Расчет процентов по налогам. Пени за неуплату налогов: что будет, если не платить в срок? Что такое ставка рефинансирования

Если все налоги уплачены в установленные сроки, то разговор об неактуален. Но, как показывает практика, налоги и по ним перечисляются в срок далеко не всегда. А в этом случае начисляются пени в установленном налоговым законодательством порядке.

Уплата налога при УСНО

"Упрощенцы", независимо от применяемого объекта налогообложения, обязаны уплачивать авансовые платежи по итогам отчетных периодов и налог по итогам налогового периода (ст. 346.21 НК РФ). Поскольку отчетными периодами признаются I квартал, полугодие и девять месяцев календарного года, а налоговым - календарный год, необходимо ежеквартально и по итогам года (ст. 346.19 НК РФ).

Главой 26.2 НК РФ установлены следующие сроки уплаты авансовых платежей и налога при УСНО:

  • авансовые платежи по налогу уплачиваются не позднее 25-го числа первого месяца, следующего за истекшим отчетным периодом, - не позднее 25 апреля, 25 июля, 25 октября;
  • - организациями - не позднее 31 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом, индивидуальными предпринимателями - не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Примечание. В 2017 году "упрощенцы" должны уплатить авансовые платежи не позднее 25 апреля, 25 июля и 25 октября (переноса сроков нет).

Расчет пеней при несвоевременной уплате налога при УСНО

Если авансовые платежи или налог при УСНО будут уплачены позже установленного срока, то "упрощенец" будет обязан уплатить пени.

По своей экономической сути пени являются платой за пользование бюджетными деньгами, которыми являются не уплаченные в срок налоги (авансовые платежи по налогам).

Порядок исчисления пеней установлен ст. 75 НК РФ; он не зависит от вида налога или авансовых платежей по налогу:

  • пени уплачиваются помимо причитающихся к уплате сумм налога и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах;
  • пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога;
  • пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога - процентная ставка пени принимается равной 1/300 действующей в это время ставки рефинансирования ЦБ РФ.

Обратите внимание! По общему правилу пени должны уплачиваться одновременно с уплатой сумм налога или после уплаты таких сумм в полном объеме. Но, как правило, про пени "забывают", тогда их взыскивают принудительно, выставляя требование на расчетный счет. Также пени могут быть взысканы за счет иного имущества налогоплательщика.

При этом расчет пеней при уплате авансовых платежей позже установленного срока нужно делать с учетом правовой позиции Пленума ВАС, выраженной им в п. 14 Постановления от 30.07.2013 N 57: если по итогам налогового периода сумма исчисленного налога оказалась меньше сумм авансовых платежей, подлежавших уплате в течение этого налогового периода, то необходимо исходить из того, что пени, начисленные за неуплату указанных авансовых платежей, подлежат соразмерному уменьшению.

Специально для "упрощенцев", применяющих объект налогообложения "доходы минус расходы", отметим, что указанный порядок надлежит применять и в случае, если сумма авансовых платежей по налогу, уплачиваемому в связи с применением УСНО, исчисленных за I квартал, полугодие и девять месяцев, больше суммы минимального налога, уплаченного за налоговый период в порядке, установленном п. 6 ст. 346.18 НК РФ (Письма Минфина России от 24.02.2015 N 03-11-06/2/9012, от 27.10.2015 N 03-11-09/61543, от 30.10.2015 N 03-11-06/2/62714).

Представители ФНС трактуют обозначенную правовую позицию судей следующим образом (рекомендации даны для территориальных налоговых органов): если налог по итогам налогового периода исчислен в меньшей сумме, чем ранее исчисленные авансовые платежи в течение или по итогам отчетных периодов, то для соразмерного уменьшения пеней необходимо сначала произвести перерасчет авансовых платежей соразмерно сумме налога за налоговый период, и расчет пеней происходит в автоматизированном режиме на пересчитанную сумму авансовых платежей. Пеня будет начислена в порядке, предусмотренном ст. 75 НК РФ, на пересчитанную сумму авансовых платежей (Письмо от 05.02.2016 N ЗН-4-1/1711@).

Таким образом, порядок расчета пеней при уплате налогов и авансовых платежей позже установленного срока действующим законодательством определен, правовая позиция высшей судебной инстанции по данному вопросу высказана, мнение контролирующих органов тоже представлено. Казалось бы, никаких трудностей в расчете пеней по налогу, уплачиваемому при УСНО, быть не должно. Но практика показывает обратное.

Расчет пеней по налогу при УСНО на примере судебного решения

Ярким примером принципиально разного подхода к расчету пеней является дело N А78-5061/2016, рассмотренное в Определении ВС РФ от 03.02.2017 N 302-КГ16-21102: расчеты пеней, произведенные налоговым органом, "упрощенцем" и судебной инстанцией, не совпали, размеры пеней, подлежащих уплате, оказались разными.

Данное дело выделяется из общей массы судебных дел еще и тем, что, как правило, налогоплательщики пытаются уменьшить сумму пеней к уплате в общей сумме исковых требований - доначисленных налогов и штрафов, отдельно пени не уменьшаются в судебном порядке. А в рассматриваемом случае единственным заявленным исковым требованием стало признание недействительным требования налогового органа об уплате пени по единому налогу, уплачиваемому в связи с применением УСНО.

Суть спора

Индивидуальный предприниматель обратился в суд с иском к налоговому органу о признании недействительным требования об уплате пени по налогу, уплачиваемому в связи с применением УСНО, в размере 34 984,81 руб. по состоянию на 11.03.2016 (поскольку в данном случае без расчетов не обойтись, приводим конкретные цифры).

Названный индивидуальный предприниматель зарегистрирован в ЕГРИП, в 2015 году применял УСНО с объектом налогообложения "доходы минус расходы".

Требованием налоговый орган поставил в известность предпринимателя о наличии задолженности по пени по налогу, уплачиваемому при УСНО, за 2015 год в сумме 97 008,04 руб. и указал на обязанность заявителя уплатить ее в установленный срок.

Предприниматель посчитал, что данное требование нарушает его права, и обжаловал его в вышестоящий налоговый орган, который оставил жалобу без удовлетворения. После чего обозначенное лицо обратилось в суд, который счел соблюденным заявителем досудебный порядок урегулирования спора, обязательность которого предусмотрена п. 2 ст. 138 НК РФ.

Таким образом, суть спора заключается в том, что расчет пеней, произведенный налоговым органом, указанный в требовании (97 008,04 руб.), не совпадает с расчетом, который сделал предприниматель (62 023,23 руб.), разница составила 34 984,81 руб. На эту сумму предприниматель и хотел уменьшить пени, подлежащие уплате в бюджет.

Материалы дела

Спорная сумма пеней была начислена за 2015 год на основании налоговой декларации при УСНО, представленной в налоговый орган 01.03.2016, в связи с тем, что авансовые платежи за I квартал и полугодие 2015 года были уплачены позже установленных сроков (см. таблицу 1, составленную на основании данных налоговой декларации по УСНО за 2015 год, и таблицу 2, составленную на основании материалов дела).

Таблица 1

Начисленные платежи по налогу, уплачиваемому при УСНО

Сумма, руб.

Сумма налогового платежа по УСНО нарастающим итогом, руб.

Авансовые платежи за I квартал 2015 года

К уплате 1 375 093

1 375 093

Авансовые платежи за II квартал 2015 года

К уплате 996 024

2 371 117

Авансовые платежи за III квартал 2015 года

К уменьшению 776 681

1 594 436

По итогам налогового периода 2015 года

К уменьшению 90 895

1 503 541

Итого

1 503 541

1 503 541

Таблица 2

Уплата авансовых платежей и по итогам налогового периода по налогу при УСНО

Сумма (руб.)

Дата фактической уплаты

Срок уплаты в соответствии с гл. 26.2 НК РФ

За I квартал 2015 года

200 000

24.04.2015

27.04.2015

За полугодие 2015 года

20.07.2015

27.07.2015

300 000

26.08.2015

200 000

15.10.2015

За девять месяцев 2015 года

450 000

27.10.2015

26.10.2015

За налоговый период 2015 года

353 540

16.03.2016

04.05.2016

Итого

1 503 541

Таким образом, предприниматель допустил случаи неполного и несвоевременного перечисления сумм авансовых платежей к установленным законом срокам, а потому в силу совокупности норм НК РФ на соответствующие суммы не поступивших в срок авансовых обязательств по налогу при УСНО подлежали начислению пени.

Позиция налогового органа

Налоговый орган в данном случае произвел расчет пеней по авансовым платежам без учета конечного значения налога при УСНО к уплате за налоговый период.

Инспекцией при осуществлении расчета спорных пени не учтено то, что отдельные суммы задолженностей по авансовым платежам, по которым он произведен, несоразмерны итоговому обязательству предпринимателя по УСНО за 2015 год, задекларированному в размере 1 503 541 руб., и превышают его. Например, сумма пенеобразующей задолженности по авансовым платежам составила:

  • за период 28.07.2015 - 25.08.2015 - 2 171 117 руб. (1 375 093 + 996 024);
  • за период 26.08.2015 - 14.10.2015 - 1 871 116 руб. (2 171 117 - 300 001);
  • за период 15.10.2015 - 25.10.2015 - 1 671 116 руб. (1 871 116 - 200 000).

Таким образом, общая сумма пеней по расчетам налоговиков - 97 008,04 руб., что, по мнению суда, неверно.

Позиция индивидуального предпринимателя

Представленный заявителем расчет пени за несвоевременную уплату налога при УСНО за 2015 год на сумму 62 023,23 руб., по мнению суда, не может заслуживать внимания, поскольку основан на неверном толковании п. 4 и 5 ст. 346.21 НК РФ, предусматривающих исчисление обязательств по данному налогу, основывающееся на методе нарастающего итога. Предпринимателем такой расчет произведен в отрыве от обозначенного обстоятельства, поквартально, и без учета принципа поглощения последующими обязательствами предыдущих, с принятием в связи с этим за основу расчета некорректных пенеобразующих показателей действительной задолженности по авансовым платежам.

Предприниматель рассчитал пени исходя из установленных сроков уплаты авансовых платежей, а не из фактических.

Позиция судов

В рассматриваемом деле все судебные инстанции (включая ВС РФ) были едины в своем мнении по вопросу расчета пеней. При этом непосредственно расчет пеней судьями отличается от расчета, произведенного налоговым органом: суд признал расчет пеней, представленный индивидуальным предпринимателем, неверным, но и расчет, произведенный налоговым органом, тоже неправильным. Суд удовлетворил заявление предпринимателя частично, решение инспекции признано недействительным в части пени в размере 11 641,3 руб., то есть, по мнению судов, сумма пеней в рассматриваемом случае равна 85 366,74 руб. (см. таблицу 3).

Таблица 3

Период для расчета пени

Сумма авансовых платежей по декларации (руб.)

Даты уплаты

Суммы уплаты (руб.)

Долг по авансовым платежам в сравнении с налогом (руб.)

Соразмерная недоимка для пени (п. 14 Пленума ВАС РФ N 57) (руб.)

Дни просрочки

Расчет пени (руб.)

28.04.2015 - 20.07.2015

I квартал - 1 375 093

24.04.2015

200 000

117 509

(1 503 541)

1 175 093

1 175 093 x 0,000275 x 82 = 26 498,34

21.07.2015 - 27.07.2015

20.07.2015

1 175 092

(1 503 541)

1 175 092

1 175 092 x 0,000275 x 7 = 2 262,05

28.07.2015 - 25.08.2015

Полугодие - 996 024

1 175 092 + 996 024 = 2 171 116

(1 503 541)

1 503 541

1 503 541 x 0,000275 x 29 = 11 990,74

26.08.2015 - 14.10.2015

26.08.2015

300 000

2 171 116 - 300 000 = 1 871 116

(1 503 541)

1 503 541

1 503 541 x 0,000275 x 50 = 20 673,69

15.10.2015 - 25.10.2015

15.10.2015

200 000

1 871 116 - 200 000 = 1 671 116

(1 503 541)

1 503 541

1 503 541 x 0,000275 x 11 = 4 548,21

26.10.2015 - 26.10.2015

Девять месяцев - к уменьшению на 776 681

1 671 116 - 776 681 = 894 435

(1 503 541)

894 435

894 435 x 0,000275 x 1 = 245,97

27.10.2015 - 31.12.2015

27.10.2015

450 000

894 435 - 450 000 = 444 435

(1 503 541)

444 435

444 435 x 0,000275 x 66 = 8 066,50

01.01.2016 - 08.03.2016

444 435

(1 503 541)

444 435

444 435 x 0,000366 x 68 = 11 081,24

Итого:

85 366,74

Для расчета пеней необходимо значение ставки рефинансирования в 2015 - 2016 годах: процентная ставка пени принимается равной 1/300 действовавшей в это время ставки рефинансирования ЦБ РФ.

В 2015 году ставка рефинансирования ЦБ РФ была равна 8,25% годовых (Указание ЦБ РФ от 13.09.2012 N 2873-У).

С 01.01.2016 ставка рефинансирования была приравнена к ключевой ставке и равна 11% годовых (Информация ЦБ РФ от 31.07.2015 "О ключевой ставке Банка России", Указание ЦБ РФ от 11.12.2015 N 3894-У "О ставке рефинансирования Банка России и ключевой ставке Банка России").

Таким образом, ставка пени за каждый день просрочки составила:

  • в 2015 году - 0,000275 (1/300 x 8,25%);
  • в 2016 году - 0,000366 (1/300 x 11%).

В расчете пеней судами учтены разъяснения п. 14 Постановления Пленума ВАС РФ N 57. При этом отмечено, что порядок исчисления пеней не ставится в зависимость от того, уплачиваются соответствующие авансовые платежи в течение или по итогам отчетного периода, исчисляются ли они на основе налоговой базы, определяемой в соответствии со ст. 53 и 54 НК РФ и отражающей реальные финансовые результаты деятельности налогоплательщика.

Пени за неуплату в установленные сроки авансовых платежей по налогам подлежат исчислению до даты их фактической уплаты или - в случае их неуплаты - до момента наступления срока уплаты соответствующего налога.

Если по итогам налогового периода сумма исчисленного налога оказалась меньше сумм авансовых платежей, подлежавших уплате в течение этого налогового периода, суды исходят из того, что пени, начисленные за неуплату указанных авансовых платежей, подлежат соразмерному уменьшению.

Данный порядок надлежит применять и в случае, если сумма авансовых платежей по налогу, исчисленных по итогам отчетного периода, меньше суммы авансовых платежей, подлежавших уплате в течение этого отчетного периода.

Аналогичные разъяснения в части необходимости соразмерного уменьшения пени в случае несвоевременного внесения авансовых платежей при превышении их показателей по соответствующим отчетным периодам относительно сумм налога по итогу налогового периода содержатся в Письмах Минфина России N 03-11-06/2/62714 и ФНС России N ЗН-4-1/1711@. Но при этом соответствующего алгоритма соразмерного уменьшения пени приведенные разъяснения не содержат.

По мнению судов, руководствуясь принципами разумности и объективности, соразмерным при определении пени за несвоевременное внесение авансовых платежей за отчетные периоды относительно итоговых сумм налога за соответствующий налоговый период следует признать такой показатель, который задолженность по авансовым платежам для расчета пени приравнивает к сумме налога в случае их превышения над последним.

Соответственно, в рассматриваемом случае сумма задолженности для расчета пени по авансовым платежам по налогу при УСНО за полугодие 2015 года по приведенным периодам не должна была превышать 1 503 541 руб. по каждому из них.

Таким образом, сумма пени по оспариваемому требованию в размере 11 641,30 руб. (97 008,04 - 85 366,74), по мнению суда, является излишне предъявленной заявителю, а потому при указанных обстоятельствах суд пришел к выводу о том, что инспекцией не доказано соответствие оспариваемого требования фактической обязанности налогоплательщика по уплате рассматриваемых пени по налогу, уплачиваемому в связи с применением УСНО, за 2015 год в вышеуказанной сумме (11 641,30 руб.), в связи с чем оно выставлено с нарушением ст. 45, 69, 75 НК РФ и нарушает права и законные интересы предпринимателя в сфере его экономической деятельности в данной части.

В приведенном случае соразмерность состоит в том, что размер ответственности должен соответствовать размеру налога (1 503 541 руб.), на сумму, превышающую указанную сумму, ответственность применена быть не может. Обязанность по уплате авансовых платежей в счет уплаты исчисленного налога за налоговый период была бы выполнена в тот момент, когда налогоплательщик уплатил бы всю сумму в размере 1 375 093 руб. за I квартал и сумму в размере 128 448 руб. за полугодие, поскольку это составит 1 503 541 руб. Расчет, представленный заявителем в суд, основан именно на указанных принципах, предусмотренных законодательством, и составляет сумму пени 62 023,23 руб. Но фактически предприниматель не уплатил авансовые платежи в установленные сроки.

"Упрощенцы", независимо от применяемого объекта налогообложения, обязаны уплачивать авансовые платежи по итогам отчетных периодов (за I квартал, полугодие и девять месяцев) и налог по итогам налогового периода. В случае уплаты авансовых платежей и налога при УСНО позже установленных сроков налоговый орган начислит пени и выставит требование об их уплате.

При уплате пеней "упрощенцы" должны проверить расчет пеней налоговиками: как показывает практика, они не всегда правильно исчисляют пени. Надо помнить, что если по итогам налогового периода сумма исчисленного налога оказалась меньше сумм авансовых платежей, подлежавших уплате в течение этого налогового периода, то пени, начисленные за неуплату указанных авансовых платежей, подлежат соразмерному уменьшению. Данное мнение полностью соответствует действующему законодательству, правовой позиции Пленума ВАС, и его применяют суды на практике при рассмотрении аналогичных дел.

Безусловно, уплачивать авансовые платежи и налог при УСНО нужно в установленные законодательством сроки, но если уж налоговые платежи фактически уплачены позже, то расчет пеней должен быть сделан корректно.

Взимание пени по налогу НДС определяется за каждый день просрочки.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .

Это быстро и БЕСПЛАТНО !

Что нужно знать

Начиная с 2019 года, расчет пени производится по новым правилам. При полном погашении суммы день уплаты необходимо зачесть в период просрочки.

При самостоятельном расчете можно воспользоваться калькулятором пени либо получить данные в ИФНС. Желательно пени уплачивать на основании самостоятельно рассчитанных сумм.

При наличии просрочки, связанной с несвоевременной уплатой НДС, необходимо узнавать сумму пени в день оплаты. Данные, полученные в ИФНС накануне платежа, могут устареть.

Пени можно уплатить и после внесения суммы и сдачи . Добросовестные плательщики производят уплату недоимки и пени в один день.

День внесения недоимки считается дата перечисления суммы в бюджет. Датой считается день проведения сумм по расчетному счету на основании данных выписки вне зависимости от времени поступления платежа в ИФНС.

Пени, которые соответствуют неуплаченному налогу НДС, начисленному по декларации, ИФНС взымает в безоговорочном порядке.

Программное обеспечение, установленное в инспекции, начисляет суммы в автоматическом режиме.

Необходимо регулярно получать выписки о состоянии взаимных расчетов с ИФНС для предотвращения:

  1. Отказа в получении кредита на основании сумм неуплаченных пени.
  2. Неудовлетворительного решения по возмещению или возврату НДС ввиду наличия задолженности.
  3. Закрытия расчетного счета при отсутствии средств для списания сумм на основании решения судебных приставов.

Закрыть доступ к счету могут даже из-за наличия 1 рубля неуплаченных сумм.

Переплату по пени можно зачесть в счет уплаты налога конкретного бюджета. Зачет производится на основании налогоплательщика.

Определение

Под пени понимается начисленный процент за просрочку суммы по уплате в бюджет. Расчет, производимый самостоятельно, при наличии нескольких просрочек ведется по каждой сумме отдельно.

Уплата всех сумм долга по пени может производиться одновременно по одному налогу.

Ключевые позиции расчета пени:

  1. Для подсчета просрочек по налогу используется одна трехсотая часть ставки рефинансирования.
  2. Учет ведется в календарных днях, начиная со дня, следующего за сроком уплаты налога.
  3. Окончательный срок расчета пени служит день уплаты основного долга.
  4. При смене ставки ЦБ РФ необходимо применять измененную величину в расчетах со дня смены регулятора.

Условия возникновения

Начисление пени по налогу НДС может производиться самостоятельно или на основании решения налогового органа.

Появление недоимки у налогоплательщика может образоваться при увеличении налогооблагаемой базы после подачи уточненной декларации.

Увеличение суммы к уплате возникает:

  • при обнаружении арифметической ошибки.
  • в случае занижения сумм вычета поставщиком и отсутствия возможности выставления (например, при переходе налогоплательщика на другой режим налогообложения).

Сумму неустойки по налогу необходимо заплатить ранее сдачи уточненной декларации. При внесении платежей в обратном порядке ИФНС выставляет штраф за несвоевременную уплату налога.

В редких для налогоплательщика случаях пени образуется при пропуске срока положенного платежа в бюджет.

Как правило, налогоплательщики достаточно аккуратно производят платежи в бюджет во избежание дополнительных санкций.

Что такое ставка рефинансирования?

Ставка рефинансирования – учетный показатель, устанавливаемый Центральным банком РФ. Ставка оказывает регулирующую роль на экономику страны, предотвращая девальвацию рубля.

Второй важной, менее значимой ролью является фискальная функция. С применением ставки регулируются:

  • нарушения договорных обязательств между партнерами;
  • расчет налога с полученных по депозитным вкладам средств;
  • определение суммы процентов за использование чужих денег;
  • расчет пени, образовавшейся при неуплате сумм в бюджет или пропуске установленной законодательством даты.

Величина ставки рефинансирования используется в значении, установленном на дату платежа. Применение ставки используется в отношениях, регулируемых НК РФ, ГК РФ и ТК РФ.

Как рассчитать пени по НДС по ставке рефинансирования (законная неустойка)

При пропуске срока или занижения суммы платежа НДС сумма процентной неустойки рассчитывается на основании установленной в периоде ставки рефинансирования. Данное требование обязательно для всех видов налогов.

Занижать или увеличивать сумму процентов пени не представляется возможным. Только ставка рефинансирования ЦБ РФ лежит в основе расчета с бюджетом.

При подсчете сумм необходимо точно определить установленную в периоде ставку.

Что нужно для расчета

Подсчет пени производится на основании данных:

  1. Суммы просроченного налога к уплате.
  2. Периода просрочки.
  3. Ставки рефинансирования, установленной в периоде.

Необходимо усчитывать, что сумма НДС после подачи декларации подлежит делению на 3 равные части с последующим взносом в течение 3-х месяцев.

Если сумма вносится единовременно (что не запрещено законодательством), ИФНС списывает равными долями самостоятельно. В случае занижения сумм налога в одном из платежей налогоплательщику начисляется пени.

При подсчете пени по НДС расчет дней берется из одной третьей полной суммы к уплате и срок – 20-е число каждого месяца квартала, следующего за отчетным периодом.

Сумма пени рассчитывается в рублях и копейках. При перечислении необходимо использовать КБК налога с изменением 14-й цифры на «2» (для уплаты налога указывается «1»).

В необходимо правильно заполнить поля. При неверном заполнении полей сумма будет отправлена на невыясненные платежи плательщика.

Где найти размер ставки (рефинансирования)

Ставка рефинансирования менялась на протяжении своего существования порядка 50-ти раз. Данной тематике посвящено много сайтов и статей.

При получении информации с неофициального сайта ЦБ РФ можно получить информацию, не соответствующую действительности. Искажение данных в пределах одного дня может привести к ошибочным данным в расчете.

Изменение ставок и действующие на дату показатели необходимо получать только с официального сайта ЦБ РФ или в справках информационных ресурсов (Гаранта и других порталов).

По какой формуле

Сумма долга рассчитывается по формуле:
где П – пени;
Пр – просрочка неуплаченного в срок НДС;
Днк – дни просрочки в календарном исчислении;
Стр – ставка рефинансирования ЦБ РФ.

Пример 1

Рассмотрим расчет пени при подаче уточненной декларации. Компанией ООО «Ромашка» была сдана декларация по НДС за 1 квартал 2019 года, сумма начислений по которой составила 30 000 рублей.

21. 04.2014 была сдана декларация (20.04- выходной) по НДС и произведена уплата в бюджет 10 000 рублей. Все действия выполнены правильно.

24.04.2014г. налогоплательщиком была обнаружена ошибка в расчетах. В результате исправления сумма, начисленная по декларации, возросла до 45 000 рублей.

Образовавшаяся на 24.04.2014 г. просрочка составила 5 000 рублей:

45 000 / 3 = 15 000

Налогоплательщик уплатил недостающую сумму в бюджет 28.04.2014 г. и подал уточненную декларацию 29.04.2014г.

После поступления суммы в бюджет или одновременно налогоплательщик производит подсчет пени. Действующая ставка рефинансирования – 8,25 %.

Пндс = 5 000 (руб.) х 7 (дн.) х 8,25/100 * 1/300 = 9,63 рублей.

Расчетный период для пени берется с 21.04.2014 г. по 27.04.2014 г.

Пример 2

Рассмотрим расчет пени при просрочке, попадающей на изменение ставки рефинансирования. Для простоты расчета возьмем условную ставку, не существующую в реальности. Допустим, ставка изменилась 25.04.2014г. на величину в 10%.

Организацией «Вымпел» подана по сроку 21.04.2014 г. декларация по НДС за 1 квартал 2019 года. Начисленный по отчету налог — 30 000 рублей. 21. 04.2014 произведен 1-й платеж в сумме 10 000 рублей.

Налогоплательщиком была обнаружена арифметическая ошибка, увеличившая налогооблагаемую базу. Сумма начисленного уточненного НДС составила 45 000 рублей. Уплата налога по первому сроку платежа занижена на 5 000 рублей.

Налогоплательщиком сумма 5 000 была уплачена 28.04.2014 г. Уточненная декларация по НДС подана 29.04.2014г. На сумму просрочки налогоплательщик должен начислить пени.

Применяемая на период расчета 21.04.2014 – 24.04.2014г. ставка рефинансирования – 8,25 %.

  1. Пндс = 5 000 (руб.) х 4 (дн.) х 8,25/100 * 1/300 = 5,5 рублей. Для расчета взят период с 21.04.2014 по 24.04.2014 г.
  2. Пндс = 5 000 (руб.) х 3 (дн.) х 10/100 * 1/300 = 5,0 рублей. Для расчета взят период с 25.04.2014 по 27.04.2014г.

Общая сумма пени с учетом виртуально изменившейся ставки составляет 10,5 рублей.

Пример 3

Произведем подсчет пени при пропуске суммы к уплате. Предприятием ООО «Престиж» была сдана декларация по НДС за 1 квартал 2019 года, сумма к уплате по отчетности составила 30 000 рублей.

Уплата в бюджет не производилась, поскольку кассиром был пропущен срок 21.04.2014 г., 20.05.2014 г. Вся сумма была уплачена 20.06.2014 г. по третьему сроку уплаты.

Расчет пропущенного срока производится с 21.04.2014 г., поскольку 20.04.2014 г. попадает на выходной день.

Образовавшаяся на 20.06.2014 г. просрочка составила 20 000 рублей:

30 000 / 3 * 2 = 20 000

После поступления суммы в бюджет или одновременно налогоплательщик производит подсчет пени.

Расчет производится двумя операциями:

  1. Пндс = 10 000 (руб.) х 60 (дн.) х 8,25/100 * 1/300 = 165,00 рублей. Сумма взята за период с 21.04.2014 г. по 19.06.2014 г.
  2. Пндс = 10 000 (руб.) х 30 (дн.) х 8,25/100 * 1/300 = 82,50 рублей. Расчет произведен с 20.5.2014 по 19.06.2014г.

Общая сумма пени, начисленной для уплаты в бюджет по 2-м срокам платежей, составляет 247,50 рубля.
Если бы расчет производился в 2019 году, период был бы увеличен на 1 день для каждого срока уплаты.

Согласно статье 75 Налогового Кодекса РФ, пеня начисляется за каждый календарный день просрочки, начиная со следующего дня уплаты налога. Так, авансовые платежи должны быть оплачены не позднее 25 числа: за 1 квартал – до 25 апреля; за 2 квартал – до 25 июля, за 3 квартал – до 25 октября. За то, что налогоплательщик невовремя или неполностью перечислил авансовые платежи по УСН штраф не предусмотрен, но пени будут начислены.
2
Пеня за каждый день просрочки, начиная с 26 числа, определяется в % от суммы неуплаченного налога. Процентная ставка равна одной трехсотой (1/300) ставки рефинансирования ЦБ, в 2013 году эта величина составляет 8.5%.
Расчет пени ведется по формуле: 1/300*0,0825*(сумма задолженности)*(количество дней просрочки).
3
Пример расчета пеней при несвоевременной/неполной оплате аванса по УСН:
допустим, что сумма аванса УСН, которая подлежит оплате за 3 квартал составила 10000 рублей, данный платеж необходимо было совершить до 25 октября. Фактически оплачено было 28 ноября; таким образом, получаем:
1/300*0,085*10000 руб.*33 дня=93,5 рубля.
Аналогичным образом расчет ведется и при обнаруженной недоимке, которая образовалась из-за недоплаты аванса по УСН.
Для того, чтобы упростить работу и просто проверить собственные вычисления, можно обратиться к удобному онлайн-калькулятору http://www.klerk.ru/tools/penalty. В калькуляторе Вам нужно указать общую сумму задолженности и две даты: установленный в соответствии с НК срок уплаты налога и фактическую дату оплаты. Расчет ведется автоматически с учетом действующей ставки рефинансирования.

Прежде чем разобраться с тем, как определить ставку рефинансирования, необходимо понять, что вообще значит эта ставка и зачем она нужна. В 1992 году Центральный Банк России решил упорядочить выдачу кредитов коммерческим банкам. То есть, если у банка не хватает собственных ресурсов для выполнения своих обязательств или для дальнейшей выдачи кредитов населению и организациям, он может «взять взаймы» у Центрального Банка. Конечно же, не бесплатно. Деньги выдаются под процент, который един для всех и называется ставкой рефинансирования.

Инструкция

Размер ставки рефинансирования определяется единолично Центральным банком и публикуется во всех средствах массовой информации. К ставке рефинансирования также привязаны и налоговые платежи. Например, физические лица обязаны платить налог на средства, полученные в виде экономии на процентах за пользование заемными деньгами. От размера текущей ставки рефинансирования зависят размеры пеней и штрафов, которые уплачивают организации за просрочку уплаты налогов или же наоборот – которые налоговая инспекция обязана возместить компании в случае задержки возврата налогов.

Чтобы узнать ставку рефинансирования, достаточно зайти на сайт Центрального Банка России. Наиболее важная экономическая информация, в том числе значение ставки рефинансирования на текущий момент, указана на главной странице сайта.

Если вам надо узнать значение ставки рефинансирования на какую-либо прошедшую дату, можно перейти с главной страницы в соответствующий раздел сайта (на текущий момент информация располагается по адресу: http://www.cbr.ru/print.asp?file=/statistics/credit_statistics/refinancing_rates.htm)

Также актуальную и достоверную информацию о размерах ставки рефинансирования можно узнать из справочно-правовых систем, например «КонсультантПлюс», «Гарант», «Главбух», «Референт», «Кодекс». Например, в СПС «КонсультантПлюс» информация о ставке рефинансирования можно узнать, нажав на строку «Учетная ставка Банка России» в стартовом окне системы.

Следует быть внимательными при определении ставки рефинансирования, так как она постоянно колеблется. Если в вашем случае необходимо сделать расчет за периоды, в течение которых учетная ставка ЦБ менялась, необходимо считать данные пропорционально количеству дней, в течение которых действовала та или иная ставка рефинансирования.

Видео по теме

Источники:

  • сайт Центрального Банка России
  • как узнать ставку рефинансирования

При проведении некоторых хозяйственных операций, например, расчете пени за нарушение сроков исполнения обязательств по договорам или выплаты заработной платы сотрудникам, используется ставка рефинансирования Центрального банка РФ. Она представляет собой размер платежа, производимого коммерческими банками Банку России, по кредитам, предоставленным на покрытие временной нехватки финансовых ресурсов.

Инструкция

Ставка рефинансирования играет роль регулятора кредитно-денежной политики и экономики государства. Она применяется в целях налогообложения, определения суммы пени и штрафов по налоговым и договорным обязательствам, при расчете процентов по договорам займа, в которых не установлен размер платы за их предоставление.

Ставка рефинансирования – очень динамичная величина, отражающая общую ситуацию страны. В частности, с 1992 по 1997 годы она изменялась 38 раз с колебаниями в диапазоне от 20 до 200% годовых, а в период с 2007 по 2012 годы – 25 раз в пределах 8-13% годовых. Поэтому при ее использовании в расчетах отслеживайте действующее значение по официальным источникам опубликования.

Пени начисляются, если плательщик налогов или сборов уплачивает налог в более поздние сроки, нежели это установлено законом. Причем уплатить пени - это обязанность плательщика, а не право. Разберем на примерах, как рассчитывают пени.

Исполнение обязанности по уплате налогов и сборов может обеспечиваться способами (ст. 72 НК РФ):

  • залогом имущества;
  • поручительством;
  • пеней;
  • приостановлением операций по счетам в банке и наложением ареста на имущество налогоплательщика;
  • банковской гарантией.

Что такое пени, в каких случаях исчисляются пени, в каком размере, каков порядок уплаты пени — добровольно и принудительно, — все эти и другие вопросы, связанные с обеспечением исполнения плательщиками и иными лицами своих обязанностей по уплате или перечислению налогов и сборов, регламентированы статьей 75 НК РФ.

Вебинары для бухгалтеров в Контур.Школе: изменения законодательства, особенности бухгалтерского и налогового учета, отчетность, зарплата и кадры, кассовые операции.

Калькулятор пеней

Пени: определение, важные правила

Пеней признается установленная денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки. Из этого определения вытекают важные моменты:

  1. Заплатить пени — это обязанность плательщика, а не право.
  2. Пени начисляются в том случае, если плательщик налогов или сборов выполняет свою обязанность в более поздние сроки.
  3. Пени — применяются всякий раз, когда налоговые платежи поступают в бюджет с опозданием и не зависят от санкций за налоговые правонарушения.
  4. Пени начисляются не только по платежам на внутреннем рынке, но и в связи с перемещением (т.е. ввозом, вывозом) товаров через таможенную границу Таможенного союза.
  5. Начисление пеней прекращается в связи с уплатой причитающихся сумм налогов и сборов, т.е. сумма пеней фиксируется на дату погашения задолженности и, в случае, если пени лицом не уплачены, то пени на пени не начисляются.

При этом правила начисления пеней распространяются не только на налогоплательщиков, плательщиков сборов, но и на налоговых агентов. Пени начисляются не только на налоговые платежи, но и на авансовые платежи по налогам и сборам, которые организация перечислила с опозданием.

Пени не начисляются, если:

  • у организации есть переплата по соответствующему налогу;
  • пени полностью перекрыты имеющейся переплатой;
  • если переплата возникла по тому же налогу, образовалась ранее возникновения недоимки и полностью покрывает ее. Однако если же сумма переплаты была меньше, чем сумма выявленной недоимки, размер штрафов нужно пропорционально снизить.

Отметим, что переплата — это сумма налогов, пеней и штрафов, которые излишне уплачены налогоплательщиком или излишне взысканы налоговым органом (п. 1 ст. 78, абз. 2 п. 1 ст. 79 НК РФ). Переплата может быть направлена на зачет имеющейся задолженности. Основные правила зачета:

  • налоговые органы обязаны сами зачесть переплату в счет недоимки по налогу, пеням и штрафам (п. 5 ст. 78 НК РФ).
  • зачет производится по видам налогов (федеральные, региональные, местные) (п. п. 1, 5, 14 ст. 78 НК РФ).

Как рассчитываются пени?

Пени рассчитываются за каждый день нарушения срока уплаты налога. Первый день, за который начисляются проценты — следующий день после установленного законом дня уплаты налога (сбора).

Пример 1. Срок уплаты налога — не позднее 28 апреля 2017 г. Предположим, налогоплательщик не уплатил сумму налога 28 апреля 2017 г. Следовательно, начиная с 29 апреля, будут начисляться пени. С датой начала начисления пеней все определенно. Возникает вопрос — по какую дату следует начислить проценты.

Пример 2.Дополнимусловия примера 1. Предположим, что налогоплательщик уплатил налог 7 мая 2017 года. Возникает вопрос: 7 мая включается в количество дней, за которые налогоплательщику будут начислены пени в связи с нарушением срока уплаты или последний день, за который будут начислены проценты — 6 мая? По этому вопросу однозначной позиции нет.

С точки зрения ФНС России пени надо начислять по день уплаты налога включительно (Разъяснения ФНС России от 28.12.2009). Судебная практика говорит о том, что день уплаты недоимки не включается в число дней, за которые начисляются пени. Таким образом, если учитывать мнение ФНС России то в нашем примере пени должны быть начислены за 9 дней, а согласно судебной практике — за 8 дней.

Вывод: период начисления пеней по налогам и сборам определен не вполне точно и зависит от мнения контролирующих органов и решения судов.

Такая же неопределенность была и по обязательным страховым взносам. Однако, начиная с 1 января 2015 года, период начисления пеней по обязательным страховым взносам определен четко. Согласно п.3 ст. 25 Закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ: «Пени начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате страховых взносов начиная со дня, следующего за установленным …. сроком уплаты сумм страховых взносов, и по день их уплаты (взыскания) включительно». Таким образом, с 01.01.2015 г. дата погашения недоимки по страховым взносам включается в количество дней, за которые начисляются пени. Важно, что день погашения задолженности — это день подачи в банк платежного поручения на перечисление средств.

Формула расчета пени

Пени рассчитываются в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора, которая равна 1/300 действующей в это время ставки рефинансирования ЦБ РФ. Пени рассчитываются по формуле:

Сумма пени = Сумма налогов, не уплаченная в срок х ставка рефинансирования (в период просрочки)/300 х Количество дней просрочки

Количество дней просрочки пени по налогам определяется со дня, следующего за сроком уплаты налога, и по день, предшествующий дню его уплаты (п. п. 3, 4 ст. 75 НК РФ, Письмо Минфина от 05.07.2016 № 03-02-07/2/39318).

Например, уплата долга по налогам состоялась 15 февраля 2017 года. В расчете пеней нужно учесть 14 февраля. Дату уплаты (15 число) в расчет включать не нужно.

Продолжив пример 1 и установив, что сумма недоимки составила 100 000 руб., получим сумму пени:

  • согласно позиции ФНС России. Сумма пени = 100 000 х 8,25%/300 х 9 = 247,5 руб.
  • согласно судебной практике. Сумма пени = 100 000 х 8,25%/300 х 8 = 220 руб.

Разница между первым и вторым вариантом незначительная — 27,5 руб.

Можно рекомендовать организации в этой ситуации оценить «стоимость» рисков. Безусловно, если «цена вопроса» высока, надо обращаться в суд и отстаивать свою позицию, тем более, что подавляющее большинство судебных решений — в пользу налогоплательщика и нельзя забывать, что согласно п. 7 ст. 3 НК РФ: «Все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сборов)».

Ставка рефинансирования ЦБ РФ величина не постоянная. Поэтому, если ставка рефинансирования (ключевая ставка), действовавшая в период просрочки, менялась, то расчет пеней нужно производить отдельно по каждой ставке.

Продолжим пример 1. Предположим, что ставка рефинансирования с 1 мая 2017 года составила 10%. Тогда размер пени составит:

  • согласно позиции ФНС РФ. Сумма пени = + = 55 + 233,33 = 288,33 руб.
  • согласно судебной практике. Сумма пени = + = 55 + 200 =255 руб.

Другая методика расчета пеней в ситуации, если нарушен срок уплаты авансового платежа.

Согласно п. 14 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 № 57 пени за неуплату в установленные сроки авансовых платежей по налогам подлежат исчислению до даты их фактической уплаты или в случае их неуплаты — до момента наступления срока уплаты соответствующего налога. Если по итогам налогового периода сумма исчисленного налога оказалась меньше сумм авансовых платежей, подлежавших уплате в течение этого налогового периода, пени, начисленные за неуплату указанных авансовых платежей, подлежат соразмерному уменьшению. Такой же порядок применяется и в случае, если сумма авансовых платежей по налогу, исчисленных по итогам отчетного периода, меньше суммы авансовых платежей, подлежавших уплате в течение этого отчетного периода.

Таким образом, при расчете пеней, если нарушен срок уплаты авансовых платежей необходимо учитывать, что пени начисляются в зависимости от законодательно установленного порядка и срока уплаты авансового платежа:

Порядок уплаты авансовых платежей Порядок начисления пеней

Положения нормативных актов устанавливают обязанность хозяйствующих субъектов исчислять и уплачивать в бюджет налоговые платежи. Если игнорировать эту обязанность или осуществлять ее не вовремя, законами устанавливаются меры воздействия на субъектов бизнеса, в том числе расчет пени при несвоевременной уплате налогов. Предприятие или ИП сами могут определить их размер, применив калькулятор пени по налогам.

Что такие пени

Пени по налогам – это исчисленные по установленным правилам проценты на суммы налога, которые начисляются при нарушении норм налогового законодательства или условий договоров. В последнем случае пени могут рассчитываться на несвоевременно оплаченные суммы за товары, услуги, несвоевременность поставок и т. д.

Расчет данных санкций по налогам определяется НК РФ. Согласно им, пени нужно перечислять в обязательном порядке так же, как и налоги. При этом налогоплательщикам и иным лицам, осуществляющим платежи в бюджет, нужно не забывать, что эти суммы начисляются дополнительно к налогам.

Пени используется как мера устрашения и побуждения субъектов к соблюдению сроков по перечислению обязательных платежей. Приступая к определению их сумм нужно помнить, что они рассчитываются в процентном отношении к основному налогу в части несвоевременно оплаченных платежей.

Внимание! При их определении имеет значение период времени, в течение которого не было перечисления. Пени исчисляются за каждый день просрочки. Поэтому их рассчитывать нужно с первого дня, который идет за сроком уплаты налога и прекращать предыдущим днем перед днем фактического перечисления налога.

Также нужно помнить, что пени надо исчислять при нарушении сроков уплаты обязательных платежей в бюджет, удержанных налоговыми агентами.

С этого года администрирование по взносам стало подведомственно налоговым органам, поэтому пени теперь начисляются на такие отчисления по правилам НК РФ.

С какого момента начисляется

Для каждого налога НК РФ устанавливает сроки, в течение которых налог должен быть определен и перечислен в бюджет. Поэтому, определение с какого числа компания будет привлечена наказанию в виде начисления пени для каждого налога индивидуально.

Однако существует правило, согласно которому расчет пени следует начислять, начиная со следующего рабочего дня, идущего за днем, установленным как крайний срок перечисления налога.

Существует несколько событий, которые могут приводить к необходимости расчета пени по налогам:

  • Перечисления налоговых платежей отсутствуют.
  • Налоги были отправлены в бюджет, но позже установленных законодательством сроков.
  • Уплата обязательных платежей по налогу была произведена частично.

Компаниям и предпринимателям желательно самим производить расчет и добровольно перечислять в бюджет полученные штрафные санкции. Это поможет либо снизить, либо избежать начисления уже штрафов, которые существуют согласно законодательству.

Кроме этого, каждому налогоплательщику нужно знать перечень случаев, при которых начисление пени можно избежать. Сюда относятся:

  • Если по налоговому платежу, по которому было установлено нарушение сроков уплаты, существует переплата.
  • При существовании уважительных обстоятельств, из-за которых было допущено нарушение сроков уплаты налогов. Все такие ситуации строго определены нормами права, они рассматриваются инспекторами в индивидуальном порядке при представлении подтверждающих документов. К примеру, блокировка расчетного счета, нахождение на лечении в стационаре и т. д.
  • Когда налогоплательщиком была обнаружена ошибка при исчислении налога, незамеченная ИФНС, при этом он не подал никаких корректирующих отчетов, исправляющих ее.
  • Недоплата по обязательным платежам вызвана ошибочным официальным разъяснением представителей налоговых органов. К ним можно приравнять сообщения инспекторов, опубликованным на сайте налоговой. Остальные публикации в сети интернет не имеют юридической силы.