Смотреть что такое "Рога" в других словарях. Что символизируют рога? Выражение имеет античные корни

Рога Означают сверхъестественную силу, божество, силу души или жизненный принцип, возникающий из головы. Таким образом, рога на шлемах или головных уборах обладают двойной силой, силой и достоинством божества, проявлением духа, королевским происхождением, силой, победой, защитой, мужественностью, изобилием скота и продуктов сельского хозяйства. Рога являются символом как солярным, так и лунным и имеются в атрибутике и богов Солнца и богов Луны. Лунные животные без рогов олицетворяют последнюю фазу убывающей луны. Рога являются атрибутами всех Богинь-Матерей, Цариц Небес. Луна в форме коровьих рогов часто появляется вместе с солнечным диском, особенно в египетском искусстве. Рогатые боги символизируют воинов, плодовитость как для людей, так и для животных и являются владыками животных. Они имеют в качестве атрибутов рога быков или коров, означающих честь, достоинство и силу, и рога баранов или козлов, как знак производящей силы и плодовитости. Оленьи рога часто сопровождаются образом змеи или змеи с бараньей головой. Рога с длинной ленточкой, спадающей с них, означают бога бури. Будучи острыми и колющими, рога являются символом фаллическим и мужественным; будучи полыми - означают женственность и восприимчивость. Сила рогов может быть благодетельной или вредоносной, смотря по обстоятельствам. В более поздние времена в средневековой Англии рога стали символом позора, презрения, порочности и обманутого мужа. Это связано с тем, что христианство ассоциировало Рогатого Бога с дьяволом и силой зла. У американских индейцев голова вооружена рогами с тем, чтобы казаться ужасней. У кельтов рога означают плодовитость, Рогатый Бог - это Владыка животных. Цернунн - Рогач, бог олень, постоянно появляется вместе со змеей, имеющей голову барана или оленя. У христиан два рога - это Ветхий и Новый Завет, при помощи которых можно победить противника. Семь рогов Апокалипсиса - это Семь Духов Божьих, всезнание и сила. Позднее было принято, что рога - символ дьявола. У египтян коровьи рога - символ богини Хат-хор как Великой Матери; их также изображают в виде месяца с Изидой и Нут, владычицей небес. Рога быка солярны, тогда как в изображении коровьих рогов, поддерживающих солнечный диск, имеется как солярная, так и лунная символика. Рога Аммона завиваются как бараньи. У Сета (Сутека) на рогах имеется длинная лента, спадающая с них, - знак бога бури. В греко-римской традиции с рогами часто изображается Дионис. Пан является рогатым богом природы, его сатиры также рогаты, что означает мужественность и мужскую производительную силу. Плутон, будучи богом богатства, имеет рог, и этот рог, Рог Амальтеи - податель богатства и изобилия. У евреев рога символизируют силу; поднятие рогов знаменует победу; обломать рога - означает поражение. Иногда Моисея изображают с рогами, знаменующими власть. В индуизме четыре рога Ригведы - это четыре основных точки. В исламе рога - сила, возносить рог - это победа , успех. В Минойской культуре рога находят в связи с символами дерева, алтаря и двойного топора как символами власти и божества. Рога являются неиконическим изображением обитающего внутри божества. В скандинавской мифологии это сила, мужские качества, знак воина. В шумеро-семитской - божество, высший принцип, сила, как солярная, так и лунная. Рогатые головные уборы носят Ашшур, Ану и Бел. Адад, бог бури, имеет рога с длинной лентой, которая спадает с его короны.

Словарь символов . 2000 .

Синонимы :

Смотреть что такое "Рога" в других словарях:

    Рогаль, я … Русское словесное ударение

    Рогач, а, ом … Русское словесное ударение

    - (соrnuа), твёрдые выросты на голове мн. совр. копытных, служащие преим. органами защиты, а у самцов мн. видов «турнирным» оружием в борьбе за самку. Имелись также у нек рых ископаемых пресмыкающихся (напр., у рогатых динозавров) и млекопитающих… … Биологический энциклопедический словарь

    Рога, рогов, рогам, рога, рогами, рогах (Источник: «Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку») … Формы слов

    Рога). Роговое вещество (вещество, из к рого состоят рога, волосы, когти). 2. Сделанный или состоящий из рога. Роговой гребень. Роговая пуговица. Роговые изделия. Роговые очки. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова

    Твёрдые выросты на голове у многих современных копытных и у некоторых ископаемых пресмыкающихся и млекопитающих. Парные у жирафов, оленей и др., непарные у носорогов. Органы защиты, у самцов многих видов «турнирное оружие» в борьбе за самку.… … Энциклопедический словарь

    РОГА, твердые образования на голове некоторых млекопитающих, применяемые для защиты или нападения. Типичный рог состоит из костяной сердцевины, покрытой кожным белком КЕРАТИНОМ; у носорога рог целиком состоит из кератина. Рога обычно сохраняются… … Научно-технический энциклопедический словарь

    Многие кельтские божества, по большей части выступавшие в человеческом облике, иногда изображались с рогами или рожками быков, козлов, баранов или оленей. Археологами найдены древние статуэтки рогатых божеств; на монетах Железного века… … Энциклопедия мифологии

«Наставить рога» значит – изменить мужу (жене), нарушить супружескую верность. Рогоносец – муж, которому изменила жена, или делает это систематически. В Толковом словаре Д. Н. Ушакова одним из значений слова «рог» является «символическое обозначение измены мужу».

В Толковом словаре живого великорусского языка В.И. Даля в пояснении к слову «рог» указывается, что рога, в значении неверности, измены жены, «взяты с запада, а у нас рога всегда означали (как и в церк. языке) моготу или гордыню, киченье, упорство».

Достоверно происхождение выражения и слова не известно. Существует несколько версий происхождения данного фразеологизма. При этом в источниках указываются одни и те же версии происхождения фразы «наставить рога» и слова «рогоносец». Это означает, что значение фразы «наставить рога» и слова «рогоносец» совпадают и имеют один источник происхождения.

Исходным считается выражение «наставить рога», а слово «рогоносец» – вторично. При этом всегда подразумеваются именно оленьи рога.

По одной из версий, приведённой в книге «Фразеологизмы в русской речи» (Мелерович А. М., Мокиенко В. М.), фраза заимствована из немецкого языка и связана с военным снаряжением древних германцев. Обязательным атрибутом снаряжения воинов древней Германии был шлем с характерными рогами.

Согласно обычаю, жена, провожая мужа на войну, надевала на его голову шлем. В данном случае на языке женщин это означало «снарядить мужа в поход и остаться свободной».
Зачастую, вернувшись из похода, мужья получали прибавление в семействе – детей, прижитых женой от других мужчин.

По другой версии выражение стало известным из мифа об Актеоне – персонаже древнегреческой мифологии.

Согласно мифу, охотник Актеон, приблизившись к месту, где привык отдыхать, услышал задорный женский смех. Подкравшись к озеру и выглянув из-за густых ветвей кустов, увидел купающуюся богиню Диану в сопровождении нимф.
Прекрасная сестра бога Аполлона, дочь громовержца Зевса – Артемида по-древнегречески или Диана по-латыни – богиня охоты. Отличительные признаки богини охоты – колчан, золотой лук и факел.

Рассерчав, что простой смертный посмел бросить взор на её обнажённое тело, Диана плеснула ему в лицо водой. Юноша превратился в оленя с огромными разветвляющимися рогами. Стремительно бросился в лес, спасаясь от собственных гончих. Но было поздно: свора собак не признала хозяина в олене со стройными ногами и разорвала Актеона на куски.

Актеон употребляется в значении «рогоносец, обманутый муж». В то же время, исходя из сюжета мифа, Актеон не был мужем, и тем более, обманутым.

По третьей версии выражение происходит из немецкого императорского указа, изданного в 1427 году. Указом запрещалось пребывание в армии с женой. Как аргумент приводился тот факт, что воинский дух слабеет после ночи, проведённой в постели с женой. Воин, нарушивший запрет, обязан был носить рога.

По четвёртой версии выражение «наставить рога» произошло благодаря византийскому императору Андронику Комнину (1183-1185).
Андроник был образован, обладал силой, храбростью, ловкостью, красотой и умом. Любовные похождения императора, который порой поддерживал связь с несколькими женщинами одновременно, были источником сплетен жителей столицы.

Амурные забавы Андроника вызывали ненависть добропорядочных граждан. Император выбирал возлюбленных из числа жён своих вельмож.Высокопоставленные мужья не смели возражать.

В знак высочайшей милости любвеобильный император разрешал мужьям тех женщин, с которыми имел любовную связь, охотиться на зверей в собственных владениях. Над воротами их жилищ подвешивали оленьи рога, что указывало на распутство жён. В шутку о таком муже говорили, что у него на лбу рога.

Источники, описывающие личную жизнь императора, свидетельствуют также о факте дарения земли обманутым мужьям.
В качестве компенсации мужья любовниц императора получали огромные охотничьи угодья, где паслись огромные стада оленей.
Знаком права на имение служили оленьи рога, которые торжественно прибивали к воротам усадьбы.

Предположительно выражение «наставить рога» попало в русский язык из греческого или французского языка. Французские монархи переняли опыт византийского императора. Мужьям красавиц предоставлялось право охоты в заповедных лесах и угодьях Франции.
В знак монаршей милости к воротам поместья обманутого мужа прибивались оленьи рога.

Во Франции слово «рогоносец» означало «муж постоянной или временной любовницы короля». Впоследствии рогоносцами стали называть всех супругов, жёны которых грешили с другими мужчинами. Именно эта версия закрепилась в русском языке.

Постыдное положение французского рогоносца усугублялось существовавшим почти до восемнадцатого века правом первой ночи. Сеньор мог осчастливить невесту любого своего подданного тем, что проведёт с ней первую брачную ночь. Этот древний феодальный обычай отражён в пьесе французского писателя П.Бомарше «Безумный день, или Женитьба Фигаро» (1779 год).

Рецензии

Я и не задумывалась, сколько же версий происхождения этой идиомы! Но, конечно, последняя, скорее всего, верная:"В знак монаршей милости к воротам поместья обманутого мужа прибивались оленьи рога". Милость монарха...- нда-а-а. С улыбкой,

Спасибо, Элла Евгеньевна!
В прежние времена измена мужу была обыденным явлением. Мужья-рогоносцы были в почете – их щедро одаривали подарками! Не было понятия: «но я другому отдана, и буду век ему верна» (с).
Всего Вам самого доброго!
С уважением

Месяц, лучи светила, молния, солнечные и лунные лучей, богов урожайности;

Избавления, спасения, святости, смерти, бессмертия; дьявола;

Милости, алтаря, священничества, защиты;

Острые, колющие, но полые - символ фаллический, мужественный, но и женственный, восприимчивый.

■ Мужской сексуальный символ: потенция, гордость, фаллос, плодовитость, ревнивый муж (любовник).

Считалось, что рого способствовал плодородию.

Деспотизма, монархии, заносчивости, славы, агрессивности, победы, мятежа, бунта;

Изобилия, упорства, красоты, счастья, интеллигентности,

Вызова к бою, зова к молитве, призыва к освящению триумфа;

Сила, могущество, мужественность, плодовитость, верховная власть.

Мощный символ первобытных богов, правителей, героев и воинов.

Для древних рога быков, коров, баранов, козлов и бизонов были символом мужского боевого духа, фаллической силы, и символом плодородия, процветания, мужской плодовитости. Отсюда популярность и высокий статус рогатых божеств, особенно в обществах, основанных на скотоводстве и охоте.

Изображения рогатых фигур в наскальной живописи - вероятно, запись шаманских заклинаний для успешной охоты.

Рога быка образующие полумесяц, частый символ богинь-матерей (Великая Мать, Прамать) и плодовитости.

Рога барана, напротив, часто имели солнечный характер.

У простого народа считаются выражением чего-то страшного, охватывающего все сверхъестественное.

Охоты в поле…

Находка в 1897 г. резного изображение древнеиберийской богини IV-III вв. до н. э. с бараньими рогами (сейчас Музей Прадо, Мадрид).

Рога жертвенных животных считались священными, украшали храм, часто вместе с (бычьей) головой.

Рог единорога, носорога (порошок, настойки, и т. д.) добывали в Южной Азии, в Африке. Считался приворотным зельем, и лекарством от импотенции.

Самые??? древние музыкальные инструменты - разного рода роги -

«Песне о Роланде», со своей дружиной задержиает сарацинов в Ронсевальском ущелье, его друг Ольвье уговаривает затрубить в рог Олифант, чтобы вызвать подмогу от короля Карла Великого. Но Роланд горд - когд он, наконец, решает затрубить в рог, уже поздно.

Рог современный - валторна, чей звук напоминает звучание буйволиного или бизоньего рога.

Эмблема женской верности. В одной легенде «артурового» цикла, Моргана послала Гиневре волшебный рог, из которого не могла напиться ни одна неверная жена, - он разливал питье. Королеве это не угрожало.

Лат. Argumentum cornitum, - «рогатый довод») схоластическая позиция, в которой каждый из возможных двух (чаще всего) ответов сам по себе неправилен - «надевает на рог».

Золотые рога - серп Месяца; отвага, смелость.

Искусство эпохи палеолита изображает священников, носящих рогатые маски в виде голов животных. Это связано, вероятно, с обрядами, назначением которых было способствовать успеху охоты и добычи пропитания.

Означают сверхъестественную силу, божество, силу души или жизненный принцип, возникающий из головы. Таким образом, рога на шлемах или головных уборах обладают двойной силой, силой и достоинством божества, проявлением духа, королевским происхождением, силой, победой, защитой, мужественностью, изобилием скота и продуктов сельского хозяйства.

Рога являются символом как солярным, так и лунным и имеются в атрибутике и богов Солнца и богов Луны. Лунные животные без рогов олицетворяют последнюю фазу убывающей луны. Рога являются атрибутами всех Богинь-Матерей, Цариц Небес. Луна в форме коровьих рогов часто появляется вместе с солнечным диском, особенно в египетском искусстве.

Рогатые боги символизируют воинов, плодовитость как для людей, так и для животных и являются владыками животных. Они имеют в качестве атрибутов рога быков или коров, означающих честь, достоинство и силу, и рога баранов или козлов, как знак производящей силы и плодовитости.

Оленьи рога часто сопровождаются образом змеи или змеи с бараньей головой.

Сила рогов может быть благодетельнои или вредоносной, смотря по обстоятельствам.

Характерные признаки богов, представляемых в виде животных, в особенности быков, иногда и в виде человека, а также изображаемых изолированно от какого-либо потенциального носителя (к примеру, культовые рога на древнем Крите, среди которых помещался двойной топор, вследствие чего они являлись символами в узком смысле).

Как оружие

Как оружие самцов (быков, домашнего скота, овец, коз, зубров, буйволов, антилоп) - символ силы и агрессивности, готовности защищать своё достоинство; авторитет, проявление деспотизма.

Часто представляют власть рогатых божеств, например, когда она увязывается с мощью животного (дикий буйвол). В послеледниковых изображениях (Сев. Африка), между его рогами размещен солнечный диск.

Как сосуд

Бокал для вина, сосуд для хранения масла. Приобрели и женский символизм, сохранив основной символизм власти.

В Библии пророк Самуил умастил Давида оливковым маслом, взяв его из рога.

В XVIII-XIX вв. в таких рогах держали порох, табак.

В Грузии пьют вино из рогов: этот «бокал» нельзя поставить, пока не осушишь.

Считалось, что ритуальное питье из рога медовухи или вина сохраняет потенцию.

Рогатый муж

В средневековой Англии рога стали символом позора, презрения, порочности и обманутого мужа.

Возможно, по христианской ассоции Рогатого Бога с дьяволом и силой зла.

Вариант: по ассоциации с самцом оленя, у которого уводит самку более сильный соперник.

Четыре рога Ригведы - четыре основных точки.

Сила. «Возносить рог» - победа, успех.

Народные представления

Амулет, оберег от «дурного глаза», остался от древнего культа быка.

И сегодня можно увидеть в Италии у входов в крестьянские жилища, прибитые рога - большие воловьи и маленькие телячьи.

Пользуются популярностью брелоки к часам - в виде крохотных рожек.

Многочисленные преданий о спящих королях, ожидающих в горных пещерах, когда затрубят рога, призывая их на помощь. Карл Великий, Фридрих I Барбаросса, Фридрих II Гогенштауфен, Болеславы - Храбрый и Смелый, сербский королевич Марко, моравский князь Святополк, и мн. др.

В соединении с короной рога служат головным убором многим богам.

Рога быка солярны, а коровьи, поддерживающие солнечный диск, имеют и солярную и лунную символику.

Носителями солнца обычно считались бык и корова: бык сам символ солнца, а корова (как символ ночи и луны) позволяет выходить из себя дневному светилу.

Хатор как Великую Мать изображали с головой коровы или с рогатой человеческой головой, несущую между рогов солнечный диск. В мифе рассказывается, как Хатор подняла в небо на рогах юного сына Солнца.

В виде месяца у Изиды и Нут, владычицы небес.

В иероглифах голова барана считается выражением почета и власти.

Бог-баран Хнум изображается обычно с горизонтально расходящимися рогами.

Особый символ солнца, - образ Амона (в древности почитался в оазисе Сива, позднее - верховный бог Египта), его бараньи рога загнуты вниз (хотя имеется много изображений Амона с горизонтальными рогами).

Из сходства с завивающимися рогами барана окаменелые моллюски получили название аммонитов.

У Сета (Сутека) на рогах имеется длинная лента, спадающая с них, - знак бога бури.

Мавританские и алжирские наскальные рисунки показывают барана или буйвола, несущих между рогами солнечный диск; имеются изображения Амона в облике человека, несущего на голове солнечный диск или урея.

Загнутые рога быка или коровы, в которых качается солнечный диск (представленный в Мали тыквой), - изображение лунной и солнечной энергии.

Широко распространенное в передней Азии микро- и макрокосмическое соответствие коровьих рогов серпу луны. Изида - лунная богиня, мать солнечного бога Гора (Плутарх); ее голова часто увенчана коровьими рогами с солнечным диском.

Александр Великий

После посещения египетских святилищ как сын Зевса-Амона изображался с этим украшением на голове.

Изогнутые рога Александр Македонский, «Сын Амона», взял в качестве символа императорской власти.

Профиль Александра Македонского на монетах с бараньими рогами как сына бога Амона-Барана. В Средней Азии фигурировал, как «Искандер Зулькарнайн» - «Двурогий». В Египте: «Двурогий повелитель». Это прозвище «перехватил» один из полководцев Александра - Селевкос, ставший царем Македонии под именем Деметриоса Полиокретеса.

Шумер / Вавилон

В шумеро-семитской - божество, высший принцип, сила, как солярная, так и лунная. Рогатые головные уборы носят Ашшур, Ану и Бел. Адад, бог бури, имеет рога с длинной лентой, которая спадает с его короны.

Вавилонских царей изображали с рогами.

Библия / Иудаизм

У евреев рога символизируют силу; «поднятие рогов» знаменует победу; «обломать рога» - означает поражение. Иногда Моисея изображают с рогами, знаменующими власть.

библейские «шофар» (бараньи), звучали во время религиозных обрядов, на свадьбах… Делались инструменты из рогов тура, зубра, буйвола.

От синхронного рыка жреческих рогов рухнули стены Иерихона.

В Библии упоминаются алтари, украшенные по углам инкрустированными металлом рогами, которые следовало окроплять кровью жертвенных животных. Обвиняемые в преступлении могли получить убежище в храме, если они сумели проникнуть в него и коснуться этих рогов.

Когда Яхве в гневе отсечет рога алтарей и падут они на землю (Ам 3:14), это будет означать страшное взыскание Божье с Израиля за преступления его.

Спорным является то место в Библии (Исх 34:29), где рассказывается, как Моисей спускается «с горы Синай», снабженный рогами, как это представлено в ряде западных переводов Библии. Востоковед А. Иирку ссылается на то, что-де в Палестине были известны лицевые маски из частей черепа крупного рогатого скота, что и имеется в виду в латинском переводе Библии (Вульгате). Соответственно статуя Моисея, изваянная Микеланджело, изображает патриарха рогатым. В новейших переводах Библии (в том числе каноническом переводе ее на русский язык. - Ред.) говорится не о «рогах», а о «лучах света».

В иудейском Храме по четырем сторонам алтаря стояли священные рога, по которым стекала жертвенная кровь. Они символизировали всеобъемлющую власть Бога Иеговы.

Слово «shofar» (на иврите - «рога барана») использовалось древними израильтянами для подачи сигнала тревоги и было еще одним символом защиты.

В Библии «рога» - символ силы или, в Новом Завете, - спасения.

Рога в Библии - сила, власть, богатство, удача, везение, спасение, боевая слава, солнечные лучи; деспотизм, гордость, бунт.

«Не поднимайте высоко рога вашего, не говорите жестоковыйно» // Все роги нечестивых сломлю, и вознесутся роги праведника" (Псалом 74: 6-11).

Лицо Моисея, спускавшегося с горы Синай, вобравшее в себя величие Яхве, лучилось (Исход 34: 29-35). На иврите написано: «karan», то есть /лицо/ было рогато". Отсюда рога на лбу Моисея (Микеланджело) справа от входа в собор святого Петра (Рим), а также на ряде других изображений.

В «Песне Давида»: «Бог // щит мой, рог спасения моего» (Вторая книга Царств 22: 3).

Мощь Агнца выражена в его семи рогах (5: 6), а мощь багряного дракона и зверя морского - в десяти рогах (12: 3; 13: 1).

Рога отличительная примета дьявола в искусстве.

Рога алтарные. Алтарь иерусалимского храма в первоначальном виде имел на четырех своих углах торчащие рога, окованные железом, - символ мощи и покровительства Бога. Рога были святейшей частью алтаря, - взявшийся за них становился неприкосновенным для светской власти. Какой-либо вред для них, грозил потерей покровительства Господа. «Говорит Господь Бог, //: когда Я взыщу с Израиля за преступления его, взыщу и за жертвенники в Вефиле, и отсечены будут роги алтаря и падут на землю» (Амос 3: 13-14).

Шаманизм

Десять рогов на голове шаманов Сибири и Центральной Азии - эмблема их сверхъестественных возможностей.

Заставляют задуматься сообщения о том, что в шаманистских обрядах сибирских якутов в древние времена впадавший в транс шаман «ревел как бык и вырастали у него на голове чистые, прозрачные рога» (по Ксенофонтову, это могло свидетельствовать о галлюцинациях зрителей).

Христианство

У христиан два рога - это Ветхий и Новый Завет, при помощи которых можно победить противника. Семь рогов Апокалипсиса - это Семь Духов Божьих, всезнание и сила. Позднее было-принято, что рога - символ дьявола.

Связь рогов с языческой религией делала их естественным атрибутом Сатаны.

Рог святого Губерта -один раз нужно было подуть в него, чтобы на помощь пришли десять воинов.

Рог как символ крепости Божьей (Лк 1:69): Бог «воздвиг рог спасения нам в дому Давида, отрока Своего».

В Откровении Иоанна Богослова «Агнец» имеет на себе семь рогов, семь очей, «которые суть семь духов Божиих» (Откр 5:6), а сатанинский дракон (12:3) - десять рогов в качестве символа своей адской власти.

В христианской иконографии дьявол также изображается с козлиными рогами.

Ритуальные и пиршественные сосуды из рогов находили широкое распространение в культовых сферах.

Св. Губерт, Освальд и Евстахий в качестве атрибута имели охотничьи рога, так же как и св. Корнелий вследствие сходства его имени с лат. cornu (рог).

Христианство скоро обратилось против языческого поклонения рогам, которые стали в средневековом искусстве знаком сатаны и его рогатых последователей.

Охотничий рог - атрибут Губерта. Самуил помазывает Давида (1) маслом из рога. Иногда с рогами изображается Моисей.

Северная Америка

У американских индейцев голова вооружена рогами «с тем, чтобы казаться ужасней».

Убранство из перьев индейцев прерий Северной Америки часто включало пару тонко выделанных, отполированных (буйволиных) рогов, размещенных по обе стороны головы, что свидетельствовало об особой значительности носителя этого убранства.

«Этот головной убор с рогами можно было носить только в особых, строго определенных обстоятельствах… и только тем, чье мужество и авторитет снискали признание всего племени и чей голос в совете имел такой же вес, как и у старейшины высшего ранга… Это украшение на голове заключает в себе бросающееся в глаза сходство с иудейским убранством, прежде всего наличие рогов, которые, как знак власти и силы, абиссинские старейшины и иудеи носили в час великого подъема и победного торжества» (Джордж Кэтлин, 1796-1872).

Прославленный живописатель индейцев ссылается при этом на место в Библии (3 Цар 22:11), где говорится: «И сделал себе Седекия, сын Хенааны, железные рога, и сказал: так говорит Господь: сими избодешь Сириян до истребления их» (??? имеет аллегорический смысл).

Головные уборы, украшенные рогами у индейцев Северной Америки знак отличия для отважных вождей.

Астрология

Рога - начало. Небесный зверинец (Зодиак), открывают рогатые Баран и Бык.

Античность

Рог как музыкальный инструмент является, благодаря своему скорбному звучанию, атрибутом Мельпомены (Музы трагедии).

В Минойской культуре рога находят в связи с символами дерева, алтаря и двойного топора как символами власти и божества. Рога являются неиконическим изображением обитающего внутри божества.

В греко-римской традиции с рогами часто изображается Дионис. Пан является рогатым богом природы, его сатиры также рогаты, что означает мужественность и мужскую производительную силу. Плутон, будучи богом богатства, имеет рог, и этот рог, «Рог Амальтеи» - податель богатства и изобилия.

Рога, вместе с другими характерными козлиными особенностями, - атрибут Пана и Сатира.

В роги трубили тритоны, встречая и приветствуя Посейдона с Амфитридой.

Лук из рога дал Аполлон Оресту, метереубийце для защиты от эриний.

«Букранион», - «голова быка» - широко распространенный орнаментальный мотив греко-римской архитектуры с III в. до н. э., и почти до эпохи Возрождения. Бычьи рога говорили о богатстве; рога туров, лосей, оленей - символ неуступчивости перед Злом, защищата от демонов…

В древнеримской армии рогатое украшение вручалось за выдающуюся храбрость.

Непременный атрибут многих богов:

Солнечных (рога-лучи): Зевс, Гелиос, Аполлон (властитель и стад скота); - Посейдона, Афродиты; - богинь Луны (рогатый серп).

А также - Диониса, Загреуса, Пана, Фавна, силенов и сатиров (козлиные).

Согласно учению гностиков, рога являются основой для создания красоты и самоутверждения.

Гордость, самоуверенность, надменность (речевые метафоры):

«рогатая душа» - человек горделивый, неуступчивый, нетерпеливый; «рога показывать» - принимать агрессивный тон; «спрятать рога» - сбавить тон; «обломать рога» - утихомирить кого-либо.

В басне Эзопа верблюд позавидовал другим животным и возвратился к Зевсу, прося дать ему рога; бог же и рогов ему не дал, а за проявление зависти и уши укоротил…

«Взять быка за рога» - перейти сразу к делу.

Присловье: «чем козел старше, тем у него рог тверже» (аллюзия фаллическая).

Присловье: «Темный, как табак в роге».

«Носить рога» - быть обманутым мужем, «рогачом», «рогоносцем».

«Наставить рога своему мужу» - изменить ему с другим мужчиной…

Скандинавия / Кельты

В скандинавской мифологии это сила, мужские качества, знак воина.

У кельтов рога означают плодовитость, Рогатый Бог - это Владыка животных. Цернунн-«Рогач», бог олень, постоянно появляется вместе со змеей, имеющей голову барана или оленя.

Рог Оберона взывал к чародейским силам, прося о защите.

Рогатые боги (Цернунн) - символ богатого урожая.

С древности и до Средневековья друзы, галлы и германцы увенчивали боевые шлемы бычьими рогами -знаком их воинственности и упорства в сражениях.

От звуков рога Гьяллархорн скандинавского Хеймдалля, все остальные боги могут забыть, как их зовут, и вообще все на свете, и тогда весь мир рухнет и наступит «Гибель богов».

Скандинавские, тевтонские и галльские воины носили рогатые шлемы, чтобы вдохновляться свирепостью животных и наводить ужас на врагов.

Психология

В психологии рога могут быть связаны с дивергенцией («рога дилеммы»).

Иллюстрации

Изображение персидского царя сасанидского времени.

Воин-глашатай в рогатом шлеме. Сардиния, ок. 1000 до н. э.

В Исходе сказано, что, когда Моисей спустился с горы, его голову украшали рога, ибо он возвысился до власти и господства. В древности изображения правителей также украшались рогами.

(12 голосов : 3.9 из 5 )

М. Скобелев

Современному читателю Священного Писания, окруженному принципиально иными реалиями быта, нежели персонажи, о которых повествует священный текст, не просто понять образную речь библейских авторов. То, что для человека древнего мира (Востока) ежедневно было в поле его зрения и осязания в натуральном виде, современному человеку часто доступно лишь в виде картинки. Большинство реалий материальной культуры древнего мира, составляющих неотъемлемую часть жизни древнего Израиля, никак не представлены в нашем быту, и мы имеем возможность приобщиться к ним не иначе, как в выставочных залах. Поэтому адекватное прочтение библейских образов возможно лишь если знать, какое место в жизни древних людей занимали предметы, послужившие источником для создания каждого конкретного художественного образа и символа.

Одной из таких реалий, имевшей широкое употребление в жизни древних людей и почти исчезнувшей из быта современного человека, представленной ныне лишь в виде декоративных сувениров, является рог животного (евр. –qeren ) .

Слову qeren есть соответствия в других семитских языках: в аккадском – словоqarnu , которое используется для обозначения сосудов (для жидкости) и объектов, имеющих форму рога (месяца, звезд), а также является символом силы и могущества; в угаритском – qrn , пуническом – qrny (дв. ч.), арабском –qаrn , обозначающие трубу (муз.), пик (горы), локон (волос) и луч; в эфиопском – qаrn , обозначающее звук рога, силу; в арамейском – qeren/qarna , что означает музыкальный инструмент, угол, силу, так же и в сирийском, и в средневековом еврейском – угол, пик, луч, сила.

Необходимо отметить, что слово qeren в еврейской части Ветхого Завета появляется как имя нарицательное 76 раз: 28 раз в единственном числе, 16 раз в двойственном (qarnayim/qeranayim ) и 32 во множественном (qeranot , const.qarnot ); 14 раз оно встречается в арамейской части .

Рога животных имели важное значение в мифологии и магии народов Древнего Востока. Изображения богов Шумера и Аккада, а также верховных правителей и жрецов часто увенчивались рогатой тиарой. Так, например, Ан (шумер. «небо») – бог неба, постоянный титул – «отец богов». В списках богов XXVI века до Р. Х. из Фары перечень открывается его именем. Символ Ана – рогатая тиара. Энлиль (шумер. «владыка ветер») – бог, покровитель Ниппура, занимающий второе место в списке богов после своего отца бога Ана, символически изображался в виде рогатой тиары, стоящей на священном жертвеннике. Эти символические изображения сохранились на кудурру (межевом камне) вавилонского царя Мелишипака XII века до Р. Х. из Суз, на котором наиболее полно представлены символы богов шумеро-аккадского пантеона .

Подобные изображения сохранились на рельефах из Дур Шаррукена , на стеле с законами Хаммурапи (XVIII век до Р. Х.): бог Шамаш, дающий Хаммурапи свое благословение, сидит на троне в шлеме с тремя рогами , на стеле Нарам-Суэна (XXIII век до Р. Х.) можно видеть рогатый венец у правителя , на стенописи в храмовом помещении дворца Зимри-Лима в Мари (XVIII век до Р. Х.) , а также на шумерских печатях III тысячелетия до Р. Х. . Очевидно, что для человека Древнего Востока рог животного был символом божественной власти и могущества. Поэтому вавилонские и ассирийские цари усвоили себе эти символические рога как знак могущества, пожалованного им богами. Подобно им, ханаанские цари украшали рогами свои шлемы и венцы.

Как будет показано ниже, рог животного послужил для создания нескольких библейских метафор. Однако прежде чем мы обратимся к их анализу, выясним прямое значение слова qeren в Ветхом Завете.

ПРЯМОЕ ЗНАЧЕНИЕ СЛОВА «РОГ» (QEREN) В СВЯЩЕННОМ ПИСАНИИ

Следует заметить, что слово qeren многозначно, то есть служит для обозначения разных предметов:

1) рогов животных

И возвел Авраам очи свои и увидел: и вот, позади овен, запутавшийся в чаще рогами своими (, см.: , ).

Жизнь древних евреев – кочевого народа, главным занятием которого было скотоводство, протекала в окружении различных диких и домашних животных, имевших рога: баранов (), буйволов (; ), быков (), козлов (). Рога перечисленных животных широко использовались древними евреями в повседневной жизни;

2) сосуда для жидкости (рог с елеем для помазания царей)

И сказал Господь Самуилу: доколе будешь ты печалиться о Сауле, которого Я отверг, чтоб он не был царем над Израилем? Наполни рог твой елеем и пойди (, см. также: ; ).

Как еще один пример использования рога в качестве сосуда для благовоний можно упомянуть загадочное имя третьей дочери патриарха Иова –Керенгаппух (рожок с притираниями) ();

3) музыкального инструмента

Когда затрубит юбилейный рог, когда услышите звук трубы, тогда весь народ пусть воскликнет громким голосом, и стена города обрушится до своего основания… (, см. также: );

4) имитации рога, используемого для символических действий пророками

И сделал себе Седекия, сын Хенааны, железные рога, и сказал: так говорит Господь: сими избодешь Сириян до истребления их ().

Говоря об использовании рогов животных, необходимо отметить, что оно было общим для различных культур древнего мира. Так, например, древние греки так же, как и древние евреи, использовали рог как сосуд для питья и в качестве духового инструмента .

Есть сведения о том, что серебряный рог на Востоке использовался в качестве женского украшения, но его также носили победители, например друзы в Ливане и абиссинские вожди .

Эквивалентом слова qeren в Священном Писании является to’apa – «возвышенность, рог», во множественном числе – to’apot (см.: ; ; ), но оно малоупотребительно.

ПЕРЕНОСНОЕ ЗНАЧЕНИЕ СЛОВА «РОГ» (QEREN) В СВЯЩЕННОМ ПИСАНИИ

Чаще всего слово qeren в переносном значении встречается в поэтических текстах Ветхого Завета: в благословении Моисеем колена Иосифа (), дважды в песне пророчицы Анны (), а также в псалмах: 17, 3; 74, 11; 88, 18, 25; 91, 11; 111, 9; 131, 17; 148, 14 и у пророков: Исаии (5, 1), Михея (4, 13), Иезекииля (34, 21).

Разработкой учения о разных типах употребления слов в переносном значении занимались ведущие отечественные специалисты в области теории поэтики – А. Н. Веселовский, В. М. Жирмунский и Б. В. Томашевский. Поэтому, исследуя изменения значения слова «рог» в различных библейских контекстах, мы будем ориентироваться на основные положения исследований этих ученых.

«Словесная тема, – пишет В. М. Жирмунский, – придает особое звучание многим, даже самым обычным словам. Но в поэтическом языке большую роль играют изменения значения слов. Раздел лингвистики, который занимается этой проблемой применительно к различным аспектам бытования языка, носит название “семантика”, или “семасиология” (от греческого semaino – обозначать)… В античной стилистике и в античной риторике этот круг вопросов был наиболее разработан, и его называли “учением о тропах”, то есть учением о разных типах употребления слова не в собственном, а в переносном значении, которое мы встречаем в поэзии» .

Предлагая классификацию тропов, Б. В. Томашевский выделяет два основных случая: метафору и метонимию.

Метафора – употребление слова или выражения в переносном значении, основанное на сходстве, сравнении, аналогии . Как отмечают исследователи, в особенности для поэтов метафора является необходимым вспомогательным средством. Она дает речи особую, высшую прозрачность, облекая даже отвлеченное понятие в живые формы и делая его доступным созерцанию .

Б. В. Томашевский выделяет следующие частные случаи сближения прямого и переносного значения:

1) когда предметы и явления мертвой природы называются словами, выражающими живые явления ,

2) когда отвлеченное заменяется конкретным, явления порядка нравственного и психического – явлениями порядка физического .

Относительно метонимии Б. В. Томашевский замечает, что она отличается от метафоры тем, что между прямым и переносным значением тропа существует какая-нибудь вещественная зависимость, то есть сами предметы или явления, обозначаемые прямым и переносным значениями, находятся в причинной или иной объективной связи .

Рассмотрев классификацию тропов, обратимся к библейским примерам использования слова qeren в переносном значении.

В Священном Писании оно используется для обозначения:

1) верхушки горы

У пророка Исаии читаем:

У возлюбленного Моего был виноградник на вершине (qeren ) утучненной горы ().

Здесь необходимо отметить, что подобное использование слова «рог» встречается и у древнегреческих авторов ;

2) углов (выступов) жертвенника

К углам жертвенника обычно привязывались жертвенные животные перед жертвоприношением:

Бог – Господь, и осиял нас; вяжите вервями жертву, ведите к рогам жертвенника (, см. также: ).

При принесении жертвы за грех (см.: ) и при посвящении священника роги жертвенника окроплялись кровью жертв (см.: ) .

Роги жертвенника были местом прибежища (спасения) для преступников:

Адония же, боясь Соломона, встал и пошел, и ухватился за роги жертвенника (; см.: ).

Возможность обрести неприкосновенность у рогов жертвенника, как полагают многие исследователи , повлияла на появление известного библейского выражения «рог спасения» (; , );

3) луча

Изображая торжественное шествие Господа, пророк Аввакум говорит:

Бог от Фемана грядет
и святый – от горы Фаран.
Покрыло небеса величие Его,
и славою Его наполнилась земля.
Блеск ее – как солнечный свет;
От руки Его лучи (qarnayim) ,
и здесь тайник силы Его
().

Использование слова qeren в подобном значении в Священном Писании встречается единственный раз. Однако в книге «Исход» есть текст, имеющий подобную интерпретацию (). Это достаточно загадочное место Священного Писания, где повествуется о сиянии лица Моисея после его общения с Богом на Синае. В этом стихе мы видим корень, но не в форме существительного, а в форме глагола qaran – 1) «быть рогатым»; 2) «излучать, сиять» . Возможность двоякого перевода глагола qaran послужила причиной появления двух традиций чтения указанных стихов: в Септуагинте – и не знал он (Моисей), что прославился вид лица его (); и в Вульгате – et ignorabat quod cornuta esset facies sua – и не знал, что рогато лицо его . Латинский перевод повлиял на формирование западноевропейской традиции изображения Моисея;

4) силы, крепости, царства, владычества

В указанном значении слово «рог» в Священном Писании встречается в нескольких устойчивых выражениях:

а) rama qeren – «рог вознесся» (; );

б) gada qeren – «сломил рог» (; ).

Рассмотрим эти выражения подробнее.

Пророчица Анна в благодарственной молитве к Богу по случаю рождения Самуила говорит:

Возрадовалось сердце мое в Господе;
вознесся рог мой в Боге моем;
широко разверзлись уста мои
на врагов моих;
ибо я радуюсь о спасении Твоем
().

И завершая свое благодарение, возглашает:

Господь сотрет препирающихся с Ним;
с небес возгремит на них.
Господь будет судить концы земли,
и даст крепость царю Своему,
и вознесет рог помазанника Своего
().

Очевидно, что слово «рог» в указанном контексте употреблено в переносном значении. Перед нами библейская метафора. Согласно классификации метафор Б. В. Томашевского это тот случай, когда явления порядка нравственного и психического заменяются явлениями порядка физического. Но какие мысли и чувства передает рассматриваемая метафора? Для того чтобы ответить на поставленный вопрос, необходимо выяснить, что означает слово «рог» в анализируемом контексте.

Блаженный Феодорит, комментируя 18-й стих 88 псалма: И в правде Твоей вознесется рог наш , – замечает: «А рогом пророк назвал крепость и державу, заимствуя образ речи от животных рогатых, которые вооружены рогами и ими защищаются от нападающих» .

Библейское выражение gada qeren – «сломил рог» имеет в Священном Писании прямо противоположное значение. Антитеза между этими двумя метафорическими выражениями нашла свое воплощение в следующем библейском стихе: И вся роги грешных сломлю, и вознесется рог праведного (). Блаженный Феодорит поясняет: «Рогом же праведного пророк назвал благочестивый образ мыслей» . Святитель объясняет этот стих так: «И вся роги грешных сломлю – если при уничижении святых рог грешных вземлется в высоту, то очевидно, что при возвышении святых сокрушаются роги грешных . Кто же эти грешные, как не сопротивные людям Божиим лукавые демоны? И вознесется рог праведного . Рогом называется царство или владычество. Посему, когда праведные, по низложении лукавых сил, восприимут крепость, тогда именно явлены будут чудные дела Божии. Потому и в начале псалма пророк сказал: повем вся чудеса Твоя, егда прииму время » .

Выражение rama qeren – «рог вознесся» по отношению к нечестивым в Священном Писании передает их психологическое состояние – гордыню. Так, например:

Говорю безумствующим:
«не безумствуйте»,
и нечестивым: «не поднимайте рога,
Не поднимайте высоко рога вашего,
не говорите жестоковыйно
» ().

Святоотеческое понимание значения слова «рог» в указанных библейских стихах разделяют и современные библеисты. М. Л. Браун пишет: «Несколько важных метафорических образов принадлежат слову qeren (рог), которое употребляется со следующими глаголами: поднять, возвысить и сломить, оборвать; они основаны на изображении животных (особенно дикого быка, буйвола (; ); вознесение (поднятие) рога – символ победы, а сокрушение рогов – образ унижения и поражения» .

Важно отметить, что слово «рог» в значении силы и могущества применяется в Священном Писании не только по отношению к отдельной личности, но и к целому народу:

Встань и молоти, дщерь Сиона,
Ибо я сделаю рог твой железным
И копыта твои сделаю медными, –
И сокрушишь многие народы,
И посвятишь Господу стяжания их
И богатства их Владыке всей земли
(, см.: ).

Очевидно, что переносные значения слова qeren – «сила, мощь, владычество» в применении к народу являются признаками власти, свойственной царю;

5) царя

Не удивительно, что позднее в Священном Писании слово «рог» стало символизировать царя и даже целую мировую державу (, см.: ).

После сего видел я в ночных видениях, и вот зверь четвертый, страшный и ужасный и весьма сильный; у него – большие железные зубы; он пожирает и сокрушает, остатки же попирает ногами; он отличен был от всех прежних зверей, и десять рогов было у него ().

А десять рогов значат, что из этого царства восстанут десять царей, и после них восстанет иной, отличный от прежних, и уничижит трех царей ();

6) Мессии

Как известно, мессианские пророчества в Священном Писании имеют прикровенный характер, в них используются многочисленные заменители слова «Мессия» – «камень» (), «отрасль» (), «звезда» (). К этому ряду слов, указывающих на Мессию, принадлежит и слово «рог». Например:

Там возращу рог Давиду,
поставлю светильник
помазаннику Моему
().

Блаженный Феодорит видит в этих словах Псалмопевца указание на рождение Христа, он говорит: «По понятию, какое представляется с первого раза, указывается сим на Зоровавеля. Но поскольку Зоровавель власти народоправления не передал ни потомкам, ни детям, то никто не вправе назвать его рогом, как управляющего народом малое время, потому что рог означает нечто крепкое и постоянное. Поскольку пророчество не приличествует Зоровавелю, то слово сие предвозвещает по плоти Христово рождение» ;

7) именования Божии

Наиболее известное метафорическое библейское выражение со словом «рог» – «рог спасения» (; ; ).

Как понимают его толкователи?

Блаженный Феодорит полагает, что в контексте 17-го псалма оно означает одно из имен Божиих.

Возлюблю Тя, Господи, крепосте моя: Господь утверждение мое, и прибежище мое, и избавитель мой, Бог мой, помощник мой, и уповаю на него: защититель мой, и рог спасения моего, и заступник мой ().

Он говорит: «Потом [пророк] переименовывает Божественные благодеяния и из списка полученных им благ делает список имен Божиих и называет Богакрепостью… утверждением, прибежищем… избавлением… рогом спасения изаступником , как спасенный Его промышлением. Употребил же выражениерог спасения в переносном смысле, заимствовав оное от животных, которые рогами отражают неприятелей» .

СЛОВО «РОГ» В НОВОМ ЗАВЕТЕ

Евангелист Лука, передавая речь праведного Захарии, посвященную рождению Господа Иисуса Христа, говорит:

Благословен Господь Бог Израилев,
что посетил народ Свой
и сотворил избавление ему,
И воздвиг рог спасения (keras soterias)
нам в дому Давида,
отрока Своего
().

Очевидно, что в данном контексте выражение «рог спасения» имеет мессианский характер и является аллюзией одновременно на два ветхозаветных стиха: и . Такой богословский синтез ветхозаветных мессианских пророчеств – характерная черта новозаветных писаний (см.: ).

СЛОВО «РОГ» В ПОЗДНЕМ ИУДАИЗМЕ

В раввинистическую эпоху образ рога, символизирующего победу, часто встречается в молитвах об освобождении Израиля от подчинения язычникам. Так, в пятнадцатом прошении вавилонской формы молитвы Восемнадцати благословений сказано:

Вознесется рог Его во спасение Твое,
благословен Ты, Господи,
произрастивший рог спасения

СЛОВО «РОГ» В ХРИСТИАНСКИХ БОГОСЛУЖЕБНЫХ ТЕКСТАХ

Рог животного, имеющий в библейских метафорах значение силы, мощи, славы, величия, победы над врагами, в христианской гимнографии становится эквивалентом (синонимом) Креста Господня. В праздник Воздвижения Церковь, прославляя Крест Господень, восклицает: Священный воста рог, и глава всем богомудрым крест, имже грешных стираются роги. Тем ныне возносиму, поклоняющеся ему, тя величаем

И еще: Четвероконечный мир днесь освящается, четверочастному воздвизаему Твоему Кресту, Христе Боже наш, и рог верных христиан совозносится, тем врагов сокрушаем роги: велий еси Господи, и дивен в делех Твоих, слава Тебе

Очевидна сакрализация значения слова «рог» в библейской и церковной традициях.

Вдумываясь в значение слова «рог» в стихирах на праздник Воздвижения Креста Господня, мы можем говорить о творческой рефлексии христианской Церкви на этот библейский образ, который в церковном сознании получил новое осмысление и очень точно в своем духовном значении отождествлен с новой реальностью – Крестом Господним.

Б. В. Томашевский, размышляя над природой метафоры, отмечал, что реализация метафоры обычно приводит к осознанию абсурдной противоречивости слова и производит комический эффект. Действительно, если мы изобразим человека с рогом, то, по всей видимости, это вызовет у зрителя улыбку. Таким образом, комизм метафорического выражения для человека, не посвященного в правила данной литературы, очевиден.

И еще немаловажное наблюдение: метафора «рог вознесся» встречается не только в Священном Писании, но и в поэтических текстах Древнего Востока, так, например, в шумерском гимне «Энлиль повсюду», посвященном богу – покровителю Ниппура Энлилю («Владыке ветру»), II тыс. до Р. Х.:

Как бык, вознес он в Шумере
рога сиянья!
Чужеземные страны перед ним
склонились!
В великих праздниках, в изобилье
дни свои там проводят люди!

Уникальность метафоры «рог спасения» в том, что она имеет применение исключительно в библейском контексте и не встречается в других литературах Древнего Востока. «Метафоричность слов, – отмечает современный исследователь, – уникальна в каждом языке, она создает неповторимую национальную особенность языков, которая в значительной мере влияет на восприятие и понимание человеком мира» .

В таком случае становится понятным один из аспектов, который выполняет перевод художественного текста на другой язык: он обогащает носителей языка, на который сделан перевод, новыми переносными значениями привычных слов.

Поэтому с появлением Септуагинты перечисленные библейские метафоры «рог вознесся», «сломить рог», а также «рог спасения» были введены в греческую литературу и в церковную письменность. В этом обнаруживается одно из многочисленных проявлений культурного влияния Септуагинты.

О влиянии библейских образов и тропов на европейскую литературу хорошо известно. Метафорическое значение слова «рог» – сила, могущество было использовано английским религиозным поэтом XVIII века Кристофером Смартом, который написал весьма оригинальное ликование, прославляющее Творца в Его творениях, с перечислением различных видов растений и пророчеством о рогах. В своем произведении К. Смарт с удивительной свободой, свойственной лишь истинно верующим людям, применил слово «рог» в его переносном значении, чтобы раскрыть домостроительство нашего спасения во Христе Иисусе.

Почему мужчину, которому изменила жена, называют рогоносцем?

Почему древние воины к боевым шлемам приделывали рога?

Почему дьявол изображается с рогами, в то время как в Библии нет ни единого упоминания о том, что они у него есть?

Попробуем разобраться.

Рога — символ мужского начала

Рога – один из самых древних и архаичных символов . Он использовался на протяжении всей ранней истории человечества для подчеркивания мужского начала, способного к изменению мира. Рога – символ мощи и энергии, символ – неукротимой, непоколебимой силы.

Рога — символ сексуальной силы.

В то же время это и символ плодовитости, способности к великому оплодотворению. С рогами изображаются кельтские боги, отвечавшие за урожай, например бог Цернунн. С рогами изображается и дьявол , обладающий, согласно христианским представлениям о мире, гипертрофированной сексуальностью.

В нашем бессознательном ассоциации между рогами и сексуальностью настолько сильны, что даже в двадцать первом веке браконьеры убивают тысячи носорогов только потому, что люди верят в чудодейственную силу порошка из рога этого животного, тогда как давным-давно уже доказано, что это заблуждение и на потенцию это средство не влияет никак .

В подсознании каждого человека, даже если он это и не осознает, рога – символизируют мужское начало . Именно поэтому, для демонстрации своей силы рога к боевым шлемам прикрепляли древние воины. Именно поэтому рога к своим головным уборам приделывали вожди, шаманы и жрецы.

Александр Македонский.

Известно, что рога как символ имперской власти использовал и Александром Македонским. На греческих монетах того времени профиль великого завоевателя изображался с бараньими рогами, означавшими в данном случае то, что Александр является сыном египетского бога Амона. В Египте его называли «Двурогий повелитель», а в Средней Азии — «Искандер Зулькарнайн», т.е. «Двурогий». Интересно, что это прозвище впоследствии у Александра перехватил один из его полководцев Селевкос, ставший царем Македонии под именем Деметриоса Полиокретеса.

Интересно и то, что с рогами на лбу изображен и Моисей на знаменитой скульптуре работы Микеланджело справа от входа в собор святого Петра в Риме, а также на ряде других изображений. Как то это совсем не вяжется с бытующей ныне в народе уверенностью, что рога являются признаком темных сил.

Моисей. Микеланджело Буанаротти.

Кто такие рогоносцы?

Но почему же мужчин, у которых неверные жены, называют рогоносцами? У ученых-языковедов есть своя версия. Якобы жены древних германцев провожая мужей на войну надевали им на голову шлем с рогами. Отсюда и выражение «наставить рога» – то есть снарядить мужа в поход, а самой остаться свободной. Некоторая логика в этом проглядывает, но вот незадача германцы, также как и викинги и норманны, в реальности никогда не украшали свои шлемы рогами. Это всеобщее заблуждение , о котором как-нибудь в другой раз.

Скорее всего, дело в другом. Ранее рогоносцами называли и женщин. И изначально этот термин свидетельствовал о том, что тот или иной человек проявляет повышенную сексуальную активность. Но со временем это слово поменяло свое значение и в наше время рогоносцами называют мужчин.

Подведем итог вышесказанного. Сила, могущество, мужественность, плодовитость, верховная власть – все это символизируют рога. Это глубинный и мощнейший символ мужского начала, начала, которому предназначено изменить мир.