Сильвен марешаль - один из первых анархо-коммунистов. Марешаль пьер Жув Пьер Жан

Литературная деятельность Марешаля начинается в 1770 году изданием сборника пасторалей, воспевающих природу и пастушескую жизнь, полных рассуждений об абстрактном добре и добродетели. Вслед за первой книгой Марешаль издает сборник стихотворений. Характеризуя этот период своего творчества, Марешаль писал: «Желаете знать, какова моя жизнь? Если бы историк взялся описать ее, труд его не был бы объемистым. Моя наука и моя система, мои проекты и мои желания, мои наиболее значительные деяния и успехи могли бы быть выражены двумя словами: он любил» . Надо, однако, указать, что уже в ранний период творчества Марешаль воспевает простых людей из народа, которые являются для него носителями чистых нравов, правды и справедливости. Достоин упоминания и тот факт, что ранние произведения Марешаля уже свободны от религиозно-мистических настроений и обнаруживают его индифферентизм к религии. Защищаемые им абстрактно-гуманистические моральные мысли не опираются на религию. Огромный интерес представляют антирелигиозные произведения Марешаля. Еще в первых своих работах он сочетал критику религии не только с критикой феодального строя, но часто и с разоблачением социального неравенства, угнетения бедных богатыми. Марешаль увлекается мыслью о создании дворца «добрых нравов» и дает его описание, напоминающее собор Парижской богоматери, в 1793 г . превращенный в храм Разума. На алтарь он помещает мраморную статую Добродетели. Здесь же выставлены бюсты мудрых людей и выписаны их высказывания и биографии, которые читаются на «молениях». Вместо псалмов поются гимны в честь Добродетели. Каждый день года посвящен тому или иному мыслителю. Свое отношение к религии Марешаль выражает в «Книге, спасшейся от потопа» , посвященной главным образом критике социального неравенства и деспотизма, Марешаль ополчился не только против духовенства, но и против религии в целом. Он на каждой странице своей работы ссылается на имя бога. Однако, Бог, к которому взывает Марешаль, сливается, отождествляется с идеей истины, справедливости, добродетели и т. п. В 1788г. Марешаль издал свой «Альманах честных людей», в котором он предвосхитил основные идеи введенного Национальным конвентом республиканского календаря, заменив имена «святых» именами «честных людей»: Демокрита, Аристотеля, Шекспира, Декарта, Спинозы, и др. Он установил новое летосчисление, обозначив 1788 год, (выхода «Альманаха»), первым годом царства Разума, переименовал месяцы, разделив каждый на три декады. В последние пять-шесть дней года, названные «Эпагоменами», он предлагал устраивать праздники, посвященные Любви, Бракосочетанию, Признательности, Дружбе и Великим людям.


Марешаль, довольно интересно, в духе материализма решает вопрос об отношении мышления к бытию, заявляя, что материя первична и вечна и в своем развитии порождает неисчислимое богатство своих форм. «Разве для того, чтобы существовать, - пишет Марешаль, - мир нуждается в хозяине? Вот этот сосуд был глиной, прежде чем попасть в руки горшечника, ибо материал предшествует форме и мастеру. Раз природа существует, - она возникает из самой себя. Ее формы могут меняться, но она вечна. Если, черпая все из самого себя, мир не имеет творца, он сам является собственным двигателем» Марешаль руководствуется убеждением, что вечная, неуничтожаемая материя находится в процессе непрерывного изменения: «Все существующее,- пишет он,- неизбежно подвержено постоянным изменениям. В разное время материя, различно расположенная, произрастает в растениях; в человеке живет мысль. Все привлекает друг друга, все друг друга отталкивает. В одном и том же предмете мы находим одновременно и причину и следствие. В своем развитии природа воздействует на саму себя и непрестанно принимает все новые формы. Стихии, одновременно родственные и противоположные; стремятся к одинаковой цели противоположными путями». Марешаль говорит об изменениях, обусловленных борьбой противоположных явлений, которые одновременно составляют единство, об элементах, которые в каждый данный момент притягиваются и отталкиваются. Эта внутренняя, имманентная борьба является естественной силой, которая создает динамическую картину мира, где все подчинено закону вечного обновления. Все стареет, изменяется, пишет Марешаль, и разрушающее время возвышает, чтобы низвергнуть, уничтожает, чтобы возродить. Итак, всю силу материалистической философии Марешаль обращает против идеи бога, против религии.

Аргументы, выдвигаемые Марешалем против бытия бога:

1) Опровергая идею бога, Марешаль опирается на принципы материалистического сенсуализма. Все реально существующее, утверждает он, должно прямо или косвенно воздействовать на органы чувств человека. Нечто, в принципе лишенное этой способности, - есть химерический плод сознания. Оно существует только в мысли и поэтому не обладает объективностью. «Недоступный ни осязанию, ни обонянию, ни глазу, ни слуху, бог ускользает от наших чувств и скрывает, что он такое». Однако уже этого обстоятельства, согласно Марешалю, достаточно, чтобы приравнять идею бога к обыкновенной фикции.

2) Еще одним важнейшим аргументом против бытия бога Марешаль считает друг друга исключающие утверждения относительно божественной сущности. Он считал, что идея бога как бы соткана из противоречий. Этот всемогущий бог, иронизировал Марешаль, не сумел добиться даже того, чтобы различные народы имели о нем одинаковые представления. Вслед за дореволюционными французскими атеистами Марешаль полагал, что наличие социального зла - важнейшее свидетельство против существования «всемогущего и всеблагого» бога («За и против Библии»).

3) Один из главных аргументов, выдвигаемых Марешалем против бытия бога, - это существование зла на земле и, в частности, социального зла. «Если бы был бог,- пишет он,- счастливые дни золотого века еще сияли бы. А теперь под взором бога порок облагорожен, а мудрец, одинокий, прозябает в забвении!.. А теперь под взором бога все направляется корыстью, а скромная добродетель внушает отвращение!.. Если бы был бог, разве многочисленные грязные фанатики могли бы шататься, подобно шарлатанам, по нашим площадям и продавать от его имени свои талисманы, затемняя разум людей своими измышлениями, обманывая доверчивый народ и заставляя его ползать у своих ног в страхе наказаний?.. Если бы был бог, разве преступный богач смел бы мерить наглым взором униженного праведника, мудреца, оружием которому служат лишь собственное сердце, невинность и слезы?»

Что касается личности Иисуса Христа, то здесь Марешаль согласен с теми учеными, которые «упорно не желают видеть в личности Иисуса ничего, кроме исторического манекена, облаченного в заимствованные лоскутья». Он считает, что все идеи имеют свою историю, возникают, развиваются и исчезают. Новые идеи используют, соответственно требованиям времени, старые идеи, опираются на них, включают в себя некоторые положения отживших свой век мыслей. Такая же преемственная связь существует между религиями. Но здесь связь между старыми и новыми верованиями носит более беспорядочный и аналогичный характер. Примером может служить христианство. «Евангелие (как и вся Библия), - пишет Марешаль, - это мозаика из случайных кусков, бессвязных изречений, без разбора взятых из разных древних источников и преподнесенных от имени вымышленного существа, называемого Иисусом Христом.

Наиболее развращающую роль религии Марешаль видит в том, что она обезволивает человека, заставляет его склоняться перед злом, примиряться со своими бедствиями, с властью господ. Свобода несовместима с религией. Идея бога - рабская идея. Обращаясь к человеку, опутанному религиозными измышлениями, Марешаль говорит: «Поднимись, человек! Встань в позу господина! Поднимись! Уважай себя! Познай цену себе! Не поклоняйся какому- то богу. Пред тобою - только равные тебе...Без содрогания взгляни на небеса. Там нет господина, вооруженного молнией и готового в гневе своем испепелить тебя. Вне этого мира существует лишь небытие».

Заслуга Марешаля в истории атеистической мысли заключается в том, что он стремился, хотя и непоследовательно и лишь в некоторых вопросах, преодолеть буржуазно-просветительскую ограниченность атеизма XVIII. бесспорно, что ряд положений, развитых Марешалем в критике религии, знаменовал отход его от буржуазно-просветительского атеизма и приближение к воинствующему атеизму пролетариата.

Марешаль полемизирует с теистом: «Выбирай: либо Вселенная движется сама собой, либо и ее создатель был кем-то создан. «Нет, - отвечает теист, - существуя сам по себе, необходимый и абсолютный верховный распорядитель, богатый своей внутренней сущностью, дает существование всему, не получая существования ни от кого>. Непоследовательный теист, почему ты не относишь эти качества к материи? Бог, привлекаемый тобою с таким усилием, лишь сгущает мрак, который нужно рассеять. И почему Вселенная - это великое целое, полное жизни, - не может существовать своей собственной энергией? Знаешь ли ты материю и ее свойства? Она пассивна и безжизненна лишь в твоих помутневших глазах. Прежде чем судить о ней и давать ей творца, о недалекий богослов, нужно познать ее»

«За и против Библии». Эта работа, систематически разоблачавшая библейские легенды и христианскую мораль, была направлена против возраставшего влияния религиозного мировоззрения, защитником которого оказался Шатобриан.

В 1800 г. вышел в свет известный «Словарь древних и новых атеистов» , составленный Марешалем при ближайшем участии видного астронома-атеиста Жерома Ла-ланда. «Словарь» был враждебно встречен реакционнойбуржуазией.В «Словаре» Марешаль часто цитирует не только деистов, но даже и отцов христианской церкви. Он отвергает в «Словаре» утверждения об аморальности и бесплодности атеизма и доказывает, что лучшие умы человечества в той или иной степени выступали против религиозных измышлений.

Марешаль Пьер

(Marechal) Марешаль Пьер Сильвен (Marechal, Sylvain) (1750 - 1803)
Французский писатель, философ-публицист, политический деятель. Родился 15 августа 1750 в Париже. Сторонник атеистического материализма, уравнительного коммунизма. 1790 - возглавил демократический еженедельник "Революсьон де Пари" ("Revolutions de Paris"). В период Директории был членом конспиративного центра движения "Во имя равенства", возглавлявшегося Г. Бабёфом. Умер 18 января 1803, Монруж. Среди произведений - "Страшный суд над королями" (1793), антирелигиозная поэма "Французский Лукреций" (1797), 6-томный роман "Путешествия Пифагора" (1799). Афоризмы, цитаты Религии отличаются друг от друга только декорациями. Не бойся Бога - бойся самого себя. Ты сам творец своих благ и причина своих бедствий. Ад и рай находятся в твоей собственной душе.

(Источник: «Афоризмы со всего мира. Энциклопедия мудрости.» www.foxdesign.ru)

  • - . Название, даваемое различным мясным блюдам, в которых используется лишь лучшая часть мяса какого-либо животного или птицы. Так, например, из кур означает, что в блюде используются только грудки...

    Кулинарный словарь

  • - в классической кухне способ приготовления мяса соте в хлебной крошке, в виде мелких кусочков. Мясо а ля марешаль подают с аспарагусом и трюфелями, которые кладут на каждый мясной кусочек...

    Кулинарный словарь

  • - . Название, даваемое различным мясным блюдам, в которых используется лишь лучшая часть мяса какого-либо животного или птицы. Так, например, марешаль из кур означает, что в блюде используются только грудки...

    Большая энциклопедия кулинарного искусства Похлебкина

  • - МАРЕША́ЛЬ, Пьер Сильвен – франц. философ, публицист и политич. деятель, теоретик революц. бабувизма. До 1789 работал библиотекарем. М. испытал глубокое влияние дореволюц. франц...

    Философская энциклопедия

  • - Пьер Сильвен - деятель франц. бурж. революции кон. 18 в., публицист и поэт, атеист...

    Советская историческая энциклопедия

  • - Пьер Сильвен, французский политический деятель, философ, литератор. Сочетая в своих трудах атеистический материализм с уравнительным коммунизмом, кладет их в основу революционной программы действия...
  • - Марешаль Пьер Сильвен, французский политический деятель, философ, литератор. Сочетая в своих трудах атеистический материализм с уравнительным коммунизмом, кладет их в основу революционной программы действия...

    Большая Советская энциклопедия

  • - писатель, просветитель, философ, публицист, политический деятель Лишь добродетельный человек имеет право быть атеистом. Мой разум - основа моего поведения, а мое сердце - мой закон...

    Сводная энциклопедия афоризмов

  • - I. А ЛА МАРЕШАЛЬ * à la maréchale. кулин. По-маршальски. И раки бордолез, и форель в белом вине, и куриные котлеты с трюфелями à la maréchale давно уже давили мне горло. Куприн Гога Веселов. II. I. МАРЕШАЛЬ я, м. maréchal m. Маршал. <...
  • - КОТЛЕТА МАРЕШАЛЬ côtelette à la Maréchale? Котлеты марешаль. С дичи или кур снимают филейки с косточкой крылышка; .. отбивают мясо очень тонко и фаршируют мозговым фаршем или бешемелем <так>...

    Исторический словарь галлицизмов русского языка

  • - I. МАРЕШАЛЬ я, м. maréchal m. Маршал. <принц де Конде> от марешалов французских, виконтия де Турена и Ферте, .. побит. Матвеев Зап. 92. // Сл. 18 3 161...

    Исторический словарь галлицизмов русского языка

  • - МАРЕШАЛЬ ДЕ КАМП * maréchal de camp. устар. Генерал-майор. Старшей Марешал-де Камп, или генерал-майор, должен по правую, второй по левую сторону а так быть, а бригадиры позади передних деташементов. Вобан 142...

    Исторический словарь галлицизмов русского языка

  • - МАРЕШАЛЬ ДЕ ЛА НОБЛЕС * marechal de la noblesse. Предводитель дворянства. - Я все-таки maréchal de la noblesse.. бормотал Иван Михалыч, не зная с чего начинать свое оправдание. Губернский карнавал. // Соврем. 1859 75 1 355...

    Исторический словарь галлицизмов русского языка

  • - МАРЕШАЛЬ ДЕ ЛОЖИ * Карабинерный вахмистр (maréchal-de-logis объявляет ли сколько в новобранце сантиметров. Совр. 1859 15 1 227...

    Исторический словарь галлицизмов русского языка

  • - МАРЕШАЛЬ МАК-МАОН * marechal Mac Mahon. От имени маршала Мак-Магона. Садовая форма пионов. Краснова 253...

    Исторический словарь галлицизмов русского языка

  • - сущ., кол-во синонимов: 2 блюдо соус...

    Словарь синонимов

"Марешаль Пьер" в книгах

«Маленький Пьер»

автора Никулин Юрий Владимирович

«Маленький Пьер» В цирк привезли толстые бамбуковые шесты. Наверное, кому-нибудь будут делать реквизит. Мы уговорили кладовщика отрезать нам небольшой кусок. С такими бамбуковыми палками (в цирке ее называют «батон») работали старые клоуны. Один конец «батона»

Пьер и Пэр

Из книги Почти серьезно... [С иллюстрациями автора] автора Никулин Юрий Владимирович

Пьер и Пэр В Калинине мне рассказали, что у клоуна Николая Лаврова, когда он ехал поездом в Пензу, взорвались в чемодане хлопушки. Подложив под голову злополучный чемодан, Лавров спал на второй полке. Ночью вагон сильно тряхнуло, от этого взорвались хлопушки. Взрыв, дым и

Пьер Кийярд

Из книги Книга масок автора Гурмон Реми де

Пьер Кийярд Это было очень давно, в героическое время Театра Искусства. Нас пригласили посмотреть и послушать «La Fille aux Mains coup?es». Об этом представлении у меня сохранилось воспоминание как об интересном, цельном и прекрасном спектакле, давшем тонкое и острое впечатление

Котлеты «Марешаль»

Из книги Кулинарная книга грибника автора Кашин Сергей Павлович

Осетрина марешаль

Из книги Праздничный стол автора Иовлева Татьяна Васильевна

«Пьер»

Из книги Падение царского режима. Том 7 автора Щеголев Павел Елисеевич

«Пьер» «ПЬЕР» (Петровский), он же «старый», затем «Le jeune» (молодой), секр. сотр. моск. охран. отд., а с 1912 заграничной агентуры деп. полиции. I, 82-84, 421,

Пьер Ришар Настоящее имя - Пьер Ришар Морис Шарль Леопольд де Фей. (род. 16.08.1934 г.)

Из книги Знаменитые актеры автора Скляренко Валентина Марковна

Пьер Ришар Настоящее имя - Пьер Ришар Морис Шарль Леопольд де Фей. (род. 16.08.1934 г.) Популярный французский актер театра и кино. Исполнитель комедийных ролей в 46 фильмах.Режиссер фильмов «Рассеянный» (1970 г.), «Несчастья Альфреда» (1971 г.), «Я ничего не знаю, но все расскажу»

МОРИС МАРЕШАЛЬ /1892-1964/

Из книги 100 великих музыкантов автора Самин Дмитрий

МОРИС МАРЕШАЛЬ /1892-1964/ Морис Марешаль родился 3 октября 1892 года в старинном бургундском городе Дижон в семье небогатого почтового чиновника Ж.Ж. Марешаля. Мать Марта - директор школы, отличалась музыкальностью. Именно она настояла на музыкальном образовании Мориса.Уже в

Пьер-Сильвен Марешаль

Из книги Афоризмы автора Ермишин Олег

Пьер-Сильвен Марешаль (1750-1803 гг.) писатель, просветитель, философ, публицист, политический деятель Лишь добродетельный человек имеет право быть атеистом.Мой разум – основа моего поведения, а мое сердце – мой закон. Мне столь же мало нужен Бог, как я – ему.Мудрец –

Амп Пьер

Из книги Большая Советская Энциклопедия (АМ) автора БСЭ

Амп Пьер Амп (Hamp) Пьер (псевдоним; настоящее имя Анри Луи Бурийон, Bourillon) (23.4.1876, Ницца, - 20.11.1962), французский писатель. Инженер. В 1908 выступил как новеллист (сборник «Десять рассказов, написанных в департаменте Нор»). Содержание романов «Свежая рыба» (1908, рус. пер. 1925),

Сен-Пьер (город на о. Сен-Пьер)

Из книги Большая Советская Энциклопедия (СЕ) автора БСЭ

Сен-Пьер (город на о. Сен-Пьер) Сен-Пьер (Saint-Pierre), город, административный центр французского владения Сен-Пьер и Микелон, на о. Сен-Пьер, в Атлантическом океане. 4,6 тыс. жителей (1967). Незамерзающий порт. Лов и переработка рыбы (главным образом трески). Вывоз рыбы и

Кот Пьер

Из книги Большая Советская Энциклопедия (КО) автора БСЭ

Кот Пьер Кот (Cot) Пьер (р. 20.11.1895, Гренобль), французский политический деятель. Юрист по образованию. В 1928-40 депутат Национального собрания от партии радикалов и радикал-социалистов. В 1933-34, 1936-38 министр авиации, в марте 1938 - мае 1939 министр торговли. После оккупации Франции

Марешаль Пьер Сильвен

Из книги Большая Советская Энциклопедия (МА) автора БСЭ

Жув Пьер Жан

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ЖУ) автора БСЭ

МАРЕШАЛЬ, Сильвен

Из книги Большой словарь цитат и крылатых выражений автора Душенко Константин Васильевич

МАРЕШАЛЬ, Сильвен (Mar?chal, Sylvain, 1750–1803), французский писатель, публицист, соратник Гракха Бабёфа 170 Лишь мудрец вправе быть атеистом. «Словарь атеистов древних и новых» (1800), эпиграф Это перефразировка стиха из поэмы Марешаля «Французская Лукреция» (1798): «Лишь добродетельный

Ты - не раб!
Закрытый образовательный курс для детей элиты: "Истинное обустройство мира".
http://noslave.org

Материал из Википедии - свободной энциклопедии

Пьер Сильвен Марешаль
Pierre Sylvain Maréchal
220px
Пьер Сильвен Марешаль
Имя при рождении:
Псевдонимы:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Дата рождения:
Дата смерти:

Ошибка Lua в Модуль:Infocards на строке 164: attempt to perform arithmetic on local "unixDateOfDeath" (a nil value).

Место смерти:
Страна:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Учёная степень:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Учёное звание:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Альма-матер :

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Язык(и) произведений:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Школа/традиция:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Направление:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Период:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Основные интересы:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Значительные идеи:
Оказавшие влияние:
Испытавшие влияние:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Премии:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Награды:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Подпись:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

[[Ошибка Lua в Модуль:Wikidata/Interproject на строке 17: attempt to index field "wikibase" (a nil value). |Произведения]] в Викитеке
Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).
Ошибка Lua в Модуль:CategoryForProfession на строке 52: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Биография

Родился в Париже в семье торговца вином, изучал право . В возрасте 20 лет опубликовал сборник идиллий Bergeries , достаточно успешный, чтобы его автора приняли на службу библиотекарем в престижный Коллеж Четырёх Наций . В этот период его заинтересовали идеи атеизма и деизма , он знакомится с произведениями Руссо , Вольтера , Гельвеция и Дидро .

Вскоре он развивает собственную идею аграрного социализма с коллективной собственностью на имущество. Приверженность идеалу культа Разума , критика религии и абсолютизма послужило поводом для его изгнания из Коллежа . За издание альманаха (календаря) (фр. Almanach des Honnêtes Gens ), в котором святые из церковного календаря были замещены известными историческими личностями, провёл четыре месяца в тюрьме. В дальнейшем все произведения публиковал анонимно во избежание преследований.

Был среди сторонников Французской революции , защищал права бедняков. Принял участие в заговоре Бабёфа , в отличие от других участников, безнаказанно. В качестве издателя газеты Révolutions de Paris ратовал за освобождение людей от рабства и рассматривал религию как инструмент порабощения.

В последние годы жизни Марешаль отошел от активной политической деятельности и посвятил себя литературному творчеству, посредством которого выступал против идеализма и религии (а в одной из поздних работ - и против прав женщин, что свидетельствовало об ограниченности его эгалитаризма). В 1799 году опубликовал 6-томный историко-просветительский роман «Путешествия Пифагора » (опубликован в России без имени автора в 1804‒1810), в 1801 году - полемический труд «За и против Библии». В 1802 году им опубликована анонимная книга «История России, сокращённая до изложения только важных фактов», где впервые появилась фальшивка "Завещание Екатерины II". Умер в 1803 году.

Список произведений

  • Bergeries (1770)
  • Chansons anacréontiques (1770)
  • Essais de poésies légères suivis d’un songe (1775)
  • Fragments d’un poème moral sur Dieu (1780)
  • Dieu et les prêtres
  • Fragments d’un poème philosophique (1781)
  • L"Âge d’Or (1782)
  • Livre échappé du déluge (1784)
  • Almanach des Honnêtes Gens (1788)
  • Apologues modernes, à l’usage d’un dauphin (1788)
  • Dame Nature à la barre de l’Assemblée nationale (1791)
  • Jugement dernier des rois (théâtre, 1793)
  • Manifeste des Égaux (1801)
  • Pensées libres sur les prêtres (1798)
  • Le Lucrèce Français (1798)
  • Culte et lois d’une société d’hommes sans Dieu (1798)
  • Les Voyages de Pythagore (1799)
  • Dictionnaire des Athées anciens et modernes (1800)
  • Pour et contre la Bible (1801)

Напишите отзыв о статье "Марешаль, Пьер Сильвен"

Примечания

Литература

  • Киясов С. Е. Сильвен Марешаль: Политическая биография / Под ред. И. Д. Парфёнова . - Саратов: Изд-во Саратовского университета, 1987. - 128 с.

Отрывок, характеризующий Марешаль, Пьер Сильвен

Я очень надеялась, что Мороне всё-таки выжил, несмотря на «таланты» Папы. Но возвращаться в подвалы побаивалась, так как не была уверена, находился ли там всё ещё несчастный кардинал. Мой повторный визит мог навлечь на него настоящую злобу Караффы, и платить за это Мороне пришлось бы по-настоящему дорого.
Оставаясь отгороженной от любого общения, я проводила дни в полнейшей «тишине одиночества». Пока, наконец, не выдержав более, снова спустилась в подвал...
Комната, в которой я месяц назад нашла Мороне, на этот раз пустовала. Оставалось только надеяться, что отважный кардинал всё ещё жил. И я искренне желала ему удачи, которой узникам Караффы, к сожалению, явно не доставало.
И так как я всё равно уже находилась в подвале, то, чуть подумав, решила посмотреть его дальше, и осторожно открыла следующую дверь....
А там, на каком-то жутком пыточном «инструменте» лежала совершенно голая, окровавленная молодая девушка, тело которой представляло собою настоящую смесь живого палёного мяса, порезов и крови, покрывавших её всю с головы до ног... Ни палача, ни, тем более – Караффы, на моё счастье, в комнате пыток не было.
Я тихонько подошла к несчастной и осторожно погладила её по опухшей, нежной щеке. Девушка застонала. Тогда, бережно взяв её хрупкие пальцы в свою ладонь, я медленно начала её «лечить»... Вскоре на меня удивлённо глядели чистые, серые глаза...
– Тихо, милая... Лежи тихо. Я попробую тебе помочь, насколько это возможно. Но я не знаю, достаточно ли у меня будет времени... Тебя очень сильно мучили, и я не уверена, смогу ли всё это быстро «залатать». Расслабься, моя хорошая, и попробуй вспомнить что-то доброе... если сможешь.
Девушка (она оказалась совсем ещё ребёнком) застонала, пытаясь что-то сказать, но слова почему-то не получались. Она мычала, не в состоянии произнести чётко даже самого краткого слова. И тут меня полоснуло жуткое понимание – у этой несчастной не было языка!!! Они его вырвали... чтобы не говорила лишнего! Чтобы не крикнула правду, когда будут сжигать на костре... Чтобы не могла сказать, что они с ней творили...
О боже!.. Неужели всё это вершили ЛЮДИ???
Чуть успокоив своё омертвевшее сердце, я попыталась обратиться к ней мысленно – девочка услышала. Что означало – она была одарённой!.. Одной из тех, кого Папа так яростно ненавидел. И кого так зверски сжигал живьём на своих ужасающих человеческих кострах....
– Что же они с тобой сделали, милая?!.. За что тебе отняли речь?!
Стараясь затянуть повыше упавшее с её тела грубое рубище непослушными, дрожащими руками, потрясённо шептала я.
– Не бойся ничего, моя хорошая, просто подумай, что ты хотела бы сказать, и я постараюсь услышать тебя. Как тебя зовут, девочка?
– Дамиана... – тихо прошелестел ответ.
– Держись, Дамиана, – как можно ласковее улыбнулась я. – Держись, не ускользай, я постараюсь помочь тебе!
Но девушка лишь медленно качнула головой, а по её избитой щеке скатилась чистая одинокая слезинка...
– Благодарю вас... за добро. Но я не жилец уже... – прошелестел в ответ её тихий «мысленный» голос. – Помогите мне... Помогите мне «уйти». Пожалуйста... Я не могу больше терпеть... Они скоро вернутся... Прошу вас! Они осквернили меня... Пожалуйста, помогите мне «уйти»... Вы ведь знаете – как. Помогите... Я буду и «там» благодарить, и помнить вас...
Она схватила своими тонкими, изуродованными пыткой пальцами моё запястье, вцепившись в него мёртвой хваткой, будто точно знала – я и вправду могла ей помочь... могла подарить желанный покой...
Острая боль скрутила моё уставшее сердце... Эта милая, зверски замученная девочка, почти ребёнок, как милости, просила у меня смерти!!! Палачи не только изранили её хрупкое тело – они осквернили её чистую душу, вместе изнасиловав её!.. И теперь, Дамиана готова была «уйти». Она просила смерти, как избавления, даже на мгновение, не думая о спасении. Она была замученной и осквернённой, и не желала жить... У меня перед глазами возникла Анна... Боже, неужели и её ждал такой же страшный конец?!! Смогу ли я её спасти от этого кошмара?!

Французский философ, писатель и политический деятель. Участник утопически-коммунистического «заговора равных» Гракха Бабёфа.

Родился в Париже в семье торговца вином, изучал право. В возрасте 20 лет опубликовал сборник идиллий Bergeries, достаточно успешный, чтобы его автора приняли на службу библиотекарем в престижный Коллеж Четырёх Наций. В этот период его заинтересовали идеи атеизма и деизма, он знакомится с произведениями Руссо, Вольтера, Гельвеция и Дидро.

Вскоре он развивает собственную идею аграрного социализма с коллективной собственностью на имущество. Приверженность идеалу культа Разума, критика религии и абсолютизма послужило поводом для его изгнания из Коллежа. За издание альманаха (календаря) (фр. Almanach des Honnêtes Gens), в котором святые из церковного календаря были замещены известными историческими личностями, провёл четыре месяца в тюрьме. В дальнейшем все произведения публиковал анонимно во избежание преследований.

Был среди сторонников Французской революции, защищал права бедняков. Принял участие в заговоре Бабёфа, в отличие от других участников, безнаказанно. В качестве издателя газеты Révolutions de Paris ратовал за освобождение людей от рабства и рассматривал религию как инструмент порабощения.

В последние годы жизни Марешаль отошел от активной политической деятельности и посвятил себя литературному творчеству, посредством которого выступал против идеализма и религии (а в одной из поздних работ - и против прав женщин, что свидетельствовало об ограниченности его эгалитаризма). В 1799 году опубликовал 6-томный историко-просветительский роман «Путешествия Пифагора» (опубликован в России без имени автора в 1804‒1810), в 1801 году - полемический труд «За и против Библии». В 1802 году им опубликована анонимная книга «История России, сокращённая до изложения только важных фактов», где впервые появилась фальшивка "Завещание Екатерины II". Умер в 1803 году.

1750-1803) - франц. материалист и атеист, утопич. коммунист. В годы франц. революции - участник движения дехристшнизации. В трудах «Французский Лукреций», «Словарь древних и новых атеистов» и др. развенчивал Библию, миф о Христе, критиковал деизм. М. высказал мысль о создании орг-ции атеистов, подошел к идее бога как обоготворенного человека, связывал преодоление религии с коммунистич. преобразованием общества.

Отличное определение

Неполное определение ↓

МАРЕШАЛЬ Пьер Сильвен (1750-1803)

представитель плебейско-демократического крыла фр. материализма и атеизма. М. признавал вечное существование природы. Возникают и исчезают только ее конкретные проявления - “формы”. Бог - синоним природы. Под влиянием страха люди измыслили верховное существо и наделили его свойствами природы. Атеизм у М. более последователен, чем у энциклопедистов. Окончательное устранение религии связывал с революционным ниспровержением эксплуататорского строя и с установлением коммунизма. М. примкнул к движению бабувистов (Бабувизм), поднялся до утопического коммунизма. В учении о познании М.- сенсуалист. Осн. труд - “Манифест равных” (1794).

Отличное определение

Неполное определение ↓

МАРЕШАЛЬ Пьер Сильвен

15 августа 1750, Париж- 18 января 1803, Мон-Ру)- французский философ, публицист, драматург и политический деятель. Адвокат в Париже, затем библиотекарь. Испытал влияние философии Декарта, Монтеня, Руссо. Сочетал в своих трудах атеистический материализм и уравнительный коммунизм. Его «Отрывок из нравственной поэмы о Боге» («Fragment dun poeme morale sur Dieu», 1781) утверждал право народа на революцию и высказывал симпатии к республиканской форме правления. В философской поэме «Французский Лукреций» («Le Lucrece francais», 1781, окончательный текст 1797, отрывки в русском переводе «Стихи против Бога» в кн.: «Атеизм и борьба с церковью в эпоху Великой Французской революции», ч. 1. M., 1933) выступил с критикой всех форм религии, заявляя, что человек сам создает Бога по своему образу: «Боги неба - всегда дета Земли»; материя вечна, развивается по имманентным законам и порождает неисчислимое богатство форм; высшее существо для Марешаля - человек, в котором выражается все величие природы.

В 1784 Марешаль анонимно публикует пародию на Священное Писание «Книга, уцелевшая от потопа» («Le livre echappe au deluge»), в 1787 пишет «Альманах честных людей» («LAlmanach des honnetes gens»), в котором предвосхищает введенный позднее Национальным конвентом республиканский календарь, заменив имена «святых» именами «честных людей»: Демокрита, Аристотеля, Декарта, Гельвеция и других мыслителей. Здесь же на равных правах присутствуют Моисей, Христос и Магомет. Новое исчисление датируется годом выхода «Альманаха» (1788) - первым годом «царства Разума». По постановлению парижского парламента «Альманах» был сожжен, Марешаль заключен в тюрьму, а затем выслан из Парижа.

В годы революции Марешаль возглавил демократический еженедельник «Парижские революции» («Revolutions de Paris»), участвовал в движении дехристианизации. В период Директории сотрудничал с Бабефом, по поручению которого написал «Манифест равных», не принятый, однако, бабувистами. Позднее стал высказывать мысли о необходимости новой революции, уничтожении государства и частной собственности. После разгрома бабувистского движения отошел от политической деятельности. В 1798 выходит работа «Культ и законы общества безбожников» («Culte et lois dune societe dhommes sans Dieu»), в 1800 - «Словарь древних и новых атеистов» («Dictionnaire des athees, anciens et modernes»), a также «Путешествие Пифагора» («Voyages de Pythagore». 1-6,1799), в котором изложены принципы утопического коммунизма, в 1801 «За и против Библии» («Pour et contre la Bible»). В России «Путешествие...» было опубликовано без имени автора в 1804-10.

Соч.: Избр. атеистические произв. М„ 1958. Лит.: КиясовС. Е. Сильвен Марешаль. Саратов,

Отличное определение

Неполное определение ↓

МАРЕШАЛЬ Пьер Сильвен

(15 авг. 1750 – 18 янв. 1803) – франц. философ, публицист и политич. деятель, теоретик революц. бабувизма (см. Бабеф). До 1789 работал библиотекарем. М. испытал глубокое влияние дореволюц. франц. просвещения и проникся опозиционными по отношению к монархии и церкви настроениями. В духе руссоизма он выступил против социального неравенства, деспотизма, отстаивая идеи бурж. демократии. В работе "Книга для всех возрастов, или Современный Пибрак" ("Le livre de tous les ?ges, ou le Pibrac moderne", 1779) M. бичевал феод. строй, возмущался тем, что богатство и власть находятся в руках тех, кто непричастен к общественно полезному труду. Здесь же М. развивал мысль о том, что король должен быть "рабом национального кодекса". В работе "Отрывок из нравственной поэмы о боге" ("Fragment d´un po?me morale sur Dieu", 1781) M. отстаивал республиканские идеи, право народа на революцию. В анонимно изданной "Книге, уцелевшей от потопа" ("Le livre ?chapp? au deluge", 1784) M. писал, что все сыны матери-природы рождены равными и свободными и могут обойтись не только без злых, но и без добрых королей. В отличие от мн. дореволюц. просветителей, М. нападал не только на королевский двор и аристократов, но и бичевал крупную буржуазию, "бесстыдных богачей", "аристократов без фамильных гербов", поклонников "золотого тельца". Еще до революции М., говоря о равенстве, не желал свести его лишь к юридич. равенству перед законом, он мечтал об имуществ. равенстве людей. Эти мысли получили свое отчетливое выражение в работе "Первые уроки старшему сыну короля, преподанные кандидатом в депутаты будущих Генеральных штатов" ("Premi?res le?ons du fils a?n? d´un roi par un Deput? presomptif aux futurs Etats g?n?raux", 1789). В отличие от позднейших работ, в этом произведении М. мыслил установление равенства не путем уничтожения частной собственности, а посредством равномерного наделения всех людей частной собственностью. Разделяя социально-политич. взгляды Руссо, М. не принимал, однако, его идеализма и деизма и был сторонником материалистич. философии и воинствующего атеизма Дидро и его единомышленников. М. восторженно приветствовал франц. бурж. революцию и стал ее активным участником. Многочисл. статьи М. в газ. "R?volutions de Paris" содействовали росту классового самосознания наиболее угнетенных масс. С нач. 1791 М. открыто защищал необходимость новой революции, к-рая была бы в состоянии на деле осуществить принципы свободы и равенства. По своим социально-политич. взглядам он был близок к группе "бешеных" и полностью симпатизировал политике Парижской Коммуны, с руководителями к-рой Шометтом и Эбером был в дружеских отношениях. Как якобинец, он активно боролся против жирондистов. В 1793 М. анонимно издал работу "Поправки к революции" ("Correctif ? la r?volution"), в к-рой подверг критике с левых позиций бурж. характер якобинской диктатуры. "Пока будут существовать господа и слуги, – заключал М., – бедные и богатые... не может быть свободы, не может быть равенства! Нет, революция ничуть не совершена" (указ. соч., Р., 1793, р. 307). В ходе борьбы М. пришел к убеждению, что коренная перестройка обществ. жизни может быть осуществлена только на основе ликвидации частной собственности. В годы революции М. установил связи с Бабефом. Вскоре после контрреволюц. термидорианского переворота (27 июля 1794) М. вошел в организованный Бабефом тайный союз. По поручению этой организации М. написал знаменитый "Манифест равных" – один из осн. теоретич. документов бабувизма, где изложил принципы утопич.-коммунистич. организации общества на основе мелкобурж. уравнительности. После разгрома бабувистского движения М. отошел от практич. политич. борьбы и посвятил себя лит. деятельности, направленной против идеализма и религии. В 1797 М., дополнив "Fragment ...", издал его под назв. "Французский Лукреций" ("Le Lucr?ce fran?ais", отрывки в рус. пер.: "Стихи против бога", в кн.: Атеизм и борьба с церковью в эпоху Великой франц. революции, ч. 1, 1933). Эта работа – осн. филос.-атеистич. труд М. Здесь он дал материалистич. критику идеализма и религии: "Раз природа существует, – она возникает из самой себя. Ее формы могут меняться, но она вечна. Если, черпая все из самого себя, мир не имеет творца, он сам является собственным двигателем" (Избр. атеистич. произв., М., 1958, с. 53). В духе спинозизма М. утверждал, что если и можно говорить о боге, то лишь полностью отождествляя его с природой. М. дал яркую критику социальной функции спиритуализма и религии как идейных средств порабощения народа. М. близко подошел к идее, к-рая стала позже исходной для атеизма Фейербаха: поклоняясь богу, люди поклоняются своей собств. сущности, оторванной от них и обоготворенной. Согласно М., люди являются жертвами не только обмана, но и самообмана. Продолжая традиции плебейско-демократич. атеизма Мелье, М., подобно автору "Завещания", связывал упразднение религии с утопич. коммунизмом. М. критиковал христианство и, в частности, миф о Христе. Он соглашался с теми учениями, к-рые "...упорно не желают видеть в личности Иисуса ничего, кроме исторического манекена, облаченного в заимствованные лоскутья" (там же, с. 298). Незадолго до смерти М. издал произведения "Словарь древних и новых атеистов" ("Dictionnaire des ath?es, anciens et modernes", 1800), "Путешествие Пифагора..." ("Voyages de Pythagore...", t. 1–6, 1799, рус. пер., ч. 1–6, 1804–10), "За и против Библии" ("Pour et contre la Bible", 1801). В первом из этих соч. М. пропагандировал не только атеистич. взгляды, но и коммунистич. идеалы. Лит.: Момджян Х. Н., С. Марешаль, "Изв. АН Арм. ССР. Обществ. науки", 1944, No 1–2; Оксман Ю. Г., Из истории агитационно-пропагандистской лит-ры двадцатых годов XIX в., в кн.: Очерки из истории движения декабристов, М., 1954; Ланда С. С., У истоков "Оды к юности", в сб.: Лит-ра славянских народов, вып. 1, М., 1956; Кучеренко Г. С., Социально-политич. взгляды С. М., в сб. ст.: История социалистич. учений, М., 1962; Dommanget M., S. Mar?chal, P., (имеется библ. работ M.). X. Момджян. Москва.