Региональный пассажирский самолет. Региональный пассажирский самолет Начало эксплуатации и дальнейшая модернизация

Ту-134 (в просторечии данный самолет называю свисток, стиляга или туполенок) – советский пассажирский самолет для авиалиний малой и средней протяженности, разработанный в начале 1960 годов в ОКБ им. Туполева и выпускавшийся серийно с 1965 по 1984 год на Харьковском авиационном производственном объединении.

Ту 134 явлется одним из самых массовых пассажирских самолетов, собиравшихся в Советском Союзе. Всего было построено 852 самолета всех модификаций. Первый полет был выполнен 29 июля 1963, в эксплуатации лайнер находится с сентября 1967 года.

К началу 1960 годов основу парка ближнемагистральных самолетов в СССР и социалистических странах составляли поршневые Ил-14, бравшие на борт до 36 пассажиров. В это время гражданская авиация вступала в реактивную эпоху.

Первый в СССР реактивный самолет Ту-104 использовался только на международных и особенно загруженных внутрисоюзных линиях, тогда как на региональных маршрутах использовались морально устаревающие самолеты. Появилась потребность в реактивном самолете с дальностью до 2 000 км, крейсерской скоростью 800-900 км/ч и пассажировместимостью не менее 40 человек, который можно было бы использовать на коротких ВПП.

Принято считать, что Ту-134 обязан своим появлением непосредственно Никите Хрущеву. В 1960 году Первый Секретарь ЦК КПСС стал гостем на презентации во Франции нового реактивного самолета Сюд-Авиасьон Каравелла. Самолет произвел на советского лидера впечатление, и по возвращении в СССР Хрущев велел ОКБ Туполева заняться разработкой аналога.

Первоначально Ту-134 не проектировался как новый самолет. В КБ была идея модернизации Ту-124. У самолета удлинили фюзеляж, перенесли двигатели в хвостовую часть, а также заменили оперение на Т-образное. Проект под обозначением Ту-124А был разработан в 1961 году. Первые два опытных экземпляра были изготовлены в 1963 году. В июле того же года самолет впервые поднялся в небо.

Летные и сертификационные испытания начались летом 1963 года. В 1965 году самолету было присвоено обозначение Ту-134 . В это же время было прекращено производство Ту-124. Серийный выпуск начался в 1966 году. Ту-134 выпускался на Харьковском авиационном производственном объединении в течение 18 лет (с 1966 по 1984).

Самолет был разработан для ближнемагистральных линий со слабым пассажиропотоком. Изначально предполагалось разместить в самолете 56 мест для пассажиров (50 в двухклассовой компоновке). Но от первого класса на тех самолетах, что предназначались для внутрисоюзных линий, вскоре решено было отказаться. За счет этого число мест удалось довести до 72.

В 1965 году было изготовлено 9 предсерийных самолетов специально для летных испытаний. На этих лайнерах отсутствовал реверс, из-за чего пробег после посадки был очень велик. Интересно, что в КБ планировали установить на Ту-134 тормозные парашюты подобно Ту-104. Однако, от этой идеи вскоре отказались. В то же время, двигатели с реверсом на Ту-134 стали устанавливать лишь в 1970 году. Были переоборудованы все ранее выпущенные экземпляры. До этого самолету помогал тормозить специальный щиток под фюзеляжем – очень редкое явление в гражданской авиации.

Первые серийные Ту-134 были переданы Аэрофлоту в 1966 году. В сентябре 1967 года на Ту-134 был совершен первый коммерческий рейс Москва-Адлер. Однако почти три года самолет использовались лишь на международных линиях, и только летом 1969 года начали обслуживать внутрисоюзные линии Москва-Ленинград и Москва-Киев. Ту-134 активно экспортировался: в 1968 году первые машины были проданы восточногерманской авиакомпании Интерфлюг, а чуть позже польской LOT.

В 1970 году была разработана модификация Ту-134А . Фюзеляж самолета был удлинен на полметра, на двигателях установлен реверс, снят тормозной щиток, число мест увеличено до 76. В результате максимальная дальность полета с 3 100 км сократилась до 2 770 км, а с максимальной коммерческой нагрузкой – до 2 100 км. На самолетах, предназначенных для экспорта, было решено отказаться от штурмана и установить РЛС.

К началу 1972 года большая часть Ту-134 продолжала использоваться на международных линиях, тогда как регулярных рейсов внутри СССР было всего двенадцать: из Москвы в Баку, Ереван, Киев, Кишинев, Краснодар, Ленинград, Омск, Ригу и Сочи. Однако, 18 мая 1972 под Харьковом разбился Ан-10. В катастрофе погибло 116 человек, и полеты самолетов этого типа были немедленно прекращены.

В 1973 году из-за выявленных ошибок в конструкции от эксплуатации Ан-10 отказались вообще. Во многих советских аэропортах началось срочное переоборудование взлетно-посадочных полос для приема Ту-134 . Из-за нехватки самолетов на региональных линиях бо́льшую часть Ту-134 Шереметьевского и все без исключения Внуковского авиаотрядов решили заменить на только что разработанный и дальнемагистральный Ил-62.

В 1980 году начался выпуск самолета Ту-134Б. На этой модификации от штурмана отказались окончательно. Кроме того, была увеличена пассажировместимость до 96 мест. Взлетная масса доведена до 47 тонн. Начались также разработки варианта Ту-134Д с увеличенной тягой двигателей (8 400 кгс), однако работы по самолету были прекращены.

В настоящее время самолеты Ту-134 постепенно выводятся из эксплуатации, поскольку устарели морально и физически: последним выпущенным экземплярам более четверти века.

Двигатели Ту-134 установлены в хвостовой части фюзеляжа. Серийные самолеты оснащались турбореактивными двухконтурными двигателями конструкции Соловьева Д-30 (ПС-30). Двигатель выполнен по двухвальной схеме, состоит из компрессора, разделительного корпуса с коробками приводов агрегатов, камеры сгорания, турбины и выходного устройства, оснащен реверсивным устройством. Запуск двигателя воздушным стартером. Система зажигания электронная, включает агрегат зажигания СКНА-22-2А и 2 свечи поверхностного разряда СП-06ВП.

За долгие годы эксплуатации Ту-134 показал свою надежность и экономичность, отвечая всем требованиям времени. По показателям коэффициента надежности Ту-134 зарекомендовал себя практически безотказным. Выдающейся особенностью самолета являются непревзойденные до сих пор ограничения по величинам встречной (30 м/c) и боковой (20 м/с) составляющих ветра при взлете и посадке.

В условиях СССР, где подавляющее большинство аэродромов имели только одну ВПП, это качество сыграло заметную роль в повышении регулярности полетов. После вступления в действие Главы 3 приложения 16 ИКАО в 2002 году, ужесточившей шумовые нормы для воздушных судов, эксплуатация Ту-134 в странах ЕС была запрещена, и сегодня он используется почти исключительно на внутренних маршрутах России и стран СНГ.

После катастрофы Ту-134 в аэропорту Курумоч в марте 2007 было объявлено о том, что к 2015 году эксплуатация самолетов этой модели будет прекращена. 1 января 2008 года обладатель одного из крупнейших флотов Ту-134, Аэрофлот, прекратил их эксплуатацию. Часть самолетов была передана в дочерние компании Аэрофлот-Норд и Аэрофлот-Дон, часть продана, часть списана.

До начала 1990 годов парк Ту-134 только в СССР перевез около 500 млн. пассажиров и сегодня продолжает работать на линиях стран СНГ и в ВВС. На начало 2006 года в эксплуатации находилось 245 самолетов Ту-134, из них 162 – в России. К середине 2007 года число российских Ту-134 сократилось до 146, еще через год – до 117, к началу 2009 года примерно до 100 штук.

Они заменяются на , и Ан-148. В перспективе на смену последним Ту-134 должны прийти самолеты проекта Superjet 100. Более половины летающих в России машин используются как бизнес-чартеры. Среди пользователей Ту-134, использующих их на регулярных рейсах – UTAir и Ямал.

Кроме пассажирских перевозок, отдельные модификации Ту-134 используются в военной и сельскохозяйственной авиации. Так, на Ту-134УБЛ проходят тренировку летчики дальней авиации (модификация для подготовки пилотов Ту-22М), на Ту-134Ш – штурманы (в салоне имеется несколько полноценных рабочих мест для штурманов-навигаторов Ту-22М). Построено некоторое количество машин для пассажирско-транспортных перевозок командных кадров ВС (штабных), в том числе и оборудованных спецсвязью (ЗАС).

Максимальная скорость полета Ту-134А составляет 850 км/ч, максимальная высота полета – 12 100 метров, максимальная дальность полета – 2 100 км. Для взлета самолету необходима полоса длиной 2 200 метров.

Ту-134 видео самолета

1) Взлет Ту-134 – вид из иллюминатора (видео):

2) Посадка Ту-134 компании Utair – вид из иллюминатора (видео):

3) Авария Ту-134 на взлете – видео:

Реактивный самолет Ту-134 по праву признается одним из наиболее удачных проектов в области отечественного пассажирского самолетостроения. В отечественной гражданской авиации данный самолет вошел как наиболее массовый и популярный советский авиалайнер. Ту-134 (по натовской кодификации Crusty- «Жесткий») – это советский ближнемагистральный пассажирский самолет, который был создан в начале 1960-х годов в ОКБ им. Туполева. Самолет производился серийно с 1965 по 1984 год в Харькове на одноименном производственном объединении, при этом последние экземпляры самолета были собраны в 1989 году. Свой первый полет лайнер совершил 29 июля 1963 года – то есть ровно полвека назад.

Ту-134 по праву считается одним из наиболее массовых советских пассажирских самолетов, всего было выпущено 852 машины всех модификаций. Помимо СССР данный самолет эксплуатировало большое число стран Соцлагеря. Поставки самолета на экспорт начались уже в 1968 году. Ту-134 стал первым советским лайнером, который прошел официальную международную сертификацию. В ноябре 1968 года данная машина была сертифицирована в Польше на соответствие английским нормам летной годности BCAR. Данный самолет активно эксплуатировался другими социалистическими странами – Болгарией, ГДР, Чехословакией, Югославией, Венгрией, Вьетнамом и многими другими.


На базе Ту-134 были созданы различные летающие лаборатории, которые предназначались для испытания новых образцов космической и авиационной техники. На февраль 2012 года в мире эксплуатировалось еще около 130 самолетов данного типа, из них более 100 - в России. Большой популярностью пользуются VIP-варианты данного самолета, однако широко распространены и военные модификации. В свое время на базе Ту-134 были созданные учебно-тренировочные самолеты для подготовки лётчиков и штурманов стратегических бомбардировщиков Ту-160 и Ту-22М3. Часто эти машины использовались для поддержания навыков строевых летчиков, для того чтобы сохранять ресурс гораздо более дорогостоящих бомбардировщиков.

В настоящее время появилась информация о том, что Главкомат ВВС страны принял решение о восстановлении всего имеющегося парка учебно-тренировочных самолетов Ту-134УБЛ и Ту-134Ш и обратился непосредственно к министру обороны страны с просьбой о выделении необходимой суммы денежных средств. По предварительным оценкам, для продления ресурса практически 50 самолетов понадобится около 20 млн. рублей. Модификация Ту-134УБЛ используется для подготовки военных летчиков, а Ту-134Ш для подготовки штурманов Дальней авиации.

Сегодня кроме как на Ту-134 их практически не на чем готовить, так как запасные варианты в виде Ан-26 и Ан-24 не обладают тем прицельным и навигационным оборудованием, которым оснащены дальние бомбардировщики. Также было построено некоторое количество машин, предназначенных для транспортно-пассажирских перевозок командного состава вооруженных сил, так называемых «штабных», в том числе оснащенных спецсвязью (ЗАС).

Принято считать, что самолет Ту-134 обязан своим появлением на свет непосредственно Никите Хрущеву. В 1960 году тогда еще Первый Секретарь ЦК КПСС стал почетным гостем на презентации во Франции нового реактивного пассажирского самолета Сюд-Авиасьон "Каравелла". Данный пассажирский лайнер произвел на советского лидера серьезное впечатление, и по возвращении назад в Москву Никита Хрущев велел ОКБ Туполева начать работы по созданию советского аналога.


В это время в разных государствах мира практически одновременно начались работы по созданию пассажирских реактивных лайнеров, отличительной особенностью которых стало размещение двигателей в хвостовой части фюзеляжа на специальных пилонах. К подобным самолетам можно было отнести американские «Боинг 727» и DC-9, английские самолеты VC.10, DH 121 и ВАС111, голландский F28, а также советские Ил-62 и Ту-134.

Такая схема в первую очередь позволяла улучшить аэродинамику машины (за счет применения так называемого «чистого крыла») и уменьшить уровень шума в кабине экипажа и в салоне, а также существенно уменьшить нагрузки от газовых струй работающих двигателей на фюзеляж. Одновременно с этим утяжелялась конструкция планера и, как следствие, уменьшалась полезная нагрузка. Одновременно снижалась экономичность лайнера и усложнялось техобслуживание хвостового оперения самолета.

Первоначально ближнемагистральный лайнер Ту-134 не проектировался как новый самолет. В КБ Туполева существовала идея модернизации существующего самолета Ту-124. У данной машины был удлинен фюзеляж, двигатели переносились в хвостовую часть, а оперение заменялось на Т-образное. Данный проект получил обозначение Ту-124А и был предложен уже в 1961 году. Первые 2 опытных экземпляра Ту-124А были произведены в 1963 году. В июле того же года данная машина впервые поднялась в небо.


Летные и сертификационные испытания самолета начались летом 1963 года, а в 1965 году самолет получил официальное обозначение Ту-134. В это же время был окончательно остановлен выпуск Ту-124. Серийный выпуск нового авиалайнера Ту-134 начался в 1966 году. Самолет серийно выпускался на Харьковском авиационном производственном объединении в течение без малого 18 лет (с 1966 по 1984 год).

Ту-134 был спроектирован для ближнемагистральных линий со сравнительно небольшим пассажиропотоком. Первоначально планировалось разместить в салоне самолета 56 мест для пассажиров (50 мест в двухклассовой компоновке). Однако от первого класса на тех авиалайнерах, что предназначались для линий внутри СССР, вскоре было решено отказаться. По этой причине количество мест удалось увеличить до 72.

В 1965 году в Харькове удалось собрать 9 предсерийных авиалайнеров, предназначенных специально для проведения летных испытаний. На этих самолетах не было реверса, по этой причине пробег после посадки был достаточно велик. Стоит отметить, что в КБ Туполева собирались установить на авиалайнере тормозные парашюты подобно предыдущему самолету Ту-104. Но от данной идеи довольно быстро решили отказаться. В то же время двигатели, оснащенные реверсом, начали появляться на Ту-134 только в 1970 году. Со временем такие двигатели получили все ранее выпущенные самолеты. До этого момента Ту-134 помогал тормозить специальный щиток, установленный под фюзеляжем – достаточно редкое для гражданской авиации явление.


Первые серийные пассажирские лайнеры Ту-134 были переданы «Аэрофлоту» уже в 1966 году, а в сентябре следующего года на Ту-134 был выполнен первый коммерческий рейс по маршруту Москва-Адлер. При этом практически 3 года новые самолеты применялись только на международных линиях, и лишь летом 1969 года они начали обслуживать линии внутри СССР: Москва-Киев и Москва-Ленинград. Ту-134 активно продавался на экспорт: в 1968 году первые самолеты были переданы восточногерманской авиакомпании «Интерфлюг», а чуть позже и польской компании LOT.

В 1970 году была создана новая модификация самолета – Ту-134А. Фюзеляж машины вырос на полметра, на двигателях появился реверс, был демонтирован тормозной щиток, количество мест выросло до 76. В результате этих мероприятий максимальная дальность полета уменьшилась с 3100 до 2770 км, а при максимальной коммерческой нагрузке лайнера – до 2100 км. На самолетах, которые предназначались для поставок на экспорт, было принято решение отказаться от штурмана и смонтировать на борту РЛС.

В 1980 году в СССР приступили к выпуску самолета в модификации Ту-134Б. На этой версии самолета от штурмана на борту отказались окончательно. Помимо этого пассажировместимость была увеличена до 96 мест. Взлетная масса самолета увеличилась до 47 тонн. В это же время начались проектные работы над вариантом Ту-134Д, который должен был получить двигатели с увеличенной тягой (8 400 кгс), но работы по данному проекту не были закончены. В наши дни самолеты Ту-134 постепенно выводятся из эксплуатации, так как большинство машин устарели физически и морально: последним выпущенным экземплярам Ту-134 уже исполнилось более четверти века.


Двигатели на Ту-134 были установлены в хвостовой части фюзеляжа. Серийные модели авиалайнеров оснащались двухконтурными турбореактивными двигателями Д-30 (ПС-30) конструкции Соловьева. Этот силовой агрегат выполнен по двухвальной схеме и состоит из разделительного корпуса с коробками приводов агрегатов, компрессора, турбины, камеры сгорания, выходного устройства и оснащен реверсом. Запуск двигателя осуществляется с помощью воздушного стартера. Система зажигания электронная, она состоит из 2-х свеч поверхностного разряда СП-06ВП и агрегата зажигания СКНА-22-2А.

За долгие годы эксплуатации пассажирский самолет Ту-134 продемонстрировал свою надежность и экономичность, отвечая требованиям своего времени. По показателям коэффициента надежности данный авиалайнер зарекомендовал себя почти безотказной машиной. Выдающейся особенностью Ту-134 остаются непревзойденные до настоящего времени ограничения по величинам боковой (20 м/с) и встречной (30 м/c) составляющих ветра в момент взлета и посадки. В условиях Советского Союза, где большая часть аэродромов имели всего одну ВПП, это качество Ту-134 сыграло существенную роль в повышении регулярности рейсов.

После вступления в 2002 году в действие Главы 3 приложения 16 ИКАО, которая ужесточала шумовые нормы для воздушных судов, эксплуатация самолета Ту-134 в странах ЕС была запрещена, в наши дни авиалайнер используется практически исключительно на внутренних маршрутах России и ряда стран СНГ.

Летно-технические характеристики Ту-134Б:

Размеры: размах крыла – 29 м., длина – 37, 1 м., высота – 9,02 м.
Площадь крыла – 127,3 кв. м.
Масса самолета нормальная взлетная – 47 600 кг., максимальная взлетная –49 000 кг., масса пустого – 29 000 кг.
Тип двигателя – 2 ТРДД Д-30 тяга – 2х66,7 кН.
Максимальная скорость – 880 км/ч.
Дальность полета – 2020 км.
Экпслутационный потолок – 10 100 м.
Необходимая длина ВПП – 2550 м.
Экипаж – 3 человека.
Число пассажирских мест максимальное – 96

Источники информации:
-http://www.calend.ru/event/2551
-http://www.aero-news.ru/tu-134
-http://www.airwar.ru/enc/aliner/tu134.html
-http://lenta.ru/news/2013/02/18/tu134
-http://ru.wikipedia.org

Ту-134 – узкофюзеляжный ближнемагистральный пассажирский самолёт. Был разработан опытно-конструкторским бюро А. Н. Туполева и производился серийно с 1966 по 1989 год.

Обзор салона и схема расположения лучших мест

Пассажировместимость Ту-134 зависит от модели самолёта, а также от варианта компоновки его пассажирского салона и варьируется от 12 мест (Ту-134Ш) до 80 (Ту-134Б-3).

В настоящее время наибольшее распространение имеют самолёты, обладающие двухклассовой компоновкой пассажирской кабины (как и указано на схеме).

Бизнес-класс самолёта Ту-134 представлен более мягкими сидениями, расстояние между которыми составляет от 1 метра до 1 метра 30 сантиметров. Также кресла могут раскладываться на больший угол, благодаря чему достигается удобство и лучший отдых во время полёта. Места бизнес-класса располагаются в рядах с номерами 2 и 3 (согласно схеме пассажирского салона). Для данного класса лучшими однозначно будут места, располагающиеся возле иллюминаторов, так как всем известно, что хороший обзор и вид за бортом являются залогом приятного путешествия.

Места же ряда с номером 2 в бизнес-классе не очень удачны, во многом из-за своего расположения: в непосредственной близи к ним располагаются подсобные и туалетное помещения, чья близость может принести немало хлопот и неудобств.

Салон эконом-класса в самолёте Ту-134 представлен местами, расположенными в рядах, обозначенных номерами от 5 до 19. Как и для бизнес-класса, здесь места располагаются по схеме «2-2» и имеют широкий центральный проход. Определённо лучшими для эконом-класса будут места в рядах 5 и 13 ввиду несколько большего расстояния для ног здесь. Неудачным же выбором будет место в ряду 18 или 19 (согласно схеме) ввиду близкого расположения туалетных помещений.

История разработки и эксплуатации

В начале 60-х годов XX века в СССР сложилась довольно интересная ситуация. Пассажирские авиаперевозки начали набирать популярность, однако новых реактивных самолётов Ту-104 было недостаточно для удовлетворения всех потребностей в них. Так, эти самолёты использовались в основном для международных авиарейсов, в том числе между странами социалистического лагеря, а также на наиболее загруженных воздушных путях. Основную же часть внутреннего авиапарка страны составляли устаревшие самолёты, не отличавшиеся уже надёжностью, удобством и экономичностью эксплуатации.

Именно для совершения ближних авиационных пассажирских рейсов и началась разработка нового самолёта. Первоначально лайнер задумывался как модернизация Ту-124, поэтому его обозначение было Ту-124А. Уже в 1963 году первый самолёт был построен и приступил к лётным испытаниям. Однако вскоре в конструкцию самолёта был внесён ряд изменений, благодаря чему было принято целесообразным признать лайнер в качестве новой, самостоятельной модели и присвоить ему наименование Ту-134.

В 1965 году самолёт Ту-134 был сертифицирован, а через год началось его серийное производство. Коммерческая эксплуатация Ту-134 началась «Аэрофлотом» в 1967 году. С первых полётов машина показала себя надёжной, устойчивой в воздухе и простой в обслуживании, благодаря чему в течение следующего года Ту-134 были приобретены восточногерманской и польской авиакомпаниями.

В 1970 году, учитывая особенности конструкции самолёта, а также условий его эксплуатации, в ОКБ Туполева была разработана первая модификация Ту-134 – Ту-134А, имевшая удлинённый корпус и более экономичные двигатели. Данная модификация и сменила базовую модель в серийном производстве.

В первой половине 70-х годов XX века Ту-134 использовались практически на всех внутренних авиалиниях в Советском Союзе, однако ближе к 80-м их активнее начали вытеснять новые Ту-154 . Тем не менее, в 1980 году была разработана и пошла в серийное производство новая модификация Ту-134 – Ту-134Б.

В 1989 году эксплуатация Ту-134 резко сократилась, ввиду чего его серийное производство было прекращено. По состоянию на 2013 год в эксплуатации находилось чуть меньше 130 самолётов, большинство из которых – грузовые.

Модификации Ту-134

В период с 1996 по 1984 год было разработано и производилось 12 модификаций самолёта Ту-134, некоторые из которых имели по нескольку вариантов исполнения.

  • Ту-134 – базовая модификация самолёта, имеющая пассажировместимость до 64 человек (позднее – до 72). Имеет остеклённый нос, а также тормозной парашют для уменьшения расстояния пробега при посадке. Производилась с 1966 по 1970 год.
  • Ту-134А – модификация лайнера, оснащённая более совершенными двигателями, что позволило отказаться от использования тормозных парашютов для снижения скорости лайнера при посадке. Также серьёзно повышена экономичность эксплуатации самолёта. Благодаря удлинённому на 2 метра фюзеляжу была увеличена и пассажировместимость Ту-134. Модель производилась с 1970 по 1980 год.
  • Ту-134Б – усовершенствованный вариант Ту-134А. Обладает меньшей массой и новой компоновкой пассажирского салона. Экипаж самолёта был уменьшен (с 4 до 3 человек). Добавлены новые аварийные выходы. Некоторые самолёты данной модификации имеют дополнительные топливные баки, что позволяет увеличить их дальность полёта. Серийное производство продолжалось с 1980 по 1984 год.
  • Ту-134ЛК – модификация, которая представляет собой летающую лабораторию, используемую в основном для космических нужд.
  • Ту-134М – модернизированная версия Ту-134Б, оснащённая новыми двигателями.
  • Ту-134С – грузовая модификация самолёта.
  • Ту-134СХ – модификация Ту-134 для использования в сельскохозяйственных целях.
  • Ту-134УБЛ (также встречается название Ту-134А-4) – самолёт, используемый для подготовки лётчиков морских и стратегических бомбардировщиков.
  • Ту-134УБЛ-Ш – специализированная модификация Ту-134УБЛ, предназначенная для подготовки штурманского состава для самолётов морской и стратегической авиации.
  • Ту-134Ш (также встречается обозначение Ту-134Уч) – самолёт, предназначенный для подготовки штурманского состава для дальней и фронтовой бомбардировочной авиации.
  • Ту-134Ш-СЛ – модификация, используемая в качестве летающей лаборатории для испытаний радиоэлектронного оборудования.
  • Ту-134А-3М – VIP-модификация Ту-134. Всего было построено 6 самолётов данной модели.

Обзор и характеристики Ту-134

Аэродинамически Ту-134 представляет собой цельнометаллический свободнонесущий низкоплан нормальной схемы. Хвостовое оперение Т-образное. Силовая установка лайнера представлена двумя двигателями, установленными в хвостовой части.

Лётно-технические характеристики Ту-134:

Габариты
Длина, м 37,1 37,1 37,1
Размах крыла, м 29 29 29
Высота, м 9 9 9
Диаметр фюзеляжа, м 2,9 2,9 2,9
Ширина салона, м 2,6 2,6 2,6
Высота салона, м 2 2 2
Число мест
Экипажа 4 3 3
Пассажирских 76 80 12
Масса
Взлётная, т 47 47,6 47
Коммерческая, т 8,2 9 -
Посадочная, т 43 43 43
Запас топлива, т 13,2 14,4 16,5
Лётные данные
Крейсерская скорость, км/ч 850 880 885
Дальность полёта, км 2100 2020 1890
Эксплуатационный потолок, м 12 100 10 100 11 900
Длина ВПП, м 2200 2550 2200
Двигатели 2 × 6800 кгс 2 × 6930 кгс 2 × 6800 кгс
(Д‑30‑II) (Д‑30‑III) (Д‑30‑II)
Расход топлива (взлётн. режим) 8296 кг/ч 8454,6 кг/ч -
Расход топлива (крейсер. режим) 2300 кг/ч 2062 кг/ч -
Расход топлива 2907 кг/ч 3182 кг/ч -
Удельный расход топлива 45г/(пасс.⋅км) 45,2г/(пасс.⋅км) -

Заключение

Ту-134 является важной вехой в отечественном гражданском авиастроении. Данный самолёт находился в серийном производстве на протяжении почти четверти века, оказывая, таким образом, влияние на дальнейшее развитие советской авиационной промышленности. Не будет преувеличением и то, что данный самолёт в определённой степени стал и частью культуры Советского Союза, а, следовательно, и стран, когда-то входивших в него. Ярким примером данной «роли» самолёта в жизни страны стало его появление во многих советских фильмах (например, «Приключения итальянцев в России» или «Мимино»).

В середине прошлого века инженерами французской авиакомпании Sud Aviation был разработан и в 1958 году запущен в серийное производство лайнер SE-210 ("Каравелла"). Особенностью летательного аппарата стало расположение турбореактивных двигателей: пара силовых агрегатов находилась в хвостовой части самолета. Новую схему стали использовать в своих конструкциях и другие ведущие авиастроители.

Так рождалась легенда

Существует мнение, что инициатором создания самолета Ту-134 выступил лидер советского государства Н. С. Хрущев, на которого огромное впечатление произвел во время визита в Париж демонстрационный полет на новом французском лайнере.

Результатом стало постановление Совета министров о создании в ОКБ им. Туполева для гражданской авиации подобного летательного аппарата со следующими характеристиками:

  • Скорость крейсерская - 800 км/ч, максимальная - до 1000 км/ч.
  • Высота полета - до 12 км.
  • Предельная дальность - до 2 тысяч км.
  • Минимальная вместимость - 40 пассажиров.

Первые испытания

Требуемую машину было решено создавать на базе проходящего заводские испытания самолета Ту-124. Проектные работы на начальном этапе возглавил главный конструктор ОКБ-156 (ныне ОАО "Туполев") Д. С. Марков, а затем его сменил Л. Л. Селяков. Первый опытный образец будущего лидера авиационной отрасли СССР (Ту-124А) поднял в небо в июле 1963 года летчик-испытатель А. Д. Калина. Спустя два года самолет Ту-134 получил свое привычное обозначение.

Одновременно создание судов подобной компоновки велось английской компанией British Aerospace и Douglas Aircraft Company (США). Трагедия, произошедшая при испытательном полете с британским BAC111 в результате возникновения не изученного режима "глубокого сваливания" (затенение рулей высоты крыльями самолета при больших углах атаки), позволила советским и американским конструкторам своевременно внести поправки в конструкции своих машин.

Первые серийные самолеты Ту-134 "Аэрофлот" получил в 1966 году, и в последующие три года они стали использоваться для регулярных внутрисоюзных полетов. Первые авиарейсы связали столицу страны с Ленинградом и Киевом.

Ту-134 - самолет дьявола

Среди специалистов и людей, близких к авиации, за новым лайнером сразу закрепилось несколько метких альтернативных названий: "стиляга" - за изящный удлиненный фюзеляж, "свисток" - за характерный высокий звук при запуске двигателей, "дьявол небес" - за отличные летные характеристики. В странах НАТО новинку русских именовали не иначе как Crusty (от англ . "дерзкий", "резкий").

Первая тройка серийных судов была оснащена турбореактивными агрегатами Д-20П-125, а последующие - более совершенными силовыми установками Д-30. Самолет Ту-134 - первый лайнер в истории отечественного авиастроения, получивший международные сертификаты BCAR (соответствие летной годности британским нормам) и ICAO (требования по шуму на местности). На создание самолета ушло более десяти лет, но результат усилий огромного количества специалистов превзошел все ожидания.

Более полувека в строю

Серийный выпуск модели самолета Ту-134 осуществлялся на авиационном заводе г. Харькова до 1985 года. За двадцать лет было "поставлено на крыло" 852 авиалайнера. Вскоре большая часть всех международных и ближнемагистральных рейсов осуществлялась именно этими воздушными судами. По многочисленным отзывам пассажиров, шумовые и вибрационные характеристики салона самолета Ту-134 делали полет на авиалайнере комфортабельным и приятным. За время эксплуатации только в Советском Союзе парком Ту-134 было перевезено более полумиллиарда пассажиров.

Авиаторы тоже с восторгом приняли новый лайнер Туполева. По мнению специалистов, чтобы управлять этим воздушным судном, нужно быть действительно хорошим летчиком, а не "компьютерщиком". Многие пилоты после перевода на другие самолеты с ностальгией вспоминают атмосферу и плавность полета на Ту-134, плотность "посадки" в воздухе, чуткую и четкую реакцию на рули.

С 1968 года машина активно экспортировалась в страны Варшавского договора, Турцию, Ирак, Вьетнам и некоторые государства африканского континента. Стоимость самолета Ту-134, его летно-технические и эксплуатационные характеристики позволяли советскому изделию с успехом конкурировать с судами аналогичного класса зарубежного производства.

Модификации

Первая модернизация авиалайнера было проведена уже в 1970 году. Длину фюзеляжа Ту-134А увеличили на 2,1 метра, двигатели оснастили реверсом и несколько снизили расход топлива. Количество пассажирских мест выросло до 76. На экспортных вариантах самолета штурмана заменили радиолокационной станцией. С 1980 года (модификация Ту-134Б) РЛС устанавливались на все самолеты. Взлетная масса лайнера была доведена до 47 тонн, а пассажировместимость увеличена до 96 мест.

На базе Ту-134А были созданы воздушные суда для обеспечения грузоперевозок (Ту-134С), сельскохозяйственных нужд и мониторинга земной поверхности (Ту-134СХ), обучения летного состава морской и стратегической авиации (Ту-134УБЛ и УБЛ-Ш). Самолеты с литерами ЛК использовались для отработки космических программ в качестве летающей лаборатории и тренировки космонавтов в условиях невесомости. В рамках проекта Ту-134Д предполагалось устанавливать на воздушные суда силовые агрегаты с увеличенной тягой, но работы были прекращены. Проведение глубокой модернизации посчитали нецелесообразным.

Пора на покой?

Массовое производство "стиляги" было прекращено в 1984 году, а спустя 5 лет с конвейера авиазавода в Харькове сошла последняя машина. После вступления в силу в государствах Европы новых шумовых норм для воздушных судов лайнеры постепенно были переведены на внутренние рейсы.

В 2007 году в России эксплуатировалось 146 машин. Невысокая цена самолетов Ту-134 позволяла их использовать для обслуживания бизнес-чартеров и в парках небольших авиакомпаний. Например, модель Ту-134Б с налетом около 6500 часов можно было приобрести всего за 1,5 млн евро.

После авиакатастрофы в 2011 году лайнера, следовавшего по маршруту Москва - Петрозаводск, Минтрансу России было поручено главой государства в 2012 году заменить Ту-134 на регулярных рейсах более современными воздушными судами. С 2015 года морально устаревшие машины было решено отправить на заслуженный отдых. Сочетание прекрасных аэродинамических качеств крепкого, удобного планера и одних из самых безотказных двигателей в истории авиации обеспечило авиалайнеру Ту-134 славное и долгое путешествие по бескрайним воздушным просторам нашей планеты.

Печальная статистика

Хотя самолеты-ветераны зарекомендовали себя как надежные и безотказные машины, без катастроф не обошлось. В причинах аварий Ту-134 лежат объективные и субъективные факторы. За все время эксплуатации (по данным на 2012 год) было потеряно 78 самолетов, унесших 1494 человеческих жизни, причем десять машин было уничтожено в ходе боевых действий.

Более 71% потерь летательных аппаратов связано с человеческим фактором (преждевременное снижение, выкатывание за пределы взлетно-посадочной полосы, грубые нарушения при посадке самолета), 16 % - с неисправностями авиатехники (проблемы с шасси). В остальных случаях роковые роли сыграли внешние факторы - природные условия и некачественный ремонт. Несмотря на зловещее прозвище Ту-134 - "самолет дьявола", советский лайнер находится лишь на шестом месте в скорбной статистике "одна катастрофа на налет в часах" с показателем 1087600 ч.

Самолет-музей

Отслужившие свое легендарные летательные аппараты по праву заняли почетные места в авиационных музеях. Всего на территории Российской Федерации в качестве экспонатов и памятников установлено около двух десятков машин. Полюбоваться на них можно, например, в Народном музее авиации Севера (Архангельск), в парке "Патриот" (Кубинка, Московская область), в Дальневосточном музее авиации (г. Арсеньев, Приморский край), в Музее боевой славы (Саратов) и Музее истории ГА (Ульяновск).

Знаменитые Ту-134 можно увидеть и за границей - в частной коллекции в г. Зинсхайме, в авиатехнических экспозициях Бернсдорфа и Мерзебурга (Германия), в Краковском музее авиации (Польша), на вечной стоянке в аэропорту Кишинева (Молдова), в Криворожском училище ГА и Киевском музее авиации (Украина), а также на площадке Рижского института инженеров ГА (Латвия).

Отметился "стиляга" и в советском кинематографе. В новогоднем бестселлере Эльдара Рязанова "Ирония судьбы, или С легким паром!" герой Андрея Мягкова именно на лайнере Ту-134 летел из столицы в Город на Неве. Правда, без ляпов не обошлось: в Москве героя сажают в Ил-62, в полете он мирно спит в салоне Ту-134, а в Пулково спускается по трапу из Ту-154.

Но вершиной кинокарьеры Ту-134 стала посадка на шоссе в комедии того же режиссера "Невероятные приключения итальянцев в России". Съёмки эпизода проходили на взлетно-посадочной полосе с нанесенной автодорожной разметкой авиационного училища "Баратеево" (Ульяновск). Вдоль ВПП специально высадили деревья, смонтировали светофоры, дорожные указатели и киоски. "Герой" эпизода (бортовой номер СССР-65748) на сегодняшний день является едва ли не самым популярным экспонатом в Музее истории авиации г. Ульяновска.

P.S. Может быть, славная история Ту-134 на этом не заканчивается. Появилась информация, что Главкомат ВВС России выступает инициатором восстановления и модернизации симуляторов самолета Ту-134 и всего оставшегося парка учебно-тренировочных модификаций УБЛ(Ш).

На прошлой неделе авиационная общественность отмечала день рождения Андрея Николаевича Туполева — пожалуй ведущего в истории отечественной авиации авиаконструктора. К этому событию доделал я давно планировавшийся обзор об одном из самых моих любимых самолётов — Ту-134.

На самом деле всё началось очень давно, самолёты я до этого уже фотографировал, но скорее по случаю. И вот однажды, в конце 80-х листая страницы некогда любимого журнала, наткнулся я на разворот, где и был опубликован этот снимок. Уж не знаю почему, но только невероятно он мне тогда понравился (и нравится сейчас) и я понял что «тоже хочу».

1989 год. Удача! Иностранный самолёт. Ту-134 Интерфлюг из ГДР.

Вскорости я стал хорошим знакомым линейного отдела милиции а-та Пулково, так как моё увлечение никак не укладывалось в рамки окружающего соцреализма. Но снимать я не переставал. В том числе и со знаменитого пандуса.

Того самого, откуда были видны даже улыбки пилотов.

Годы шли — постепенно я стал превращаться в человека, который редко выходит из самолёта и удачно совместившего работу и увлечение. Менялись и ракурсы.

Салон потихоньку становился как дом родной, куда заходишь уже на автомате. Классическая пассажирская кабина Ту-134 от ЮТэйр.

А вот модернизированный вариант. Правда зачем-то огромные окна Ту-134 изнутри были заменены на «стандартные» — как у более современных лайнеров. Поменялись и кресла.

Бизнес-класс в авиакомпании Пулково. Купе на 4 сиденья. Эх, жаль не успел я поснимать скомпонованную на 3 купе по 8 мест и один салон RA-65004… Но было очень уютно.

Особо об иллюминаторах — на Ту-134 они огромные — приветом из 50-60х.

И дают возможность видеть удивительные вещи.

Например собственные шасси, что для низкоплана не совсем обычно.

Или, что ещё менее обычно — одновременно двигатель, крыло и хвостовое оперение.

На полосе Куромоча в Самаре.

Как бы хорошо ни было в кабине пассажирской, в кабине пилотов всё равно лучше. Стоим в очереди во Внуково.

В полёте.

Небо небом, а обед по расписанию.

Дверь в лучший в мире офис.

Он может быть немного тесноват…

Но лучше в мире вида не найти.

Посадка в Архангельске.

Взлёт в Домодедово.

Заход во Внуково.

За секунды до касания.

Заглянем в экран радара.

Декабрь в Сочи. От железнодорожных путей внизу мне не раз доводилось снимать там посадки. Нынче в Адлере всё по другому.

Покидаем Адлер — штурвал на себя.

Вечереет.

Существует два основных вида Ту-134 — А и Б. В расхожем представлении А — со стеклянным носом и Б — с «деревянным». На самом деле это не совсем так и А может быть так же с неостеклённой носовой частью. Этот когда то летал в Интерфлюг. Кое-какие элементы отсека общие.

Взгляд из «носика».

На Ту-134А с «деревянным» носом штурману приходится ютиться в проходе. Что поделать — компромисное решение.

При этом за спиной у него довольно просторный передний багажный отсек. За форменными пальто прячется оранжевый шар — он же «чёрный ящик».

у и перед тем как покинуть кабину — самая памятная моя посадка, когда все звёзды сошлись. Заход на Питером — под нами Колпино и Ижорские заводы.

Впереди ВПП 10 Правая.

Кабина Ту-134Б с экипажем из 3х человек.

Ту-134УБЛ — учебно-боевой вариант Ту-134 для обучения экипажей Ту-22 и Ту-160.

«Салон» УБЛ пустоват. В прочем — в нём нет нужды.

Заострённый нос напоминает Ту-22.

Ещё один военный вариант — Ту-134АК — самолёт «салон» со средствами спецсвязи (выделяется антенна в хвостовой части).

Совсем уже редкий вариант — Ту-134БВ. Модификация делалась для высотного запуска космических челноков.

Ну немного Ту-134 в эксплутации в разное время. Первый в России официальный «споттинг» во Внуково в 2006 году — снимаем самолёт проходящий противообледенительную подготовку.