Можно ли ребенку пропускать школу без справки. Не вести ребенка в школу, потому что лень и холодно? «Уроков не было - играли»

Невестка моей знакомой, пенсионерки Людмилы Ивановны, ждет третьего ребенка.
Честно говоря, Людмила Ивановна невестку - вернее сказать, ее и своего сына - не понимает. В наше время, считает она, и одного-то ребенка поднять, выучить и на ноги поставить - подвиг. Что уж говорить о троих. Тем более, когда эти трое - мал мала меньше. Двоим старшим - семь с половиной и четыре, сами еще малыши, а через месяц у матери будет новорожденный... Помочь невестке с детьми особо некому - муж, конечно же, много работает, свои родители живут далеко, а Людмила Ивановна еще работает. Хотя помогает, когда может. Но не в таком объеме, как хотелось бы.

Свое мнение насчет многодетности и о том, стоит ли рожать третьего, Людмила Ивановна держит при себе.
Но некоторые вещи ее откровенно возмущают.
Например, вот последняя ситуация: обычно старшего внука-первоклассника в школу утром отвозит папа. Но на этой неделе он в командировке, улетел в воскресенье, и вести ребенка в понедельник должна была невестка. Часов в одиннадцать утра Людмила Ивановна с работы позвонила узнать, как у них дела.
И с удивлением услышала, что никуда невестка сына не повела. Спят все втроем дома, еще и глаза не продрали.

Да холодно утром было! Темно! - объяснила невестка. - На каникулах режим у нас сбился, уснули поздно... Пожалела я его. Не стала будить, оставила дома. Да и самой мне уже тяжело, честно говоря, одеваться, вести его по морозу... Ничего страшного, три дня можно пропустить уроки и без справки... А там, может, муж приедет уже. И будет водить...

У Людмилы Ивановны, человека старой закалки, такое в голове не укладывается.
Разгильдяйство какое-то. Не пойти в школу по болезни, или по каким-то серьезным семейным обстоятельствам - это понятно. Но просто так не повести ребенка, потому что матери тяжело или лень - это, по мнению Людмилы Ивановны, какой-то сюр. Тяжело? - ну а кто сказал, что будет легко, когда они за третьим пошли? Третьего еще нет, а уже "тяжело" - что же дальше-то будет? Мороз? - да ладно, какой уж там мороз сейчас в Москве. Школа через два дома буквально. Режим сбился? - ну это вообще ни в какие рамки. Здесь целиком и полностью вина родителей. Это ни в коей мере не оправдание, а даже наоборот. Режим сбился, так давайте сбивать его дальше, спать до обеда...

Понятно, что первый класс - это еще ни о чем, ничего такого не случится от 2-3дневного пропуска школы, тем более, если ребенок достаточно подготовлен, еще до школы умел читать-писать. Но Людмилу Ивановну расстраивает отношение невестки к своим материнским обязанностям. Так нельзя, считает она. И потом, что это за воспитание получается? От так и подростком будет на школу плевать. А вырастет - будет плевать на работу?

А вы как считаете - нормально ли не вести ребенка в школу без уважительных причин?
Или Людмила Ивановна права, и это лень и разгильдяйство чистой воды? И с таким отношением к материнским обязанностям рожать третьего ребенка - по меньшей мере странно?
Что думаете?

Скоро закончатся каникулы, и для кого-то из родителей начало учебного года принесет новую тревогу, потому что их подросший ребенок начнет ходить в школу самостоятельно. Однозначного ответа на вопрос, с какого возраста можно отпускать ребенка без сопровождения, нет. Некоторые родители провожают детей в школу до пятнадцати лет, а кто-то спокойно отпускает в одиночестве и первоклашку.

10 советов Лии Шаровой, руководителя школы безопасности «Стоп Угроза», подойдут для любого возраста и помогут мамам и папам лучше подготовиться к безопасному учебному году.

1. Не давайте детям с собой дорогие планшеты и смартфоны. Во-первых, увлекшийся разговором в сети ребенок теряет бдительность и не обращает внимания на опасность. Во-вторых, одинокий школьник с девайсом – легкая добыча для грабителей или наркоманов, выслеживающих по утрам подобных жертв в общественном транспорте. Схема простая: выйти вслед за ребенком и преследовать на небольшом расстоянии, дожидаясь относительно безлюдного участка дороги. В лучшем случае грабитель просто выхватит планшет или телефон и убежит, в худшем – может ударить или оглушить ребенка.

2. Пройдите вместе весь маршрут от дома до школы. Обратите внимание ребенка на опасные и безопасные участки дороги, покажите, в какой магазин, торговый центр, аптеку или парикмахерскую он может побежать в случае опасности, чтобы попросить о помощи.

3. На первое время вам может помочь система родительского контроля, установленная в мобильном телефоне ребенка. Вы сможете видеть, где находится ваш ребенок, и даже установить безопасную зону и систему смс-оповещения в том случае, если ребенок ее покидает.

4. Расскажите ребенку, как нужно вести себя, если любой посторонний человек пытается начать разговор. Чаще всего достаточно твердого ответа: «Я вас не знаю и не буду с вами разговаривать», чтобы злоумышленник отошел, если вокруг есть другие прохожие.

5. Преступник не рискнет тащить кричащего и упирающегося ребенка, поэтому потренируйтесь кричать прямо на улице. Важно, чтобы ребенок не стеснялся кричать, бежать, просить о помощи. Отведите ребенка на тренинг по безопасности, чтобы он приобрел уверенный навык морального отпора в любой ситуации.

6. Дети должны знать наизусть минимум два номера телефона своих близких и понимать, к кому из посторонних они могут обратиться за помощью.

7. Многие родители придумывают пароли, но это не самое эффективное решение, потому что в ситуации, если с вами действительно что-то случится, вы не успеете сказать этот пароль другим людям. Гораздо лучше сразу четко определить «круг доверия», состоящий из двух-трех близких и друзей, с которыми ваш ребенок хорошо знаком лично. Предупредите его, что именно эти люди могут в случае непредвиденных обстоятельств встретить вашего ребенка или позвонить ему.

8. Приучите ребенка писать смс или делать контрольные звонки каждый раз, когда он приходит в школу или домой. Многим детям становится скучно писать одни и те же смс: «дошел», «приехала» и т. п., но они с радостью включаются в игру, когда можно написать любое сочетание букв или новые несуществующие слова.

9. Больше спрашивайте и больше слушайте. Вместо формальных «как дела в школе?» или «что интересного произошло за день?» лучше поспрашивать о настроении, друзьях, проблемах и желаниях. Вы же не хотите слышать ответ «все нормально» или «ничего интересного» каждый день.

10. Не реагируйте агрессивно на какую-то неожиданную или неприятную информацию. Дети врут очень часто, скрывая от родителей и опасные ситуации на улице, и какие-то проблемы в интернете или в школе с ровесниками, потому что уверены в том, что кроме запретов и скандалов в ответ на их откровенность ничего не последует. Поэтому иногда лучше набраться терпения и понимания, чтобы быть в курсе личной жизни своего ребенка.

«Об образовании в Российской Федерации» не вводит никакой специфической ответственности родителей за предоставление образования своим детям. При этом предоставляет родителям целый ряд возможностей принимать основные решения в сфере образования детей, выполнить ряд действий с целью обеспечить возможность получить это образование (например, выбрать образование в образовательной организации и обеспечить посещение, выбрать образовательную программу, например, адаптированную).

Если родители не выполняют своих обязанностей по обеспечению получения общего образования детьми, могут работать только общие механизмы контроля за выполнением обязанностей родителей, установленные в семейном законодательстве.

Согласно статье 65 Семейного кодекса, родительские права не могут осуществляться в противоречии с интересами детей. Обеспечение интересов детей должно быть предметом основной заботы их родителей. Родители, осуществляющие родительские права в ущерб правам и интересам детей, несут ответственность в установленном законом порядке (ограничение или лишение родительских прав).

При этом, хотелось бы подчеркнуть, что механизмы эти требуют участия органов опеки и попечительства. Согласно статье 56 Семейного кодекса, защита прав и законных интересов ребенка осуществляется родителями (лицами, их заменяющими), а в случаях, предусмотренных Кодексом , органом опеки и попечительства, прокурором и судом. Образовательная организация не включена в перечень данных лиц, как следует из семейного законодательства. Если, например, родители не водят ребенка в школу, либо отказываются выбрать для него посильную (адаптированную) образовательную программу, эти действия совершаются в нарушение интересов детей. И защищать эти интересы в таком случае должна не школа, т.к. у школы нет никаких средств воздействия на родителей. Это дело органов опеки и попечительства, именно эта система должна активно включиться в решение возникших проблем, воздействовать на родителей, вплоть до решений об ограничении и лишении родительских прав.

То, что функции органов опеки и попечительства – функции контроля за добросовестностью родителей, за исполнением ими своих родительских обязанностей, за тем, чтобы они действовали в интересах детей – пытаются возложить на школу, неверно, т.к. у образовательной организации просто нет соответствующих полномочий и нет никаких средств воздействия. Образовательная организация при возникновении подобных ситуаций должна привлекать органы опеки и попечительства, которые и должны решать проблемы подобного плана.

Молодой папа: «Хочу учить сына дома, а мне пригрозили, что заберут его». Отдел образования: «Родители обязаны водить ребенка в школу»

Сторонник альтернативного образования Александр решил обучать своего ребенка сам. Он говорит, что хочет воспитывать ребенка так, как он видит. И не полагается в этом вопросе на школу. Папа пришел в школу, там его отправили в отдел образования. «Мне ответили, что если я не буду водить ребенка в школу, поставят на учет как социально опасную семью и изымут сына», - говорит мужчина.

Я сейчас вынужден водить сына в школу - он у меня первоклассник - чтобы ребенка просто не забрали, - рассказал Onliner.by житель Березы Александр. - А ситуация простая. Я хотел обучать своего сына дома самостоятельно, без контроля школы и, возможно, без получения аттестата (сын сам решит, нужно ли ему это). Мне кажется, я смогу многое ему дать. Более того, я всегда думал, что воспитание детей - это мое право. Мне казалось, что это мое право.

В школе мне посоветовали обратиться в отдел образования. Я пришел и рассказал свою ситуацию. Мне ответили, что закон вообще не позволяет этого делать. У нас в стране базовое образование является обязательным. Сказали, мол, их настораживает мое настойчивое желание учить ребенка самостоятельно. Более того, позже к нам в дом пришли социальные педагоги из школы и инспектор по делам несовершеннолетних. Сказали, что ребенка занесут в список детей в опасном социальном положении, а там и вообще изымут.

Я сделал вывод, что образование у нас насильственно-принудительное и альтернатив никаких нет. Хотя я считаю, что это несправедливо и образование должно быть по желанию. И государство не должно влезать в отношения родителей и детей.

В отделе образования, спорта и туризма Березовского райисполкома ситуацию видят по-другому.

Есть Кодекс об образовании, ряд других нормативных документов, которые говорят, что сегодня ребенок, достигший 6-7-летнего возраста, должен учиться в школе. По закону родители обязаны это делать, - объяснила Onliner.by начальник отдела образования, спорта и туризма Татьяна Бренько. - Мы в курсе этой ситуации. Мотивация папы была такова, мол, пусть сидит дома и занимается компьютерами. Мол, дедушка и бабушка окончили и по 4 класса, зато были хорошими людьми.

Но с другой стороны, откуда мы знаем, что там с ребенком? Более того, вы поймите, по закону, если ребенок не посещает школу, мы обязаны провести беседу с родителями. А если родители насильно не хотят вести ребенка в школу, то мы обязаны информировать вышестоящие организации: инспекции и комиссии по делам несовершеннолетних. Возможно, даже сектор охраны детства и органы опеки, а также прокуратуру. Это наша обязанность по закону.