Кто такая богиня исида. Исида и осирис

Иси́да (Изи́да) (егип. js.t, др.-греч. Ἶσις, лат. Isis) — одна из величайших богинь древности, ставшая образцом для понимания египетского идеала женственности и материнства. Она почиталась как сестра и супруга Осириса, мать Гора, а, соответственно, и египетских царей, которые исконно считались земными воплощениями сокологолового бога. Она покровительствовала рабам, грешникам, ремесленникам и угнетенным, но прислушивалась и к молитвам богачей, девушек, аристократов и правителей. Также она известна как защитница мертвых и богиня-покровительница детей.

Имя Исиды означает «трон», который является её головным убором. Как олицетворение трона, она была важным представителем власти фараона. Сам фараон рассматривался как её дитя, восседающее на троне, который она ему предоставила. Её культ был очень популярен на всей территории Египта, но самые важные храмы располагались в Бехбейт эль-Хагар и, начиная с правления Нектанеба I, в Филах.

Исида — первая дочь Геба, бога земли, и Нут, богини Неба. Она вышла замуж за своего брата Осириса и зачала с ним Гора. Когда Сет убил её мужа и разбросал части его тела по Земле, Исида собрала их и восстановила тело своего супруга с помощью магии.

Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/Исида

Информация с Тонкого плана:

Исида — Мать женственности красоты, живёт в Обители Матери Мира, что предусматривает собой различные аспекты, привносящие балансный поток для выравнивания Инь-Янь. Исида несёт свою роль не только планете Земля, но и имеет прямое отношение к высоко-техногенным цивилизациям, где также наблюдается нарушение уровня потенциала женского начала.

Воплощения на планете Земля имели свои цели и задачи, их было несколько, об этом у вас имеется информация. Её истоки зарождения были на одной из звезд дальней Галактики, где душа прошла свои стадии формирования для несения особой миссии в пределах цивилизаций с разумной жизнью.

Приняла Тасачена

Источник: http://tasachena.org/

Публикация: http://tasachena.org/

Поддержать проект //= \app\modules\Comment\Service::render(\app\modules\Comment\Model::TYPE_NEWS, $item["id"]); ?>

Если вы хотите получать новости на Facebook, нажмите «нравится» ×

Купить Акселератор мозга

Увеличивает способности к Творчеству, открывает канал Вдохновения, дает ясное понимание вещей, развивает ясновидение, яснослышание, способности к телепатии.

Учёные доказали, что мысли материальны! Так как научиться правильно думать?

Несчастным или счастливым человека делают только его мысли, а не внешние обстоятельства. Управляя своими мыслями, он управляет своим счастьем. Фридрих Ницше. Не буду разглагольствовать на тем...







Имя богини, вероятно, означает «сиденье», «трон» и идентично знаку, который она несет на своей голове. Таким образом, Изида, очевидно, была первоначально олицетворением тронного места и тем самым имела особое отношение к царю, чьей символической матерью она является. В мифе она нашла мертвого брата и мужа Озириса, от которого зачала сына Гора и которого похоронила и вместе со своей сестрой Иефтидой оплакивала. Сетующие богини изображались в символическом облике двух хищных птиц (коршунов). На стенках гроба она изображается в человеческом обличье и с распростертыми крыльями, чтобы обеспечить защиту умершим и подгонять к ним воздух жизни. Изида почиталась как «колдунья», которая могла защитить сына Гора - и вместе с ним также земных детей - от змей, хищных животных и других опасностей. В период Нового царства Изида тесно связывалась с Хатор, внешние признаки которой (коровьи рога с солнечным диском) она перенимает. У древних египтян богиня считалась «глазом Ра», Платон же, напротив, воспринимал ее как лунное божество. В эллинистический период Изида была защитницей мореплавателей и получила в качестве атрибута руль корабля.

Изида и Нефтида приветствуют священного быка Аписа, несущего мешок с частями тела Озириса.

Многоцветность есть знак жизненной силы. Символическая значимость пестрых одежд египетской Исиды с особой выразительностью передана Плутархом: "Что касается одежды, то у Исиды она пестрого цвета, ибо принадлежа к материи, энергия её становится всем и все в себе заключает: свет и тьму, день и ночь, огонь и воду, жизнь и смерть, начало и конец. Одеяние же Осириса не приемлет тень и пестроту и является одним чистым подобием света, ибо начало - беспримесно, и ни с чем не смешано первичное и сверхчувственное" (Плутарх. Об Исиде и Осирисе. 77). Пантеру и Исиду сближают не только пестрота внешнего вида. В каждой из них сосредоточена энергия космических рождений, и обе они источают волшебный запах. Согласно Плутарху, тело и волосы Исиды излучали удивительный аромат (Плутарх. Об Исиде и Осирисе. 15). То, что Плутарх далее говорит об Исиде, полностью приложимо к Пантере: "Исида есть женское начало природы и она вмещает в себя всякое порождение, почему Платон восхваляет её как "кормилицу" и как "всеобъемлющую", а большинство - как "многоименную" из-за того, что она принимает всяческие виды и формы, изменяясь по воле разумного начала" (Плутарх. Об Исиде и Осирисе. 53). Многоцветность пантеры соотносится с бесконечной чередой зачатий, - обстоятельством, умалчиваемым автором "Физиолога". Однако языческая полнота жизни оказалась не до конца скрытой под покрывалом христианского смирения. У Данте радужное многоцветие Ада тождественно греховной фантасмагории лжи. В семнадцатой песне Ада Данте встречает великана со змеиным телом "в узоре пятен и узлов цветистых", на чьем хребте путники сходят в глубину: таков Герион - "образ омерзительный обмана" (Ад. XVII. 13-18) . На миниатюрах средневековых бестиариев шкура пантеры разрисована яркими сочными красками. В этом можно видеть отражение глубинной памяти о сакральной пестроте. Рассмотрим различные аспекты обозначенной темы. Согласно Павсанию, бог-хранитель города Элиды был изображен в хламиде, усеянной звездами (Павсаний. VI. 25. 4). Откликаясь на разные слухи о мифологических персонажах и считая их ложью, Павсаний произносит не очень ясную фразу: "Слыхал я и многое другое, будто грифы в таких же пятнах, как и леопард" (Павсаний. VIII. 2. 7). Выше говорилось о Кибеле, в свиту которой входят грифоны. В басне Эзопа "Лисица и барс" эти звери спорят между собой, кто из них красивее. Барс на все лады хвастался своей испещренной шкурой. А лисица в ответ заявила, что у нее столь же изощрена душа (Басни Эзопа. 12; См.т.ж.: Плутарх. Пир семи мудрецов. 12). Из описания Иосифа Флавия известно, как выглядел занавес в Иерусалимском Храме. Храм имел два помещения; во внутреннее вели золотые двери в 50 локтей высоты и 16 ширины. "Перед дверьми висел, скрывая их, такой же величины занавес вавилонской работы, расшитый гиацинтом, виссоном*, багрецом и пурпуром**, - произведение, достойное всяческого удивления. Подобное смешение материалов не было случайным, но долженствовало служить подобием мироздания: багряница обозначала огонь, виссон - землю, гиацинт - воздух, а пурпур - море. Багряница и гиацинт были избраны для этой цели по сходству цвета, а два остальных - из-за своего происхождения, так как виссон происходит от земли, а пурпур - от моря. Шитье на занавесе представляло собой полный обзор неба, за исключением знаков зодиака" (Иосиф Флавий. Иудейская война. V. 5. 4). Пестрота смешанных красок выступает подобием мироздания, шкура пантеры также может быть уподоблена Космосу.

  • Виссон - лен; Павсаний (Описание Эллады. V. 5. 2) пишет: "Лен же в Элладе по своей тонкости не уступает еврейскому, но он не такой золотистый".
    • Пурпур, скорее всего, - ткань, окрашенная в красный цвет веществом, добываемым из морских раковин, см.: Павсаний. Описание Эллады. III. 21. 6.

Плутарх в "Застольных беседах", задавшись вопросом, каков бог у иудеев, рассуждение на эту тему вложил в уста афинянина Марагена - участника дионисийских таинств, который утверждает, что это Дионис. Мараген объясняет, что иудейские обряды напоминают дионисийские: первосвященник во время праздника носит на голове лидийскую митру, одет в оленью шкуру, шитую золотом, и длинный хитон, с одежды у него свешиваются колокольчики, как у вакхантов (Плутарх. Застольные беседы. IV. 6. 2). Согласно описанию Иосифа Флавия, одеяние первосвященника Иерусалимского Храма выглядело более впечатляюще: "Для совершения службы он надевал пояс, покрывавший ему бедра вплоть до чресел, и нижнюю одежду из льна, а сверху облекался в облегающую тело и спускающуюся до самых пят гиацинтовую одежду, обшитую кистями. На этих кистях висели, чередуясь друг с другом, золотые колокольчики и гранатовые яблоки: первые долженствовали служить символом грома, а вторые - молниями. Верхняя одежда прикреплялась к груди разноцветной повязкой, сплетенной из пяти лент тех же самых материалов - золота, пурпура, багряницы, виссона и гиацинта, - из которых, как мы уже рассказывали, были сотканы храмовые занавески. Из них же было сделано и наплечное одеяние, но золота в нем было больше, чем остальных материалов. [...] Голову покрывала тиара: она была из висона, а сверху увенчивалась гиацинтовой тканью; вокруг нее шел ещё один венец, золотой, с вырезанными в нем священными буквами, именно, четырьмя гласными. Однако это облачение он надевал не во всякое время (обыкновенно он носил более простые одежды), а лишь тогда, когда вступал в Святая Святых" (Иосиф Флавий. Иудейская война. V. 5. 7). Для нас важно следующее: пестрые одеяния и украшения первосвященника воспринимались сторонними наблюдателями как одежда из пестрой оленьей шкуры. Истинным гимном земным творениям звучат слова Иеронима Стридонского в "Письме к Фабиоле": "Итак, справедливо, что первосвященник Божий, нося на одеждах своих изображение всех тварей, показывал тем самым, что все нуждается в милосердии Бога; а когда приносил Ему жертвы, - жертвы эти были искупительными за весь мир; так что, и словом и одеждою, он молился не за детей, не за родных и близких, а за все творение" . Подобно тому, как мифическая пантера собирает вокруг себя всех животных, первосвященник облачается в одеяние, покрытое изображениями всех тварей. Разница лишь в том, что в ритуале символы животных сведены до уровня условных знаков. В апокрифическом "Завещании Авраама", популярном в Средние века, Бог посылает Смерть за Авраамом, предварительно повелев ей скрыть дикость, гниль и горечь и навлечь красоту, чтобы она своим появлением не испугала праведника. "Услышав сие, отошла Смерть от лица Всевышнего и навлекла на себя одежды блестящие, и сделала облик свой подобным Солнцу, и стала красива и прекрасна превыше всех сынов человеческих. [...] И вот, аромат благоуханный начал доходить до него и сияние света. Обернувшись же, увидел Авраам Смерть, идущую к нему во многой красе и славе". Авраам, не поверив тому, что перед ним Смерть, просит её явиться в истинном обличье. "Тогда совлекла с себя Смерть всю свою красоту и прелесть, и всю славу и вид солнцеподобный, который приняла, и облачилась в одежды тирана. И сделала лик свой мрачным - лютее, чем лик всевозможных зверей, и всяческой нечистоты не-чистее. И явила она Аврааму головы дракона огненные числом семь, и лики числом четырнадцать, дышащие огнем и великою лютостью: и темный лик, и мрачный лик ехиднин, и лик кручи ужаснейшей, и лик аспида лютый, и лик льва ужаснейшего, и лик змеи рогатой и василиска" Превращения в облике Смерти возвращают нас к теме противостояния благоухающей пантеры и зловонного дракона.

Исида - егип. ,s.t; греч. S.Іsis

В египетской мифологии богиня плодородия, воды и ветра, символ женственности, семейной верности, богиня мореплавания (см. рис.). Культ И. пользовался широкой популярностью в Египте и далеко за его пределами, особенно со времени эллинизма. В греко-римском мире её называли «та, у которой тысяча имён». И. - дочь Геба и Нут, сестра Осириса (и его супруга), Нефтиды, Сета, мать Гора (см. рис.). Основные повествования об И. тесно переплетены с мифом об Осирисе. В мифах И. обычно выступает как верная и преданная супруга. После убийства Осириса Сетом она, отыскав тело мужа, погребла его и, зачав от мёртвого Осириса, родила сына Гора, который должен был отомстить Сету. В мифах подробно описывается жизнь И. в болотах дельты Нила, где она, спасаясь от преследований Сета, воспитала сына Гора. Однажды в её отсутствие ядовитая змея ужалила «прекрасного, золотого, невинного младенца. Его тело было неподвижно, его сердце было бессильно, не бились сосуды его тела» («Исида и Гор в болотах Дельты», текст т. н. стелы Меттерниха (см. рис.)). И. подняла крик, призывая на помощь богов и людей. Бог мудрости Тот успокоил несчастную мать и своими заклинаниями исцелил Гора. Когда Гор подрос, И. явилась с ним на суд эннеады (девятки богов) и стала требовать для него, как законного сына Осириса, царский престол. По настоянию Сета она была отстранена от участия в судебном разбирательстве. Боги-судьи собрались на Внутреннем острове и строго запретили перевозчику Немти доставлять туда И. Однако мудрая богиня перехитрила Сета. Приняв образ старухи, она подкупила перевозчика золотым кольцом, и он переправил её на заповедный остров. Там она превратилась в прекрасную девушку и рассказала Сету вымышленную историю о сыне пастуха, которого ограбил какой-то чужеземец, лишив его стад умершего отца. Сет возмутился незаконностью такого поступка и воскликнул, что чужеземца следует побить палкой. Этим он невольно осудил самого себя и признал, что наследство отца должно быть передано сыну.

В дальнейших спорах и столкновениях Гора с Сетом И. помогала своему сыну. Когда жизненная сила Сета проникла в руку Гора и наполнила её отравой, то И. оторвала руку и заменила её здоровой. Она добилась осуждения Сета и признания царём Египта своего сына. Имя И. упоминается почти во всех религиозно-магических текстах, посвящённых Осирису. О ней идёт речь в мифе о споре Гора с Сетом (сохранившемся на папирусе Честер Битти I). В некоторых вариантах мифов (миф о Ра и змее, сказка о фараоне Хуфу и чародеях) И. действует вполне самостоятельно и Осирис даже не упоминается. В магических текстах, написанных на т. н. стеле Меттерниха, об Осирисе упоминается лишь вскользь, а И. стоит на первом плане («Гор и Исида в болотах Дельты» и другие тексты). В мистериях, посвящённых смерти и воскресению Осириса, Осирис безмолвствовал (фигурировала его статуя, которую опускали, подымали и поворачивали), зато И. и её сестра-помощница Нефтида (их изображали жрецы) произносили длинные речи, оплакивая Осириса («Призывания И. и Нефтиды» (см. рис.). Отношение И. к Осирису и Гору считалось в Египте и затем в античном мире поучительным примером семейных добродетелей. Однако такая трактовка образа И. не являлась изначальной. Сохранилось глухое воспоминание об И., выступающей на стороне Сета, злейшего врага её мужа и сына. При этом даётся объяснение такого поведения. Когда она, заступившись за сына, вонзает свой гарпун в Сета, тот восклицает: «Что сделал я против тебя, сестра моя Исида? Позови свой гарпун, да отпустит он меня, ибо я брат твой по матери!». Потом он говорит, что Гор является для И. чужеземцем (то есть принадлежит не её роду, а роду своего отца). Смущённая этими речами, И. отзывает свой гарпун и разъярённый таким предательством Гор отрубает своей матери голову. Этот вариант мифа является глубоко архаическим. И. поступает здесь в соответствии с нормами материнского права, когда брат по материнской линии является самым близким человеком. Гор, как представитель нового поколения богов, действует уже по нормам отцовского права. Он теснее связан с отцом, а для матери менее дорог, чем родной брат. Этот древнейший вариант мифа был затем искусственно включён в свободное изложение мифа о споре Гора с Сетом, хотя он совершенно не вяжется с общей тенденцией повествования.

В мифе о Ра и змее И. выступает как злая волшебница. Она создает и насылает на верховного бога Ра ядовитую змею. Ужаленный бог молит «великую чарами» И. об исцелении, и она спасает его только после того, как он открывает ей свое настоящее имя. Затем И. получает магическую власть над царем богов.

Подобно вавилонской богине Иштар, И. постепенно превращается из злой богини, которая борется за власть с богом Ра и враждует даже со своим сыном Гором, в добрую и благодетельную владычицу. Создается классический образ И. - любящей жены и матери, защищающей права своего мужа и сына. Первоначально И. почиталась в северной части дельты Нила и центром ее культа был город Буто. Она, вероятно, олицетворяла небо, и само ее имя (егип. Исет, «трон», «место») намекало на рождение ею солнечного бога Гора. Почитателями И. в первую очередь были обитавшие в районе Буто рыбаки. Согласно мифу, когда с Гором случилось несчастье, то они первыми прибежали к ней на помощь («И. и Гор в болотах Дельты» (см. рис.). Как богиня неба И. изображалась в виде коровы или женщины с коровьими рогами на голове. В дальнейшем (после создания гелиопольского пантеона, т. н. Великой эннеады) владычицей неба признается мать И. богиня Нут, а сама И. выступает уже в классическом образе супруги и помощницы Осириса.

Почиталась И. и как богиня ветра, создавшая его взмахами своих крыльев; соответственно ее (как и сестру Нефтиду) изображали в виде соколицы или крылатой женщины. Вместе с той же Нефтидой, а также богиней Хекет И. выступает как покровительница рожениц, облегчающая роды и определяющая судьбу новорожденных царей («Сказка о Хуфу и чародеях»).

Как супруга Осириса , И. воспринимает порой его функции. По сообщению греческого историка Диодора Сицилийского (следовавшего египетской традиции), она научила людей жать, растирать зерна; греки отождествляли И. с богиней Деметрой. Однако, как правило, функции земледельца выполняет сам Осирис. Наряду с представлением о водах Нила, вытекающих из тела Осириса, существовало представление о разливе великой реки, переполненной слезами И., горюющей по супругу. Судя по античной традиции, И. была владычицей не только речных, но и морских вод и покровительницей моряков. Возможно, что это представление восходит к ранним египетским верованиям. Сохранились изображения И. с лодкой в руках.

Ни одно египетское божество (за исключением Сераписа) не получило такой широкой популярности в греко-римском мире, как И. В 4 в. до н. э. храм И. был построен в Пирее, во 2 в. до н. э. на острове Делос. Известны также святилища И. в Тифорее (близ Дельф), в Кенхрее (около Коринфа) и других местах Греции. В Италии культ И. распространяется начиная со 2 в. до н. э.; воздвигаются храмы И. в Риме, Помпеях, Беневеяте и других городах. Имеются памятники, свидетельствующие о культе И. в Галлии, Испании, Британии. Если сначала её культ связан с культом Осириса, то в греко-римскую эпоху он приобретает самостоятельное значение, и И. выдвигается на первый план, принимая на себя многие функции Осириса. Об И. писали многие античные авторы (с благоговением Плутарх и Апулей, с иронией Лукиан из Самосаты и Ювенал).

Культ И. повлиял на христианскую догматику и искусство. Образ богоматери с младенцем на руках восходит к образу И. с младенцем Гором. Статуэтки И. сохранялись как реликвии в некоторых средневековых церквах (в Сен-Жермене, Кёльне).

Образ И. получил отражение в поэзии [напр., у О. Уайльда («Сфинкс»), В. Брюсова («Жрец Исиды», «Встреча») и др.].

Лит.: Коцейовский А., Иератическая часть Берлинского папируса 3008. Призывания Исиды и Нефтиды, «Записки классического отделения Русского археологического общества», 1913, т. 7, с. 133-87; Mоpэ А., Мистерии Изиды, в его кн.: Цари и боги Египта, пер. [с франц.], М., 1914, с. 171-225.

Д. Г. Редер

[Мифы народов мира. Энциклопедия: Исида, С. 7 и далее. Мифы народов мира, С. 3431 (ср. Мифы народов мира. Энциклопедия, С. 571 Словарь)]

Исида (Изида) - одна из величайших богинь древности, ставшая образцом для понимания египетского идеала женственности и материнства. Она почиталась как сестра и супруга Осириса , мать Хора , а, соответственно, и египетских царей, которые исконно считались земными воплощениями сокологолового бога.

Символом Исиды был царский трон, знак которого часто помещается на голове богини. С эпохи Нового царства культ богини стал тесно переплетаться с культом Хатхор , в результате чего Исида иногда имеет убор в виде солнечного диска, обрамленного рогами коровы. Священным животным Исиды как богини-матери считалась «великая белая корова Гелиополя » - мать мемфисского быка Аписа . Будучи очень древним, культ Исиды, вероятно, происходит из Дельты Нила . Здесь находился один из древнейших культовых центров богини, Хебет, названный греками Исейоном (совр. Бехбейт эль-Хагар), лежащий в настоящее время в руинах. В Гелиопольской теологической системе Исида почиталась как дочь бога Геба и богини Нут .

Исида. Расписанный рельеф из гробницы Сети I в Долине царей. XIX династия.

В мифах, часть которых дошла до нашего времени только в известном пересказе Плутарха , богиня хорошо известна как верная супруга Осириса, тело которого она нашла в долгих странствиях после того, как бога убил его родной брат Сет . Собрав воедино разрубленные на части останки Осириса, Исида с помощью бога Анубиса сделала из них первую мумию. Вдохнув своими крыльями в забальзамированный труп Осириса на несколько мгновений дыхание жизни, богиня волшебным образом зачала от него своего сына Хора. В храме Хатхор в Дендере и храме Осириса в Абидосе сохранились рельефные композиции, на которых показан сокровенный акт зачатия сына богиней в образе соколицы, распростёртой над мумией супруга. В память об этом Исида часто изображалась в облике прекрасной женщины с птичьими крыльями, которыми она защищает Осириса, царя или просто умершего. Исида часто предстает и коленопреклоненной, в белой повязке афнет, оплакивающая каждого усопшего так, как когда-то оплакивала самого Осириса.

Согласно легенде, Осирис стал владыкой загробного мира, в то время как Исида родила Хора в тростниковом гнезде в болотах Хеммиса (Дельта). Многочисленные статуи и рельефы изображают богиню кормящей грудью сына, принявшего облик фараона. Вместе с богинями Нут, Тефнут и Нефтидой, Исида, носящая эпитет «Прекрасная», присутствует при родах каждого фараона, помогая царице-матери разрешиться от бремени.

Исида - «великая чарами, первая среди богов», повелительница заклинаний и тайных молитв; её призывают в беде, произносят её имя для защиты детей и семьи. По преданию, для того, чтобы завладеть тайным знанием и обрести магическую силу, богиня вылепила из слюны стареющего бога Ра и земли зме́я, ужалившего солнечное божество. В обмен на исцеление Исида потребовала у Ра поведать ей свое тайное имя, ключ ко всем загадочным силам вселенной, и стала «госпожой богов, той, кто знает Ра в его собственном имени». Своим знанием Исида, одна из божеств-покровителей медицины, исцелила младенца Хора, ужаленного в болотах скорпионами . С тех пор, подобно богине Селкет , она иногда почиталась как великая владычица скорпионов. Свои тайные силы богиня передала Хору, тем самым, вооружив его великой магической силой. С помощью хитрости Исида помогла своему сыну Хору одержать верх над Сетом во время спора за престол и наследство Осириса и стать владыкой Египта.

Одним из широко распространенных символов богини является амулет тет - «узел Исиды», или «кровь Исиды», часто выполнявшийся из минералов красного цвета - сердолика и яшмы. Как и Хатхор, Исида повелевает золотом, считавшимся образцом нетленности; на знаке этого металла она часто изображается коленопреклоненной. Небесные проявления Исиды - это, прежде всего, звезда Сепедет, или Сириус , «госпожа звезд», с восходом которой от одной слезы богини разливается Нил ; а также грозная гиппопотам Исида Хесамут (Исида, мать грозная) в облике созвездия Большой медведицы хранящая в небесах ногу расчлененного Сетха с помощью своих спутников - крокодилов . Также Исида вместе с Нефтидой может представать в облике газелей, хранящих горизонт небес; эмблему в виде двух газелей-богинь носили на диадемах младшие супруги фараона в эпоху Нового царства. Ещё одно воплощение Исиды - богиня Шентаит, предстающая в облике коровы покровительница погребальных пелен и ткачества, повелительница священного саркофага, в котором возрождается, согласно осирическому ритуалу мистерий, тело убитого братом Осириса. Сторона света, которой повелевает богиня - запад, ее ритуальные предметы - систр и священный сосуд для молока - ситула. Вместе с Нефтидой, Нейт и Селкет, Исида была великой покровительницей умершего, своими божественными крыльями защищала западную часть саркофагов, повелевала антропоморфным духом Имсети, одним из четырёх «сыновей Хора», покровителей каноп.

Знаменитое святилище Исиды, существовавшее вплоть до исчезновения древнеегипетской цивилизации, находится на острове Филе , неподалеку от Асуана . Здесь богине, почитавшейся во многих других храмах Нубии , поклонялись вплоть до VI века н. э. , в то время, когда весь остальной Египет уже был христианизирован . Другие центры почитания богини располагались по всему Египту; наиболее известные из них - это Коптос, где Исида считалась супругой бога Мина, владыки восточной пустыни; Дендера , где богиня неба Нут родила Исиду, и, конечно же, Абидос, в священную триаду которого богиня входила вместе с Осирисом и Хором.

Как вселенская богиня-мать, Исида пользовалась широкой популярностью в эпоху эллинизма не только в Египте, где её культ и таинства процветали в Александрии , но и во всем Средиземноморье. Хорошо известны ее храмы в Библе , Афинах , Помпеях , Риме . Позже, святилища и мистерии Исиды были широко распространены и в других городах Римской империи, среди которых выделялся храм в Лютеции (совр. Париж). В знаменитом произведении античного автора Апулея «Метаморфозы » описываются церемонии инициации в служители богини, хотя их полное символическое содержание так и остаётся загадкой. В римское время Исида намного превзошла своей популярностью культ Осириса и стала серьёзной соперницей становления раннего христианства.

Гимн Изиде

Ибо я - первая и я же - последняя
Я - почитаемая
Я - блудница и святая
Я - жена и дева
Я - мать и дочь
Я - руки матери моей
Я - бесплодна, но бесчисленны дети мои
Я счастлива в браке и не замужем
Я - та, кто производит на свет, и та, кто вовек не даст потомства
Я облегчаю родовые муки
Я - супруг и супруга
И это я родила моего мужа
Я - мать моего отца
Я - сестра моего мужа
Поклоняйтесь мне вечно,
Ибо я - злонравна и великодушна
(Гимн Изиде, 3-4 век до н. э.)

Исида в античной традиции

Богиня была хорошо известна грекам и римлянам. Жена Осириса . Её отождествляли с Деметрой . Изобрела паруса, когда искала своего сына Гарпократа (Хора).

Некоторые считают, что она стала созвездием Девы . Поместила Сириус на голову Пса . Рыба, которая ей помогла, стала созвездием Южной Рыбы , а её сыновья - Рыбами .

Библиография

  • Липинская Я., Марциняк М. Мифология Древнего Египта. - М., 1983.
  • Солкин В. В. Египет: вселенная фараонов. - М., 2001.
  • Солкин В. В. Исида.// Древний Египет. Энциклопедия. М., 2005.
  • Iside. Il Mito, il Mistero, la Magia. - Milano, 1997.
  • Witt R. Isis in the Graeco-Roman world. - London, 1971.

Примечания

См. также

42 Изида - астероид главного пояса


Wikimedia Foundation . 2010 .

Исида (Изида) - греческое и латинское имя египетской богини Эсеты (или Исет).

Египтяне считали Эсету «величайшей из богов и богинь» и приписывали ей чудодейственную силу, которой она пользовалась исключительно для того, чтобы делать добро. Исида была сестрой и супругой бога Усира (Осириса) и родила ему сына Гора. Усир стал первым царем на свете и своими благодеяниями заслужил любовь людей. Брат Усира, Сет (Сутех), из зависти убил его, разрубил на части и разбросал по всему Египту; поэтому Усира невозможно было похоронить как следует, а по египетским представлениям это означает, что он не мог жить посмертной жизнью. Но Эсет собрала все части тела Усира, соединила их с помощью своих чар и вдохнула в него новую жизнь. После этой реанимации мужа она сошла с ним в , где Усир стал владыкой душ умерших. Эсета помогла Гору победить Сутеха и взять в свои руки власть над миром в качестве законного наследника Усира.


Греки познакомились с культом Эсеты примерно в 7 в. до н. э. и начали поклоняться ей под именем Исиды где-то с 5 в. до н. э. Из множества функций Эсеты в египетской религии они отобрали лишь небольшое число, несколько изменив их. Греки видели в Исиде небесную правительницу мира, дарительницу и охранительницу жизни, поборницу порядка в природе и в обществе, покровительницу женщин. Но всегда и прежде всего они видели в ней богиню, «великую чарами», могучую волшебницу. Греки отождествляли Исиду с Гекатой и Кибелой, иногда также с Афродитой и Деметрой. В то же время они видели в ней обожествленную Ио, которая, как они считали, была матерью первого египетского царя Эпафа. В Рим ее культ проник только во 2 в. до н. э. Впоследствии он распространился по всему Средиземноморью, на севере пересек Дунай, на юге дошел до Нубии. В отдаленных краях он просуществовал в разных формах еще целый ряд столетий после антиязыческих декретов императора Феодосия I от 383 г. н. э.

В первых числах нашего месяца ноября почитатели Исиды устраивали пышные празднества, так называемые Исеи, в ходе которых изображалось погребение и воскресение Осириса. Самые ревностные поклонники культа проходили через особый ритуал, содержавший крещение и пост и означавший посвящение в мистерии, близкие к элевсинским (см. статью « »). Считалось, что соблюдение определенных заповедей и безупречный образ жизни гарантируют посмертное воскресение к новой жизни, которая будет длиться вечно.

Начиная с эпохи эллинизма, Исида занимала, пожалуй, первое место среди всех богинь по числу храмов, посвященных ей во всем греко-римском мире, включая птолемеевский Египет; многие храмы были посвящены ей совместно с Осирисом или Сераписом. В одной только Александрии их было четыре, но все исчезли без следа. В нильской дельте поблизости от Семенуда, а также на острове Филе у Асуана имелись обширные святилища Исиды, названные Исейон (или Исей). В Греции ее храмы и святилища были в Кенхрее около Коринфа, в Пирее, в Афинах и на некоторых островах. В Риме ее храмы стояли на Эсквилине и на Марсовом поле; известен также храм Исиды в Помпеях.

Древнейшие египетские изображения Исиды относятся к началу 3-го тысячелетия до н. э.; многочисленные греческие и римские статуи и статуэтки представлены почти во всех собраниях древностей. Еще до расшифровки египетских иероглифов Европа уже знала мифы о Исиде благодаря сочинению Плутарха «О Исиде и Осирисе».

В новое время Исида в основном интересовала композиторов: мы встречаемся с ней в «Волшебной флейте» Моцарта (1791), Люлли написал «Исиду» в 1677 г., одноименную симфоническую поэму создал Абу Бакр Кайрат в 1957 г.

Исида (егип. Хест или Аст), «великая чарами», - единственная из древних богинь Египта, популярность которой перешагнула границы страны, образовав центры поклонения богине в Древней Греции и Риме. Уже в Текстах пирамид она упоминается как «любящая сестра и беззаветно преданная жена Осириса, убитого Сетом, как заботливая мать Хора-младенца», и, соответственно, египетских царей, которые исконно считались земными воплощениями сокологолового бога. Настоящее происхождение этой богини, чье имя пишется иероглифом «трон», туманно, вместе с Осирисом она считалась порождением Неба (богини Нут) и Земли (бога Геба) и входила в число богов гелиопольской эннеады. Символ Исиды, царский трон, часто помещался на голове богини. Единственная деталь, дополняющая ее появление на свет это, как сообщает Плутарх, рождение «во влаге» в четвертый из пяти добавочных дней.

С эпохи Нового царства культ богини стал тесно переплетаться с культом Хатхор, в результате чего Исида иногда изображалась с солнечным диском на голове, обрамленным рогами коровы. Священным животным Исиды как богини-матери считалась «великая белая корова Гелиополя» - мать мемфисского быка Аписа. Ее атрибутом был анх – символ вечной жизни. Одним из широко распространенных символов богини был амулет тет - «узел Исиды», или «кровь Исиды», часто выполнявшийся из минералов красного цвета - сердолика и яшмы. Часто богиня предстает и коленопреклоненной, в белой повязке афнет, оплакивающей каждого усопшего так же, как когда-то оплакивала самого Осириса. Очень древний, культ Исиды, вероятно, происходит из Дельты. Здесь находился один из древнейших культовых центров богини, Хебет (Пер-Хеби), названный греками Исеумом (Исайон, совр. Бехбейт эль-Хагар), расположенный на западном берегу Дамиеттского рукава Нила, в восточной части Дельты. В настоящее время на его месте находятся руины. Из Дельты культ Исиды распространился по всему Египту и особенно был развит в Мемфисе и Копте, причем в последнем она считалась супругой итифаллического бога Мина, и на о. Филе, где ее оракул продолжал действовать еще в V в. В греко-римское время центром ее культа и мистерий стала Александрия.

В мифах, часть которых дошла до нашего времени только в известном пересказе Плутарха, богиня известна как верная супруга Осириса, тело которого она нашла в долгих странствиях после того, как бога убил его родной брат Сет. Собрав воедино разрубленные на части останки Осириса, Исида с помощью бога Анубиса сделала из них первую мумию. Обратившись в соколицу, богиня вдохнула своими крыльями в забальзамированный труп Осириса на несколько мгновений дыхание жизни, и магическим образом зачала от него своего сына Гора. В «Гимне Осирису» есть следующие строки о зачатии Исидой сына от мертвого Осириса: "… Сделавшая тень перьями своими. / Сотворившая ветер крыльями своими. /… Приявшая семя его. / Сотворившая наследника…". В храме Хатхор в Дендере и храме Осириса в Абидосе сохранились рельефные композиции, на которых показан сокровенный акт зачатия сына богиней в образе соколицы, распростертой над мумией супруга. В память об этом Исида часто изображалась в облике прекрасной женщины с птичьими крыльями, которыми она защищает Осириса, царя или просто умершего. Поскольку древнейшие представления о ветре утверждают, что он создавался взмахами крыльев птицы, возможно, первоначально Исида представлялась божеством воздуха, ветра и лишь позднее была вытеснена в этой функции богом Шу. «В религиозных текстах Исида и ее сестра Нефтида называются соколицами, а египетские художники изображают Исиду крылатой женщиной, что соответствует божеству атмосферы».

Согласно легенде, Осирис стал владыкой загробного мира, в то время как Исида родила Хора в тростниках в болотах Хеммиса (Дельта). Многочисленные статуи и рельефы изображают богиню кормящей грудью сына, принявшего облик фараона. Вместе с богинями Нут, Тефнут и Нефтидой, Исида, носящая эпитет «Прекрасная», присутствует при родах каждого фараона, помогая царице-матери облегчиться от бремени. Но самой главной чертой этой богини является способность «создавать чары». Она - повелительница заклинаний и тайных молитв; ее призывают в беде, произносят ее имя для защиты детей и семьи. По преданию, для того, чтобы завладеть тайным знанием и обрести магическую силу, богиня вылепила из земли, смешанной с собственной слюной, змея, и положила его на дороге, по которой должен был пройти Ра. Укушенный змеей и умирающий от действия яда, Ра был вынужден в обмен на исцеление назвать Исиде свое тайное имя, и она стала «госпожой богов, той, кто знает Ра в его собственном имени». Исида смогла магическими заклинаниями спасти младенца Гора от укуса скорпиона, когда прятала его в болотах Дельты, и с тех пор, подобно богине Селкет, она почиталась как владычица скорпионов, изображаясь иногда со скорпионом на голове.

Однако египтяне почитали Исиду и как «владычицу хлеба», и, согласно Диодору Сицилийскому, Исиде египтяне приписывали открытие пшеницы и ячменя: «...в некоторых городах и в храмах Исиды выносятся стебли пшеницы и ячменя в качестве воспоминания о том, что было обнаружено искусной богиней в древние времена». Первые колосья, срезанные во время жатвы, посвящались богине: «...ведь и ныне во время жатвы, срезав первые (колосья) и положив их, люди, (стоя) близ снопа, ударяют себя руками и призывают Исиду. И, воздавая (таким образом) честь богине за открытие зерна, они это совершают в то время года, в которое и в древности сделала Исида». К Исиде применялись эпитеты «создательница всего зеленого», «зеленая богиня, цветом подобная зеленеющей земле», «владычица хлеба», «госпожа пива», «госпожа изобилия». В коптском языке продолжает сохраняться обращенный к Исиде эпитет «хлебное поле». Исиду считали богиней хлеба и греки и называли «дающей жизнь плодам земли», «матерью хлебных колосьев», отождествляя ее с Деметрой.

Небесные проявления Исиды - это, прежде всего, звезда Сопдет, или Сириус, «госпожа звезд», с восходом которой от одной слезы богини разливается Нил. На знаменитом зодиакальном рельефе из Дендеры «Орион в облике бога Осириса шагает впереди, а Сириус следует за ним на ладье, как богиня Исида». Одна из ее ипостасей отождествляется с богиней Таурт и выступает как грозная гиппопотам Исида Хесамут («Исида, мать грозная») в облике созвездия Волопаса сторожащая в небесах ногу Сета - созвездие Большой Медведицы. В позднюю эпоху «ее также ассоциировали с планетой Венерой как Вечерней звездой (дочерью солнца) или Утренней звездой (матерью солнца)». Сотис именовалась «годовой звездой» и «астрономический цикл из 1460 лет, в котором обычный неприбавленный год из 365 дней совпадал с астрономически правильным годом, определялся "циклом Сотис". Отождествление Сотис с Исидой отводило ей важную роль в мифе об Осирисе. Идентифицировали Исиду и с ее матерью - богиней неба Нут, и с древом небес и жизни, и с богиней-скорпионом подземного мира Селкет - встречаются изображения Исиды со скорпионом на голове. Вместе с Нефтидой она может представать одной из двух газелей, хранящих горизонт небес. Эмблему в виде двух газелей-богинь носили на диадемах младшие супруги фараона в эпоху Нового царства.

Центры почитания богини были распространены по всему Египту, и «ко времени религиозно-культурного становления здесь эллинизма она стала одним из вселенских божеств». Ее культ перешагнул границы Римской империи и распространился в таких чуждых эллинизму странах как Италия, Испания, Галлия, Британия, Германия и др. В Греции она имела храмы: в Тифорее Фокидской, Мегаре, Коринфе и др. В Тифорее Фокидской храм Исиды почитался настолько священным, что «доступ в храм дозволен лишь тем, кого, оказав милость, Исида сама в сновидении призовет в свой храм». Богине жертвовали оленей и быков, гусей и цесарок, не разрешено было только «для жертв употреблять свиней, овец и коз». В Египте позднего периода центром культа Исиды стал храм на о. Филе: «из одной надписи нам известно, что здесь ее считали богиней еще в 453 году н. э., т. е. спустя семьдесят лет после указа Феодосия, запрещающего поклонение египетским богам».

Нефтида, выступающая в мифе сестрой Исиды, изображалась в виде женщины с иероглифом своего имени на голове. Она считалась женой Сета и матерью Анубиса, которого, родила от Осириса. Сущность этой богини в египетской религиозной литературе почти не раскрыта. Нефтида вместе с Исидой участвует в мистериях Осириса и во всех заупокойных магических обрядах. Она вместе с Исидой оплакивает Осириса, участвует в поисках его тела, охраняет его мумию, стоя у изголовья его ложа с распростертыми крыльями. «Ей поклонялись в нескольких городах, но на самом деле она была не более чем участницей погребального плача по Осирису вместе с Исидой». Оплакивание и защита умершего – все это она сделала бы и для любого другого «благочестивого усопшего человека». Обе сестры у восточного неба встречают умершего. Идеограмма ее имени в качестве головного убора служит знаком, отличающим ее «от Исиды или вообще от любой другой богини».