В какой руке царь держит скипетр. Регалии Царской Власти: Корона, Скипетр, Держава

Атрибутикой царской власти подчеркивалась мощь и богатство государства Российского: золотое убранство дворцовых палат, изобилие драгоценных камений, масштабность сооружений, грандиозность церемоний и множество предметов, без которых не мыслим ни один русский царь.

1

Золотое яблоко

Золотой шар, увенчанный крестом или короной, — держава — впервые была использована в качестве символа русского самодержавия в 1557 году. Проделав долгий путь, держава пришла к русским монархам из Польши, впервые приняв участие в церемонии венчания Лжедмитрия I. В Польше, заметим, держава именовалась яблоком, являясь библейским символом познания. В русской христианской традиции держава символизирует Царство Небесное. С момента правления Павла I держава представляла собой синий, увенчанный крестом, яхонтовый шар, усыпанный бриллиантами.

2

Пастушеский посох

Атрибутом русской власти скипетр стал в 1584 году во время венчания на царство Федора Иоанновича. Так появилось понятие «скипетродержатель». Само же слово «скипетр» — древне-греческое. Считается, что прообразом скипетра был пастушеский посох, который в руках архиереев наделялся символизмом пастырской власти. С ходом времени скипетр не только был существенно укорочен, но и своим оформлением уже мало походил на скромный пастушеский посох. В 1667 году скипетр появился в правой лапе двуглавого орла - государственного герба России.

3

«На золотом крыльце сидели…»

Трон, или престол, — один из важнейших символов власти, сначала княжеской, потом царской. Подобно крыльцу дома, которое создавали для всеобщего любования и восхищения, с особенным трепетом подходили и к созданию трона, при этом обычно их делали несколько. Один устанавливали в Успенском соборе Московского Кремля - этот трон участвовал в церковной процедуре миропомазания самодержца. Другой - в резных палатах Кремля. На этот престол царь садился после светской процедуры принятия власти, на нем он также принимал послов и влиятельных лиц. Существовали еще и «мобильные» троны - они путешествовали с царем и появлялись в тех случаях, когда надо было максимально убедительно представить царскую власть.

4

«Тяжела ты, шапка Мономаха»

«Шапка золотая» упоминается во всех духовных грамотах, начиная с момента правления Ивана Калиты. Символ-корона российского самодержавия был предположительно изготовлен восточными мастерами в конце XIII - начале XIV века и подарен византийским императором Константином Мономахом своему внуку Владимиру. Последним царем, который примерял реликвию, стал Петр I. Некоторые исследователи утверждают, что шапка Мономаха является не мужским, а женским головным убором - под меховой оторочкой, якобы, остались приспособления для височных украшений. Да и изготовлена была шапка спустя 200 лет после смерти Владимира Мономаха. Что ж, даже если история появления этого атрибута царской власти - всего лишь легенда, это не помешало ему стать образцом, по которому изготавливались все последующие царские венцы.

5

Византийские оплечья

Обычай носить оплечья, или бармы, пришел на Русь из Византии. Там они являлись частью парадных одеяний императоров. По преданию, бармы прислал для Владимира Мономаха византийский правитель Алексей I Комнин. Летописное упоминание барм относится к 1216 году - расшитые золотом оплечья носили все князья. С середины XVI века бармы становятся непременным атрибутом царского венчания на царство. С золоченого блюда в алтаре их в определенный момент подавали митрополиту епископы, которые, в свою очередь, получали их от архимандритов. После троекратного целования и поклонения, митрополит возлагал благословенные крестом бармы на царя, после чего следовало возложение венца.

6

«Ох, рано, встает охрана»

По обе стороны от трона всяк входящий мог видеть двух рослых красавцев, царских оруженосцев и телохранителей — рынд. Они были не только эффектным «атрибутом» на церемониях приемов иностранных послов, но и сопровождали царя во время походов и поездок. Облачению рынд можно позавидовать: горностаевые шубы, сафьяновые сапоги, песцовые шапки… Место по правую руку было почетнее, отсюда и пошло понятие «местничество». Борьбу за почетное звание царского рынды вели молодцы самых лучших фамилий.

7

За семью печатями

Первой известной печатью XII века, вырезанной из металла, стал оттиск князя Мстислава Владимировича и его сына Всеволода. К XVIII веку русские цари пользовались печатями-перстнями, настольными оттисками и печатями-подвесками. Маленький вес последних позволял носить их на шнурке или на цепочке у пояса. Печати резались по металлу или из камня. Чуть позже излюбленным материалом становится горный хрусталь и его разновидности. Интересно, что с XVII века стали производить печати со съемной легендой - текстом, что позволяло новому царю использовать печать своего предшественника. В конце XVII века русские цари имели более двух десятков различных печатей, а печать европейского гравера Иоганна Гендлингера с могучим двуглавым орлом служила российским монархам более века, вплоть до конца правления Николая I.

Окунаясь вглубь веков, попробуем разобраться, что означают скипетр и держава в российской истории.

Скипетр представляет собой фигурный жезл. Его выполняли из серебра, слоновой кости, золота, обрамляли самоцветами и использовали геральдическую символику. В истории России скипетр - это преемник царского посоха, являющийся символом власти великих князей и царей.

Говоря о символах монархической власти, нужно остановиться на державе - золотом шаре с крестом и короной. Поверхность сферы обычно украшалась самоцветами и символикой. От древнерусского слова «държа», которое означает «власть», и произошло это название. Скипетр и держава русских царей являются древнейшими из инсигний самодержавной власти.

Державные шары, или державные яблоки - так они назывались на Руси, также служили атрибутами власти римских, германских и др. императоров.

Короны в Российской Империи

Останавливаясь на регалиях российских императоров, стоит особо выделить Для коронаций в царстве пользовались Шапкой Мономаха.

В России обряд первой императорской коронации был проведен над женой Петра Великого Екатериной Алексеевной, впоследствии ставшей Екатериной Первой. Именно для Екатерины I специально изготовили первую в России императорскую корону.

Шапка Мономаха - древняя регалия

Упоминание о Шапке Мономаха появилось еще в XVI в. в «Сказании о князьях Владимирских». В нем говорится о Константине Мономахе - византийском императоре, правившем в XI веке. Отсюда и название. Вероятнее всего, Иван Калита был первым ее обладателем. По имеющимся искусствоведческим данным, изготовлена Шапка Мономаха была на Востоке в XIV в. Это самая древняя корона России. Ее не носили как повседневный головной убор, а использовали, венчая российских монархов период с 1498-го по 1682-й год. Корона состоит из золотых пластин с узорами. На верху короны находится крест, инкрустированный драгоценными камнями. Шапка Мономаха обрамлена соболиным мехом. Вес венца без меха - 698 граммов.

Таким образом, Шапка Мономаха, так же как скипетр и держава, является символом России еще с допетровских времен. Кстати, ей приписывают лечебные свойства. Так, считается, что она способна избавить от разных недугов, особенно от головной боли.

Скипетр и держава царя Бориса Годунова

Появление таких понятий и предметов, как скипетр и держава в качестве символов власти российского государства, связано с царствование Бориса Годунова. Они были заказаны в мастерам при дворе Рудольфа II. Изготовление происходило в Эгере (современный город Хэб). Ювелиры при создании комплекта следовали традициям Ренессанса.

И хотя существует легенда, гласящая, что скипетр и держава были посланы еще в XI ст. князю Владимиру Мономаху, в действительности они были подарены царю Борису Великим посольством императора Рудольфа II, который правил В 1604 году они нашли свое применение в составе его великого наряда.

Мономахов скипетр был изготовлен из золота с деталями из эмали. В качестве украшений были использованы двадцать бриллиантов, большой изумруд, а также иные драгоценные камни. Держава имеет эмалированную инкрустацию. На деталях изображены сцены времен царствования Давида. Украшена держава 37 большими жемчужинами, 58 бриллиантами, 89 рубинами, а также изумрудами и турмалинами.

Корона - важнейшая регалия Михаила Федоровича Романова

Царю принадлежала корона из «Большого наряда». Ее изготовил в 1627 году дьякон Эфим Телепнев. Он был главным мастером в Оружейной палате. Венец короны состоит из двух ярусов. Внизу на внешнем каркасе находится восьмизубчатая диадема. Корона обрамлена соболиным мехом с драгоценными камнями. Уже после XVIII века корона «Большого наряда» стала короной «Царства Астраханского».

Утраченные регалии Российской Империи

До наших дней сохранились лишь некоторые регалии. Они нашли достойное место для существования в Оружейной Но многие из них безвозвратно утрачены. К таким можно отнести «Большой венец» Царя Федора I Ивановича. Говоря об этом произведении искусства, нужно сказать о его несказанной уникальности. Корону изготовили в Стамбуле в конце XVI века. В качестве дара Патриарх Константинопольский Еремий II переслал корону Царю Федору I Ивановичу, который был последним из рода Рюриковичей. «Большой венец» надевался царями лишь на важные торжества. Около 1680 года корону разобрали. Впоследствии ее детали были использованы для «диамантовых шапок» Ивана V и Петра I.

Корона, скипетр и держава на царском гербе

В 1604 г. у Лжедмитрия, на малой его печати, появилось изображение трех корон под орлом. Такое изображение появилось впервые и просуществовало недолго. Однако уже в 1625 году вместо креста между главами орла возникла третья корона. Это изображение появилось при царе Михаиле Фёдоровиче на малой государственной печати. Так же сделали в 1645 году для его сына Алексея на Большой государственной печати.

Державы и скипетра на гербе не было до времен царствования Михаила Фёдоровича. В 1667 году с изображением государственных регалий власти появилась государственная печать царя Алексея Михайловича. Впервые четвертого июня 1667 года царем дается официальное и четкое разъяснение символики, связанной с тремя коронами. Каждая из корон, изображенная на гербе и печати, соответствует царствам -Сибирскому, Казанскому, Астраханскому. А скипетр и держава России означают «Самодержавец и Обладатель». А уже в 1667 году, 14 декабря, появляется первый Указ о гербе.

Корона, скипетр и держава на гербе России

Спустя века, 25 декабря 2000 года, принимается конституционный закон «О Государственном гербе Российской Федерации». Этот символ государства представлен геральдическим щитом. Он четырехугольный, красного цвета. Нижние углы у него закруглены.

В центре расположен с двумя головами, каждая из которых увенчана малой короной, а над ними возвышается одна большая корона. Значение трех корон является олицетворением не только суверенитета всей РФ, но и ее частей, то есть субъектов. Также на гербе изображены скипетр и держава. Фото регалий поражают своей красотой. В правой лапе орел держит скипетр, а в левой - державу.

Скипетр и держава России являются символами единого государства и власти. Также на груди орла имеется изображение серебряного всадника на коне. Человек убивает копьём чёрного дракона. Допускается воспроизводить герб Российской Федерации не только в цветном исполнении, но и в однотонном. При необходимости его можно изображать без геральдического щита.

В среду, 30 декабря, Центробанк России сообщил о том, что То есть над двуглавым орлом появятся три короны, на груди у него будет изображен щит со всадником, пронзающим дракона, в правой лапе орла будет зажат скипетр, а в левой — держава.

Скипетр

Скипетр (с др.-греч. «σκῆπτρον» — опираться на палку) — символ земной власти монарха. Первообраз скипетра — пастушеский посох.

Считается, что предшественник скипетра впервые начали использовать египетские фараоны. Позже он стал атрибутом полководцев и вождей, его изготавливали из золота, серебра, слоновой кости, украшали драгоценными камнями и резьбой. В состав атрибутов русской царской власти скипетр вошёл в 1584 году при венчании на царство Фёдора Иоанновича . В торжественных случаях московские цари держали скипетр в правой руке, когда же это было невозможно, его несли перед царем особые стряпчие. Скипетры московских царей хранятся в Оружейной палате в Москве.

Держава

Держава (со ст. слав. «дрьжава» — власть) — символ власти монарха, данной Богом. Она представляет собой золотой шар с короной или крестом.

В Россию держава перешла из Польши (там она называлась jabłko — «яблоко»), она была впервые использована при венчании на царство Лжедмитрия I в 1605 году. Державы московских царей хранятся в Оружейной палате в Москве.

Но в этот раз мы хотим обратить ваше внимание на регалии русских царей, которые очень редко покидают стены Оружейной палаты. Это держава и скипетр. В выставочных витринах представляется уникальная возможность разглядеть их со всех сторон и поразиться мастерству их исполнения.

Держава. Западная Европа, конец XVI - XVII века. Фото с сайта Музеев Московского кремля .


О происхождении скипетра и державы нет точных документальных данных, однако совершенно очевидно, что они созданы первоклассными западноевропейскими ювелирами. Эти регалии представляют собой великолепные произведения искусства эпохи позднего Возрождения.



Скипетр имеет вид литого золотого стержня с изящными членениями и виртуозно выполненным гротескным орнаментом, мастерски расцвеченным цветными эмалями.

Фрагмент. Скипетр. Западная Европа, конец XVI - XVII века.
Золото, серебро, драгоценные камни, жемчуг, литье, чеканка, резьба, эмаль, канфарение. Скипетр - дл. 70,5.


Канфарение — украшение поверхности металлического предмета равномерно расположенными мелкими точками, штрихами, линиями и пр. с помощью особых чеканов или пуассонов.


Фрагмент. Скипетр. Западная Европа, конец XVI - XVII века.
Золото, серебро, драгоценные камни, жемчуг, литье, чеканка, резьба, эмаль, канфарение. Скипетр - дл. 70,5.

Фрагмент. Скипетр. Западная Европа, конец XVI - XVII века.
Золото, серебро, драгоценные камни, жемчуг, литье, чеканка, резьба, эмаль, канфарение. Скипетр - дл. 70,5.

Фрагмент. Скипетр. Западная Европа, конец XVI - XVII века.
Золото, серебро, драгоценные камни, жемчуг, литье, чеканка, резьба, эмаль, канфарение. Скипетр - дл. 70,5.


Увенчанная высоким крестом держава декорирована большим количеством драгоценных камней в нарядных кастах. Ее верхнюю часть украшают высокорельефные, покрытые многоцветной эмалью изображения сцен из жизни библейского царя Давида: «Помазание царя Давида пророком Самуилом», «Победа Давида над Голиафом», «Возвращение с победой», «Гонение от Саула».

Каст (оправа камня) — общая деталь всех ювелирных изделий с камнями. Существуют два типа кастов, различающихся принципом держания камня, — глухие и крапановые. В глухих — камни удерживаются сплошными стенками по всему периметру каста, а в крапановых — отдельными стойками (крапанами), вырезанными в касте или напаянными на него.

Фрагмент. Держава. «Помазание царя Давида пророком Самуилом». Западная Европа, конец XVI - XVII века.
Золото, серебро, драгоценные камни, жемчуг, литье, чеканка, резьба, эмаль, канфарение.


1. И сказал Господь Самуилу: доколе будешь ты печалиться о Сауле, которого Я отверг, чтоб он не был царем над Израилем? Наполни рог твой елеем и пойди; Я пошлю тебя к Иессею Вифлеемлянину, ибо между сыновьями его Я усмотрел Себе царя.
2. И сказал Самуил: как я пойду? Саул услышит и убьет меня. Господь сказал: возьми в руку твою телицу из стада и скажи: «я пришел для жертвоприношения Господу»;
3. и пригласи Иессея к жертве; Я укажу тебе, что делать тебе, и ты помажешь Мне того, о котором Я скажу тебе.

(Первая книга Царств 16:1-3)


Давид — второй царь народа Израиля после Саула, младший сын Иессея из Вифлеема. По Библии, царствовал сорок лет: семь лет и шесть месяцев был царём Иудеи (со столицей в Хевроне), затем 33 года — царём объединённого царства Израиля и Иудеи (со столицей в Иерусалиме). Образ Давида представляет собой образ идеального властителя. Историчность царя Давида является предметом научной дискуссии.

Каждая сцена - это замечательная скульптурная миниатюра, в которой привлекают тщательная проработка черт лиц, деталей костюма, оружия, уверенная передача пейзажа, сложных движений удлиненных фигур с несколько манерными жестами и позами.

Фрагмент. Держава. «Победа над Голиафом». Западная Европа, конец XVI - XVII века.
Золото, серебро, драгоценные камни, жемчуг, литье, чеканка, резьба, эмаль, канфарение.
Держава - в 42,4; дл. окружности 61; дм. основания 6,7.


48. Когда Филистимлянин поднялся и стал подходить и приближаться навстречу Давиду, Давид поспешно побежал к строю навстречу Филистимлянину.
49. И опустил Давид руку свою в сумку и взял оттуда камень, и бросил из пращи и поразил Филистимлянина в лоб, так что камень вонзился в лоб его, и он упал лицем на землю.
50. Так одолел Давид Филистимлянина пращею и камнем, и поразил Филистимлянина и убил его; меча же не было в руках Давида.
51. Тогда Давид подбежал и, наступив на Филистимлянина, взял меч его и вынул его из ножен, ударил его и отсек им голову его; Филистимляне, увидев, что силач их умер, побежали.

(Первая книга Царств 17:48-51)


Художественные особенности этих двух памятников дают возможность считать, что скипетр был создан в знаменитых придворных мастерских императора Рудольфа II, которые находились в Праге, а держава, скорее всего, принадлежит к работам златокузнецов южногерманских кузнецов, с которыми император поддерживал тесные связи.

Фрагмент. Держава. «Возвращение с победой». Западная Европа, конец XVI - XVII века.
Золото, серебро, драгоценные камни, жемчуг, литье, чеканка, резьба, эмаль, канфарение
.
Держава - в 42,4; дл. окружности 61; дм. основания 6,7.


6. Когда они шли, при возвращении Давида с победы над Филистимлянином, то женщины из всех городов Израильских выходили навстречу Саулу царю с пением и плясками, с торжественными тимпанами и с кимвалами.
7. И восклицали игравшие женщины, говоря: Саул победил тысячи, а Давид — десятки тысяч!

(Первая книга Царств 18:6,7)

Царь Саул — библейский персонаж, согласно Ветхому Завету первый царь народа Израиля и основатель единого Израильского царства (около 1029—1005 год до н. э.), создатель регулярной еврейской армии, в ветхозаветном повествовании — воплощение правителя, поставленного на царство по воле Бога, но ставшего Ему неугодным. Возможно, является реальным историческим лицом. Был выбран и помазан на царство пророком Самуилом, позднее не исполнил его повеление и вступил с ним в конфликт, и пророк тайно помазал на царство юного Давида.

Фрагмент. Держава. «Гонение от Саула». Западная Европа, конец XVI - XVII века.

Золото, серебро, драгоценные камни, жемчуг, литье, чеканка, резьба, эмаль, канфарение.

Держава - в 42,4; дл. окружности 61; дм. основания 6,7.

1. И вышел Давид оттуда и убежал в пещеру Одолламскую, и услышали братья его и весь дом отца его и пришли к нему туда.
2. И собрались к нему все притесненные и все должники и все огорченные душею, и сделался он начальником над ними; и было с ним около четырехсот человек.
3. Оттуда пошел Давид в Массифу Моавитскую и сказал царю Моавитскому: пусть отец мой и мать моя побудут у вас, доколе я не узнаю, что сделает со мною Бог.
4. И привел их к царю Моавитскому, и жили они у него все время, доколе Давид был в оном убежище.
5. Но пророк Гад сказал Давиду: не оставайся в этом убежище, но ступай, иди в землю Иудину. И пошел Давид и пришел в лес Херет.

(Первая книга Царств 22:1-5)

Возможно, что именно к этим предметам относятся сведения о привозе в Москву в 1604 году от Рудольфа II царю Борису Годунову с посольством Генриха фон Логау регалий, в числе которых скипетр и держава.


Держава. Западная Европа, конец XVI - XVII века. Золото, серебро, драгоценные камни, жемчуг, литье, чеканка, резьба, эмаль, канфарение.
Скипетр. Западная Европа, конец XVI - XVII века.
Золото, серебро, драгоценные камни, жемчуг, литье, чеканка, резьба, эмаль, канфарение. Скипетр - дл. 70,5.
Фото из инстаграма Музеев Московского Кремля
.

Мы советуем вам воспользоваться великолепной возможностью рассмотреть эти уникальные экспонаты с невероятно близкого расстояния и посетить выставку «Борис Годунов от слуги до государя всея Руси».

Выставка продлится до 31 января 2016 года.

Адрес: Московский Кремль. Выставочный зал в Успенской звоннице.
Время работы: с 10 до 17, кассы с 9:30 до 16:30
Выходной - четверг.
Цена билета: 500 руб. Есть льготы.
Все подробности .

Брейгель Питер. Мизантроп

→ Шар / Сфера (армилярная) / Правление хорошее и плохое /

БРЭФ / Яблоко царского чина

или держава, золот. шар, украшенный драгоцен. камнями и увенчанный крестом; одна из государствен. регалий; впервые упоминается при венчании на царство Василия Шуйского (1606).

В царский обиход державу, которая именовалась у нас и в Речи Посполитой яблоком, ввёл Борис Годунов. «Сие яблоко - знамение твоего царствия. Как это яблоко держишь в своей руке, так и держи всё царство, данное тебе от Бога, защищая его от врагов непоколебимо». Держава вручалась вместе со скипетром во время церемонии венчания на царство. Из многочисленных держав 16-19вв. особо выделялась держава большого наряда Михаила Романова. Её верхнее полушарие, разделённое на четыре части, несло на себе изображение сцен из жизни царя Давида. Держали яблоко, как правило, в правой руке.

царство на земле, власть над Миром (в древности добавлялась фигурка Нике, богини Победы, в христианской традиции - крест).

Впервые она использовалась как знак власти римскими императорами.

Шар широко распространен среди персонифицированных добродетелей, свободных искусств и некоторых божеств как символ их универсальности:

Атрибут Истины, особенно с XVII в.

Изобилия

Справедливости, вместе с весами и мечом

Философии, её нога может стоять на шаре.

Фортуны, первоначально указывал на ее переменчивость (В противоположность твердому кубу, на котором иногда стоят Вера и История)

Удобного Случая и Немезиды (Обе эти аллегорические фигуры ассоциируются с Фортуной и могут быть представлены аналогичным образом)

Аполлона

иногда Купидона

Земной шар (глобус) является атрибутом:

Смеющегося философа Демокрита

одним из элементов натюрморта

Небесная сфера (На нем могут быть звезды или мифологические фигуры созвездий, но не обязательно так представленные) является атрибутом

персонифицированной Астрономии (свободные искусства)

Урании (муза астрономии).

ЭМБЛЕМАТИКА

Держава, лежащая на земле.

Презираю земные дела.

Не следует слишком увлекаться делами мира сего

Предпочтительнее обратить свое внимание на дела более возвышенные.

Душа человеческая сотворена для того,

Чтобы летать в небесах –

Радостной отдушине, по сравнению с тюрьмой,

В которой она находится теперь!

Там, освободившись от уз земных,

Она может летать повсюду.

Символ мироздания, покоящийся на спине у рака.

Сея картина ясно представляет,

Как мир, подобно раку, пятится назад,

Как будто ему доставляет большое удовольствие

Движение в обратном направлении.

Миряне учат пасторов, как надобно молиться,

И дети управляют государством,

Когда им подчиняются господа.

Христианство

Символ власти, и как таковая - частый атрибута Бога Отца может держать свою ногу на небесном шаре.

Держава в руках Христа - символ Его верховной власти как Спасителя Мира (SALVATOR MUNDI).

В руках человека монарха – царское величие, его власть над миром.

Снабженная крестом - один из знаков отличия императоров Священной Римской империи и английских королей, начиная с Эдуарда Исповедника.

Сфера, увенчанная крестом, символизировала владычество Христа, это эмблема правителей Священной Римской империи и - до сих пор - британских монархов. Императоры, короли и духовные лидеры, такие, как Папа Римский, обычно держат сферу в левой руке.

А во франкфурстком алхимическом издании 1618 г. (обнаружено Зильберером) в книге об алхимии, изданной в во Франкфурте: внизу - земной шар, у которого имеются крылья, то есть шар летит через время и пространство. И на этом изображении можно увидеть знаки триады и тетрады- треугольник и квадрат - они, по-видимому, обозначают материю и скрытую в ней стремящуюся вверх жизнь.

хххе́