Тайские божества. Тайские демоны - Асечка — LiveJournal

- государство, где распространен южный вариант буддизма , то есть Тхеравада.

Будда этого направления - Гуатама (Gautama Buddha, Siddha-rtha Gautama или Shakyamuni)- не отрицал наличия духов и богов. И даже полагал, что простой человек с качественной кармой может переродиться в божество или дух.

В регионе будущего тайского королевства до прихода буддизма были распространены языческо-анимистические верования, которые позже сменились индуизмом. И в настоящее время население страны верит в духов, обожествляет силы природы. Но Будда превыше всего.

С проникновением на территорию Таиланда религиозно-философских учений Индии, местные мифопоэтические традиции органично вошли в развитую космогоническую систему индуистско-буддийских мифов. В одной из поздних тайских легенд сохранился ведийский мотив космогонической борьбы бога Пра Ина (Индры) с демоном Вритрой, в результате которой на месте упавшего в воды океана топора побежденного демона появилась Золотая страна Суварнаб-хуми (так в древности называли побережье Индокитая), заселенная позже тайскими племенами.

Героический образ Индры пришелся по душе народам Сиама, в мифологических преданиях которых он выступает как творец Вселенной и повелитель богов. В ряде мифов Пра Ин продолжает свою борьбу уже с местными чудовищами и божествами. Он становится антагонистом одного из главных богов Пра Пхума - божество до наступления эры буддизма.

Волосинки Пра Ина пошли на создание лука с помощью которого голова Пра Пхуму была отделена от туловища.

В проводимых до сих пор новогодних обрядах момент начала нового цикла символизирует театрализованный ритуал передачи головы чудовища Пра Пхума из рук одной из сестер-планет к другой, причем последняя должна сохранять ее до конца года. Фигура Пра Ина, победоносно восседающего на многоглавом белом слоне Эраване (Айравате), становится излюбленным сюжетом в искусстве Таиланда.

В качестве рудиментов тайской мифологии выступают такие древние образы космогонических мифов, как потоп, мировое дерево - лиана, выросшая из ноздрей небесного буйвола, тыква, из которой произошли люди, божество риса Кхуанкхао,участвующее в культовых обрядах, и ряд других.

К особенностям религиозно-мифологической системы Таиланда относится мирное сосуществование индианизированной мифологии с обширным кругом исконно местных анимистических верований. По представлениям тайцев, многочисленные духи пхи населяют все миры. Пантеон небесных божеств образуют духи тхены, земной территорией управляют духи местностей-пхимъюнги и деревень- пхибаны, соответствующих духов имеют растения, животные и люди. Для духов строятся специальные домики хопхи, которые устанавливаются! перед каждым жилищем, культовым и общественным сооружением.

Среди тайцев оказывается есть много явных и неявных индуистов. Чтобы в этом убедиться достаточно посетить Музей Ганеши в сорока километрах от Чианг Мая . И вы увидите тайцев, распевающих мантры слоноголового бога .

Ганеша. Буддистский монастырь около Чианг Дао,

В свое время в этих краях, пришедший на смену брахманизму буддизм задушил индуизм в своих дружеских объятиях. Буддисты не стали огнем и железом (как кое-где это бывало) искоренять прежние верования. Они включили все индуистские божества в свой пантеон, выделив им место в не самом худшем из миров. И ныне практически в любом буддистском храме можно встретить статуи индуистских божеств.

Ганеша. Буддистский храм Мэ Сай.

Это, как правило, боги Тримурти: Шива, Вишну, Брахма (последний, кстати, в самой Индии не сильно популярен). Часто (намного чаще, чем в той же Индии) встречаются статуи и изображения бога Индры.

Лорд Шива. Недалеко от Канчанабури.

Что уж говорить о вахане (ездовое животное) бога Вишну птице Гаруде, чье изображение используется в государственной символике Таиланда?

Бог Вишну верхом на Гаруде.

Но самый популярный во всей Азии индуистский бог — это слоноголовый бог Ганеша (в Таиланде — Ганеш или Пхра Пиканет ). Причин такой популярности несколько. Во-первых, Ганеш помогает в устранении препятствий тем, кто его почитает. Во-вторых, Пхра Пиканет — бог мудрости, что также достойно почтения. В-третьих, симпатичная внешность и внутренняя доброта слоноголового бога (кроме воинственных ипостасей) также способствует появлению новых и новых почитателей.

Ганеша. Буддистский монастырь около Канчанабури.

В моих планах подготовить подробный материал о всех версиях рождения Ганеши (их много), появления у него головы слона (версий этого события также много), его атрибутах и функциях. Кому интересно, следите за новостями на сайте .

Тайская мифология испытывала воздействие индуизма и буддизма. Внешние влияния меньше всего затронули мифологию ахомов, переселившихся в 13 в. в северо-восточную Индию, и тайских народов, расселённых на востоке Индокитая и юге Китая. У ахомов сохранилась одна из древнейших тайских версий создания мира (см. Пхатувчунг). У всех тайских народов Индокитая обнаруживаются черты общей мифологической системы.
Весьма своеобразны мифы тайских народов Вьетнама о небесной реке Такхай , вытекающей из грота, о страже двери «небесной темноты», из которой выходят ночь и звёзды (см. Такхай), о Пу Нене и Нанг Быоне, катящих по небосводу шары своих светил, о лягушке , срывающейся с цепи и глотающей светило. В некоторых тайских мифах отделение неба от земли рассматривается как трагический момент, вызванный тем , что сердитая женщина оскорбила небо, ударив в него пестом для обрушивания риса (ср. По Тхен). Особняком стоит у тайских народов только юньский космогонический миф о женском существе Ясангсай и её супруге Пусангси, родившемся из огня намного позднее её.
В большинстве мифов о генезисе мира организующая роль отведена высшему существу, которое, как правило, является также первопредком королевских семей. Но в этих поздних в стадиальном отношении мифах сохранились сведения о наиболее древних образах (тыква, из которой произошли люди и всё живое на поверхности земли после потопа , и др.). У народа буи в южном Китае в сказаниях о создании мира говорится о том, что в первоначальную пору не росла и тыква. Появление тыквы у тайских народов, как правило, отнесено к деятельности небесных духов . Так, с тыквами на землю после потопа являются у белых тай демиурги Таосуонг и Таонган , упавшие с неба тыквенные сосуды принесли с собой людей у лаотянцев (см. Ветсуван), из желудка небесного буйвола появились семена тыкв у шанов (см. Литлонг), из ноздрей небесного буйвола выросли лианы с плодами тыквы в лаотянской мифологии (см. Пу Лансенг) и т. д. Мотив о спасении людей от потопа в тыкве как в корабле, широко представленный в мифологии мон-кхмерских народов Индокитая, у тайских народов распространён мало. Вполне возможно, что в той мере, в какой он встречается, он был заимствован тайскими народами у более древнего мон-кхмерского населения (см. Кап и Ке). С небесным происхождением тыквы у тайских народов согласуется представление о том, что в этом плоде заключён принцип мужского, небесного, начала , тогда как в зёрнах риса - женский, земной, принцип (см. Кванкао).
По антропогоническим мифам тайских народов, рядовые общинники происходят из тыкв на земле, а правящие династии ведут своё происхождение от посланцев неба. Однако в Тайской мифологии тыква изображается как проявление всё того же небесного принципа. Эта системность, с древнейших времён направленная на разработку мифологии небесных сил , проявляется в представлениях о духах и об универсальных для народов Индокитая образах нагов .
Многочисленные духи - фи или пи населяют земной мир, астральный и более дальние миры. Земные духи у кхонтхаи обладают своими сферами деятельности. Очень почитались у таи домашние духи чаотхи , духи родовых предков - фидам, территориальные божества, соподчинённые согласно иерархии феодальных владений Фи-мыонг. Душа человека - это сонм 32 или даже 120 хуонов . Систему духов возглавляет небесный глава По Тхен у чёрных тай или Тхен Факхын у лаотянцев.
С развитой системой небесных божеств у таи согласуются мифы об устроителях земли. К ним принадлежат Таосуонг и Таонган, принёсшие с неба на землю тыквы, Пху Нго и Не Нгам , срубившие лиану, закрывавшую свет, Пуи и Намы, посланные с неба для того, чтобы срубить гигантское дерево баньян, а также Тхонг и Двадараси в мифологии лаотянцев, подготовившие землю для спуска с неба первого короля Кхун Болома. Кхун Болом установил социальные нормы, преподал людям моральные заветы.
Вместе с этим в Тайской мифологии чётко выражены представления о подземных (хтонических) божествах - нагах. В основе культа нагов у таи лежат представления аборигенных мон-кхмерских народов. Основная их функция - хранение вод и плодородия земли. Будучи подателями плодородия, наги превратились в духов - защитников местности. В отличие от мон-кхмеров и тибето-бирманцев, у тайских народов не выражены представления о происхождении народов или династий от нагов. Лишь у шанов в Бирме существует такой же династийный миф, но который чрезвычайно близок мифам палаунов и других мон-кхмерских народов Бирмы. По сравнению с другими народами Индокитая у таи больше преданий о превращении змееобразных существ нагов в скалы, горы и целые хребты. Пример такого почитания гор дают тхай во Вьетнаме, у которых религиозно-обрядовая

Кхаттханам Кхун Болом Линлаун Литлонг Ло Лойсаомонг Маунглай Нанг Кангри Нанг Каухилунг Нанг Кхасоп Нанг Пао Пи, духи По Тхен Пу нен и Нанг быон Пхатвчунг Пхибан Пхра Пхум Сангкан Саопанг Такхай Таосуонг и Таонган Туонглуонг Тхен Факхын Тхон и Двадараси Чаотхи

Т. м. испытывала воздействие индуизма и буддизма. Внешние влияния меньше всего затронули мифологию ахомов, переселившихся в 13 в. в северо-восточную Индию, и тайских народов, расселённых на востоке Индокитая и юге Китая. У ахомов сохранилась одна из древнейших тайских версий создания мира (см. Пхатувчунг). У всех тайских народов Индокитая обнаруживаются черты общей мифологической системы.

Весьма своеобразны мифы тайских народов Вьетнама о небесной реке Такхай, вытекающей из грота, о страже двери «небесной темноты», из которой выходят ночь и звёзды (см. Такхай), о Пу Нене и Нанг Быоне , катящих по небосводу шары своих светил, о лягушке, срывающейся с цепи и глотающей светило. В некоторых тайских мифах отделение неба от земли рассматривается как трагический момент, вызванный тем, что сердитая женщина оскорбила небо, ударив в него пестом для обрушивания риса (ср. По Тхен). Особняком стоит у тайских народов только юньский космогонический миф о женском существе Ясангсай и её супруге Пусангси , родившемся из огня намного позднее её.

В большинстве мифов о генезисе мира организующая роль отведена высшему существу, которое, как правило, является также первопредком королевских семей. Но в этих поздних в стадиальном отношении мифах сохранились сведения о наиболее древних образах (тыква, из которой произошли люди и всё живое на поверхности земли после потопа, и др.). У народа буи в южном Китае в сказаниях о создании мира говорится о том, что в первоначальную пору не росла и тыква. Появление тыквы у тайских народов, как правило, отнесено к деятельности небесных духов. Так, с тыквами на землю после потопа являются у белых тай демиурги Таосуонг и Таонган, упавшие с неба тыквенные сосуды принесли с собой людей у лаотянцев (см. Ветсуван), из желудка небесного буйвола появились семена тыкв у шанов (см. Литлонг), из ноздрей небесного буйвола выросли лианы с плодами тыквы в лаотянской мифологии (см. Пу Лансенг) и т. д. Мотив о спасении людей от потопа в тыкве как в корабле, широко представленный в мифологии мон-кхмерских народов Индокитая, у тайских народов распространён мало. Вполне возможно, что в той мере, в какой он встречается, он был заимствован тайскими народами у более древнего мон-кхмерского населения (см. Кап и Ке). С небесным происхождением тыквы у тайских народов согласуется представление о том, что в этом плоде заключён принцип мужского, небесного, начала, тогда как в зёрнах риса - женский, земной, принцип (см. Кванкао).

По антропогоническим мифам тайских народов, рядовые общинники происходят из тыкв на земле, а правящие династии ведут своё происхождение от посланцев неба. Однако в Т. м. тыква изображается как проявление всё того же небесного принципа. Эта системность, с древнейших времён направленная на разработку мифологии небесных сил, проявляется в представлениях о духах и об универсальных для народов Индокитая образах нагов.

Многочисленные духи - фи или пи населяют земной мир, астральный и более дальние миры. Земные духи у кхонтхаи обладают своими сферами деятельности. Очень почитались у таи домашние духи чаотхи, духи родовых предков - фидам, территориальные божества, соподчинённые согласно иерархии феодальных владений Фи-мыонг. Душа человека - это сонм 32 или даже 120 хуонов. Систему духов возглавляет небесный глава По Тхен у чёрных тай или Тхен Факхын у лаотянцев.

С развитой системой небесных божеств у таи согласуются мифы об устроителях земли. К ним принадлежат Таосуонг и Таонган , принёсшие с неба на землю тыквы, Пху Нго и Не Нгам , срубившие лиану, закрывавшую свет, Пуи и Намы, посланные с неба для того, чтобы срубить гигантское дерево баньян, а также Тхонг и Двадараси в мифологии лаотянцев, подготовившие землю для спуска с неба первого короля Кхун Болома. Кхун Болом установил социальные нормы, преподал людям моральные заветы.

Вместе с этим в Т. м. чётко выражены представления о подземных (хтонических) божествах - нагах. В основе культа нагов у таи лежат представления аборигенных мон-кхмерских народов. Основная их функция - хранение вод и плодородия земли. Будучи подателями плодородия, наги превратились в духов - защитников местности. В отличие от мон-кхмеров и тибето-бирманцев, у тайских народов не выражены представления о происхождении народов или династий от нагов. Лишь у шанов в Бирме существует такой же династийный миф, но который чрезвычайно близок мифам палаунов и других мон-кхмерских народов Бирмы. По сравнению с другими народами Индокитая у таи больше преданий о превращении змееобразных существ нагов в скалы, горы и целые хребты. Пример такого почитания гор дают тхай во Вьетнаме, у которых религиозно-обрядовая жизнь деревни концентрируется вокруг горы, называемой Миньмыонг. У них считается, что гора - место обитания духа-покровителя и духов предков.

Согласно одному из мифов, устройство территории Лаоса с его горами и реками, лесами обязано тому, что наги запустили огненные ракеты. У лаотянцев во Вьетнаме в мае в конце сухого сезона устраивался особый праздник ракет.

Лит.: Cochrane W., The Shans, Rangoon, 1915; Presence du royaume lao, Saigon, 1956; Le May R. S., Legends and folklore of Northern Siam, «Journal of the Slam Society», 1924, v. 18, pt 1; Tambiah S. J., Buddhism and the spirit cults in North-East Thailand, Camb., 1970.

Я. В. Чеснов

[Мифы народов мира. Энциклопедия: Тайская мифология, С. 5 и далее. Мифы народов мира, С. 7365 (ср. Мифы народов мира. Энциклопедия, С. 489 Словарь)]

Таиланд, пожалуй одно из самых популярных направлений Азии. Туристам эта страна знакома вкусной едой, хорошими пляжами и богатой культурой. Пожалуй все побывавшие там видели изображения героев местного эпоса Рамакиен. Они есть не только на храмовых комплексах, но и на различных картинах, сувенирах, брелках, а также данные образы широко используются в местных выступлениях и концертах. Рамакиен — аллегория победы добра над злом, тайский вариант индийского эпоса Рамаяна с характерными для Сиама деталями. Герой эпоса Рама является образцом добродетели — идеальным королем. Ему противостоит злобный демон – король Тосакан.

Сегодня мы расскажем кто эти божества и чем они известны в истории эпоса. Конечно эта история огромна, но все же мы попытались собрать здесь её главную суть вместе с основными героями.

Фото: depositphotos.com

Тосакан (Рована в индийской мифологии) – демон повелитель ракшасов и король острова Ланка (сейчас это остров Шри-Ланка, многим это место знакомо как Цейлон). По приданию имел «десять шей, голов и рук». Согласно эпосу будущий повелитель Тосакан десять тысяч лет предавался суровому подвижничеству – тапасу. Тапас это аскетизм и самоограничение, при которых происходит накапливание особого внутреннего жара, дающего способность магически воздействовать на окружающее. В награду за это Пхра Пхром (Брахма) наделил его даром неуязвимости от богов и демонов. Воспользовавшись этим Тосакан смог узурпировать власть над всеми тремя мирами – над небесами, землёй и подземным миром. А на острове Ланка он основал царство ракшасов, изгнав оттуда своего сводного брата Куберу. Богов же он сверг с небес богов и заставил себе прислуживать.


Фото: depositphotos.com

Свита Тосакана — ракшасы описываются многорукими, многоголовыми и многоглазыми или, наоборот, одноглазыми существами с огромным ртом. Иногда ракшасы имели облик обычных людей, в том числе соблазнительных женщин, который они принимали в результате оборотничества. В основном же это были великаны, а иногда и исполины чудовищных размеров.

Фото: depositphotos.com

Давший Тосакану дар неуязвимости Пхра Пхром (Брахма) – не имеющим матери бог творения, саморожденный из цветка лотоса в самом начале процесса сотворения материальной Вселенной. Брахма имеет четыре головы, четыре лика и четыре руки. Он находится далеко за пределами сферы чувственного в состоянии глубокой медитации.