Р. Грейвс

В одном лице и смертный сын царя Трои, и бог Ганимед - чего только не случалось с небожителями Олимпа и их любимцами. Прекрасный юноша, троянский царевич служил отцу и готовился провести жизнь, как все смертные: в трудах, а то и в страданиях, борьбе и болезни. А потом умереть. Ведь таков удел людей.

Миф о Ганимеде

Во время похищения Ганимед пас овец отца на склоне горы. Зевс послал своего орла выкрасть юношу, слух о красоте которого дошел даже до вершины Олимпа. Когда птица поставила Ганимеда перед троном Зевса, тот воспылал статью. Красивый мальчик стал подавать амброзию и нектар на пирах олимпийцев. По некоторым источникам, он был даже любовником Зевса.

Ганимед - бог чего?

Формально Ганимед богом или полубогом (как, например, Геракл) не был. Поэтому вопрос: "Ганимед бог чего?" не совсем верен. Рожденный человеком, он и после вознесения на Олимп не стал покровителем ремесла, природного явления, города или социального явления, как другие боги Древней Греции.

Ганимед с древнегреческого переводится как "приносящий веселье", и он был просто виночерпием на пирах Зевса и других небожителей. За свою красоту в дар от Громовержца Ганимед получил вечную юность и бессмертие - главные атрибуты бога, а также вошел в число избранных жителей Олимпа. По его просьбе Зевс оказал помощь Трое во время войны, приостановив корабли ахейцев. Другого "божественного" влияние на жизнь смертных бог Ганимед не оказывал.

Отец Ганимеда

Отец Ганимеда занимателен тем, что получил за сына богатые дары. Некоторые исследователи полагают, что их можно расценивать и как выкуп. Согласно "Илиаде" Гомера, это троянский царь Трос. Несмотря на то, что похищенный ребенок не был единственным, горе отца было безмерным. Чтобы утешить, Зевс открыл ему будущее Ганимеда - вечную юность и бессмертие сына, что должно было примирить Троса с потерей. Еще Громовержец расщедрился и подарил царю Трои пару прекрасных коней и золотую виноградную ветвь. Это была работа лучшего мастера - самого Гефеста.

Так что сделка оказалась выгодной. Ведь многие любовницы верховного бога ничего не получали в дар и страданиями расплачивались за его похождения. Жена Зевса, богиня Гера была ревнива и мстительна. Сил расквитаться с божественно сильным мужем у нее не было, и она отыгрывалась на его пассиях. В отличие от других возлюбленных верховного бога, Ганимеду повезло - он сам был одарен сверх меры, став бессмертным. Он остался подле Зевса, был любим, обласкан, наслаждался жизнью в райском месте. Еще и отец получил великолепные дары.

Источники мифа о Ганимеде

Самый известный литературный источник, который повествует о Ганимеде - "Илиада". Это творение Гомера. Есть другие источники мифов о Ганимеде, и они разнятся в деталях. Например, один утверждает, что сам Зевс обернулся орлом и похитил мальчика. В более поздних вариантах мифа у Зевса была птица-служитель, которая носила стрелы-молнии Громовержца и исполняла другие деликатные поручения: похищала для хозяина любовниц, клевала печень Прометея.

Любой миф переживал трансформацию во времени. Он дополнялся, расширялся, менялась концовка. Развитием мифа о Ганимеде является то, что изначально в него влюбилась и похитила Эос У нее орел выкрал любовника для Зевса.

У мифа изначально, как у народного предания, не могло быть конкретного автора и жестко закрепленного литературного источника. В разное время на территории Древней Греции были и разрозненные города-государства с разными верховными богами и своими мифами, и централизованная власть, особенно, после оккупации полуострова римлянами, которые и привнесли свое в легенды. Так пришла идея о допустимости мужеложства, и Ганимед из виночерпия превратился в любовника Зевса.

Кстати, должность прекрасного мальчика трактовалась по-разному. Некоторые античные авторы допускали, что на Олимпе Зевс употреблял вино - плод виноградной лозы. Кто-то считал это кощунством, утверждая, что только нектар и амброзия - пища, достойная богов. А вино - удел смертных.

Историю Ганимеда упоминал Еврипид. Драматургия золотого века древнегреческого искусства впитала, переосмыслила, сохранила и трансформировала множество мифологических сюжетов. И по мере развития театрального искусства, особенно трагедии, несмотря на сверхъестественную завязку и всесильных героев-богов или особо одаренных смертных, этические, социальные и моральные вопросы по-прежнему остро переживались. А главное, далеко не всегда приводили к счастливому финалу.

Ганимед в поэзии

Согласно поэту Вергилию и его поздней версии мифа в эпосе "Энеида", бог Ганимед сместил Гебу на почетном посту виночерпия на божественных пирах. Она была дочерью Геры, злой и ревнивой жены Зевса. Та, будучи богиней, не перестала быть женщиной и знала, как добиться своего от мужа. Она принялась пилить благоверного. Когда Зевсу прискучили беспрестанные жалобы Геры, он обернул Ганимеда (на фото), чем увековечил красоту любовника среди небесных светил.

Ганимед в искусстве

История Ганимеда вдохновляла многих художников и скульпторов. Античные ваятели посвящали ему статуи. Например, древнегреческий бог Ганимед (на фото ниже) работы скульптора Леохара. Статуя известна по римским копиям, носит название "Ватиканский Ганимед", там же и расположена.

В эпоху Возрождения похищение орлом (или обернувшимся им богом) Ганимеда неоднократно было сюжетом в живописи. Многие мастера хотели прославить свой гений, изобразив настолько прекрасного юношу, что за одну красоту ему были дарованы бессмертие и вечная юность.

У Рубенса есть две картины о похищении мальчика. Первая - очень динамичная, контрастная, драматичная: белое тело напуганного юноши на фоне черного орла, напористого и жесткого. На второй картине художник написал уже прибытие Ганимеда, как Геба передает ему золотую чашу для служения на пиру. История написана яркими красками, но гораздо более спокойная - это же Олимп, место благословенной жизни избранных.

Другой известный нидерландец Рембрандт написал историю реалистично, несмотря на мифологический сюжет. Страх маленького ребенка мастерски передан. А в совокупности с мрачными цветами полотна - это оказывает психологический эффект. История кажется реальной и трагичной.

Ганимед в астрономии

Римский бог Юпитер (аналог Зевса в греческой мифологии) был многоженцем, имел многочисленных любовниц. Характерно, что у планеты с его именем много спутников (на данный момент открыто почти 70). бога Ганимеда носит один из Компанию ему составляют еще три спутника - другие любовницы верховного сладострастного бога - Ио, Каллисто и Европа.

Картины, поэтические эпосы, скульптуры, даже далекие звезды состязаются между собой, но остаются лишь отражением красоты мифически прекрасного юноши - бога Ганимеда.


Ганимед , в греческой мифологии смертный юноша, обладавший прекрасным ликом. Ганимеда похитил Зевс , пожелавший сохранить его юность и красоту навечно.

Семья и окружение

Ганимед был сыном троянского царя Троса и нимфы Каллирои. По вопросу происхождения версии разнятся: по Лесхею он был сыном Лаомедонта, по Еврипиду Дардана, по Гигину Ассарака или Эрихтония, но Первый Ватиканский мифограф сообщает о том, что он был сыном Троила.

Миф

Миф о похищении Ганимеда - один из известнейших сюжетов, столь любимых художниками. Общий сюжет мифа сообщает о том, что Ганимед обладал настолько привлекательной и необычайно красивой внешностью, что Зевс решил похитить его.

Громовержец обратился в огромного орла и когда Ганимед остался пасти отцовские стада на склонах горы Ида, Зевс схватил его и унёс в небеса. На горе Олимп Ганимеду отошла должность "виночерпия" (вернее будет сказано, нектарочерпия, т.к. боги не пьют вина, Ганимед подавал богам нектар и амброзию), на этой должности он сменил Гебу.

Согласно поэту Фаноклу Ганимеда похитил не Зевс , а Тантал, который периодически похищал детей для Зевса , после этого началась война. По Афинею Ганимед был похищен Миносом, а согласно Платону этот миф вообще был выдуман критянами.

Гомер описывает похищение Ганимеда Зевсом точно такими же словами, что и похищение Клита Эос. Есть даже варианты мифа, где Эос похищает юношу и делает его своим возлюбленным, а после этого Зевс забирает его на Олимп для себя.

Нонн, описывая "Деяния Диониса" упоминает, что сюжет этого мифа был запечатлён на щите Диониса , а Вергилий в "Энеиде" о том, что на плаще Клоанфа.

В искусстве и культуре

Миф о Ганимеде содержит ряд напластований: древнейшее - оборотничество Зевса (более позднее - орел как атрибут Царя Богов); мотив восточных мифологий (любовь к прекрасному юноше), проникший в Грецию не ранее 6 в. до н.э., поздний мотив - метаморфоза Ганимеда.

В Олимпии стояли статуи Зевса и Ганимеда работы Аристокла, пожертвованные фессалийцем Гнафисом.

Сюжет мифа о Ганимеде - частый сюжет в изобразительном искусстве. Ранее в роли похитителя изображался сам Зевс , позднее стали изображать орла.

Очень известны картины с названием "Похищение Ганимеда" Рембрандта 1635 г., Эсташ ле Сюёр 1650 г., К.В. Аллерса 1913 г., П.П. Рубенса 1611 г. и множества других авторов.

Миф нашёл своё воплощение в пластике - "Ганимед" Леохара, терракотовые статуэтки, рельефы и другие произведения мелкой пластики. Сюжет о похищении юноши изображался и на вазах, и на рельефах саркофагов. На дверях собора Св. Петра в Риме размещён бронзовый рельеф работы Филарете, стоит также обратить внимание на рисунок Микеланджело, на фрески Б. Перуцци и Дж. Порденоне, картину Корреджо, скульптуры Б. Челлини и фрески Я. Тинторетто и Аннибале Карраччи.

В искусстве и культуре

(1036) Ганимед - это крупнейший околоземный астероид из группы Амура, который принадлежит к тёмному спектральному классу S. Он был открыт 23 октября 1924 года немецким астрономом Вальтером Бааде в Гамбургской обсерватории.

Еще одно небесное тело, названное в честь прекрасного троянского юноши, спутник Юпитера - Ганимед. Это седьмой по расстоянию от Юпитера спутник и крупнейший спутник в Солнечной системе. Он был открыт Галилео Галилеем 7 января 1610 года.

Ганимед Ганимед

(Ganymedes, Γανυμήδης). Сын Троса и Каллирои, прекрасный юноша, унесенный на небо с горы Иды Зевсовым орлом. На Олимпе он сделался виночерпием Зевса вместо Гебы. Взамен сына Зевс даровал отцу Ганимеда пару божественных коней.

(Источник: «Краткий словарь мифологии и древностей». М.Корш. Санкт-Петербург, издание А. С. Суворина, 1894.)

ГАНИМЕД

(Γανυμήδης), в греческой мифологии сын троянского царя Троса и нимфы Каллирои (Hom. II. XX 231). Из-за своей необычайной красоты Г., когда он пас отцовские стада на склонах Иды, был похищен Зевсом, превратившимся в орла (или пославшим орла), и унесён на Олимп; там он исполнял обязанности виночерпия, разливая на пирах богам нектар (Apollod. Ill 12, 2). За Г. Зевс подарил его отцу великолепных коней (Hom. II. V 640) или золотую виноградную лозу работы Гефеста. Согласно одному из вариантов мифа (Ps.-Егаtosth. 26), Г. был вознесён на небо в виде зодиакального созвездия Водолей. Миф о Г. содержит ряд напластований: древнейшее - оборотничество Зевса (более позднее - орёл как атрибут Зевса); мотив восточных мифологий (любовь к прекрасному юноше), проникший в Грецию не ранее 6 в. до н. э., поздний мотив - метаморфоза Г.
а. т.-г.

Г. - один из популярнейших персонажей античного изобразительного искусства. Особенно распространён был сюжет «похищение Ганимеда» (в роли похитителя изображался сам Зевс, позднее - орёл). Миф нашёл воплощение в пластике («Ганимед» Леохара, терракотовые статуэтки и другие произведения мелкой пластики, рельефы саркофагов и др.) и вазописи. В европейском изобразительном искусстве миф воплощён во многих произведениях, в числе которых бронзовый рельеф Филарете на дверях собора св. Петра в Риме, рисунок Микеланджело, фрески Б. Перуцци и Дж. Порденоне, картина Корреджо, две скульптуры Б. Челлини, фрески Я. Тинторетто и Аннибале Карраччи, картины П. П. Рубенса и Рембрандта.


(Источник: «Мифы народов мира».)

Ганимед

Сын царя Трои Троса и Каллирои, брат троянского царя Ила и Ассарака. Внук Эрихтония. Племянник царя Аттики Пандиона. Троянский юноша, из-за своей необыкновенной красоты купленный Зевсом у его отца, который получил вместо него прекрасных коней, по более поздним мифам - похищенный орлом Зевса. На Олимпе стал любимцем Зевса и виночерпием богов. Получил бессмертие. В переносном смысле слуга, подающий гостям вино.

// Питер Пауэл РУБЕНС: Похищение Ганимеда // Иоганн Вольфганг ГЕТЕ: Ганимед // Адам Готтлоб ЭЛЕНШЛЕГЕР: Зевс и Ганимед

(Источник: «Мифы Древней Греции. Словарь-справочник.» EdwART, 2009.)

ГАНИМЕД

в греческой мифологии сын троянского царя Троса и нимфы Каллирои.

(Источник: «Словарь духов и богов германо-скандинавской, египетской, греческой, ирландской, японской мифологии, мифологий индейцев майя и ацтеков.»)

Римская копия.
С греческого оригинала III—II вв. до н. э.
Мраморный рельеф.
Ленинград.
Эрмитаж.

Фрагмент росписи краснофигурного килика «художника Пенфесилеи».
Около 460 до н. э.
Феррара.
Археологический музей.

Раскрашенная терракота.
Около 470 до н. э.
Олимпия.
Музей.

Роспись краснофигурного кратера «берлинского художника».
480—470 до н. э.
Париж.
Лувр.

Фрагмент росписи краснофигурного килика Ольтоса.
Около 510 до н. э.
Тарквиния.
Археологический музей.

Картина Корреджо.
1531.
Вена.
Музей истории искусств.


Синонимы :

Смотреть что такое "Ганимед" в других словарях:

    - (греч. Ganimedes). 1) сын троянского царя Троса, похищенный Юпитером за красоту на Олимп. 2) созвездие, назыв. Водолей. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ГАНИМЕД в греч. миф. сын царя Троса, очень… … Словарь иностранных слов русского языка

    ганимед - а, м. Ganymède <гр. Ganumedes. миф. Виночерпий богов в греческой мифологии. Ганимед всегда представляется сидящим на орле. Чаша в его руках знаменует должность кравчаго. ИЛ 77. Ганимед, отрок, похищенный чрез Орла к Юпитеру на небо, означает… … Исторический словарь галлицизмов русского языка

    Ганимед - с орлом. Римская копия с греческого оригинала 3 2 вв. до н.э. Мраморный рельеф. Эрмитаж. ГАНИМЕД, в греческой мифологии троянский юноша, из за необыкновенной красоты похищенный Зевсом, превратившимся в орла, на Олимп, где он стал виночерпием… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

    В мифах древних греков троянский юноша, которого из за его необычайной красоты похитил Зевс, превратившись в орла, и унёс на Олимп. Там Ганимед стал исполнять обязанности виночерпия, разливая на пирах богам нектар … Исторический словарь

    Из поэмы «Илиада» легендарного поэта Древней Греции Гомера (IX в. до н. э.), где говорится о прекрасном юноше Ганимеде, который за свою удивительною красоту был взят Зевсом, главою Олимпа, в это жилище богов и стал там виночерпием. Перевод… … Словарь крылатых слов и выражений

    ГАНИМЕД, в греческой мифологии троянский юноша, из за необыкновенной красоты похищенный Зевсом, превратившимся в орла, на Олимп, где он стал виночерпием богов. В переносном смысле слуга, подающий гостям вино … Современная энциклопедия

    В греческой мифологии троянский юноша, из за своей необыкновенной красоты похищенный Зевсом; на Олимпе стал любимцем Зевса и виночерпием богов. В переносном смысле слуга, подающий гостям вино …

    Малая планета (. 1036), открыта В. Бааде (Германия, 1924), диаметром 28 км. По вытянутости (эксцентриситет 0,54) и наклону к плоскости земной орбиты (26.) орбита Ганимеда напоминает орбиты комет (заходит внутрь орбиты Марса). Наименьшее… … Большой Энциклопедический словарь

    Спутник Юпитера, открыт Г. Галилеем (1610), расстояние от Юпитера 1,07 млн. км, диаметр ок. 5260 км. Крупнейший из спутников Солнечной системы, покрыт ледяным панцирем, имеет атмосферу … Большой Энциклопедический словарь

Вам славу одолжили небеса!
Подвергнуты любовником бесчестью,
Заброшены в эфир холодной местью,
Вы - гордость неба и его краса.

Сколь сладострастен Зевс! Любую из девиц
Стремится соблазнить, на всех имеет виды…
…Трубят в лесу рога – охотой на лисиц
Сегодня занята вся свита Артемиды.

Нина Агашкова "Каллисто и Аркас"

Самое известное созвездие неба - Большая Медведица. Это нимфа Каллисто.

Каллисто была дочерью или царя Аркадии Ликаона или его сына Кефея. (У Эратосфена она зовется Финикой.)

Каллисто состояла в свите богини охоты Артимиды. Артимидовы наперсницы, как и сама богиня, должны оставаться целомудренными. Но на беду её, спутницу Артемиды, соблазнил Зевс - начнем с этой истории, случившейся на аркадской горе Нонакрис .

Иногда Ио видят в созвездии Тельца.

Даная


Даная
Тициан, 1545-1546

Оставя нектар, скипетр, гром,
Юпитер, по уши влюбленный,
К Данае, в башне заключенной,
Спустился золотым дождем. ―
Прошли те времена, настали веки бедны,
И рада красота, как льется дождь и медный.

А. Н. Нахимов. «Золотой дождь»

Акрисию, царю Аргоса , было предсказано, что он погибнет от руки внука. Акрисий имел единственную дочь Данаю и решил обезопасить себя, посадив ее в медную башню. Но от вездесущего Зевса так просто не уберечься, если его вдруг охватит страсть! Громовержец проник в башню откуда вторжения не ждали - с неба. Он обрушился в лоно пленницы золотым дождем (аллюзии на соответствующую перверсию здесь неуместны, дело божественное), и та через положенный срок родила Персея.

Персей затем совершил массу полезных подвигов, о чем поведано в Персеиде , а предсказание сбылось случайным образом - Персей зашиб дедушку диском во время спортивных состязаний.

Ибо да, от судьбы не уйдешь.

А что же созвездия? С самой Данаей никаких созвездий не связано, но ее сын Персей вполне себе на небе присутствует в самостоятельном виде.

Эга

Сидоров спускается на лифте
Сидоров уходит на работу
А к нему на белый подоконник
Прилетает и садится птица
Словно Зевс какой-то в самом деле,
И престранно обращается с козою,
Этот Зевс, как будто со своею.
Сидоров покуда на работе
Зарабатывает трудные монеты
Этот Зевс с козою в хвост и в гриву,
Сидорову даже не придумать!
А потом взлетит орлом летучим,
А коза останется на кухне,
Сидорова ждать, когда вернется,
И смотреть овечьими глазами.

Эга (коза по-гречески, но нимфа по существу) была женой Пана . Зевс соблазнил ее, и она родила мальчика Эгипана, от которого произошел целый род эгипанов. Эга приписала (естественно) отцовство Пану. Эгипанов поэтому часто считают потомками Пана.

А вообще, по-серьезному…

…здесь конгломерат и полная мешанина мифов: Пан иногда и сам называется Эгипаном; Эгипан-Пан иногда рожден от Амалфеи, а Амалфея вскормила Зевса и потому они, Зевс и Пан, молочные браться. Эга по другой версии мифа тоже вскормила Зевса на пару с Амалфеей, а также была ее сестрой, и получается, Зевс переспал с кормилицей. А Пан традиционно козловиден… Тут все вертится вокруг Пана-козла, на самом деле. Приведенная версия - Эвгимера: еще и он здесь со своими евгемеризмами!

Эга была помещена Зевсом, не забывшим удовольствия, на небо в виде козы в созвездии Возничий , а точнее, в виде именно специального созвездия Коза или Коза с козлятами, которое потом слилось с Возничим.

Или за то, что когда-то вскормила Зевса? Есть же и такая версия.

Эгина

О ту пору, как Зевс-отец,
Благ податель, избрал одну
Асопиду-Эгину: срок
Ей придет, - будет счастлива
На путях громовержца.


Эгина в ожидании Зевса
Фердинанд Боль, XVII в.
Meininger Museen. Германия

Эгина - нимфа, дочь речного бога Асопа (было несколько рек с такими именем; этот - Асоп Флиасийский). Зевс, как водится, воспылал страстью, и не откладывая дело в долгий ящик, украл девушку, превратившись в орла. Отец попытался было воспрепятствовать похищению, вышел из берегов, скакал по берегу, тщась схватить орла за хвост, но был поражен перуном. В последствии оклемался, но в водах реки с того времени начали находить куски угля.

Чтобы Асоп больше не мешал, а Гера не проведала, Зевс перенес Эгину на остров Энону , где споро и проворно утолил свою страсть. Эгина родила Эака, а Энона была переименована в Эгину.

Гера, кстати, все равно проведала

Материал из Википедии - свободной энциклопедии

Есть мифы, в которых утверждается, что до похищения Зевсом Ганимед был похищен Эос и стал её возлюбленным. Похищение Ганимеда описано у Гомера теми же словами, что и похищение Клита Эос .

Из-за своей необыкновенной красоты Ганимед был похищен Зевсом - перенесён орлом Зевса на Олимп (либо Зевс сам превратился в орла ),

Похищение произошло либо около мыса Дардания (вблизи Дардана), либо в местности Гарпагия на границе Кизика и Приапа , либо на Иде . Отец Ганимеда Трос получил в утешение золотую лозу гефестовой работы, пару коней и уверения, что сын его станет бессмертным.

Был ли Ганимед любовником Зевса - вопрос дискуссионный, и разные авторы отвечали на него по-разному. Согласно Еврипиду , он живёт на Олимпе , делит ложе с Зевсом .

По некоторым авторам, помещён Зевсом на небо в виде созвездия Водолей .

По просьбе Ганимеда Зевс временно помешал ахейцам захватить Трою .

По истолкованию, был похищен царем Зевсом . Согласно поэту Фаноклу, его пленил Тантал , который похищал детей для услад Зевса, из-за чего началась война . По другой интерпретации, из-за его похищения произошла война фригийца Ила и лидийца Тантала, в Пессинунте Ганимед исчез, когда брат и любовник тащили его в разные стороны . По ещё одной версии, был похищен Миносом . Согласно Платону, именно критяне выдумали миф о Ганимеде .

Упоминался в трагедии Софокла «Колхидянки» (фр.345 Радт) . Существовал ряд комедий о Ганимеде (Евбул, Алкей ). Статуи Зевса и Ганимеда работы Аристокла, пожертвованные фессалийцем Гнафисом, стояли в Олимпии . Ещё одна статуя Ганимеда была посвящена Микифом . Изображение похищения Ганимеда было на плаще Клоанфа , а также на щите Диониса .

Похищение Ганимеда - частый сюжет в изобразительном искусстве (произведения Леохара , Корреджо , Рембрандта , Торвальдсена и др.). Клуб «Ганимед» - так назывался клуб для дворецких и камердинеров в известных комических произведениях П. Г. Вудхауза про Дживса и Вустера .

В честь Ганимеда названы спутник Юпитера Ганимед , открытый в 1610 году Галилео Галилеем и астероид (1036) Ганимед , открытый в 1924 году немецким астрономом Валтером Бааде .

Галерея

Напишите отзыв о статье "Ганимед"

Ссылки

Литература

  • // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907.

Отрывок, характеризующий Ганимед

Через неделю князь вышел и начал опять прежнюю жизнь, с особенной деятельностью занимаясь постройками и садами и прекратив все прежние отношения с m lle Bourienne. Вид его и холодный тон с княжной Марьей как будто говорил ей: «Вот видишь, ты выдумала на меня налгала князю Андрею про отношения мои с этой француженкой и поссорила меня с ним; а ты видишь, что мне не нужны ни ты, ни француженка».
Одну половину дня княжна Марья проводила у Николушки, следя за его уроками, сама давала ему уроки русского языка и музыки, и разговаривая с Десалем; другую часть дня она проводила в своей половине с книгами, старухой няней и с божьими людьми, которые иногда с заднего крыльца приходили к ней.
О войне княжна Марья думала так, как думают о войне женщины. Она боялась за брата, который был там, ужасалась, не понимая ее, перед людской жестокостью, заставлявшей их убивать друг друга; но не понимала значения этой войны, казавшейся ей такою же, как и все прежние войны. Она не понимала значения этой войны, несмотря на то, что Десаль, ее постоянный собеседник, страстно интересовавшийся ходом войны, старался ей растолковать свои соображения, и несмотря на то, что приходившие к ней божьи люди все по своему с ужасом говорили о народных слухах про нашествие антихриста, и несмотря на то, что Жюли, теперь княгиня Друбецкая, опять вступившая с ней в переписку, писала ей из Москвы патриотические письма.
«Я вам пишу по русски, мой добрый друг, – писала Жюли, – потому что я имею ненависть ко всем французам, равно и к языку их, который я не могу слышать говорить… Мы в Москве все восторжены через энтузиазм к нашему обожаемому императору.
Бедный муж мой переносит труды и голод в жидовских корчмах; но новости, которые я имею, еще более воодушевляют меня.
Вы слышали, верно, о героическом подвиге Раевского, обнявшего двух сыновей и сказавшего: «Погибну с ними, но не поколеблемся!И действительно, хотя неприятель был вдвое сильнее нас, мы не колебнулись. Мы проводим время, как можем; но на войне, как на войне. Княжна Алина и Sophie сидят со мною целые дни, и мы, несчастные вдовы живых мужей, за корпией делаем прекрасные разговоры; только вас, мой друг, недостает… и т. д.
Преимущественно не понимала княжна Марья всего значения этой войны потому, что старый князь никогда не говорил про нее, не признавал ее и смеялся за обедом над Десалем, говорившим об этой войне. Тон князя был так спокоен и уверен, что княжна Марья, не рассуждая, верила ему.
Весь июль месяц старый князь был чрезвычайно деятелен и даже оживлен. Он заложил еще новый сад и новый корпус, строение для дворовых. Одно, что беспокоило княжну Марью, было то, что он мало спал и, изменив свою привычку спать в кабинете, каждый день менял место своих ночлегов. То он приказывал разбить свою походную кровать в галерее, то он оставался на диване или в вольтеровском кресле в гостиной и дремал не раздеваясь, между тем как не m lle Bourienne, a мальчик Петруша читал ему; то он ночевал в столовой.
Первого августа было получено второе письмо от кня зя Андрея. В первом письме, полученном вскоре после его отъезда, князь Андрей просил с покорностью прощения у своего отца за то, что он позволил себе сказать ему, и просил его возвратить ему свою милость. На это письмо старый князь отвечал ласковым письмом и после этого письма отдалил от себя француженку. Второе письмо князя Андрея, писанное из под Витебска, после того как французы заняли его, состояло из краткого описания всей кампании с планом, нарисованным в письме, и из соображений о дальнейшем ходе кампании. В письме этом князь Андрей представлял отцу неудобства его положения вблизи от театра войны, на самой линии движения войск, и советовал ехать в Москву.
За обедом в этот день на слова Десаля, говорившего о том, что, как слышно, французы уже вступили в Витебск, старый князь вспомнил о письме князя Андрея.
– Получил от князя Андрея нынче, – сказал он княжне Марье, – не читала?
– Нет, mon pere, [батюшка] – испуганно отвечала княжна. Она не могла читать письма, про получение которого она даже и не слышала.
– Он пишет про войну про эту, – сказал князь с той сделавшейся ему привычной, презрительной улыбкой, с которой он говорил всегда про настоящую войну.
– Должно быть, очень интересно, – сказал Десаль. – Князь в состоянии знать…
– Ах, очень интересно! – сказала m llе Bourienne.
– Подите принесите мне, – обратился старый князь к m llе Bourienne. – Вы знаете, на маленьком столе под пресс папье.
M lle Bourienne радостно вскочила.
– Ах нет, – нахмурившись, крикнул он. – Поди ты, Михаил Иваныч.
Михаил Иваныч встал и пошел в кабинет. Но только что он вышел, старый князь, беспокойно оглядывавшийся, бросил салфетку и пошел сам.
– Ничего то не умеют, все перепутают.
Пока он ходил, княжна Марья, Десаль, m lle Bourienne и даже Николушка молча переглядывались. Старый князь вернулся поспешным шагом, сопутствуемый Михаилом Иванычем, с письмом и планом, которые он, не давая никому читать во время обеда, положил подле себя.
Перейдя в гостиную, он передал письмо княжне Марье и, разложив пред собой план новой постройки, на который он устремил глаза, приказал ей читать вслух. Прочтя письмо, княжна Марья вопросительно взглянула на отца.