В ведийской мифологии имя демона и пещеры. Ведийская мифология

Слово из 4 букв, первая буква - «В», вторая буква - «А», третья буква - «Л», четвертая буква - «А», слово на букву «В», последняя «А». Если Вы не знаете слово из кроссворда или сканворда, то наш сайт поможет Вам найти самые сложные и незнакомые слова.

Отгадайте загадку:

Этот каменный круг - Инструментам лучший друг. Взвихрит искры над собою, Острым сделает тупое. Показать ответ>>

Этот конь не ест овса. Вместо ног - два колеса. Сядь верхом и мчись на нём, Только лучше правь рулём. Показать ответ>>

Этот маленький ребёнок Спит без простынь и пелёнок. Под коричные ушки Не кладут ему подушки. У него четыре ножки, Но гуляет без пальто, Он калоши и сапожки Не наденет ни за что. Он сказать не может: «Мама, есть хочу!» А потому весь день Мычит упрямо: «Му-у!» Это вовсе не ребёнок - Это маленький... Показать ответ>>

Другие значения этого слова:

Случайный анекдот:

Молодой парень гулял по лесу и заблудился. В конце концов вышел к маленькой избушке. Постучав в дверь, он был встречен древним на вид китайцем с длинной седой бородой.
- Можно у вас переночевать?
- Конечно, только при одном условии. Если вы прикоснетесь хоть пальцем к моей дочери, я подвергну вас трем наиболее жутким китайским пыткам.
- Хорошо, - согласился парень и вошел в дом.
За ужином он не мог оторвать глаз от дочки хозяина и заметил, что она тоже постоянно смотрела на него. Однако, помня угрозу хозяина, он не подал вида и после еды пошел спать. Ночью он не мог заснуть от желания и решил потихоньку прокрасться в комнату дочки, в надежде, что та его ждет, и хозяин ничего не услышит. Под утро он прокрался обратно в свою комнату усталый и счастливый. Проснулся он от чувства тяжести в груди. Это был большой камень на котором было написано:
"Китайская пытка номер 1, большой тяжелый камень на груди."
"Ну это ерунда, - подумал парень, - если это лучшее, что старик смог придумать мне нечего волноваться". Он поднял булыжник, подошел к окну и выбросил его. Тут он заметил другую записку, на которой было написано:
"Китайская пытка номер 2, камень привязан к левому яйцу."
В панике он глянул вниз из окна и увидел, что веревка близка к натяжению. Решив, что лучше поломать несколько костей, чем быть кастрированным, он выпрыгнул из окна. Падая он увидел большую надпись, нацарапанную на земле:
"Китайская пытка номер 3, правое яйцо привязана к ножке кровати."

ВАЛА

(др.-инд. Vala, букв. «охватывающий», «скрывающий»), в ведийской мифологии имя демона, скрывающего в пещере коров, похищенных Пани, и название самой пещеры. В. упоминается в «Ригведе» 24 раза. Основной миф о В.: Пани похищает коров и прячет их в пещере. Индра посылает на поиски божественную собаку Сараму, которая выследила коров. После того как Пани отказывается возвратить их, Индра и Брихаспати во главе семи мудрецов ангирасов разрушают пещеру и освобождают коров. Тьма исчезает, появляется богиня зари Ушас. В. поднимает вой, но Индра поражает его. Этот миф интерпретировали по-разному: в нём видели образ жертвенных возлияний (коровы с молоком) или космогонический символ утренней зари, света, разгоняющего ночной мрак (коровы-лучи). Иногда В. - брат Вритры; возможно, что их имена связаны между собой, а также с именами других мифологических персонажей (ср. слав. Велес, Волос, литов. Велняс, латыш. Велс и т. п.).
Лит.: Иванов В. В, Топоров В. Н, Исследования в области славянских древностей, М, 1974, с. 43-44, 66; Heesterman J. С, Vala and Gomati, «Bulletin of the Deccan College Research Institute», 1958, v. 19, p. 320-29.
В. т.


(Источник: «Мифы народов мира».)

  • - Arbor-type cutter - .Резак, имеющий отверстие для снятия облоя на вале и обычно имеющий шпоночные канавки для двигающейся шпонки...

    Словарь металлургических терминов

  • - коническая труба из тонкой листовой стали, присоединяемая одним концом к кронштейну, а другим - к наружной обшивке. Служит для предохранения наружной части гребного вала от повреждений...

    Морской словарь

  • - длинный коридор от кормовой переборки машинного отделения до кормы судна, в котором проходит гребной вал. ...

    Морской словарь

  • - часть вала, опирающаяся на подшипник и расположенная между его концами, за исключением концевых опор вала, которые называются цапфами...

    Морской словарь

  • - в плановой экономике ориентация производства на достижение определенных натуральных показателей вне зависимости от финансовых результатов, спроса и качественных показателей...

    Словарь бизнес терминов

  • - в ведийской мифологии имя демона, скрывающего в пещере коров, похищенных Пани, и название самой пещеры. В. упоминается в «Ригведе» 24 раза. Основной миф о В.: Пани похищает коров и прячет их в пещере...

    Энциклопедия мифологии

  • - водонепроницаемый туннель, в котором проходит судовой валопровод от машинного отделения до ахтерпиковой переборки...

    Морской словарь

  • - "...Длина карданного вала: расстояние между присоединительными поверхностями фланцев шарниров..." Источник: " ГОСТ Р 52430-2005. Автомобильные транспортные средства...

    Официальная терминология

  • Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

  • - знаменитый аббат Корвийского монастыря; умер в 836 г. Он был сыном графа Бернгарда и близким родственником Карла Великого...

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

  • - река Вятской губернии, левый приток Кильмеса, системы Вятки. Берет начало в Елабужском уезде, пересекает Малмыжский уезд и ниже деревни Вихаревой впадает в реку Кильмес. Общее направление к северо-западу...

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

  • - Катри, финская поэтесса и публицист. Литературную деятельность начала в составе группы радикальных писателей «Туленкантаят» , выпустив сборники романтических стихов «Далёкий сад» и «Синяя дверь» ...
  • - Вала Катри, финская поэтесса и публицист. Литературную деятельность начала в составе группы радикальных писателей «Туленкантаят» , выпустив сборники романтических стихов «Далёкий сад» и «Синяя дверь» ...

    Большая Советская энциклопедия

  • - система посадок для сопрягаемых гладких деталей машин, основной деталью которой служит вал...

    Большая Советская энциклопедия

  • - сущ., кол-во синонимов: 2 астероид река...

    Словарь синонимов

"ВАЛА" в книгах

Оборона Западного вала

Из книги Танковые сражения 1939-1945 гг. автора

Оборона Западного вала

Из книги Бронированный кулак вермахта автора Меллентин Фридрих Вильгельм фон

Оборона Западного вала Противник, оказывая непрерывное давление на всем фронте группы армий «Г», добивался значительных успехов, однако нам удавалось сохранять основные силы наших войск и медленно отходить к Западному валу. Необходимо подчеркнуть, что в этих действиях

АТАКА ТУРЕЦКОГО ВАЛА

Из книги Блюхер автора Великанов Николай Тимофеевич

АТАКА ТУРЕЦКОГО ВАЛА Это - хроникальные записки героического штурма Перекопа.…В темень уходили полки, дивизии, шаг за шагом приближаясь к Турецкому валу. Холодный, промозглый рассвет 30 октября застал красные части на небольшом «прыщике», именуемом на картах «высота

У «Восточного вала»

Из книги Эти четыре года. Из записок военного корреспондента. Т. I. автора Полевой Борис

У «Восточного вала» Уже под утро, сдав на телеграф корреспонденции об очищении Кременчугского плацдарма, мы с Павлом Ковановым добираемся, наконец, до нашей хаты. Усталые, запыленные, голодные.В сенях встречает озабоченный Петрович.- Наконец-то. Тут ваш друг, Вилюга,

Оборона Западного вала

Из книги Танковые сражения. Боевое применение танков во Второй мировой войне. 1939-1945 автора Меллентин Фридрих Вильгельм фон

Оборона Западного вала Весь фронт группы армий «Г» подвергался постоянному давлению противника. Ему удалось достичь значительных успехов, но мы сохранили свои войска в относительно боеспособном состоянии и медленно отступали к Западному валу. Я должен особо

У Земляного вала

Из книги Москва еврейская автора Гессен Юлий Исидорович

У Земляного вала Из Огородной слободы по Садовому кольцу направимся к Земляному валу. В 30-е годы XX в. улицу заново отстроили монументальными зданиями; на жилом доме 14/16 установлена мемориальная гранитная доска с портретом и лаконичной надписью: «В этом доме с 1938 по 1964 год

Состояние «Западного вала»

Из книги Роковые решения вермахта автора Вестфаль Зигфрид

Состояние «Западного вала» Наши обескровленные дивизии, насчитывавшие в своих полках по 1000-1500 человек, видимо, надеялись, что на «Западном вале» их ждёт неколебимая твердыня. Если так, то они ошиблись. В последние годы оборудование «Западного вала» непрерывно и

Крах «Восточного вала»

Из книги Вторая мировая. 1939–1945. История великой войны автора Шефов Николай Александрович

Крах «Восточного вала» Высадка союзников в Италии совпала с началом широкомасштабных боев по освобождению Украины. Путь туда открыла победа советских войск на Курском выступе. После двух неудачных Харьковских операций (в 1942 и 1943 гг.) Красная Армия в августе 1943 года

Разгром «Восточного вала»

Из книги Гроза панцерваффе автора Прудников Виктор

СООРУЖЕНИЕ АДРИАНОВА ВАЛА

Из книги 500 знаменитых исторических событий автора Карнацевич Владислав Леонидович

СООРУЖЕНИЕ АДРИАНОВА ВАЛА Адрианов валДостигнув максимальных размеров в правление Траяна, Римская империя вынуждена была перейти к обороне. Теперь именно защита завоеванных в течение веков рубежей становится главнейшей задачей прославленных легионов. До сих пор в

Шип вала

Из книги Большая энциклопедия техники автора Коллектив авторов

Шип вала Шип вала является аналогом цапфы, выполняется в виде выступа на валу и предназначен в основном для восприятия радиальной нагрузки. Кроме того, шипы на валах устраивают для увеличения прочности в местах, испытывающих значительные нагрузки на изгиб или излом.Шкив

Вала

Из книги Мифологический словарь автора Арчер Вадим

Вала (др. - инд.) - «охватывающий», «скрывающий» - демон, прячущий в пещере коров, похищенных вождем демонов Пани, а также название самой пещеры. Когда Пани похитил коров и спрятал в пещере, Индра послал на поиски волшебную собаку Сараму, которая выследила их. После того

Вала Катри

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ВА) автора БСЭ

Система вала

Из книги Большая Советская Энциклопедия (СИ) автора БСЭ

Ведийская (или Ведическая) мифология , совокупность мифологических представлений ведийских ариев (вторгшихся во 2-м тысячелетии до н. э. в северо-западную Индию и постепенно расселившихся в восточном и южном направлениях);

обычно под ведической мифологией понимают мифологические представления ариев периода создания вед, а иногда и периода создания , прозаических комментариев к ведам, и упанишад, тайных учений философско-религиозного характера, генетически связанных с ведами, но отражающих, по сути дела, уже иную культурную традицию; хронологически Ведийская мифология относится к эпохе между серединой 2-го и серединой 1-го тысячелетий до н. э., когда первобытнообщинное устройство ведийского общества находилось уже на стадии разложения и постепенно формировался уклад, который был характерен для военной демократии.

Источники Ведийской мифологии: четыре древнейших собрания вед; брахманы к соответствующим ведам (ценные сведения о ритуале, интерпретации его сокровенного смысла и символики, ряд мифов и мифологизированных преданий); араньяки, тексты, связанные с брахманами; упанишады. Эти источники относятся к классу шрути - «услышанное» (т. е. откровение). Ведийская мифология передавалась устно, и «божественному» характеру текстов соответствовала особая роль речи и памяти, противостоящих забвению и нечленораздельному хаосу. Тексты - «запоминаемое» (восходящее к авторитетам) включают сутры, в которых речь идёт о жертвоприношениях, домашних обрядах, мифологизированном законодательстве и т. п. Некоторые сведения о Ведической мифологии могут быть извлечены из более поздних индуистских текстов, генетически связанных с ведийской традицией, и даже из буддийских текстов. В этом смысле даже поздние индуистские тексты, обряды, изобразительное наряду с ведийской археологией и языковыми свидетельствами (прежде всего при сравнительно-исторической интерпретации их: этимология, топономастика и др.) могут рассматриваться как косвенные источники Ведийской мифологии. В последнее время прибавился ещё один источник - языковые данные о пребывании индоарийцев во 2-м тысячелетии до н. э. на Ближнем Востоке.

Истоки Ведической мифологии лежат в мифологических и религиозных представлениях индоевропейских племён более раннего времени (по крайней мере, 3-го тысячелетия до н. э.), в той или иной степени модифицированных в условиях жизни ведийских ариев. Об этом можно судить по совпадению слов, обозначающих целый ряд важнейших религиозно-мифологических понятий и имён, в ведийском и других индоевропейских языках. Характерно, в частности, сохранение ряда архаизмов в окраинных ареалах (например, в ведийском и в кельто-италийском). Другой ряд соответствий предполагает более поздние культурно-языковые общности, но ещё в рамках общеиндоевропейской традиции (ср. греко-индоиранские параллели).
Сопоставление данных Ведической мифологии в их языковом выражении с фактами других индоевропейских традиций свидетельствует об исключительной архаичности исходных элементов Ведийской мифологии (чем и объясняется особая роль Ведийской мифологии в реконструкции древних индоевропейских представлений) и о выводимости большей части элементов Ведийской мифологии из общеиндоевропейского мифологического и лингвистического фонда. Индоевропейские соответствия свидетельствуют, например, об индоевропейских истоках таких ведийских понятий, как «бог» (devá-), «бессмертный» (amŕta-), «вера» (śraddhá), «царь» (rājan-), «жрец» (brahmán) и т. д., таких мифологических имён, как Дьяус-питар, Ушас, Парджанья, Пушан, Варуна, маруты, Яма, Ахи Будхнья и т. п.
Ещё более очевидны связи Ведийской мифологии с древнеиранской, позволяющие надёжно реконструировать ядро единого индоиранского пантеона, некоторые общие мифологические мотивы, сходные черты ритуала (включая жреческую организацию) и основные элементы исходной религиозно-мифологической концепции, отличающейся от других древних индоевропейских традиций. Об индоиранских истоках Ведийской мифологии свидетельствуют такие понятия, как: вед. ásura- - авест. ahura-, один из двух основных классов мифологических персонажей; вед. átharvan- - авест. aθaurvan-, äθravan-, названия жрецов; вед. ksatrá- - авест. xšaθra-, название одной из групп в социальной иерархии; вед. yajñá - авест. уаsna- - «жертвоприношение»; вед. barhis - «жертвенная солома» - авест. Barsman; вед. sóma- - авест. haoma-, и напиток, вызывающий экстатическое состояние; вед. rtá - «космический закон» - авест. aša - и др. О соответствиях между именами мифологических персонажей свидетельствуют вед. Mitrá - авест. Miθra-; вед. Vrtrahán-, эпитет Индры (буквально «убийца Вритры») - авест. Vrθragna-; вед. Yamá и его отец Vivásvant- - авест. Yima- и его отец Vivahvant-; вед. Vā́ta- - авест. Vāta-; вед. Vāyú- - авест. Vāyu-; вед. Apā Nápāt - авест. Apãm Napā; вед. Tritá-Aptyá- - авест. Θrita- Aθwya-; вед. Nāsatya- - авест. Nā́ηhaiθya-; вед. Bhága- - авест. baγa-, др.-перс. baga - «бог», «господин»; вед. Aryamán- - авест. airyaman-, перс. ērmān - «гость» и т. д. Возможно, что часть этих сопоставлений объясняется заимствованием древнеиранскими племенами ряда ведийских слов и имён мифологического содержания в условиях двусторонних связей иранских племён с ведийскими в восточном Иране (как полагают некоторые учёные). Тем не менее единство индо-иранской мифологии остаётся вне всяких сомнений. Различия между Ведической и древнеиранской мифологией помогают уточнить проблему хронологии и направление эволюции некогда единой системы.
Поскольку документы из архивов Богазкёя, Тель-Амарны, Митанни, Нузи, Алалаха свидетельствуют о пребывании ариев, близких к ведийским племенам, в Передней Азии в середине 2-го тысячелетия до н. э., - эти данные в известной мере также могут быть использованы для характеристики «протоиндоарийской» мифологии, совпадавшей с ранней В. м. или очень близкой к ней.
В Ведийской мифологии обнаруживаются также некоторые черты сходства с религиозно-мифологическими представлениями древней культуры долины Инда (Мохенджо-Даро, Хараппа), существовавшей до вторжения ведийских ариев и, возможно, ими уничтоженной. Не исключено, что речь идёт о заимствованиях. Однако, учитывая хронологию этих инноваций, можно думать и о более позднем их происхождении под влиянием контактов с автохтонным населением Индии далее к югу и востоку: встречающиеся в Ведийской мифологии образ мирового дерева в виде ашваттхи, многоголовые или многоликие боги, Великая богиня, композиция из птиц и змей, Рудра- , отчасти , некоторые - свастика, линга, йони и т. п., отдельные представления о мифологизированном пространстве и времени, планетах и т. п. находят аналогии не только в данных цивилизации долины Инда (см. Протоиндийская мифология), но и в других традициях этого ареала.
Основные источники, как правило, не содержат мифов в чистом виде. Лишь в относительно немногочисленных случаях мифы излагаются достаточно полно; чаще приходится иметь дело с фрагментами или даже с отдельными разрозненными мотивами, именами и словами, являющимися осколками мифа или результатом его свёртывания. Поэтому для полного суждения о В. м. необходима известная реконструкция совокупности мифов и их упорядочение (иерархизация). Тем не менее можно с уверенностью говорить об универсальности мифологического начала в ведийской традиции (само слово veda - ср. рус. «ведать», «ведовство» - обозначало всю область сакрального мифологизированного знания).

К высшему (божественному) уровню Ведийской мифологии принято относить 33 бога (333 в некоторых брахманах; в отдельных источниках - 3306, 3339), причём само это число - существенная константа, под которую «подгоняется» количество персонажей. Эти 33 бога делятся на земных, атмосферных (промежуточных) и небесных.
Иногда богов членят на группы (8 васу, 11 рудр, 12 адитьев и ещё 2 божества - Ашвины или Дьяус и Притхиви, или Индра и Праджапати и т. п.), противопоставленные по тому же тройственному принципу. Несмотря на отдельные отклонения в составе групп, ядро остаётся устойчивым: Притхиви, Агни, Брихаспати, Сома, Сарасвати и др. - земные; Индра, Трита Аптья, Апам Напат, Матаришван, Ахи Будхнья, Аджа Экапад, Рудра, маруты, Ваю, Вата, Парджанья, Апас - атмосферные; Дьяус, Варуна, Митра и другие адитьи, Сурья, Савитар, Пушан, Вишну, Вивасват, Ушас, Ашвины - небесные. Более поздние тексты предлагают иные интерпретации тех же групп: васу - , земля, ветер, воздушное пространство, небо, луна, звёзды; рудры - 10 органов жизнедеятельности и ; адитьи - 12 месяцев года (Брихад.-уп. III 9, 1-5). Подобные членения отражают попытки установления соответствий между архаичными космологическими схемами трёхчленной вселенной и составом пантеона (а позже - основными элементами макро- и микрокосма).
В основе другой классификации богов лежит различение трёх социальных функций: магико-юридической (адитьи и прежде всего Варуна и Митра - жрецы), военной (Индра и маруты - воины), плодородия (Ашвины - производители материальных благ). Эта классификация подкрепляется текстовыми последовательностями, в которых за Варуной и Митрой следуют Индра и маруты, Ашвины, Пушан и т. д. Хронологически-стадиальные расхождения в синхронном плане реализуются как противопоставления по признакам активности - инактивности и актуальности - неактуальности, что позволяет дифференцировать Дьяуса и Притхиви от Варуны и Митры, последних от Индры и т. д. Переход к индуизму связан с резким усилением значения триады Брахма, Вишну, Шива. Наконец, персонажи ведийского пантеона образуют и другие многочисленные группы - иногда устойчивые и неразложимые, иногда более или менее случайные. В одних случаях такие группировки чётко функциональны и актуально осознаваемы, в других - традиционны и выводимы лишь из предыдущего состояния.
Одно из самых существенных противопоставлений внутри пантеона отделяют богов-дева от - небесных божественных персонажей, обладающих колдовской силой (майя); к последним относятся адитьи (прежде всего - Варуна и Митра), Агни и др. Несколько иной характер имеют парные группы. Среди них - Ашвины, два божественных близнеца, никогда не выступающие порознь и образующие особую мифологическую единицу; Митра - Варуна, весьма часто образующие пару с чёткой спецификой составляющих её элементов внутри семичленного объединения адитьев (вместе с тем Митра и особенно Варуна нередко выступают по отдельности или даже в других сочетаниях, ср. Индра - Варуна), или Дьяус - Притхиви; ситуационные объединения типа Индра - Агни, Индра - Сома, Индра - Вишну, Индра - Пушан, Агни - Сома, Агни - Парджанья, Парджанья - Вата, Сома - Рудра, Ушас - Накта и др.; супружеские пары (Индра - Индрани, Варуна - Варунани, Агни - Агнаи, Ашвины - Ашвини, Дьяус - Притхиви и др.).

Особый вид объединения богов (включая иногда и низших) - целое «Все-боги» - Вишведева. Обычно «Все-боги» упоминаются при перечисленных в связи с жертвоприношениями, причём с каждым богом связываются характерные деяния. Иногда же «Все-боги» выступают как некий сплав признаков и действий, лишь отчасти соотносимых с конкретными персонажами.

Из других особенностей ведийского пантеона следует указать на значительное количество абстрактных божеств разного типа: боги, чьи имена связаны с обозначением неких элементарных космологических актов и снабжены суффиксом деятеля (Савитар, sū- - «рождать»; Тваштар, t/v/aks - «придавать форму», «создавать», Дхатар, dhā- - «устанавливать», ср. также Дхартар - «Поддерживатель», Тратар - «Защитник» и др.); боги-создатели (Вишвакарман - «Вседелатель»; Праджапати - «Господин потомства»); боги и , персонифицирующие абстракции [боги Шраддха - «Вера», Манью - «Гнев», Вач - «Речь», Кала - «Время», Ниррити - «Гибель», Тапас - «Космический жар», Кама - «Желание», Пурамдхи - «Изобилие», Арамати - «Благочестие», Сунрита - «Щедрость», Скамбха - «Опора», - «Дыхание» и т. п.; богини - Хотра - «Призыв», Дхишана - «Изобилие», Варутри - буквально «Отвратительница (зла)», «Защитница», Бхарати - богиня священной речи и др.]; Адити как персонификация абстракции в чистом виде - «Несвязанность», «Безграничность» (она же мать Варуны и Митры) в противопоставлении Дити (матери дайтьев). Есть мнение, что весь класс адитьев состоит из богов, чьи имена обозначают абстрактные понятия: Варуна - «Истинная Речь», Митра - «Договор», Арьяман - «Гостеприимство», «Товарищ», Анша - «Доля», Бхага - «Доля», «Часть», «Наделитель», Дакша - «Ловкость», «Способность». Нечто сходное наблюдается и в других случаях - мифологизация и деификация (обожествление) названий рек (особенно ср. Сарасвати), конкретных предметов и явлений: Сома - растение, напиток, бог; Агни - огонь, бог; Ушас - заря, богиня.

Разное положение на шкале «абстрактное - конкретное» в известной степени связано с различным уровнем антропоморфности персонажей высшего уровня - от предельной [при которой, однако, сохраняются следы связи с соответствующим явлением (Индра, Варуна и др.)] до значительно ослабленной (Дьяус, Притхиви, Агни, Сома, Сурья и др.), причём эти же элементы могут выступать и без каких-либо признаков антропоморфности. В ряде случаев антропоморфный персонаж трансформируется в териоморфный (ср. Индра → бык, Агни → конь, Пушан → козёл и т. п.; ср. корову как мать марутов). Некоторые абстрактные деифицированные элементы принципиально неантропоморфны. Другая примечательная особенность, соотносимая с данной, состоит в многочисленных примерах синонимии персонажей В. м. в том, что касается их функций и связей. Так, с солнцем, как небесным огнём, оказываются связаны Сурья, Савитар, Агни, Митра, Пушан, Ушас и др. И в других случаях сферы действия богов и их характеристики постоянно пересекаются и частично покрывают друг друга. Отсюда следует, что каждое божество характеризуется несколькими признаками, которые то актуализируются, то нейтрализуются, и что вся совокупность персонажей объединяется относительно ограниченным набором основных признаков. Именно это и создаёт синкретизм ведийских богов, полнее всего реализующийся в явлениях двух родов. С одной стороны, речь идёт о постоянных (иногда весьма длинных) рядах отождествлений типа «Ты Агни - Индра, … ты - Вишну, … ты - брахман, … ты, Агни, - царь Варуна, … ты бываешь Митрой, ты - Арьяман…» и т. д. (РВ II, 1). С другой стороны, эта особенность В. м. объясняет то, что каждое божество в данной ситуации могло возрастать в ранге и трактоваться как высшее независимо от его места в системе мифологии. Указанные черты, в частности тождество в заданном отношении, различия градуального характера, свойственные мифологическим персонажам, создают особую структуру ведийского мифологического пространства. В аспекте тождества оно тяготеет к текучести и непрерывности, в аспекте различения оно дискретно и счётно.

Мифологическое пространство Ведийской мифологии разнородно и производит несбалансированности его частей и слабой организованности в целом [неотчётливость иерархических связей (и Индра и Варуна - «цари богов»), смазанность границ между богами, богами и небогами, абстрактными и неабстрактными персонажами, между разными уровнями системы, между языковым и мифологическим топосом и т. п.]. Обилие версий одного и того же мифа (например, космогонического) или наличие единой схемы мифа, заполняющейся разными персонажами, создаёт принципиальную множественность мифологического описания и соответственно его интерпретаций, что увеличивает открытость системы Ведийской мифологии. В отношении основного корпуса мифов эта система весьма избыточна и недостаточно конструктивна. Более того, значительная часть персонажей Ведийской мифологии лишь в относительно небольшой степени объясняется или выводится из известных мифов. В этом отношении персонажи Ведической мифологии образуют имманентную систему с большим количеством информации (в теоретико-информационном смысле) её элементов, чем, например, боги древнегреческого пантеона, весьма полно описывающиеся через миф.

Особенности системы Ведийской мифологии, в частности её открытость и незавершённость, определили дальнейшие черты в её развитии в направлении создания больших спекулятивно-религиозных, теологических (включая и тяготеющие к монотеистическим решениям) и натурфилософских концепций. Эти условия, в частности, способствовали перекодированию тех или иных элементов В. м. или их конфигураций в духе морально-этических учений. Так, универсальный принцип, определяющий статус ведийской вселенной, равно приложимый к богам и людям, физическому и духовному, - рита (rtá), противопоставленный анрита (anrtá), беспорядку, хаотичности, отсутствию истины. Концепция рита приводит к понятию истины (satya) и в морально-оценочном плане, а также к понятию соответствующего поведения (vrata), а позднее и долга (включая учение о четырёх стадиях жизни). В этом смысле учение о rtá предвосхитило более поздние концепции кармы и дхармы.

Помимо высшего (божественного) уровня системы Ведийской мифологии
1), можно говорить ещё о ряде уровней:
2) деифицированные абстрактные понятия, женские божества (кроме Ушас);
3) полубожественные персонажи (чаще всего групповые: Рибху, апсары, гандхарвы, Вастос пати, ангирасы);
4) мифические герои и жрецы (Ману, Бхригу, Атхарван, Дадхьянч, Атри, Канва, Кутса и др.);
5) враждебные демонические персонажи, играющие заметную роль в мифологических сюжетах (как индивидуальные - Вритра, Вала, Шушна, Шамбара, Намучи и т. п., так и групповые - асуры, пани, даса, ракшасы, пишачи и др.);
6) деифицированные неантропоморфные объекты: ( : Дадхикра, Таркшья, Эташа, Пайдва; бык, козёл, черепаха, обезьяна, ), растения (ашваттха как образ мирового дерева), элементы ландшафта ( , и т. д.), атрибуты жертвоприношения (алтарь, подстилка из жертвенной травы, жертвенный столб, давильные и т. п.), символы (так называямая cakra, т. е. колесо - солнце, свастика, посуда, утварь и т. п.); показательно, что к одушевлённым предметам относятся алтарь, бубен, оружие, игральные кости, целебные мази и пр., якобы обладающие волей и способностью действовать;
7) человек в его религиозно-мифологическом аспекте: разные виды жрецов (брахман, хотар, удгатар, адхварью, атхарван), человек как объект мифологической системы (молитва, жертвоприношение и т. д.) и субъект соответствующих описаний; «отцы» (питары), усопшие предки, живущие на третьем небе и образующие особые семьи, иногда совпадающие с жреческими фамилиями (Васиштхи, Бхригу, Атхарваны, Ангирасы и т. п.).

Существует и другой (неипостасный) способ описания Ведийской мифологии. Он предполагает оперирование предикатами, т. е. основными и наиболее характерными действиями, свойственными мифологическим персонажам и описывающими основные параметры самой ведийской модели мира. Эти предикаты наилучшим образом выявляют повторяемость общих элементов В. м. При известном разнообразии форм языкового выражения одних и тех же предикатов они могут быть сведены к относительно небольшому числу мифологических мотивов. Более того, выделенные предикаты-мотивы допускают дальнейшую редукцию, в результате которой вычленяется несколько простейших действий. Их целесообразно интерпретировать не в терминах мифологических мотивов, а как элементарные космологические акты-инварианты, соответствующие определённым основным смыслам. К числу таких актов можно отнести создание опоры, установление опоры, осуществление посредничества (создание пространства), наполнение пространства, охватывание всего сущего (реализация свойства быть единым), выход за пределы вселенной и т. п. Эти акты в своей совокупности описывают становление вселенной и одновременно характеризуют её параметры, т. е. вскрывают основные черты ведийской модели мира.

Космологическая модель Ведийской мифологии исходит из противопоставления неорганизованного обуженного и вселяющего страх хаоса (ahas) организованному широкому пространству космоса (urú loká), между которыми есть путь; ведийская вселенная противопоставляется неведийской, а ведийский человек - неведийскому. Структура времени и пространства ориентирована на различение сакрального центра (рубеж старого и нового года, центр земли - место жертвоприношения) и профанической периферии; на цикличность и изоморфность большого и малого цикла [год и сутки, концентрические пространства вокруг алтаря по горизонтали (четыре страны света) при трёхчленной структуре по вертикали: небо (svarga loka) - земля - ад (nārakaloka, царство Ямы)], на сопряжённость времени и пространства (Брахман = год). Числовые константы - 3 и кратные трём числа: 9, 12, 33…, а также 4, 7.
Элементный состав - , земля, огонь, воздух, позже - эфир (акаша); метафизические сущности - сущее (sat): не-сущее (asat), связанное (diti): несвязанное (aditi). Существен для ведийской концепции изоморфизм макро- и микрокосма (ср. происхождение частей мира из членов первочеловека Пуруши).
Все эти элементы так или иначе отражены в мифах творения и в разных их вариантах [Отец-Небо и Мать-Земля, Пуруша, золотой зародыш, Нечто Единое (tad ekam), сущее, космический жар (tapas), Вишвакарман, Праджапати (самозарождение), космогонический процесс как жертвоприношение и т. д.]. Ведийская космогония таким образом в значительной степени определяет и ритуал (жертвоприношение воспринимается как образ космогонического акта) и мифологию.

Ядро Ведической мифологии образуют космогонические мифы , представленные рядом вариантов. Начальное состояние, соответствующее хаосу, описывается как полное отсутствие элементов вселенной и основных противопоставлений, обусловливающих её функционирование [«Тогда не было ни сущего, ни не-сущего. Не было ни воздушного пространства, ни неба над ним… Тогда не было ни смерти, ни бессмертия, не было разницы между днём и ночью… Всё это неразличимо текуче» (РВ X 129)]; вместе с тем подчёркивается монистический принцип («Без дуновения дышало Единое, и ничего кроме него не было»).

Начало творения дали воды, из них родилась вселенная, они её основа (ср. брахманы). Из вод возникли земля (обычно путём сгущения вод, более поздняя версия - путём пахтанья океана; сгущение же вод, отвердение их - результат совместной деятельности девов и асуров) и пища. Другой вариант - происхождение из вод яйца (в частности, золотого), из которого через год появился демиург Праджапати или бог-творец Брахман. Яйцо раскололось на золотую и серебряную половины, из них возникли соответственно небо и земля. В яджурведической литературе творение связывается с вепрем начальных времён (обычно отождествляемым с Праджапати), ныряющим в воды и из ила создающим землю. Некоторые тексты отражают версию, согласно которой земля и солнце (огонь) возникли из лотоса, плававшего в водах (также при участии Праджапати). Эта последняя версия, видимо, имеет свои истоки в космогонических представлениях автохтонного населения Индии. Также известны и другие поздние варианты мифа о творении (например, в упанишадах), являющиеся уже результатом натурфилософских спекуляций, но сохраняющих и исконную мифологическую основу. Ср., например, версию о творце, отождествляемом со смертью или голодом, пожелавшем воплотиться, т. е. создать тварный мир («Брихадараньяка-упанишада»). Дальнейшие вариации этого мотива - создание жертвы (в частности, для Праджапати, создавшего потом дева и асур) и из частей её основных элементов - вселенной - приобретают значение самодовлеющего целого. Речь идёт прежде всего о создании вселенной из членов тела первочеловека Пуруши (РВ X 90; АВ X 2) - как природной, так и социальной организации («Когда разделили Пурушу, … брахманом стали его уста, руки - кшатрией, бёдра его - вайшьей, из ног возник шудра. Луна родилась из мысли, из глаз возникло солнце, … из головы возникло небо…»); в основе этого варианта лежит древних человеческих жертвоприношений. Подобно этому ашвамедха дала начало мифологическому варианту творения мира из частей коня («Брихадараньяка-упанишада»).
Начиная с «Атхарваведы», нередко отождествляется с жертвоприношением и Вишну, с которым уже в «Ригведе» связана мифологема о трёх шагах, создающих вселенную и моделирующих как структуру её, так и функцию центра, исполняемую Вишну. Обычно эта мифологема включается в миф о борьбе с демоном Вритрой, в которой Вишну помогает Индре. Творение как результат жертвоприношения связывается также с Вишвакарманом, «творцом всего», являющимся то как плотник, то как кузнец, то как ваятель, или с Тваштаром, демиургом и искусным мастером. В частности, Тваштар породил Брихаспати (или Брахманаспати), который как божественный первожрец также имеет отношение к творению. Вишвакарман, Тваштар, Брихаспати в мифе нередко изофункциональны (подобны) Праджапати. Наконец, иногда первичная космогоническая функция приписывается в мифе Индре, разъединившему небо и землю, укрепившему землю и установившему небесный свод, что привело к созданию этого мира, характеризуемого дуальностью (верхний мир - нижний мир, день - ночь, дева - асуры и т. д.).

Перечисленный круг мифов и мифологических мотивов составляет периферию в Ведийской мифологии, отражающую как бы предысторию творения. В центре Ведической мифологии - мифы о «втором творении», точнее говоря, основной миф о борьбе Индры с его противником, воплощающим силы хаоса, неопределённости, деструкции, и создании новой вселенной, организованной на иных началах. В качестве противника Индры выступают прежде всего демоны - чудовища Вритра, Вала, реже Шушна, Пани и др., скрывающие скот (в скале, в пещере), солнце, утреннюю зарю или сковывающие воды. Победа Индры приводит к освобождению скота, вод и т. д., расчленению чудовища на части, воссозданию космоса, в частности в том его аспекте, который связан с плодородием, богатством, потомством, с переходом от экстенсивного использования природы к интенсивному, т. е. к специфически ведийскому социальному космосу.

Этот основной миф, варьирующийся в многочисленных версиях, содержит ряд существенных мотивов [например, чудовище на горе (холме), охраняющее напиток бессмертия (амриту), сому, или в водах и т. п.], которые, с одной стороны, помогают установить связь основного мифа с другими мифологическими мотивами, являющимися его трансформациями, а с другой стороны, дают возможность конкретизировать его роль в жизни ведийского общества. Так, становится весьма вероятным предположение, что этот основной миф был своего рода сценарием, воспроизводимым в ритуале перехода, приуроченном к новому году, т. е. к тому критическому моменту, когда в соответствии с циклической концепцией времени космос возвращается к своему изначальному недифференцированному состоянию, и особый ритуал должен был заново синтезировать космос, повторив все этапы его становления, имевшие место в «первоначальные» времена.
Таким образом, в основном мифе и ритуале актуализировалась связь мифологической диахронии и синхронии, происходило приобщение к истокам, в частности, через своего рода инициацию (таинство), связанную с отождествлением участника ритуала (или воспринимающего миф) с божественным персонажем основного мифа, проверялась и удостоверялась структура вселенной и ведийского общества. Благодаря основному мифу происходила как бы физическая и нравственная регенерация как всего коллектива в целом, так и его отдельных членов. Обобщённые отражения этой ситуации были в состоянии запечатлеваться в различных образах - от сновидений до таких синтетических концепций, как мировое дерево, брахман и т. п., вокруг которых мог разыгрываться сценарий основного мифа. Разумеется, существовало значительное количество других мифов, но большая их часть в той или иной степени дублировала схему основного мифа или расширяла и модифицировала её (ср. варианты, связанные с заменой Индры или включением других богов в качестве его помощников). Не случайно, что количество мифов, связанных с данным божеством, в значительной степени зависит от включённости этого божества в схему основного мифа. С персонажами, наделёнными абстрактно-космогоническими функциями (Агни, Сома, Варуна и т. п.), связано весьма небольшое число мифов.

Ведийской мифологии, как она отражена в древнейших текстах, предполагает свободную композицию мифов на основе всей совокупности мифопоэтических знаний (veda); каждый сюжет, мотив, атрибут мифологичен в принципе и не требует для своего объяснения специального мифа в установившейся, законченной форме. В то же время в недрах В. м., понимаемой как нечто единое, но представленное в многообразии вариантов, начинали складываться (и чем дальше, тем больше и определённее) мифологические мотивы, мифологемы и целые мифы, которые со временем отрывались от общего ствола и приобретали большую или меньшую , например, любви царя Пурураваса к апсаре Урваши, ставшая впоследствии знаменитой благодаря литературной обработке, и др.
Историко-культурное значение Ведийской мифологии исключительно велико. Она оказалась истоком великих религиозно-философских концепций, зародившихся позже в Индии, и послужила основой для поэтического творчества.
Ряд мифологических мотивов получил яркое выражение в последующей литературе и изобразительном искусстве народов Индии и за её пределами.

Литература:
Миллер В. Ф., Очерки арийской мифологии в связи с древнейшей культурой, т. 1, М., 1876;
Овсянико-Куликовский Д. Н., Религия индусов в эпоху Вед, «Вестник Европы», 1892, т. 2-3;
Огибенин Б. Л., Структура мифологических текстов «Ригведы», М., 1968;
Елизаренкова Т. Я., Мифология Ригведы, в кн.: Ригведа, М., 1972;
Bergaigne A., La religion vèdique d’après les hymnes du Rig-Vèda, v. 1-4, P., 1878-97;
Maedonell A. A., Vedic mythology, Strassburg, 1897;
Bloomfield M., The religion of the Veda, N. Y.-L., 1908;
Schroeder L. von, Arische Religion, Bd 1-2, Lpz., 1916-23;
Oldenberg H., Die Religion des Veda, 2 Aufl., Stuttg.-B., 1917;
Griswold H., The religion of Rigveda, L., 1923;
Keith A. B., The religion and philosophy of the Veda and Upanishads, H. 1-2, Camb., 1925;
Dumézil G., Mitra - Varuna. Essai sur deux représentations indo-europèennes de la souverainete, P., 1948;
Dumézil G., Les Dieux des Indo-Européens, P., 1952;
Renou L., Religions of ancient India, 2 ed., Delhi, 1972;
Lüders H., Varuna, t. 1-2, Gött, 1951-59;
Thieme P., Mitra and Aryaman, New Haven, 1957;
Gonda J., Some observations on the relations between «gods» and «powers» in the Veda…, s’Gravenhage, 1957;
Gonda J., Die Religionen Indiens, t. 1-2, Stuttg., 1960-63;
Moeller V., Die Mythologie der vedischen Religion und des Hinduismus, в кн.: Wörterbuch der Mythologie, hrsg. von H. W. Haussig, Abt. 1, Lfg. 8, Stuttg., 1966;
Bhattacharji S., The Indian theogony, Camb., 1970;
Kuiper F. B. J., Cosmogony and conception: a Query, «History of religions», 1970, v. 10, № 2.

Энциклопедия "Мифы народов мира", Москва "Росскийская энциклопедия", 1994 г.

В ведийской и индуистской мифологии полубожественные женские существа, обитающие преимущественно в небе, но также и на земле – в реках, лесах, на горах.

Бали , в индуистской мифологии могущественный властитель, царь-асура, вступивший в борьбу с богом солнца Индрой. Является героем пуранической литературы индуизма. Бали был наказан Ваманой, аватарой Вишну.

Вритра , в древнеиндийской мифологии демон, противник Индры, преградивший течение рек; олицетворение хаоса и тьмы. Вритра рожден матерью демонов-данавов Дану, дочерью Дакши.

Гандхарвы , в древнеиндийской мифологии группа полубогов, в эпосе и пуранах рисуются как певцы и музыканты, которые услаждают богов на их празднествах и пиршествах.

Гаруда – в индуистской мифологии царь птиц, сын мудреца Кашьяпы и богини ночи Дакши, ездовое животное Вишну. Когда Гаруда родился, боги, ослепленные сиянием его тела, приняли его за Агни, бога огня, и восславили как олицетворение солнца. Гаруда враждовал со змеями-нагами, "пожирателем" которых являлся.

Наги – в индуистской мифологии полубожественные существа со змеиным туловищем и одной или нескольскими человеческими головами, дети Кадру, жены мудреца Кашьяпы. Наги являлись владыками подземного мира – паталы, где находилась их столица Бхогавати и где они стерегли несметные сокровища земли.

Равана – царь армии демонов ракшасов. Пользуясь благосклонностью Брахмы, Равана принудил служить себе старых ведийских богов: Агни сделал поваром, Варуну – водовозом, Ваю заставил мести свой дворец.

Ракшасы , в ведийской и индуистской мифологии злые демоны; их представляли в виде огромных чудовищ с многими головами, рогами, клыками. Повелителем демонов-ракшасов был Равана, десятиголовый ракшас, мифический властитель острова Ланка.

Хираньякашипу – в пуранических писаниях индуизма был царем дайтиев и демоном-асурой. Вишну воплотился в своего четвертого аватара Нарасимху, который явился в образе получеловека-полульва и разорвал этого демона на части.

Хираньякша – в пуранических эпических поэмах демон-асура, сын матери великанов и демонов Дити и мудреца Кашьяпы, внук Дакши. Он со своей палицей атаковал Сваргу, заставляя божеств c горы Меру бежать в страхе и панике.

Шеша – в индуистской мифологии тысячеголовый змей, который поддерживал землю и служил ложем для Вишну, когда тот спал в интервалах между творениями мира.

Якши – в индуистской мифологии полубожественные существа, которые родились из стопы Брахмы одновременно с ракшасами, одним из основных классов демонов. Якши были благожелательны к людям, они охраняли его чудесные сады бога богатства Куберы, а также сокровища, зарытые в земле и пещерах.

    вала́х - валах, а; р. мн. ов … Русское словесное ударение

    Вала - Вала, город в уделе колена Симеона (Нав 19:3), возм., тождествен см. Билге … Библейская энциклопедия Брокгауза

    ВАЛА - (др. инд. Vala, букв. «охватывающий», «скрывающий»), в ведийской мифологии имя демона, скрывающего в пещере коров, похищенных Пани, и название самой пещеры. В. упоминается в «Ригведе» 24 раза. Основной миф о В.: Пани похищает коров и прячет их в… … Энциклопедия мифологии

    вала - сущ., кол во синонимов: 2 астероид (579) река (2073) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов

    Вала - У этого термина существуют и другие значения, см. Вала (значения). Вала (альтернативное название вале, ала, уала, валба, виле) народ, проживающий на территории севера запада Ганы, между реками Чёрная Вольта и Кулпон. Содержание 1… … Википедия

    Вала - Sp Valà õs Ap Вала/Vala L u. RF (Udmurtijoje) …

    Валаўск - Sp Valáuskas Ap Валаўск/Valawsk baltarusiškai (gudiškai) Ap Валавск/Valavsk rusiškai L P Baltarusija … Pasaulio vietovardžiai. Internetinė duomenų bazė

    Вала - (Vala) Катри (псевдоним; настоящее имя и фамилия Карин Алисе Ваденстрём; Wadenström, др. псевдонимы Пекка, Виктория, Ильмаринен) (11.9.1901, Муонио, Финляндия, 28.5.1944, Стокгольм), финская поэтесса и публицист. Литературную деятельность … Большая советская энциклопедия

    Вала - (от корня, значащего: отпадать) (Нав.15:29) город в колене Симеоновом; называется также Ваала (Нав.15:29), и Билга (1Пар.4:29) …

    Вала - В’ала (Нав.19:3) см. Билга … Библия. Ветхий и Новый заветы. Синодальный перевод. Библейская энциклопедия арх. Никифора.

    Вала - в вед. миф. имя демона, скрывающ. в пещере коров, похищен. Пани, и назв. самой пещеры … Древний мир. Энциклопедический словарь

Книги

  • Памятники архитектуры Москвы Территория между Садовым кольцом и границами города XVIII века от Земляного до Камер-Коллежского вала вкладка , Макаревич Г. (ред.). Территория между Садовым кольцом и границами города XVIII века " (от Земляного до Камер-Коллежского вала).. РЕПРИНТ ИЗДАНИЯ 1998. Вкладка: 2 карты (суперобложка является одной из… Купить за 4307 руб
  • Памятники архитектуры Москвы Юго-восточная и южная части территории между Садовым кольцом и границами города XVIII века от Земляного до Камер-Коллежского вала вкладка , Макаревич Г. (ред.). Юго-восточная и южная части территории между Садовым кольцом и границами города XVIII века " (от Земляного до Камер-Коллежского вала). РЕПРИНТ ИЗДАНИЯ 1998. Вкладка: 2 карты (суперобложка…