНОК – символ вознаграждения, успеха.

ВЕРЕТЕНО – 1) фаллический символ (опасный аспект); 2) символ времени.

ВЕРТОЛЕТ – посредник между различными мирами – нижним, средним и верхним – планами бытия, символ трансцендентности (заменитель диких птиц).

ВЕСЫ – 1) атрибут греческой богини судьбы и возмездия Немесиды; 2) символ равновесия добра и зла, контроля поступков.

ВЕТЕР - 1) дыхание природы, космоса; жизненная энергия; 2) душевное возбуждение, непостоянство, тщеславие.

ВЕТВЬ – символ бессмертия, возрождения, жизни.

ВИНО – 1) божественное откровение; 2) кровь Христова.

ВОДА – 1) символ жизни; 2) Бессознательное; 3) символ чистоты, средство очищения.

ВОДИТЕЛЬ (возничий) – разум, Я , сознательная личность.

ВОЗДУХ – жизненная сила, эманация Духа, одухотворение.

ВОЙНА (сражение, бой, битва) – внутренние разногласия, борьба Эго и Ид .

ВОКЗАЛ (железнодорожная станция) – 1) примитивный образ Самости, центра (психического), где сходятся все дороги; 2) место отправки в путешествие, поездку (т. е. начальный этап индивидуации); 3) место, где соединяются, соприкасаются внешний мир и внутренний, сознание и подсознание.

ВОЛК – символ жестокости, ненасытности, необузданного либидо; темный аспект личности.

ВОЛОСЫ – 1)символ инстинктивных сил, продукт нашего родства с животной природой; 2) символ свободы (бритая голова – несвобода, рабство, заточение).

ВОРОН – 1) создатель людей в индейских мифах (вероятно образ тотема – предка племени); 2) посланник уцелевшего после потопа человека (Ноя), который не возвращается, увлеченный пожиранием утопленников; 3) заместитель (у индейцев) разгневанных богов, вызвавший потоп, истребивший человеческий род, а затем создавший новых людей; 4) в индейской мифологии – богоподобный герой; 5) один из образов (воплощений) духа-покровителя у шаманов; 6) аналог зайца (койота) – персонажа 2-го цикла мифа, культурного героя, преобразователя и хитреца.

ВОСХОЖДЕНИЕ – то же, что и подъем.

ГАВАНЬ – семейный очаг, домашнее пристанище.

ГАЛЕРЕЯ – подсознание, область Бессознательного, Оно (Ид) .

ГАРГУЛЬИ – олицетворение пороков и враждебных сил, мешающих человеку войти в святилище.

ГЕРМАФРОДИТ – то же, что и Андрогин.

ГЕРОЙ (подвиги героя, его странствия и приключения) – процесс индивидуации, развития и обретения индивидуального самосознания под покровительством Самости (мудрые наставники и могущественные покровители героя); символическая смерть героя – достижение индивидуумом зрелости; 1) Герой – развивающаяся сущность (Эго, Я ); 2) Герой – аспект второй стадии развития Анимуса.

ГИЛЬОТИНИРОВАНИЕ (гильотина, обезглавливание) – отказ от привычки «жить только головой, разумом», от тенденции перекоса в сторону чрезмерной интеллектуализации, мыслительной деятельности в ущерб чувственности, спонтанности, чувствам и эмоциям.

ГЛАЗА – познание, бдительность, сверхчувственность.

ГОЛОВОРЕЗ (бандит, главарь шайки, мафиози, гангстер, разбойник, атаман, преступник, злодей) – 1) Тень (у мужчины); 2) Анимус (негативный аспект).

ГОЛУБОЙ (цвет, окраска) – 1) духовность, космический дух, истина, одухотворенность; 2) невинность, миролюбие, спокойствие, благополучие; 3) цвет Юпитера.

ГОЛУБЬ – 1) символ мира; 2) вестник об окончании потопа, принесший оставшемуся в живых человеку (Ною) оливковую ветвь в клюве; 3) символ человеческой души (колумбариями – голубятнями называли хранилища урн с прахом после кремации); 4) символ Святого Духа, божественной мудрости.

ГОРА (вершина, круча) – 1) священное место, святилище, объект почитания (культ высот); 2) высоты Эго (Я) ; 3) вершина горы – центр Вселенной, пуп Земли; 4) высокая круча – опасность.

ГОРБУНЬЯ (девушка-уродка) – символ Анимы, которую необходимо освободить от «заклятья», обезобразившего ее, путем пробуждения души.

ГОРНЫЙ ПЕРЕВАЛ – переходное состояние сознания, ведущее от прежнего типа мышления к новому.

ГОРОД – 1) выразительно расположенный город, желанная цель поисков, путешествий – образ Анимы, которую ищет личность в глубинах своей психики; 2) столица – символ цельности, Самости, психический центр; 3) символ матери, материнской силы и защиты.

ГОСУДАРЬ (король, властелин) – посредник между Богом и людьми, гарант мира и гармонии.

ГРАНАТ – символ плодовитости, изобилия.

ГРИФ (птица) – 1) материнское начало; 2) духовное материнство, девственность.

ГРОТ – то же, что и пещера.

ГРУДЬ (женская) – символ нежности, защиты; материнский архетип.

ГРУША – символ чувственности, эротики.

ГРЫЗУНЫ – трансцендентные символы глубин психики.

ГРЯЗЬ (нечистоты, слякоть, мусор) – 1)символ разложения, распада, низшие инстинкты, мир Нигредо; 2) инертное начало.

ГУСЬ – символ тревоги, предупреждения («гуси спасли Рим»).

ДАЛЬ (вид издалека, дальняя панорама) – события далекого прошлого, временная протяженность, воспоминание из детства.

ДВЕРЬ (дверцы, створки, ворота) – 1) надежда; 2) переход, превращение; 3) открытая – общение; закрытая – изоляция, тайна.

ДВОРЕЦ – 1) три уровня психики – Оно, Я и Сверх-Я ; 2) трехуровневый центр мира – небесный, земной и подземный.

ДЕВА – символ чистоты и непорочности.

ДЕВЯТЬ (число, цифра) – магическое (священное) число, означающее совершенную форму идеальной Троицы в ее трехуровневом вознесении.

ДЕМОН (демон смерти, король троллей, злой гений, злодей, Синяя Борода, демоническая личность) – 1) негативный, разрушительный Анимус; 2) неосознанное безответственное и эгоистичное отношение к мужчинам у женщины, зацикленной лишь на своем собственном удовольствии.

ДЕМОНЫ (бесы, черти) – негативные, худшие аспекты подсознания, отрицательные комплексы, неврозы.

ДЕРЕВО (растение, ствол с ветвями) – 1) древо жизни и бессмертия, и древо познания добра и зла (древо знания и смерти); 2) символ женского божества – Великой Матери; 3) символ смерти и жертвоприношения (распятие Христа на дереве); 4) символ эволюции и духовного роста, психического развития (старое, мощное и древнее дерево); рост дерева – процесс индивидуации; 5) место обиталища духов, божеств (дриад, лешего и т. д.).

ДЕФЕКАЦИЯ (испражнение ) – психическое освобождение от комплексов, чувства вины.

ДЖУНГЛИ – область подсознания, где обитают звери (животные инстинкты).

ДОЖДЬ (ливень ) – 1) священный союз неба и земли; 2) символ очищения, снятия напряжения, повышения плодородия земли; 3) сильный ливень вызывает потоп, наводнение.

ДОМ (здание вообще) – 1) тело, организм, человек; 2) фасад – Персона, Личина, Маска.

ДОМ С ВЫСТУПАМИ (балконы, барельефы, лепнина, лоджии, козырьки, портики) – женщина.

ДОМ С ГЛАДКИМИ СТЕНАМИ (небоскреб, башня) – мужчина.

ДРАГОЦЕННЫЙ КАМЕНЬ – 1) внешний знак богатства и положения; 2) символ Самости.

ДРАКОН (Змей Горыныч) - 1) сфера Бессознательного, содержащая примитивные энергии и влечения; 2) дух зла; битва с драконом – взросление, становление личности (освобождение девы – высвобождение Анимы).

ДУБ – символ долголетия, крепости и выносливости.

ДЫМ – помрачение, затмение сознания.

ЕДИНОРОГ - символ (редкий) Христа; символ чистоты, веры и интуиции; символ мечты.

ЖАБА - 1) животное, связанное с трансцендентными, потусторонними силами; 2) животное-прислужница ведьм, колдуний; 3) воплощение хаоса.

ЖАВОРОНОК – юношеский пыл, ликование.

ЖЕЛЕЗО – символ твердости и надежности.

ЖЕЛТЫЙ (цвет, окраска ) – 1) наука, наблюдения, анализ; 2) богатство, зависть, ревность; 3) мечта, фанатизм, смелость; 4) радость, близость, юность; 5) знак Меркурия.

ЖЕМЧУЖИНА – символ совершенства, долголетия и изобилия.

ЖЕНЩИНА – 1) Анима – женское начало в мужчине; 2) проявление в мужском характере женской сущности, а также присущих ей черт, т. е. подчиненный (мазохистский) характер привязанности к окружающим (в особенности к женщинам); 3) женщина, партнерша.

ЖЕНЩИНА - СФИНКС (принцесса, загадывающая загадки) – негативная Анима, вовлекающая личность в деструктивную (и бессмысленную с точки зрения реальности) интеллектуальную игру.

ЖЕРЛО ВУЛКАНА (кратер) – 1) символ женских гениталий; 2) психотравма, оставившая в памяти глубокий след; 3) священное место религиозного поклонения (у примитивных племен).

ЖИВОТНЫЕ – архетипы, сознательные и неосознанные влечения, инстинкты.

ЖИВОТНЫЕ (союзники, друзья и помощники человека; сказочные, волшебные животные) – 1) инстинктивный аспект Самости, помогающий личности в решении стоящих перед ней задач, в преодолении трудностей; 2) тотемы у туземцев; 3) зооморфизм.

ЖИВОТНОЕ-ДЕМОН (оборотень, языческий идол ) – 1) символ негативного импульса, вытесненного инстинктивного влечения (сексуального или агрессивного) из глубин Оно (бессознательной сферы психики), способного вызвать сильный аффект либо невротический симптом; 2) зооморфный образ божества.

ЖРИЦА – Анима (двойственный отрицательно-положительный образ).

ЖУК – 1) черного цвета – отрицательные (дьявольские) качества души; 2) существо, меняющее кожу, т. е. символ бессмертия, обновления, омоложения; 3) золотой жук (Скарабей) – священный символ египетского бога Солнца Амона-Ра (точнее Хепера – восходящего солнца); 4) майский жук – олицетворение веселья, расслабленности.

ЗАДНИЙ ДВОР – нераскрытый, душевный потенциал психики.

ЗАМОК (здание) – 1) защита, убежище; 2) затруднения в процессе становления личности; 3) глухой, таинственный замок – подсознание.

ЗАМОК (дверной ) – милосердие.

ЗАРЯ (восход солнца ) – высвобождение элемента Бессознательного.

ЗАЯЦ (кролик, койот ) – 1) персонаж 2-го цикла мифа, выступает в роли преобразователя, основателя человеческой культуры; общественное существо, корректирующее свои инстинкты и инфантильные желания; это – стадия ранней юности, период полового созревания, которому присущи безрассудная смелость, подчинение дисциплине; личность еще слаба, но борется за свое взросление и включение во взрослую жизнь, дабы стать социально ответственной, жертвуя своей ребячливостью; более поздняя стадия цикла – поздняя юность, молодость, готовая в своем идеализме на самопожертвование, на чрезмерный риск, пройдя который, личность преодолеет рубеж юности, вступив в зрелость; 2) ложный вестник богов, из-за беспечности, либо злого умысла, которого важное известие богов для человека оказалось извращенным по смыслу; 3) символ плодовитости, плодородия.

ЗВЕЗДА – 1) символ психической трансформации, духовный маяк; 2) перевернутая звезда – знак Сатаны, символ похоти и примитивных инстинктов.

ЗВЕЗДА ДАВИДА (звезда Соломона, гексаграмма, два пересекающихся треугольника) – 1) соединение духа и материи; 2) связь мужского и женского начал; 3) союз Бога и души; 4) символ психической целостности, Самости; единство противоположностей – союз личного, преходящего мира Эго с безличностным и вечным миром не Эго (сознание и подсознание), но здесь целостность – не как результат, а как процесс становления.

ЗВЕРИ (дикие ) – 1) вытесненные, грубые желания, страсти, инстинкты; 2) пережиток тотемизма – идентификация с животным (тотемом); 3) зооморфные образы богов.

ЗЕЛЕНЫЙ (цвет, окраска) – 1) природа, рост, надежда; 2) здоровье, деятельная воля, упорство, постоянство.

ЗЕМЛЯ (почва, грунт) – символ материнства, плодородия и возрождения.

ЗЕРКАЛО (смотреться в зеркало ) – способность подсознания объективно «отражать» личность, открывая внутреннюю сущность человека.

ЗМЕЯ (змей, дракон ) – 1) двойственный символ: мудрость, исцеление и агрессия, страх; 2) символ бога медицины Эскулапа (Асклепия) и, таким образом, символ терапии, исцеления, излечения; 3) символ трансцендентности, представитель подземного мира (подсознания, глубин психики), посредник-психопомп между небом и землей (между сознанием и подсознанием); 4) символ демона-искусителя, злого коварного духа, дьявола; 5) самое хитрое животное на земле; 6) символ бессмертия (сбрасывание кожи и омоложение); 7) ложный вестник богов, Создателя бытия; 8) воплощение мудрости; 9) Урей – символ власти (египетских фараонов); 10) атрибут египетской богини жизни, здоровья и плодородия Исиды; 11) Атрибут римской богини мудрости Минервы; 12) Урборос – змея, кусающая свой хвост, свернувшаяся в кольцо, круг – символ психической цельности, Самости; 13) символ Кундалини (Шакти) – сексуальной энергии в тантризме (тантра-йоге), находящейся у основания позвоночника (копчик) и представляемой в виде змеи, свернутой в три с половиной оборота. Из книги Символы священной науки автора Генон Рене

Осевая символика и символика перехода 50. Символы аналогии Иным могло бы показаться странным, что речь идет о символах аналогии, потому что если, как это часто говорят, сама символика основана на аналогии, то и всякий символ, каков бы он ни был, должен быть выражением

Из книги Забытый язык автора Фромм Эрих Зелигманн

III Природа сновидений Взгляды на природу сновидений сильно изменялись от столетия к столетию и от культуры к культуре. Считают ли люди, что сны – это реальные события, происходящие с душой, лишенной во сне телесной оболочки, либо верят, что сны внушаются Богом или злыми

Из книги Семиотика культуры повседневности автора Махлина С.

Глава 8. Семиотика сновидений Сновидения - это язык ночи. Когда мы засыпаем, мы видим загадочные порождения загадочного мира. Часто они истолковывались как послания богов и с их помощью пытались раньше, впрочем, как довольно часто и в наше время, узнать судьбы отдельных

Из книги Гуманистический психоанализ автора Фромм Эрих Зелигманн

Природа сновидений Взгляды на природу сновидений сильно изменялись от столетия к столетию и от культуры к культуре. Считают ли люди, что сны - это реальные события, происходящие с душой, лишенной во сне телесной оболочки, либо верят, что сны внушаются Богом или злыми

Из книги Символика сновидений, мифов и мистицизма автора Байков Эдуард Артурович

Эдуард Байков Символика сновидений, мифов и мистицизма (Глубинно-психологическая

Из книги Философия. Книга третья. Метафизика автора Ясперс Карл Теодор

Часть II Символика сновидений по З.Фрейду АБАЖУР – мужские гениталии; простая конструкция – нормальное функционирование половых органов, вычурность – комплекс неполноценности. АБОРДАЖ (захват судна, крепости) – символ полового акта (либо желание коитуса, либо боязнь

Из книги Величие и ограниченность теории Фрейда автора Фромм Эрих Зелигманн

4. Интерпретируемая символика и зримая символика - Как только мы начинаем прослеживать мыслью означения, отделяя означение от того, что оно означает, мы попадаем только в нескончаемость универсальной символики. Все может означать все. Это - метания туда и сюда в

Из книги Теория Фрейда (сборник) автора Фромм Эрих Зелигманн

Из книги Практикум лидера автора Менегетти Антонио

Из книги Квантовый ум [Грань между физикой и психологией] автора Минделл Арнольд

3. Фрейдовская теория толкования сновидений Величие и ограничения открытия Фрейдом толкования сновидений Если бы Фрейд не создал теории неврозов и не разработал метода их лечения, он все равно был бы одной из самых выдающихся фигур в науке о человеке, потому что открыл

Из книги Мудрость любви автора Сикирич Елена

Роль ассоциаций в толковании сновидений Чтобы дать пример применения фрейдовского метода ассоциаций, приведу содержание сна in extenso (полностью) и его интерпретацию. Это сон, который видел сам Фрейд и который составил часть его самоанализа .«Сон о монографии по

Из книги Проект «Человек» автора Менегетти Антонио

Символический язык сновидений Прежде чем продолжить дискуссию о том, каждое ли сновидение искажено, как полагал Фрейд, полезно провести различие между двумя разновидностями символов: универсальными и случайными. Случайный символ не имеет внутренней связи с тем, что

Из книги автора

5.1. Значение сновидений Чтобы точно управлять самим собой, необходимо знать информацию, которая поступает к нам, в том числе через сны. Особенно когда мы сталкиваемся с важной ситуацией в жизни и на работе. В конце концов, сновидение – это часть нас самих, а значит, оно

Из книги автора

Скорость сновидений Аналогом обычного света в НОР служит квантовое заигрывание, которое, подобно свету, составляет часть более широкого спектра процессов осознания, включающего в себя сновидений, конъюгацию и осознанность. Скорость квантового заигрывания – это

Из книги автора

ЗАГАДОЧНЫЙ МИР СНОВИДЕНИЙ СНОВИДЕНИЕ – ПУТЕШЕСТВИЕ В ГЛУБИНЫ СУЩЕСТВОВАНИЯКак утверждают современные исследователи, треть своей жизни человек проводит во сне, а двенадцатую часть ее заполняют сновидения. Многие наши современники загадочный период сна до сих пор

Из книги автора

4.2.2. Три типа сновидений Тот знает самого себя, кому известно, что с ним происходит ночью. Понимание происходящего с ним ночью человек обретает путем длительного самоизучения, позволяющего постичь собственную психологическую структуру и, в частности, доминирующий

Сон – удивительное явление. Когда человек спит, подсознание через символы снов может рассказать о чем-то крайне важном, предупредить или просто помочь преодолеть какую-то сложную ситуацию в жизни.

Что представляют собой символы снов?

Символы снов - это все те образы, которые мы видим во сне. Выпадающие зубы, горящий дом, метель, далекая страна, сестра, ребенок, незнакомец, рисунок, оборотень, церковь или балет - все это символы, которые вы видите в своих сновидениях, и несть им числа.

Многие из них нельзя воспринимать буквально.

Cны видит каждый человек, и в общепринятом стандарте, — мы одну треть своей жизни проводим в сновидениях. Значение снов иногда сложно расшифровать, поскольку они состоят из символов, каждый из которых имеет свое значение. Но во сне символы снов часто выстраиваются в бессмысленный ряд абсурдных образов нашего ментального мира.

Ментальный мир в первую очередь - мир эмоций и чувств, и все происходящее в его границах, ощущают наши «тонкие» тела, а их сигналы в свою очередь нам передает подсознание¹ через предсказания во сне.

Зачем нам снятся сны?

Сны играют очень важную роль в нашей жизни. Порой в них содержится совет о том, как правильно поступить в той или иной житейской ситуации.

Зачастую такие образы призваны поддержать нас в трудную минуту.

Символы снов бывают самыми разнообразными, и для каждого человека они свои, т.е. один и тот же символ для разных людей может иметь разное значение. Лучше всего составлять свой список символов и предсказаний, ведь только ваш собственный список будет лучше всего соответствовать вашим целям.

Но чтобы более точно составить свой личный сонник, нужно узнать общепринятые толкования значения снов. Так вы будете знать, от чего отталкиваться. Присутствие какого-либо животного, стихии воздуха, земли и воды во сне также может иметь отдельное толкование. Ниже приведены общие значения этих символов.

Символы снов

Животные:

  • Обезьяна во сне — символ жадности.
  • Летучая мышь — означает несчастье в отношениях.
  • Медведь — ты имеешь дело с мужественным человеком.
  • Лошадь — твоя вторая половинка поможет тебе в трудную минуту.
  • Олень — твоя вторая половинка догадливая.
  • Козел- сластолюбие твоей второй половинки.
  • Крыса — недопонимание в отношениях.
  • Тюлень — знак хороших отношений.
  • Слон — символ мудрости.
  • Петух — обозначает храбрость.
  • Дятел — соблюдайте бдительность.
  • Тигр — возможно придется столкнуться со свирепым отношением.
  • Цапля — прояви терпение в отношениях.
  • Червяк — придется столкнуться с подлостью.
  • Улитка — призывает не проявлять слабость в отношениях.
  • Черепаха — ты добьешься своего в любви.

Стихия воздуха:

  • Туман — нерешительность того человека, который тебе интересен.
  • Воздух — если он чистый, то означает конец неприятностях, а если темный — к потере отношений.
  • Ветер — если ровный, хороший знак; если сильный на море — новости издалека; шелестит листвой — к разлуке.
  • Бездна — препятствие в любви.

Стихия воды:

  • Фонтан — радость.
  • Роса — удача в отношениях.
  • Река — если плыть по ней, то к прибыли; стоять на берегу — благоприятная дальняя дорога; переходить реку вброд — сложности в любви.
  • Ручей — встреча с тем, с кем давно не виделись или перемена мест.
  • Озеро — означает опасность.
  • Плыть по озеру — расставание.
  • Нырять — тебя кто-то будет соблазнять.
  • Море — смотреть на него к вестям; плыть на пароходе — изменения в личной жизни; а синее море — к долгожданной встрече.
  • Капли — появится богатый поклонник.
  • Источник — кто-то хочет тебя обмануть.
  • Вода — если пить воду, то к счастью; идти по мутной воде — разочарование; погрузиться в воду -трудности в отношениях; умываться водой — жди радость; а лить воду к стыду.

Стихия земли:

  • Яма — опасения не напрасны.
  • Холм — к ссоре.
  • Пыль — обман.
  • Песок — к богатству; идти по песку — будет скорая встреча со старым.
  • Парк — к хорошему времяпрепровождению со второй половинкой.
  • Камни — препятствие в отношениях; драгоценные камни к счастливой встрече.
  • Земля — если она покрыта травой, то быть рядом с богатым человеком; лежать на земле — мелкие неприятности.
  • Горы — если они голые, то к тревоге; лесисты — к измене с твоей стороны; взбираться на горы — успех в любви в том случае, если залезешь; спускаться с горы к неудаче в любви.
  • Красивый пейзаж к исполнению желаний.
  • Берег — достижение своей цели.

По материалам книги Шубина Т. Г. «Беседы о любви и дружбе»

Уважаемые дамы и господа! Мы убедились, что искажение, которое мешает нам понять сновидение, является следствием деятельности цензуры, направленной против неприемлемых, бессознательных желаний. Но мы, конечно, не утверждаем, что цензура является единственным фактором, вызывающим искажение сновидения, и в дальнейшем мы действительно можем установить, что в этом искажении участвуют и другие моменты. Этим мы хотим сказать, что если цензуру сновидения можно было бы исключить, мы все равно были бы не в состоянии понять сновидения, явное сновидение не было бы идентично скрытым его мыслям.

Этот другой момент, затемняющий сновидение, этот новый фактор его искажения мы откроем, если обратим внимание на изъян нашей техники. Я уже признавался вам, что анализируемым иногда действительно ничего не приходит в голову по поводу отдельных элементов сновидения. Правда, это происходит не так часто, как они утверждают; в очень многих случаях при настойчивости мысль все-таки можно заставить появиться. Но бывают, однако, случаи, в которых ассоциация не получается или, если ее вынудить, она не дает того, что мы от нее ожидаем. Если это происходит во время психоаналитического лечения, то приобретает особое значение, о чем мы не будем здесь говорить. Но это случается и при толковании сновидений у нормальных людей или при толковании своих собственных сновидении. Когда видишь, что никакая настойчивость не помогает, то в конце концов убеждаешься, что нежелательная случайность регулярно повторяется при определенных элементах сновидения, и тогда начинаешь видеть новую закономерность там, где сначала предполагал только несостоятельность техники.

В таких случаях возникает соблазн самому истолковать эти «немые» элементы сновидения, предпринимаешь их перевод (Übersetzung) собственными средствами. Само собой получается, что, если довериться такому замещению, каждый раз находишь для сновидения вполне удовлетворяющий смысл; а до тех пор, пока не решишься на этот прием, сновидение остается бессмысленным и его связность нарушается. Повторение многих чрезвычайно похожих случаев придает нашей вначале робкой попытке необходимую уверенность.

Я излагаю все несколько схематично, но это вполне допустимо в дидактических целях, и мое изложение не фальсификация, а некоторое упрощение.

Таким образом для целого ряда элементов сновидений получаешь одни и те же переводы, подобно тем, какие можно найти в наших популярных сонниках для всевозможных приснившихся вещей. Однако не забывайте, что при нашей ассоциативной технике постоянные замещения элементов сновидения никогда не встречались.

Вы сразу же возразите, что этот путь толкования кажется вам еще более ненадежным и спорным, чем прежний посредством свободных ассоциаций. Но здесь следует кое-что добавить. Когда благодаря опыту накапливается достаточно таких постоянных замещений, начинаешь понимать, что это частичное толкование действительно возможно исходя из собственных знаний, что элементы сновидения действительно можно понять без [использования] ассоциации видевшего сон. Каким образом можно узнать их значение, об этом будет сказано во второй части нашего изложения.


Это постоянное отношение между элементом сновидения и его переводом мы называем символическим (symbolische), сам элемент сновидения символом (Symbol) бессознательной мысли сновидения. Вы помните, что раньше при исследовании отношений между элементами сновидения и его собственным [содержанием] я выделил три вида таких отношений: части от целого, намека и образного представления. О четвертом я тогда упомянул, но не назвал его. Введенное здесь символическое отношение является этим четвертым. По поводу него имеются очень интересные соображения, к которым мы обратимся, прежде чем приступим к изложению наших специальных наблюдений над символикой. Символика, может быть, самая примечательная часть в теории сновидения.

Прежде всего: ввиду того, что символы имеют устоявшиеся переводы, они в известной мере реализуют идеал античного и популярного толкования сновидений, от которого мы при нашей технике так далеко ушли. Они позволяют нам иногда толковать сновидения, не расспрашивая видевшего сон, ведь он все равно ничего не сможет сказать по поводу символа. Если знать принятые символы сновидений и к тому же личность видевшего сон, условия, в которых он живет, и полученные им до сновидения впечатления, то часто мы оказываемся в состоянии без затруднений истолковать сновидение, перевести его сразу же. Такой фокус льстит толкователю и импонирует видевшему сон; это выгодно отличается от утомительной работы при расспросах видевшего сон. Но пусть это не введет вас в заблуждение. Мы не ставим перед собой задачу показывать фокусы. Толкование, основанное на знании символов, не является техникой, которая может заменить ассоциативную или равняться с ней. Символическое толкование является только дополнением к ней и дает ценные результаты лишь в сочетании с ассоциативной техникой. А что касается знания психической ситуации видевшего сон, то прошу принять во внимание, что вам придется толковать сновидения не только хорошо знакомых людей, что обычно вы не будете знать событий дня, которые являются побудителями сновидений, и что мысли, приходящие в голову анализируемого, как раз и дадут вам знание того, что называется психической ситуацией.



В связи с обстоятельствами, о которых будет идти речь ниже, достойно особого внимания то, что признание существования символического отношения между сновидением и бессознательным вызывало опять-таки самые энергичные возражения. Даже люди, обладающие смелостью суждения и пользующиеся признанием, прошедшие с психоанализом значительный путь, отказались в этом следовать за ним. Такое отношение тем более удивительно, что, во-первых, символика свойственна и характерна не только для сновидения, а во-вторых, символику в сновидении, как ни богат он ошеломляющими открытиями, открыл не психоанализ. Если уж вообще приписывать открытие символики сновидения современникам, то следует назвать философа К. А. Шернера (Scherner, 1861). Психоанализ только подтвердил открытия Шернера, хотя и основательно видоизменил их.

Теперь вам хочется услышать что-нибудь о сущности символики сновидения и познакомиться с ее примерами. Я охотно сообщу вам, что знаю, но сознаюсь, что наши знания не соответствуют тому, чего бы нам хотелось.

Сущностью символического отношения является сравнение, хотя и не любое. Предполагается, что это сравнение особым образом обусловлено, хотя эта обусловленность нам не совсем ясна. Не все то, с чем мы можем сравнить какой-то предмет или процесс, выступает в сновидении как символ. С другой стороны, сновидение выражает в символах не все, а только определенные элементы скрытых мыслей сновидения. Итак, ограничения имеются с обеих сторон. Следует также согласиться с тем, что пока понятие символа нельзя строго определить, оно сливается с замещением, изображением и т. п., приближается к намеку. Лежащее в основе сравнения в ряде символов осмысленно. Наряду с этими символами есть другие, при которых возникает вопрос, где искать общее, Tertium comparationis* этого предполагаемого сравнения. При ближайшем рассмотрении мы либо найдем его, либо действительно оно останется скрытым от нас. Удивительно, далее, то, что если символ и является сравнением, то оно не обнаруживается при помощи ассоциации, что видевший сон тоже не знает сравнения, пользуется им, не зная о нем. Даже больше того, видевший сон не желает признавать это сравнение, когда ему на него указывают. Итак, вы видите, что символическое отношение является сравнением совершенно особого рода, обусловленность которого нам еще не совсем ясна. Может быть, указания для его выяснения обнаружатся в дальнейшем.

Бросается в глаза, что по сравнению с перечисленными объектами объекты из другой области представлены чрезвычайно богатой символикой. Такова область сексуальной жизни, гениталий, половых процессов, половых сношений. Чрезвычайно большое количество символов в сновидении являются сексуальными символами. При этом выясняется удивительное несоответствие. Обозначаемых содержаний немного, символы же для них чрезвычайно многочисленны, так что каждое из этих содержаний может быть выражено большим числом почти равнозначных символов. При толковании получается картина, вызывающая всеобщее возмущение. Толкования символов в противоположность многообразию изображений сновидения очень однообразны. Это не нравится каждому, кто об этом узнает, но что же поделаешь?

Так как в этой лекции мы впервые говорим о вопросах половой жизни, я считаю своим долгом сообщить вам, как я собираюсь излагать эту тему. Психоанализ не видит причин для скрывания и намеков, не считает нужным стыдиться обсуждения этого важного материала, полагает, что корректно и пристойно все называть своими настоящими именами, и надеется таким образом скорее всего устранить мешающие посторонние мысли. То обстоятельство, что мне приходится говорить перед смешанной аудиторией, представляющей оба пола, ничего не может изменить. Как нет науки in usum delphini,* так нет ее и для девочек-подростков, а дамы своим появлением в этой аудитории дают понять, что они хотят поставить себя наравне с мужчинами.

Итак, сновидение изображает мужские гениталии несколькими символами, в которых по большей части вполне очевидно общее основание для сравнения. Прежде всего, для мужских гениталий в целом символически важно священное число 3. Привлекающая большее внимание и интересная для обоих полов часть гениталий, мужской член, символически заменяется, во-первых, похожими на него по форме, то есть длинными и торчащими вверх предметами, такими, например, как палки, зонты, шесты, деревья и т. п. Затем предметами, имеющими с обозначаемым сходство проникать внутрь и ранить, т. е. Всякого рода острым оружием, ножами, кинжалами, копьями, саблями, а также огнестрельным оружием: ружьями, пистолетами и очень похожим по своей форме револьвером. В страшных снах девушек большую роль играет преследование мужчины с ножом или огнестрельным оружием. Это, может быть, самый частый случай символики сновидения, который вы теперь легко можете понять. Также вполне понятна замена мужского члена предметами, из которых льется вода: водопроводными кранами, лейками, фонтанами и другими предметами, обладающими способностью вытягиваться в длину, например, висячими лампами, выдвигающимися карандашами и т. д. Вполне понятное представление об этом органе обусловливает точно так же то, что карандаши, ручки, пилочки для ногтей, молотки и другие инструменты являются несомненными мужскими половыми символами.

Благодаря примечательному свойству члена подниматься в направлении, противоположном силе притяжения (одно из проявлений эрекции), он изображается символически в виде воздушного шара, аэропланов, а в последнее время в виде воздушного корабля цеппелина. Но сновидение может символически изобразить эрекцию еще иным, гораздо более выразительным способом. Оно делает половой орган самой сутью личности и заставляет ее летать. Не огорчайтесь, что часто такие прекрасные сны с полетами, которые мы все знаем, должны быть истолкованы как сновидения общего сексуального возбуждения, как эрекционные сновидения. Среди исследователей-психоаналитиков П. Федерн (1914) доказал, что такое толкование не подлежит никакому сомнению, но и почитаемый за свою педантичность Моурли Вольд, экспериментировавший над сновидениями, придавая искусственное положение рукам и ногам, и стоявший в стороне от психоанализа, может быть, даже ничего не знавший о нем, пришел в своих исследованиях к тому же выводу (1910-1912, т. 2, 791). Не возражайте, что женщинам тоже может присниться, что они летают. Вспомните лучше, что наши сновидения хотят исполнить наши желания и что очень часто у женщин бывает сознательное или бессознательное желание быть мужчиной. А всякому знающему анатомию понятно, что и женщина может реализовать это желание теми же ощущениями, что и мужчина. В своих гениталиях женщина тоже имеет маленький орган, аналогичный мужскому, и этот маленький орган, клитор, играет в детском возрасте и в возрасте перед началом половой жизни ту же роль, что и большой мужской половой член.

К числу менее понятных мужских сексуальных символов относятся определенные пресмыкающиеся и рыбы, прежде всего известный символ змеи. Почему шляпа и пальто приобрели такое же символическое значение, конечно, нелегко узнать, но оно несомненно. Наконец, возникает еще вопрос, можно ли считать символическим замещение мужского органа каким-нибудь другим, ногой или рукой. Я думаю, что общий ход сновидения и соответствующие аналогии у женщин заставляют нас это сделать.

Женские половые органы изображаются символически при помощи всех предметов, обладающих свойством ограничивать полое пространство, что-то принять в себя. Т. е. при помощи шахт, копей и пещер, при помощи сосудов и бутылок, коробок, табакерок, чемоданов, банок, ящиков, карманов и т. д. Судно тоже относится к их разряду. Многие символы имеют больше отношения к матке, чем к гениталиям женщины, таковы шкафы, печи и прежде всего комната. Символика комнаты соприкасается здесь с символикой дома, двери и ворота становятся символами полового отверстия. Материалы тоже могут быть символами женщины, дерево, бумага и предметы, сделанные из этих материалов, например, стол и книга. Из животных несомненными женскими символами являются улитка и раковина; из частей тела рот как образ полового отверстия, из строений церковь и капелла. Как видите, не все символы одинаково понятны.

К гениталиям следует отнести также и груди, которые, как и ягодицы женского тела, изображаются при помощи яблок, персиков, вообще фруктов. Волосы на гениталиях обоих полов сновидение описывает как лес и кустарник. Сложностью топографии женских половых органов объясняется то, что они часто изображаются ландшафтом, со скалами, лесом и водой, между тем как внушительный механизм мужского полового аппарата приводит к тому, что его символами становятся трудно поддающиеся описанию в виде сложных машин.

Как символ женских гениталий следует упомянуть еще шкатулку для украшений, драгоценностью и сокровищем называются любимые лица и во сне; сладости часто изображают половое наслаждение. Самоудовлетворение обозначается часто как всякого рода игра, так же как игра на фортепиано. Типичным изображением онанизма является скольжение и скатывание, а также срывание ветки. Особенно примечателен символ выпадения или вырывания зуба. Прежде всего он означает кастрацию в наказание за онанизм. Особые символы для изображения в сновидении полового акта менее многочисленны, чем можно было бы ожидать на основании вышеизложенного. Здесь следует упомянуть ритмическую деятельность, например, танцы, верховую езду. подъемы, а также переживания, связанные с насилием, как, например, быть задавленным. Сюда же относятся определенные ремесленные работы и, конечно, угроза оружием.

Вы не должны представлять себе употребление и перевод этих символов чем-то очень простым. При этом возможны всякие случайности, противоречащие нашим ожиданиям. Так, например, кажется маловероятным, что половые различия в этих символических изображениях проявляются не резко. Некоторые символы означают гениталии вообще, безразлично, мужские или женские, например, маленький ребенок, маленький сын или маленькая дочь. Иной раз преимущественно мужской символ может употребляться для женских гениталий или наоборот. Это нельзя понять без более близкого знакомства с развитием сексуальных представлений человека. В некоторых случаях эта двойственность только кажущаяся; самые яркие из символов, такие, как оружие, карман, ящик, не могут употребляться в бисексуальном значении.

Теперь я буду исходить не из изображаемого, а из символа, рассмотрю те области, из которых по большей части берутся сексуальные символы, и прибавлю некоторые дополнения, принимая во внимание символы, в которых неясна общая основа. Таким темным символом является шляпа, может быть, вообще головной убор обычно с мужским значением, но иногда и с женским. Точно так же пальто означает мужчину, но не всегда в половом отношении. Вы можете сколько угодно спрашивать почему. Свисающий галстук, который женщина не носит, является явно мужским символом. Белое белье, вообще полотно символизирует женское; платье, форменная одежда, как мы уже знаем, является заместителями наготы, форм тела, а башмак, туфля - женских гениталий; стол и дерево как загадочные, но определенно женские символы уже упоминались. Всякого рода лестницы, стремянки и подъем по ним - несомненный символ полового акта. Вдумавшись, мы обратим внимание на ритмичность этого подъема, которая, как и, возможно, возрастание возбуждения, одышка по мере подъема, является общей основой.

Мы уже упоминали о ландшафте как изображении женских гениталий. Гора и скала - символы мужского члена; сад - часто встречающийся символ женских гениталий. Плод имеет значение не ребенка, а грудей. Дикие звери означают чувственно возбужденных людей, кроме того, другие грубые желания, страсти. Цветение и цветы обозначают гениталии женщин или, в более специальном случае, - девственность. Не забывайте, что цветы действительно являются гениталиями растений.

Комната нам уже известна как символ. Здесь можно продолжить детализацию: окна, входы и выходы комнаты получают значение отверстий тела. К этой символике относится также и то, открыта комната или закрыта, а ключ, который открывает, является несомненным мужским символом.

Таков материал символики сновидений. Он еще не полон и его можно было бы углубить и расширить. Но я думаю, вам и этого более чем достаточно, а может быть, уже и надоело. Вы спросите: неужели я действительно живу среди сексуальных символов? Неужели все предметы, которые меня окружают, платья, которые я надеваю, вещи, которые беру в руки, всегда сексуальные символы и ничто другое? Повод для недоуменных вопросов действительно есть, и первый из них: откуда нам, собственно, известны значения этих символов сновидения, о которых сам видевший сон не говорит нам ничего или сообщает очень мало?

Я отвечу: из очень различных источников, из сказок и мифов, шуток и острот, из фольклора, т. е. из сведений о нравах, обычаях, поговорках и народных песнях, из поэтического и обыденного языка. Здесь всюду встречается та же символика, и в некоторых случаях мы понимаем ее без всяких указаний. Если мы станем подробно изучать эти источники, то найдем символике сновидении так много параллелей, что уверимся в правильности наших толкований.

Человеческое тело, как мы сказали, по Шернеру часто изображается в сновидении символом дома. При детальном рассмотрении этого изображения окна, двери и ворота являются входами во внутренние полости тела, фасады бывают гладкие или имеют балконы и выступы, чтобы держаться. Но такая же символика встречается в нашей речи, когда мы фамильярно приветствуем хорошо знакомого «altes Haus» [старина], когда говорим, чтобы дать кому-нибудь хорошенько aufs Dachl [по куполу] или о другом, что у него не все в порядке in Oberstübchen [чердак не в порядке]. В анатомии отверстия тела прямо называются Leibespforten [ворота тела].

То, что родители в сновидении появляются в виде императорской или королевской четы, сначала кажется удивительным. Но это находит свою параллель в сказках. Разве не возникает у нас мысль, что в начале многих сказок вместо: «жили-были король с королевой» должно было бы быть: «жили-были отец с матерью»? В семье детей в шутку называют принцами, а старшего наследником (Kronprinz). Король сам называет себя отцом страны . Маленьких детей в шутку мы называем червяками [по-русски - клопами] и сострадательно говорим: бедный червяк .

Вернемся к символике дома. Когда мы во сне пользуемся выступами домов, чтобы ухватиться, не напоминает ли это известное народное выражение для сильно развитого бюста: у этой есть за что подержаться? Народ выражается в таких случаях и иначе, он говорит: Sie hat viel Holz vor dem Haus [у этой много дров перед домом], как будто желая прийти нам на помощь в нашем истолковании дерева как женского, материнского символа.

И еще о дереве. Нам неясно, как этот материал стал символически представлять материнское, женское. Обратимся за помощью к сравнительной филологии. Наше немецкое слово Holz [дерево] одного корня с греческим, υλη, что означает «материал», «сырье». Тут мы имеем дело с довольно частым случаем, когда общее название материала в конце концов сохранилось за одним частным. В океане есть остров под названием Мадейра. Так как он весь был покрыт лесом, португальцы дали ему это название, когда открыли его. Madeira на португальском языке значит «лес». Но легко узнать, что madeira не что иное, как слегка измененное латинское слово materia, что опять-таки обозначает материю вообще. A materia происходит от слова mater - мать. Материал, из которого что-либо состоит, является как бы материнской частью. Таким образом, это древнее понимание в символическом употреблении продолжает существовать.

Рождение в сновидении постоянно выражается отношением к воде; бросаться в воду или выходить из нее означает рождать или рождаться. Не следует забывать, что этот символ вдвойне оправдан ссылкой на историю развития. Не только тем, что все наземные млекопитающие, включая предков человека, произошли от водяных животных - это весьма отдаленная аналогия, - но и тем, что каждое млекопитающее, каждый человек проходит первую фазу своего существования в воде, а именно как эмбрион в околоплодной жидкости в чреве матери, а при рождении выходит из воды. Я не хочу утверждать, что видевший сон знает это, напротив, я считаю, что ему и не нужно этого знать. Он, вероятно, знает что-нибудь другое, что ему рассказывали в детстве, но и здесь я буду утверждать, что это знание не способствовало образованию символа. В детской ему говорили, что детей приносит аист, но откуда он их берет? Из пруда, из колодца, т. е. опять-таки из воды. Один из моих пациентов, которому это сказали, когда он был маленьким, исчез после этого на все послеобеденное время. Наконец его нашли на берегу пруда у замка, он лежал, приникнув личиком к поверхности воды и усердно искал на дне маленьких детей.

В мифах о рождении героя, подвергнутых сравнительному исследованию О. Ранком (1909), самый древний из которых о царе Саргоне из Агаде, около 2800 лет до Р. X., преобладающую роль играет бросание в воду и спасание из воды. Ранк открыл, что это - изображения рождения, аналогичные таким же в сновидении. Если во сне спасают из воды какое-нибудь лицо, то считают себя его матерью или просто матерью; в мифе лицо, спасающее ребенка из воды, считается его настоящей матерью. В известном анекдоте умного еврейского мальчика спрашивают, кто был матерью Моисея. Он не задумываясь отвечает: принцесса. Но как же, возражают ему, она ведь только вытащила его из воды. Так говорит она, отвечает мальчик, показывая, что правильно истолковал миф.

Отъезд означает в сновидении смерть, умирание. Принято так же отвечать детям на вопрос, куда девалось умершее лицо, отсутствие которого они чувствуют, что оно уехало. Я опять хотел бы возразить тем, кто считает, что символ сновидения происходит от этого способа отделаться от ребенка. Поэт пользуется такой же символикой, говоря о загробной жизни как о неоткрытой стране, откуда не возвращался ни один путник (по traveller). В обыденной жизни мы тоже часто говорим о последнем пути. Всякий знаток древнего ритуала знает, как серьезно относились к представлению о путешествии в страну мертвых, например, в древнеегипетской религии. До нас дошла во многих экземплярах Книга мертвых, которой, как бедекером, снабжали в это путешествие мумию. С тех пор как кладбища были отделены от жилищ, последнее путешествие умершего стало реальностью.

Символика гениталий тоже не является чем-то присущим только сновидению. Каждому из вас случается быть невежливым и назвать женщину «alte Schachtel» [старая колода], не зная, что вы пользуетесь при этом символом гениталий. В Новом Завете сказано: женщина - сосуд скудельный. Священное Писание евреев, так приближающееся по стилю к поэтическому, полно сексуально-символических выражений, которые не всегда правильно понимались и толкование которых, например, Песни Песней, привело к некоторым недоразумениям. В более поздней еврейской литературе очень распространено изображение женщины в виде дома, в котором дверь считается половым отверстием. Муж жалуется, например, в случае отсутствия девственности, что нашел дверь открытой. Символ стола для женщины также известен в этой литературе. Женщина говорит о своем муже: я приготовила ему стол, ко он его перевернул. Хромые дети появляются из-за того, что муж перевернул стол. Эти факты я беру из статьи Л. Леви из Брюнна: «Сексуальная символика библии и талмуда» (1914).

То, что и корабли в сновидении означают женщин, поясняют нам этимологи, которые утверждают, что первоначально кораблем (Schiff) назывался глиняный сосуд и это было то же слово, что овца (Schaff). Греческое сказание о Периандре из Коринфа и его жене Мелиссе подтверждает, что печь означает женщину и чрево матери. Когда, по Геродоту, тиран вызвал тень своей горячо любимой, но убитой из ревности супруги, чтобы получить от нее некоторые сведения, умершая удостоверила себя напоминанием, что он, Периандр, поставил свой хлеб в холодную печь, намекая на событие, о котором никто другой не мог знать. В изданной Ф. С. Крауссом Anthropophyteia, незаменимом источнике всего, что касается половой жизни народов, мы читаем, что в одной немецкой местности о женщине, разрешившейся от бремени, говорят, что у нее обвалилась печь. Приготовление огня, все, что с ним связано, до глубины проникнуто сексуальной символикой. Пламя всегда является мужскими гениталиями, а место огня, очаг - женским лоном.

Если, быть может, вы удивлялись тому, как часто ландшафты в сновидении используются для изображения женских гениталий, то от мифологов вы можете узнать, какую роль мать-земля играла в представлениях и культах древности и как понимание земледелия определялось этой символикой. То, что в сновидении комната (Zimmer) представляет женщину (Frauenzimmer), вы склонны будете объяснить употреблением в нашем языке слова Frauenzimmer [баба] вместо Frau, т. е. замены человеческой личности предназначенным для нее помещением. Подобным же образом мы говорим о Высокой Порте и подразумеваем под этим султана и его правительство; название древнеегипетского властителя фараона также означало не что иное, как «большой двор». (В Древнем Востоке дворы между двойными воротами города являются местом сборища, как рыночные площади в классическом мире.) Я, правда, думаю, что это объяснение слишком поверхностно. Мне кажется более вероятным, что комната как пространство, включающее в себя человека, стала символом женщины. Мы уже ведь знаем, что слово «дом» употребляется в этом значении; из мифологии и поэтических выражений мы можем добавить в качестве других символов женщины еще город, замок, дворец, крепость. Вопрос было бы легче решить, используя сновидения лиц, не знающих и не понимающих немецкого языка. В последние годы я лечил преимущественно иностранцев и, насколько помню, в их языках не было аналогичного словоупотребления. Есть и другие доказательства тому, что символическое отношение может перейти языковые границы, что, впрочем, уже утверждал старый исследователь сновидений Шуберт (1814). Впрочем, ни один из моих пациентов не был абсолютно не знаком с немецким языком, так что я предоставляю решить этот вопрос тем психоаналитикам, которые могут собрать опыт в других странах, исследуя лиц, владеющих одним языком.

Среди символов, изображающих мужские гениталии, едва ли найдется хоть один, который не употреблялся бы в шуточных, простонародных или поэтических выражениях, особенно у классических поэтов древности. К ним относятся не только символы, встречающиеся в сновидениях, но и новые, например, различные инструменты, в первую очередь плуг. Впрочем, касаясь символического изображения мужского, мы затрагиваем очень широкую и горячо оспариваемую область, от углубления в которую из соображений экономии мы хотим воздержаться. Лишь по поводу одного, как бы выпадающего из ряда символа «три» мне хотелось бы сделать несколько замечаний. Еще неясно, не обусловлена ли отчасти святость этого числа данным символическим отношением. Но несомненным кажется то, что вследствие такого символического отношения некоторые встречающиеся в природе трехчастные предметы, например трилистник, используются в качестве гербов и эмблем. Так называемая французская лилия, тоже трехчастная, и странный герб двух так далеко расположенных друг от друга островов, как Сицилия и остров Мен, Triskeles (три полусогнутые ноги, исходящие из одного центра), по-видимому, только стилизация мужских гениталий. В древности подобия мужского члена считались самыми сильными защитными средствами (Apotropaea) против дурных влияний, и с этим связано то, что в приносящих счастье амулетах нашего времени всегда легко узнать генитальные или сексуальные символы. Рассмотрим такой набор, который носится в виде маленьких серебряных брелоков: четырехлистный клевер, свинья, гриб, подкова, лестница и трубочист. Четырехлистный клевер, собственно говоря, заменяет трехлистный; свинья - древний символ плодородия; гриб - несомненно, символ пениса, есть грибы, которые из-за своего несомненного сходства с мужским членом получили при классификации название Phallus impudicus; подковаповторяет очертание женского полового отверстия, а трубочист, несущий лестницу, имеет отношение к этой компании потому, что делает такие движения, с которыми в простонародье сравнивается половой акт (см. Anthropophyteia). С его лестницей как сексуальным символом мы познакомились в сновидении; нам на помощь приходит употребление в немецком языке слова «steigen» [подниматься], применяемого в специфически сексуальном смысле. Говорят: «Den Frauen nachsteigen» [приставать к женщинам] и «ein alter Steiger» [старый волокита]. По-французски ступенька называется la marche, мы находим совершенно аналогичное выражение для старого бонвивана «un vieux marcheur». С этим, вероятно, связано то, что при половом акте многих крупных животных самец взбирается, поднимается (steigen, besteigen) на самку.

Срывание ветки как символическое изображение онанизма не только совпадает с простонародным изображением онанистического акта, но имеет и далеко идущие мифологические параллели. Но особенно замечательно изображение онанизма или, лучше сказать, наказания за него, кастрации, посредством выпадения и вырывания зубов, потому что этому есть аналогия в фольклоре, которая, должно быть, известна очень немногим лицам, видящим их во сне. Мне кажется несомненным, что распространенное у столь многих народов обрезание является эквивалентом и заменой кастрации. И вот нам сообщают, что в Австралии известные примитивные племена вводят обрезание в качестве ритуала при наступлении половой зрелости (во время празднеств по случаю наступления совершеннолетия), в то время как другие, живущие совсем рядом, вместо этого акта вышибают один зуб.

Этими примерами я закончу свое изложение. Это всего лишь примеры; мы больше знаем об этом, а вы можете себе представить, насколько содержательнее и интереснее получилось бы подобное собрание примеров, если бы оно было составлено не дилетантами, как мы, а настоящими специалистами в области мифологии, антропологии, языкознания, фольклора. Напрашиваются некоторые выводы, которые не могут быть исчерпывающими, но дают нам пищу для размышлений.

Во-первых, мы поставлены перед фактом, что в распоряжении видящего сон находится символический способ выражения, которого он не знает и не узнает в состоянии бодрствования. Это настолько же поразительно, как если бы вы сделали открытие, что ваша прислуга понимает санскрит, хотя вы знаете, что она родилась в богемской деревне и никогда его не изучала. При наших психологических воззрениях нелегко объяснить этот факт. Мы можем только сказать, что знание символики не осознается видевшим сон, оно относится к его бессознательной духовной жизни. Но и этим предположением мы ничего не достигаем. До сих пор нам необходимо было предполагать только бессознательные стремления, такие, о которых нам временно или постоянно ничего не известно. Теперь же речь идет о бессознательных знаниях, о логических отношениях, отношениях сравнения между различными объектами, вследствие которых одно постоянно может замещаться другим. Эти сравнения не возникают каждый раз заново, они уже заложены готовыми, завершены раз и навсегда; это вытекает из их сходства у различных лиц, сходства даже, по-видимому, несмотря на различие языков.

Откуда же берется знание этих символических отношений? Только небольшая их часть объясняется словоупотреблением. Разнообразные параллели из других областей по большей части неизвестны видевшему сон; да и мы лишь с трудом отыскивали их.

Во-вторых, эти символические отношения не являются чем-то таким, что было бы характерно только для видевшего сон или для работы сновидения, благодаря которой они выражаются. Ведь мы узнали, что такая же символика используется в мифах и сказках, в народных поговорках и песнях, в общепринятом словоупотреблении и поэтической фантазии. Область символики чрезвычайно обширна, символика сновидений является ее малой частью, даже нецелесообразно приступать к рассмотрению всей этой проблемы исходя из сновидения. Многие употребительные в других областях символы в сновидениях не встречаются или встречаются лишь очень редко, некоторые из символов сновидений встречаются не во всех других областях, а только в той или иной. Возникает впечатление, что перед нами какой-то древний, но утраченный способ выражения, от которого в разных областях сохранилось разное, одно только здесь, другое только там, третье в слегка измененной форме в нескольких областях. Я хочу вспомнить здесь фантазию одного интересного душевнобольного, воображавшего себе какой-то «основной язык», от которого во всех этих символических отношениях будто бы имелись остатки.

В-третьих, вам должно было броситься в глаза, что символика в других указанных областях не только сексуальная, в то время как в сновидении символы используются почти исключительно для выражения сексуальных объектов и отношений. И это нелегко объяснить. Не нашли ли исходно сексуально значимые символы позднее другое применение и не связан ли с этим известный переход от символического изображения к другому его виду? На этот вопрос, очевидно, нельзя ответить, если иметь дело только с символикой сновидений. Можно лишь предположить, что существует особенно тесное отношение между истинными символами и сексуальностью.

По этому поводу нам было дано в последние годы одно важное указание. Филолог Г. Шпербер (Упсала), работающий независимо от психоанализа, выдвинул (1912) утверждение, что сексуальные потребности принимали самое непосредственное участие в возникновении и дальнейшем развитии языка. Начальные звуки речи служили сообщению и подзывали сексуального партнера; дальнейшее развитие корней слов сопровождало трудовые операции первобытного человека. Эти работы были совместными и проходили в сопровождении ритмически повторяемых языковых выражений. При этом сексуальный интерес переносился на работу. Одновременно первобытный человек делал труд приятным для себя, принимая его за эквивалент и замену половой деятельности. Таким образом, произносимое при общей работе слово имело два значения, обозначая как половой акт, так и приравненную к нему трудовую деятельность. Со временем слово освободилось от сексуального значения и зафиксировалось на этой работе. Следующие поколения поступали точно так же с новым словом, которое имело сексуальное значение и применялось к новому виду труда. Таким образом возникало какое-то число корней слов, которые все были сексуального происхождения, а затем лишились своего сексуального значения. Если вышеизложенная точка зрения правильна, то перед нами, во всяком случае, открывается возможность понимания символики сновидений. Мы могли бы понять, почему в сновидении, сохраняющем кое-что из этих самых древних отношений, имеется такое огромное множество символов для сексуального, почему в общем оружие и орудия символизируют мужское, материалы и то, что обрабатывается, - женское. Символическое отношение было бы остатком древней принадлежности слова; вещи, которые когда-то назывались так же, как и гениталии, могли теперь в сновидении выступить для того же в качестве символов.

Но благодаря этим параллелям к символике сновидений вы можете также оценить характерную особенность психоанализа, благодаря которой он становится предметом всеобщего интереса, чего не могут добиться ни психология, ни психиатрия. При психоаналитической работе завязываются отношения с очень многими другими гуманитарными науками, с мифологией, а также с языкознанием, фольклором, психологией народов и религиоведением, изучение которых обещает ценнейшие результаты. Вам будет понятно, почему на почве психоанализа вырос журнал Imago, основанный в 1912 г. под редакцией Ганса Сакса и Отто Ранка, поставивший себе исключительную задачу поддерживать эти отношения. Во всех этих отношениях психоанализ сначала больше давал, чем получал. Хотя и он извлекает выгоду из того, что его своеобразные результаты подтверждаются в других областях и тем самым становятся более достоверными, но в целом именно психоанализ предложил те технические приемы и подходы, применение которых оказалось плодотворным в этих других областях. Душевная жизнь отдельного человеческого существа дает при психоаналитическом исследовании сведения, с помощью которых мы можем разрешить или, по крайней мере, правильно осветить некоторые тайны из жизни человеческих масс.

Вместе с тем, указав на своеобразие семейно-брачных отношений в различных культурах, Фрейд побудил этнографов заняться их специальным изучением.

Впрочем, я вам еще не сказал, при каких обстоятельствах мы можем глубже всего заглянуть в тот предполагаемый «основной язык», из какой области узнать о нем больше всего. Пока вы этого не знаете, вы не можете оценить всего значения предмета. Областью этой является невротика, материалом - симптомы и другие невротические проявления, для объяснения и лечения которых и был создан психоанализ. Рассматривая вопрос с четвертой точки зрения, мы опять возвращаемся к началу и направляемся по намеченному пути. Мы сказали, что даже если бы цензуры сновидения не было, нам все равно было бы нелегко понять сновидение, потому что перед нами встала бы задача перевести язык символов на язык нашего мышления в состоянии бодрствования. Таким образом, символика является вторым и независимым фактором искажения сновидения наряду с цензурой. Напрашивается предположение, что цензуре удобно пользоваться символикой, так как она тоже стремится к той же цели - сделать сновидение странным и непонятным.

Скоро станет ясно, не натолкнемся ли мы при дальнейшем изучении сновидения на новый фактор, способствующий искажению сновидения. Я не хотел бы оставлять тему символики сновидения, не коснувшись еще раз того загадочного обстоятельства, что она может встретить весьма энергичное сопротивление образованных людей, тогда как распространение символики в мифах, религии, искусстве и языке совершенно несомненно. Уж не определяется ли это вновь отношением к сексуальности?